|
Каковы основные типы лидерства ?
Перечислите их основные черты.
Какие знания и навыки необходимы руководителям организаций?
Как , по- вашему, должны развиваться отношения между формальным и неформальным лидером организации?
Дополнительно рекомендованная литература:
1. Кравченко А.И. Основы менеджмента: управление людьми. – М: Академический проект, 2003
2. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают . Дональд Н. Сулл Издательство: Альпина , 2004
Адреса интересных и полезных сайтов
http://www.management.com.ua/ld/ld007.html
http://psyfactor.org/lib/lider2.htm
http://res.krasu.ru/paradigma/2/8.htm
http://www.college.ru/economics/part2/25.htm
В записную книжку:
Тоталитарный руководитель в своих действиях основывается на единоначалии, подчинении и жестко контролируемой дисциплине
Либеральный лидер отстаивает максимальную свободу и
полную самостоятельность участников организации
Демократический лидер сочетает четкое целенаправленное воздействие с постоянным развитием инициативы участников
Формирование аппарата управления
Еще в глубокой древности понимали, что разделение обязанностей между работниками, специализация и кооперация их труда улучшает организацию хозяйства. Вы помните из уроков истории и основ экономики, что отказ от натурального хозяйства и разделение труда стали прогрессивными шагами в истории человечества, определив новый этап его развития.
Навыки и правила эффективного профессионального руководства складывались и вырабатывались на протяжении многих веков, поэтому основы формирования, функционирования и развития руководства разнообразными организациями важно знать каждому образованному человеку. Используя эти выработанные человечеством правила, можно ставить достижимые цели, последовательно совершенствовать и обеспечивать решение постоянно расширяющегося круга все новых и новых задач современного менеджмента.
Таблица 1.1.4.1. Возникновение и становление менеджмента
Время и место
| Источник и автор
| Нововведения и основные положения
| 21 век до н. э. Вавилон
| «Кодекс Хаммурапи»
| 282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения
| 18 век до н. э. Египет
| «Предложения Ипусера»
| Положения о власти первых профессиональных менеджеров - визиря, десятников, сотников и т. д.
| 12 век до н. э. Китай
| «Конституция Чжоу»
| Выделение функций организации, специализации, кооперации, контроля, оценка эффективности.
| 5 век до н. э. Греция
| «Домострой» Сократ, Ксенофонт
| Экономика, хозяйствование, рационализация, потребление и накопление, подчинение хозяину
| 4 век до н. э. Индия
| «Артхашастра» Каутилья
| Установление порядка, основы администрации, структуризация общества, привилегии и санкции
| 2 век до н. э. Рим
| «Земледелие» Катон
| Приоритет рабочей силы, интенсивность труда, задание, нормирование, дисциплина, принуждение
| Около 1015 г. Русь
| «Правда Ярослава» «Устав Мостников»
| Основы феодального права пользования, владения, распоряжения, судебные решения и штрафы
| Около 1122 г. Киев
| «Поучение» Владимир Мономах
| Свод требований по руководству подчиненными, профессиональной подготовке и ответственности
| Около 1377 г. Суздаль
| «Лаврентьевский кодекс»
| Договорное право, причинно следственный учет и анализ выработки, принятия и реализации решений
| 1426 г.
Генуя-Венеция
| «Книги учета семьи Соранцо»
| Информационное обеспечение менеджмента, двойная запись, система балансов, ревизия, оценка
| 1513 г. Флоренция
| «Государь»
Макиавелли
| Государственное устройство, обеспечение власти, принципы вертикально интегрированных структур
| 1767 г.
Англия
| «Принципы полит. науки» Д.Стюарт
| Обоснование выделения административно управленческого персонала организации
| 1801 г.
Россия
| «Александру 1» В.Н. Каразин
| Целевая программа реформ системы управления экономикой по принципу «сверху-вниз»
| 1850 г.
Англия
| «Опыт фабричного управления Р.Оуэн
| Основы современного менеджмента, руководство персоналом, единоначалие, администрирование
| 1903 г.
США
| «Цеховой менедж-мент» Ф.Тейлор
| Концепция, принципы, философия менеджмента, универсальность функционального начальника
| 1916 г. Франция
| «Общая пром. адми-нистрац» А.Файоль
| Административная установка менеджмента, рас-поряжение, функционально-операционный подход
|
ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение!
На основе представленной в параграфе таблицы проанализируйте историческое становление менеджмента. Используйте дополнительные источники. Сделайте дополнения к таблице.
Анализируя материалы таблицы 1.1.4.1, можно сделать вывод о том, что формы и содержание менеджмента на протяжении развития человечества складывались, совершенствовались и адаптировались применительно к конкретным организациям в разное время достаточно разнообразно. Каждая из эпох, формаций, сообществ выделяла и развивала наиболее важные, с их позиций, ресурсы руководства и управления организацией.
При этом во всех приведенных в таблице 1.1.4.1 примерах участники организаций сознательно объединялись в них для совместной, целенаправленной деятельности. На постоянно развивающейся профессиональной основе обеспечивались все более эффективные постановка и достижение личных, корпоративных и общественных целей. В этом смысле история становления и развития менеджмента явилась необходимой основой построения и функционирования современной организации, важнейшим этапом общественного развития.
Вопрос для самостоятельного анализа:
Где бы и как бы не складывались отношения руководителей и подчиненных, организаций и государства, личности и общества, сущность менеджмента всегда принципиально определялась и представлялась как процесс постановки и достижения целей организации.
Руководители, постепенно закрепляя свой статус, оценивая размеры и трудоемкость предстоящих работ, учитывая сложные и порой мало предсказуемые условия, стали подбирать и готовить себе ближайших помощников, команду профессионалов, аппарат управления.
Действуя на основе принципа разделения, специализации и кооперации труда, руководитель распределяет задачи и обеспечивает выполнение определенных им работ силами своих помощников. Дальновидные менеджеры не только опираются на потенциал подчиненных, но и пополняют свои ресурсы их профессиональными знаниями и навыками. Эффективные руководители еще и координируют деятельность подчиненных между собой, создавая организацию, которая достигает синергетического эффекта,обеспечивающего превышение потенциала организации над суммой потенциалов ее составляющих.
Именно для достижения синергетического эффекта в организациях стали создаваться постоянно действующие подразделения, специализирующиеся на отдельных видах управленческой деятельности, в конечном счете, объединенные в аппаратуправления. На практике такой аппарат может иметь различные названия – команда, администрация или управление. Неизменным остается то, что он объединяет подчиненных, выполняющих специализированные управленческие функции.
Постепенно, чтобы справиться с управлением большим числом объектов, имеющих различное местонахождение, руководители назначали на них своих заместителей в качестве линейныхруководителей (начальник филиала, отделения и т.д.). Они обеспечивали руководство подразделениями, осуществляя в них весь комплекс руководящих полномочий.
Задачи менеджмента усложнялись, что привело к выделению групп помощников, которые специализировались на исполнении предназначенных им полномочий. Эти подразделения возглавили функциональные руководители (главный инженер, главный энергетик, главный бухгалтер и т.д.).
В настоящее время успешную работу организации обеспечивает взаимодействие линейных и функциональных руководителей, что является основой современного менеджмента и формирует устойчиво применяемую систему должностей.
Таблица 1.1.4.2 Наименования должностей руководителей
Должность
линейного руководителя
| Должность
функционального руководителя
| Председатель
| Главный ….
| Управляющий
| Заместитель…
| Директор
| Заведующий…
| Начальник
| Ведущий…
| Распорядитель
| Старший…
|
Руководители, делегируя обязанности своим линейным и функциональным заместителям, определяют правила, формируют структуры, устанавливают процедуры управления. При руководителе, как правило, формируется администрация в качестве аппарата исполнителей управленческих функций. Каждому из них устанавливаются закрепленные за ними должностные обязанности. Помимо этого администрирование включает в себя определение состава, специализации и взаимодействия функций, которое руководитель устанавливает подразделениям организации и подчиненным.
В целом для эффективного руководства организацией сегодня необходимо, прежде всего, успешно решать такие задачи, как:
· утверждения статуса руководителя,
· формирования структур организации,
· распределения состава работ и функций,
· кооперации труда персонала управления,
· сопровождения процесса функционирования,
· ведения документооборота и делопроизводства,
· обеспечения исполнительской дисциплины и т.п.
Целенаправленную деятельность руководителя по практическому решению этих задач, как и собственно руководящий состав организации, также принято называтьменеджментом.
Естественно, что успешное решение этих задач в организациях невозможно без привлечения квалифицированных специалистов и исполнителей, обеспечивающих эффективную работу менеджера. Этим и определяются основные требования, предъявляемые к профессионально-квалификационному составу аппарата управления совыременной организации.
Приведенные выше положения и Ваши примеры подтверждают необходимость формирования профессионально подготовленного и функционально ориентированного аппарата управления в каждой организации. Состав входящих в него должностей, отбор и профессиональная подготовка персонала, распределение полномочий, построение системы взаимодействия являются не просто важными задачами менеджера организации. В известной мере именно они составляют основное содержание его деятельности, поскольку правильно подобранный и расставленный состав помошников во многом облегчает работу любого руководителя.
Понятно, что менеджеру нельзя успокаиваться и после подбора и расстановки необходимых помошников. Постоянные изменения организации и окружающей ее среды, рано или поздно приводят к выдвижению на другие должности, переходу в соседние подразделения или вообще уходу подчиненных. Естественно, что подбор новых кандидатур, оценка их качеств, знаний и навыков, профессиональная специализация и психологическая адаптация в команде также являются постоянными задачами менеджкера.
Контрольные вопросы ???
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|