Сделай Сам Свою Работу на 5

Адреса интересных и полезных сайтов





http://psyfactor.org/lib/lider2.htm

 
 

http://res.krasu.ru/paradigma/2/8.htm

 
 

 

 

В записную книжку:

Синергияэффект, при котором совместное воздействие нескольких компонентов на объект превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности

Специализация - приобретение специальных знаний и навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии.

Кооперация особая форма организации труда, при которой много людей совместно участвуют в одном и том же или же в различных, но связанных между собою процессах труда

Менеджмент целенаправленная деятельность руководителя по практическому решению управленческих задач

Менеджмент - руководящий состав организации

.

Глава 1.2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА § 1.2.1. Язык руководства и управления

 

Основой построения и применения профессионального языка является совокупность понятий с их определениями. Естественно, что в этом комплексе используется ряд основополагающих научных понятий, общих для всей системы знаний. Вместе с тем, определения большинства конкретных терминов требуют адаптации к реальным проблемам менеджмента. Особое значение при этом имеет функциональная адекватность применяемых понятий и их определений целям, условиям и объектам руководства и управления.



Одним из важнейших требований к современному языку менеджмента является универсальность, обеспечивающая возможность его понимания каждым профессионалом и применения полученных знаний в любой организации, на любой должности, где бы вы ни работали. Дело в том, что в использовании тех или иных терминов возникают противоречия между разными точками зрения. Их причины заключаются не только в недостаточной профессиональной подготовке менеджеров, но и в неразборчивом заимствовании зарубежного опыта. Нередко ученые и практики активно, но поверхностно переходят на терминологию западного менеджмента, что не всегда адаптирует понимание и применение этих концепций к российской действительности. Поэтому необходимо представлять языка менеджмента понятными определениями, объединяемыми словарем в алфавитном порядке.



 
 

 

 


Исключительно велика коммуникационная роль общепринятого языка менеджмента, поскольку изученные в нем понятия и категории на практике должны однозначно квалифицироваться, применяться и восприниматься каждым человеком в любой организации. Это означает, что любой работник организации должен свободно общаться внутри организации с менеджером любого уровня на профессиональном языке менеджмента. Он позволяет раскрывать природу, содержание, структуру, цели и методику применения. представленных в словаре понятий их содержательной взаимосвязи.

Основные научные категории, законы, правила, положения и методы, которые использует менеджмент, применяются также в смежных дисциплинах. Каждая из них представляет одну из многочисленных сторон в общей системе профессиональных знаний современного менеджера. Язык менеджмента, содержательно представляющий все эти дисциплины, позволяет специалисту четко ориентироваться в широком круге публикаций, наблюдений и других источников профессиональных знаний

Изучение дисциплины осуществляется не в алфавитном порядке, а в соответствии с логикой «от простого к сложному». Такую последовательность отражает тезаурус (от греческого – сокровище) выстраивающий содержание словаря по принципу «от первичного» к производному» Открывает тезаурус приоритетное понятие современного менеджмента – цель. Субъективная по своей природе, цель разрабатывается и принимается на основе необходимости и возможности ее достижения. Два этих начала, их соотношение, сопоставление и взаимодействие обусловливают руководство организацией, в силу чего именно они определяют природу менеджмента во всех его формах и проявлениях.



 

Следующий уровень тезауруса представляет наиболее широко и разнообразно применяемые понятия процесса и системы, отражающие динамику и статику организации. При этом, если в понимании термина «процесс» определяющими положениями являются последовательности и изменения,

то в определении, восприятии, понимании и применении термина «система» наиболее существенное, решающее значение имеют элементы и связи.

 
 

 

 


При этом необходимо еще раз отметить, что все известные или представляемые нами процессы или системы можно рассматривать в качестве соотношения случайного и целенаправленного начал.

Определение процесса как последовательности изменений отражает его общее, универсальное, начальное представление. Оно описывает любые процессы и, прежде всего, объективные. Если же сформулировать определение понятия «процесс» с позиции осуществляющего его менеджера, то он определяется, как последовательность целенаправленных действий.

 


Именно это понимание процесса будет рассматриваться и применяться далее для представления понятий руководства, управления, менеджмента.

В менеджменте все планируемые и осуществляющиеся действия отражаются двумя основными формами: исследованием и воздействием. При этом исследование ставит своей единственной целью формирование, в той или иной степени, исчерпывающего представления об организации

 

а, воздействие - отражает всю совокупность и разнообразие планируемых, разрабатываемых и осуществляемых менеджером действий, с целью изменения состояния организации, ее функционирования или развития.

 
 

 

 


Сущность, содержание и основные качества организации (как процесса, так и системы) наиболее точно отражаются не только составом элементов, но и характером и конфигурацией устанавливающихся между ними связей. Достаточно провести самый поверхностный анализ любых процессов или систем, чтобы убедится в том, что именно связи играют определяющую роль в построении реальных организаций. В менеджменте связи проявляются в структуре, которая определяет внутреннее строение системы,

 

и форме, которая отражает внешний вид, образное представление, основу идентификации, определенное восприятие системы или процесса.

 
 

 


Форма и структура определяют общее строение организации, что во многом раскрывает ее сущность и содержание с позиций менеджмента. Форма выделяет общий вид и особенности построения, не отражая такую характеристику процесса, как последовательность. Между тем, именно последовательность является основополагающей характеристикой построения процесса постановки и достижения цели, что обусловливает необходимость ее использования в определении менеджмента. В этой связи, более точно построение процессов менеджмента представляются понятием «процедура».

 


Такое определение подразумевает не только четкое определение этапов, но и конкретное представление условий перехода от одного действия к другому. В менеджменте параметры и характеристики процедурного построения устанавливают порядок исследования и воздействия.

 

 

Определение порядка, имеет особое значение в менеджменте, поскольку между понятиями «организация» и «порядок» проводится прямая аналогию. Форма, структура, процедура, их построение и функционирование, как реальные проявления менеджмента и управления, традиционно отражают установившиеся представления об организации, закрепляют и описывают сложившийся или установленный в организации порядок. Всеми своими проявлениями он обеспечивает стабильность организации, понятность и предсказуемость ее функционирования и развития.

Для эффективного достижения поставленных целей необходима реализация достаточно строгого порядка. В этом смысле определение места и роли каждого элемента, установление последовательности проектирования и осуществления процесса представляет сложнейшую задачу. Ее решение может отражаться алгоритмом, представляющим математическую формализацию технологии или процедуры, выполняемых в соответствии с принятым порядком.

 
 

 

 


Разработка, принятие и реализация определенного порядка предполагают установление соподчиненности элементов организации в виде иерархии.

 

 

Определяя, устанавливая и обеспечивая стабильный порядок взаимодействия руководителей и подчиненных, иерархия выступает также в роли оси организации, определяя взаимодействие элементов любого построения.

Определенные выше понятия менеджмента, позволяют представить основной состав и структуру тезауруса в следующем виде:

 

СЛУЧАЙНОСТЬ   ЦЕЛЬ

ПРОЦЕСС     СИСТЕМА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ   ДЕЙСТВИЯ   СВЯЗИ   ЭЛЕМЕНТЫ
ИССЛЕДОВАНИЕ   ВОЗДЕЙСТВИЕ   СОДЕРЖАНИЕ
ПРОЦЕДУРА   ПОРЯДОК   СТРУКТУРА   ФОРМА
АЛГОРИТМ     ИЕРАРХИЯ   СТРОЕНИЕ
МЕХАНИЗМ   ПРАВИЛА   ПОЛНОМОЧИЯ   СТАТУС
РЕШЕНИЕ   ИСПОЛНЕНИЕ

 

Рис. 1.2.1.1.. Тезаурус менеджмента

Представленный на рисунке 1.2.1.1 тезаурус менеджмента завершается группой терминов, определяющих формы и содержание деятельности менеджера. Многие из них хорошо знакомы, но все же требуют профессионального определения и позиционирования. Так практическое применение установленного порядка осуществляется в форме принятия и реализации свода конкретных правил, как совокупности выработанных принципов, рекомендаций, требований и норм организации, процессов построения функционирования и совершенствования организаций.

 

 


С одной стороны, устанавливая, регламентируя и расписывая разработку и осуществление процедур и алгоритмов, построение и представление систем, правила обеспечивают формирование и применение конкретного механизма.

 


Именно механизм наиболее точно отражает и представляет собой объединение процессов и систем в ходе их функционирования и развития.

С другой стороны, детализируя обязанности и требования к участникам на основании положений иерархии, именно правила наиболее полно раскрывают, представляют и закрепляют их реальные полномочия.

 

 

Форма, строение, состав и содержание полномочий утверждаются и закрепляются присваиваемым статусом. Статус регистрируется или складывается представлением, отражающим и подтверждающим официальное или общественное признание прав, состояния, отношения и ответственности.

 
 

 


Статусом устанавливается состав признаваемых полномочий каждого элемента, всей организации в целом или ее подразделений. Формирование и закрепление статуса может носить неформальный характер.

Официальный статус должности работника определяет его право принимать те или иные решения. Решения определяют путь устранения проблемы.

 

Исполнение принятого менеджером решения, в конечном счете, и должно обеспечить достижение поставленной им цели. Приведенные в тезаурусе понятия ни в коем случае не исчерпывают, а только открывают и обозначают основные направления становления, специализации и применения профессионального языка менеджера.


Базовый эшелон тезауруса менеджмента выделяет две основные формы реализации организации в виде процесса и системы, обусловливающие состав процессуально-системного уровня. Им определяются основные понятия организации процессов и систем следующим образом:

ПРОЦЕСС       СИСТЕМА  
                     
ГЕНЕЗИС   ОНТОГЕНЕЗ   СОЕДИНЕНИЕ   ЦЕЛОЕ
               
ПЕРИОД   ЦИКЛ   ИНТЕГРАЦИЯ   СОСТАВ
               
СТАДИЯ   ФАЗА   КОММУТАЦИЯ   СВОЙСТВА
               
ЭТАП   ОПЕРАЦИЯ   КООПЕРАЦИЯ   СИНЕРГИЯ
                                                 

 

Рис. 1.2.1.2. Термины процессуально-системного уровня

Такое двухмерное представление комплекса основных процессуальных и системных понятий менеджмента позволяет выделить их взаимосвязи. Процессуальная составляющая тезауруса открывается лгически необходимым и приоритетно хронологически обусловленным понятием генезиса,

 

 

последовательно отражающим и рассматривающим происхождение процесса или системы по стадиям возникновения, становления и развития организации. Такой подход характерен для хронологически последовательного исследования менеджмента.

Как собственно весь процесс, так и любой его отрезок, осуществляются на протяжении определенного промежутка времени, получившего название период.

 

 

В таком понимании термин период имеет ярко выраженное процессуальное применение, отражающее его внутреннюю временную структуризацию. Вместе с тем, он становится исходным положением свойства периодичности, имеющего важное значение в представлении и исследовании менеджмента.

Периоды возникновения, становления и развития любой организации объективно сменяется периодами стагнации, распада и ликвидации, что в комплексе определяет понятие онтогенез.

 

 

Периодическое повторение соответствующего шести этим составляющим процесса, представляет собой жизненный цикл организации как объективно сложившуюся осуществляющуюся последовательность сменяющих друг друга состояний.

 

 

На этом основании в менеджменте циклом принято называть периодически повторяющуюся последовательность. В том случае когда период повторения определенной последовательности соответствует всей продолжительности существования организации, он получает наименование жизненного цикла.

Часть жизненного цикла организации или любого другого цикла определяющая сущность, продолжительность и момент проявления происходящего на протяжении конкретного отрезка процесса выражается понятием фаза.

 

 

Оно чаще всего применяется для определения внешнего, образного восприятия состава и содержания рассматриваемой части процесса. Это позволяет относить анализируемое к конкретной части процесса.

Анализ процесса или его части по критерию качественной однородности содержания осуществляемых на их протяжении перемен приводит к выделению стадии.

 

 

Этим понятием, как правило, выделяется существенное внутреннее содержание происходящего на протяжении конкретной части процесса, приводящее к явным, серьезным, качественным переменам в состоянии организации.

Необходимость разработки, проектирования, осуществления, оперативного анализа, оценки эффективности осуществления процесса и возможности влияния на него еще в ходе реализации приводит к выделению этапа,

 

как результата разделения процесса на отрезки, характеризующиеся получением конкретного промежуточного результата. Суть применения этапного подхода проявляется в стремлении к обеспечению возможности оптимизации процесса управления. Первичной составляющей любого процесса является целенаправленная операция,

 

складывающаяся из разнообразных определенным образом комбинируемых универсальных действий. Именно операция, ее профессиональное содержание и последовательная кооперация в целенаправленный процесс и представляют собой первичную составляющую процесса.

Логическая последовательность выделения основных составляющих процесса представляется следующим образом:

q из простейших первичных действий целенаправленно и последовательно складываются все профессионально выполняемые операции,

q они объединяются в образно выраженные стадии ,

q результаты осуществления, которых выделяют промежуточные этапы,

q входящие в характерно выявляемые и наблюдаемые фазы,

q циклов, из которых, в конечном счете, и строится

q процесс постановки и достижения цели в целом.

Комплексом приведенных, общепринятых в научном общении терминов и их дефиниций определяется процессуальный сегмент тезауруса, который последовательно развивается створом терминов и понятий системного сегмента. Его логично и необходимо открывает понятие «соединение»,

 

отражающее установление взаимосвязи или образование единого целого. Это понятие наиболее точно отражает связи, поскольку представляет сущность явления происходящего в процессе и его конечный результат, выражающийся в организации системы. Частным случаем соединения становится объединение, представляющее непосредственное создание единого целого из частей.


Одной из самых распространенных форм соединения является интеграция,

 

отражающая объединение частей в общую организацию, определяемую их составом и взаимосвязями. В ряде случаев интеграция понимается так же, как процесс организации, осуществляющийся путем включения элементов в единую систему. Значительно более сложной, инвариантной формой соединения является коммутация,

 

означающая установление временных, частных, развивающихся и меняющихся связей. То, в каком виде и каким образом устанавливаются эти связи между отдельными составляющими, определяется как фазами процесса, так и свойствами систем организации.

Целенаправленное построение постоянных или длительных связей, определяемых программными целями, технологией и т. д. получило название кооперация,

.

отражающая форму взаимодействия между самостоятельными процессами или системами. Именно кооперация на основе разделения и специализации является наиболее продуктивной и конструктивной формой организации сложных, многофакторных процессов и систем.

И, наконец, понятие эффекта, во имя которого осуществляется любая организация – синергии, отражающего целенаправленно создаваемые в результате менеджмента, новые качества процессов или систем.

 

 

Именно синергия организации, е достижение и использование и является главным ресурсом современного менеджера.

 
 

 
 



Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.