Адреса интересных и полезных сайтов
http://psyfactor.org/lib/lider2.htm
http://res.krasu.ru/paradigma/2/8.htm
В записную книжку:
Синергия – эффект, при котором совместное воздействие нескольких компонентов на объект превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности
Специализация - приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии.
Кооперация – особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или же в различных, но связанных между собою процессах труда
Менеджмент – целенаправленная деятельность руководителя по практическому решению управленческих задач
Менеджмент - руководящий состав организации
.
Глава 1.2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА § 1.2.1. Язык руководства и управления
Основой построения и применения профессионального языка является совокупность понятий с их определениями. Естественно, что в этом комплексе используется ряд основополагающих научных понятий, общих для всей системы знаний. Вместе с тем, определения большинства конкретных терминов требуют адаптации к реальным проблемам менеджмента. Особое значение при этом имеет функциональная адекватность применяемых понятий и их определений целям, условиям и объектам руководства и управления.
Одним из важнейших требований к современному языку менеджмента является универсальность, обеспечивающая возможность его понимания каждым профессионалом и применения полученных знаний в любой организации, на любой должности, где бы вы ни работали. Дело в том, что в использовании тех или иных терминов возникают противоречия между разными точками зрения. Их причины заключаются не только в недостаточной профессиональной подготовке менеджеров, но и в неразборчивом заимствовании зарубежного опыта. Нередко ученые и практики активно, но поверхностно переходят на терминологию западного менеджмента, что не всегда адаптирует понимание и применение этих концепций к российской действительности. Поэтому необходимо представлять языка менеджмента понятными определениями, объединяемыми словарем в алфавитном порядке.
| | |
Исключительно велика коммуникационная роль общепринятого языка менеджмента, поскольку изученные в нем понятия и категории на практике должны однозначно квалифицироваться, применяться и восприниматься каждым человеком в любой организации. Это означает, что любой работник организации должен свободно общаться внутри организации с менеджером любого уровня на профессиональном языке менеджмента. Он позволяет раскрывать природу, содержание, структуру, цели и методику применения. представленных в словаре понятий их содержательной взаимосвязи.
Основные научные категории, законы, правила, положения и методы, которые использует менеджмент, применяются также в смежных дисциплинах. Каждая из них представляет одну из многочисленных сторон в общей системе профессиональных знаний современного менеджера. Язык менеджмента, содержательно представляющий все эти дисциплины, позволяет специалисту четко ориентироваться в широком круге публикаций, наблюдений и других источников профессиональных знаний
Изучение дисциплины осуществляется не в алфавитном порядке, а в соответствии с логикой «от простого к сложному». Такую последовательность отражает тезаурус (от греческого – сокровище) выстраивающий содержание словаря по принципу «от первичного» к производному» Открывает тезаурус приоритетное понятие современного менеджмента – цель. Субъективная по своей природе, цель разрабатывается и принимается на основе необходимости и возможности ее достижения. Два этих начала, их соотношение, сопоставление и взаимодействие обусловливают руководство организацией, в силу чего именно они определяют природу менеджмента во всех его формах и проявлениях.
Следующий уровень тезауруса представляет наиболее широко и разнообразно применяемые понятия процесса и системы, отражающие динамику и статику организации. При этом, если в понимании термина «процесс» определяющими положениями являются последовательности и изменения,
то в определении, восприятии, понимании и применении термина «система» наиболее существенное, решающее значение имеют элементы и связи.
При этом необходимо еще раз отметить, что все известные или представляемые нами процессы или системы можно рассматривать в качестве соотношения случайного и целенаправленного начал.
Определение процесса как последовательности изменений отражает его общее, универсальное, начальное представление. Оно описывает любые процессы и, прежде всего, объективные. Если же сформулировать определение понятия «процесс» с позиции осуществляющего его менеджера, то он определяется, как последовательность целенаправленных действий.
Именно это понимание процесса будет рассматриваться и применяться далее для представления понятий руководства, управления, менеджмента.
В менеджменте все планируемые и осуществляющиеся действия отражаются двумя основными формами: исследованием и воздействием. При этом исследование ставит своей единственной целью формирование, в той или иной степени, исчерпывающего представления об организации
а, воздействие - отражает всю совокупность и разнообразие планируемых, разрабатываемых и осуществляемых менеджером действий, с целью изменения состояния организации, ее функционирования или развития.
Сущность, содержание и основные качества организации (как процесса, так и системы) наиболее точно отражаются не только составом элементов, но и характером и конфигурацией устанавливающихся между ними связей. Достаточно провести самый поверхностный анализ любых процессов или систем, чтобы убедится в том, что именно связи играют определяющую роль в построении реальных организаций. В менеджменте связи проявляются в структуре, которая определяет внутреннее строение системы,
и форме, которая отражает внешний вид, образное представление, основу идентификации, определенное восприятие системы или процесса.
Форма и структура определяют общее строение организации, что во многом раскрывает ее сущность и содержание с позиций менеджмента. Форма выделяет общий вид и особенности построения, не отражая такую характеристику процесса, как последовательность. Между тем, именно последовательность является основополагающей характеристикой построения процесса постановки и достижения цели, что обусловливает необходимость ее использования в определении менеджмента. В этой связи, более точно построение процессов менеджмента представляются понятием «процедура».
Такое определение подразумевает не только четкое определение этапов, но и конкретное представление условий перехода от одного действия к другому. В менеджменте параметры и характеристики процедурного построения устанавливают порядок исследования и воздействия.
Определение порядка, имеет особое значение в менеджменте, поскольку между понятиями «организация» и «порядок» проводится прямая аналогию. Форма, структура, процедура, их построение и функционирование, как реальные проявления менеджмента и управления, традиционно отражают установившиеся представления об организации, закрепляют и описывают сложившийся или установленный в организации порядок. Всеми своими проявлениями он обеспечивает стабильность организации, понятность и предсказуемость ее функционирования и развития.
Для эффективного достижения поставленных целей необходима реализация достаточно строгого порядка. В этом смысле определение места и роли каждого элемента, установление последовательности проектирования и осуществления процесса представляет сложнейшую задачу. Ее решение может отражаться алгоритмом, представляющим математическую формализацию технологии или процедуры, выполняемых в соответствии с принятым порядком.
Разработка, принятие и реализация определенного порядка предполагают установление соподчиненности элементов организации в виде иерархии.
Определяя, устанавливая и обеспечивая стабильный порядок взаимодействия руководителей и подчиненных, иерархия выступает также в роли оси организации, определяя взаимодействие элементов любого построения.
Определенные выше понятия менеджмента, позволяют представить основной состав и структуру тезауруса в следующем виде:
СЛУЧАЙНОСТЬ
| | ЦЕЛЬ
|
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
| | ДЕЙСТВИЯ
| | СВЯЗИ
| | ЭЛЕМЕНТЫ
| ИССЛЕДОВАНИЕ
| | ВОЗДЕЙСТВИЕ
| | СОДЕРЖАНИЕ
| ПРОЦЕДУРА
| | ПОРЯДОК
| | СТРУКТУРА
| | ФОРМА
| АЛГОРИТМ
| | | ИЕРАРХИЯ
| | СТРОЕНИЕ
| МЕХАНИЗМ
| | ПРАВИЛА
| | ПОЛНОМОЧИЯ
| | СТАТУС
|
Рис. 1.2.1.1.. Тезаурус менеджмента
Представленный на рисунке 1.2.1.1 тезаурус менеджмента завершается группой терминов, определяющих формы и содержание деятельности менеджера. Многие из них хорошо знакомы, но все же требуют профессионального определения и позиционирования. Так практическое применение установленного порядка осуществляется в форме принятия и реализации свода конкретных правил, как совокупности выработанных принципов, рекомендаций, требований и норм организации, процессов построения функционирования и совершенствования организаций.
С одной стороны, устанавливая, регламентируя и расписывая разработку и осуществление процедур и алгоритмов, построение и представление систем, правила обеспечивают формирование и применение конкретного механизма.
Именно механизм наиболее точно отражает и представляет собой объединение процессов и систем в ходе их функционирования и развития.
С другой стороны, детализируя обязанности и требования к участникам на основании положений иерархии, именно правила наиболее полно раскрывают, представляют и закрепляют их реальные полномочия.
Форма, строение, состав и содержание полномочий утверждаются и закрепляются присваиваемым статусом. Статус регистрируется или складывается представлением, отражающим и подтверждающим официальное или общественное признание прав, состояния, отношения и ответственности.
Статусом устанавливается состав признаваемых полномочий каждого элемента, всей организации в целом или ее подразделений. Формирование и закрепление статуса может носить неформальный характер.
Официальный статус должности работника определяет его право принимать те или иные решения. Решения определяют путь устранения проблемы.
Исполнение принятого менеджером решения, в конечном счете, и должно обеспечить достижение поставленной им цели. Приведенные в тезаурусе понятия ни в коем случае не исчерпывают, а только открывают и обозначают основные направления становления, специализации и применения профессионального языка менеджера.
Базовый эшелон тезауруса менеджмента выделяет две основные формы реализации организации в виде процесса и системы, обусловливающие состав процессуально-системного уровня. Им определяются основные понятия организации процессов и систем следующим образом:
| ПРОЦЕСС
|
|
|
| СИСТЕМА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ГЕНЕЗИС
|
| ОНТОГЕНЕЗ
|
| СОЕДИНЕНИЕ
|
| ЦЕЛОЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
| ПЕРИОД
|
| ЦИКЛ
|
| ИНТЕГРАЦИЯ
|
| СОСТАВ
|
|
|
|
|
|
|
|
| СТАДИЯ
|
| ФАЗА
|
| КОММУТАЦИЯ
|
| СВОЙСТВА
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЭТАП
|
| ОПЕРАЦИЯ
|
| КООПЕРАЦИЯ
|
| СИНЕРГИЯ
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 1.2.1.2. Термины процессуально-системного уровня
Такое двухмерное представление комплекса основных процессуальных и системных понятий менеджмента позволяет выделить их взаимосвязи. Процессуальная составляющая тезауруса открывается лгически необходимым и приоритетно хронологически обусловленным понятием генезиса,
последовательно отражающим и рассматривающим происхождение процесса или системы по стадиям возникновения, становления и развития организации. Такой подход характерен для хронологически последовательного исследования менеджмента.
Как собственно весь процесс, так и любой его отрезок, осуществляются на протяжении определенного промежутка времени, получившего название период.
В таком понимании термин период имеет ярко выраженное процессуальное применение, отражающее его внутреннюю временную структуризацию. Вместе с тем, он становится исходным положением свойства периодичности, имеющего важное значение в представлении и исследовании менеджмента.
Периоды возникновения, становления и развития любой организации объективно сменяется периодами стагнации, распада и ликвидации, что в комплексе определяет понятие онтогенез.
Периодическое повторение соответствующего шести этим составляющим процесса, представляет собой жизненный цикл организации как объективно сложившуюся осуществляющуюся последовательность сменяющих друг друга состояний.
На этом основании в менеджменте циклом принято называть периодически повторяющуюся последовательность. В том случае когда период повторения определенной последовательности соответствует всей продолжительности существования организации, он получает наименование жизненного цикла.
Часть жизненного цикла организации или любого другого цикла определяющая сущность, продолжительность и момент проявления происходящего на протяжении конкретного отрезка процесса выражается понятием фаза.
Оно чаще всего применяется для определения внешнего, образного восприятия состава и содержания рассматриваемой части процесса. Это позволяет относить анализируемое к конкретной части процесса.
Анализ процесса или его части по критерию качественной однородности содержания осуществляемых на их протяжении перемен приводит к выделению стадии.
Этим понятием, как правило, выделяется существенное внутреннее содержание происходящего на протяжении конкретной части процесса, приводящее к явным, серьезным, качественным переменам в состоянии организации.
Необходимость разработки, проектирования, осуществления, оперативного анализа, оценки эффективности осуществления процесса и возможности влияния на него еще в ходе реализации приводит к выделению этапа,
как результата разделения процесса на отрезки, характеризующиеся получением конкретного промежуточного результата. Суть применения этапного подхода проявляется в стремлении к обеспечению возможности оптимизации процесса управления. Первичной составляющей любого процесса является целенаправленная операция,
складывающаяся из разнообразных определенным образом комбинируемых универсальных действий. Именно операция, ее профессиональное содержание и последовательная кооперация в целенаправленный процесс и представляют собой первичную составляющую процесса.
Логическая последовательность выделения основных составляющих процесса представляется следующим образом:
q из простейших первичных действий целенаправленно и последовательно складываются все профессионально выполняемые операции,
q они объединяются в образно выраженные стадии ,
q результаты осуществления, которых выделяют промежуточные этапы,
q входящие в характерно выявляемые и наблюдаемые фазы,
q циклов, из которых, в конечном счете, и строится
q процесс постановки и достижения цели в целом.
Комплексом приведенных, общепринятых в научном общении терминов и их дефиниций определяется процессуальный сегмент тезауруса, который последовательно развивается створом терминов и понятий системного сегмента. Его логично и необходимо открывает понятие «соединение»,
отражающее установление взаимосвязи или образование единого целого. Это понятие наиболее точно отражает связи, поскольку представляет сущность явления происходящего в процессе и его конечный результат, выражающийся в организации системы. Частным случаем соединения становится объединение, представляющее непосредственное создание единого целого из частей.
Одной из самых распространенных форм соединения является интеграция,
отражающая объединение частей в общую организацию, определяемую их составом и взаимосвязями. В ряде случаев интеграция понимается так же, как процесс организации, осуществляющийся путем включения элементов в единую систему. Значительно более сложной, инвариантной формой соединения является коммутация,
означающая установление временных, частных, развивающихся и меняющихся связей. То, в каком виде и каким образом устанавливаются эти связи между отдельными составляющими, определяется как фазами процесса, так и свойствами систем организации.
Целенаправленное построение постоянных или длительных связей, определяемых программными целями, технологией и т. д. получило название кооперация,
.
отражающая форму взаимодействия между самостоятельными процессами или системами. Именно кооперация на основе разделения и специализации является наиболее продуктивной и конструктивной формой организации сложных, многофакторных процессов и систем.
И, наконец, понятие эффекта, во имя которого осуществляется любая организация – синергии, отражающего целенаправленно создаваемые в результате менеджмента, новые качества процессов или систем.
Именно синергия организации, е достижение и использование и является главным ресурсом современного менеджера.
Контрольные вопросы ???
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|