Сделай Сам Свою Работу на 5

Как возникали первые социальные организации?





Кто и почему возглавляет работу организации?

Как формируется персональный состав организации?

 
 

Дополнительно рекомендованная литература:

1. Под редакцией М. Аксеновой. Энциклопедия ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ, том 1, Москва, «АВАНТА+», 1997, стр.35

Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М. :ЮРИСТ, 1994.

 

 
 

 

 

Адреса интересных и полезных сайтов

http://examen.od.ua/shpora/page182.html

http://www.management.com.ua/ld/ld005.html

http://www.eduref.ru/159cd-24aef.html

 

 
 

В записную книжку:

Иерархияпорядок соподчинения

Статус признанное положение

Полномочия права, обязанности и ответственность представителя

Выдвижение руководителя

Если организацию и, в частности, ее персонал формирует руководитель, то откуда же появляется он сам? В рыночных условиях его, как профессионального менеджера, нанимает собственник организации. А вот становится он ее руководителем или нет, зависит, прежде всего, от его собственных целей, качеств и навыков. Развитие общественных отношений привело к формированию социальных организаций, в которых постепенно определись два основных типа руководства: политическое и организационное. Эти типыруководстваво многомсохранились и поныне.



В качестве политического руководителя выделились личности, от природы обладавшие способностями психологического воздействия на окружающих. Чаще всего такими руководителями - «идеологами» становились влиятельные религиозные деятели, талантливые военачальники, умудренные опытом и потому уважаемые главы различных социальных групп. Всем им присущи дальновидность, политическое чутье, психологическая интуиция, позволяющие эффективно влиять на окружающих собственным авторитета или силой ранее подчиненных соратников.

 
 

Вопросы для самостоятельного анализа:

 

Главной задачей политического лидерства всегда было (и остается в наше время) создание и укрепление статуса и иерархии власти, обеспечивающей осуществление любых задуманных им действий. Но, вместе с политическим руководством, в организации необходимо обеспечивать достижение самых разнообразных целей и решение целого ряда конкретных задач. С развитием общества руководителям складывавшихся организаций требовалось не только уметь привлекать ресурсы, но и решать более сложные задачи по их воспроизводству и обращению. Этим обусловлено выделение организационных руководителей– «практиков», которые постоянно и непосредственно реализовывали цели организации, распределяя в ней права, обязанности и ответственность при решении всего комплекса самых разнообразных задач ее функционирования и развития.



Например, древневосточные правители, цари и жрецы – постепенно из первобытных форм организации труда и власти умудрялись создавать на диво отлаженный и без сбоев работающий механизм. Так, вавилонский царь Хаммурапи, еще в ХХ1 веке до нашей эры досконально вникая во все мельчайшие дела своего обширного государства (прокладку оросительного канала, насаждение плодового сада и т.д. и т.п.) – требовал такого же прилежания и от своих чиновников. В древнем Китае, умелые и опытные чиновники ценились выше, чем родовитые аристократы и, «де-факто», пользовались большей исполнительной властью.

Разделение правителей на «идеологов» и «практиков» заложило основы разграничения законодательной и исполнительной власти. Первоначально «практики» только поддерживали и обеспечивали власть «идеологов». Со временем они стали самостоятельно осуществлять все большую часть реальных полномочий. Так постепенно формировалась современная система власти. В этом процессе значительная часть политических лидеров последовательно делегировала (передавала) все больше прав, должностных полномочий, обязанностей и ответственности профессиональному руководителю – менеджеру.



Решение постоянно усложнявшихся задач требовало от менеджера уже таких принципиально новых качеств знаний и навыков, как:

· создание и регистрация организации,

· формирование состава и руководство командой,

· заключение договоров, контрактов, соглашений, сделок,

· распределение прав, обязанностей и ответственности,

· обеспечение взаимосвязей и взаимодействий в организации,

· планирование, координация и оценка деятельности исполнителей,

· выработка, принятие и реализация решений,

· организация документооборота и делопроизводства и т.д.

При этом окончательно разграничились и сформировались статусы руководителя и подчиненного в рамках одной организации, определялись и конкретизировались характер и содержание их взаимодействия. Исторически складывались и развивались две основные модели взаимодействия как руководителя с подчиненными, так и между самими подчиненными: тоталитарная и либеральная.

Первоначально главенствовала тоталитарная модель, предполагающая полное и абсолютное подчинение руководителю. Она исключала не только сотрудничество, но иногда и простое общение между подчиненными. Такая модель обеспечивала достижение цели беспрекословным исполнением команды руководителя. Но, вместе с тем, она исключала инициативу и предприимчивость исполнителей, что существенно снижало эффективность работы организации, ограничивало условия становления и поддержания конкурентной среды, как формы активизации деятельности каждого.

       
   
 
 

 

 


В качестве альтернативы тоталитарному лидеру общество и, прежде всего, подчиненные стали выдвигать либеральных руководителей, делегирующих всю полноту власти любому из исполнителей. Руководители либеральных организаций активно стимулировали самостоятельность, собственный подход подчиненных, безусловно, раскрывая и расширяя их возможности. Вместе с тем, как показало испытание временем, в таких организациях, как правило, снижались оперативность управления, уровень дисциплины, ответственность как подчиненных, так и руководителей за полученные результаты.

ПРОВЕДИТЕ ИССЛДОВАНИЕ и сформируйте собственное мнение


Попытайтесь исследовать примеры создания и функционирования либеральных организаций в современных рыночных условиях

В процессе свободной рыночной конкуренции большинство организаций сформировалось и действует на основе объединения этих двух подходов, различаясь соотношением их удельного веса. На практике это соотношение может существенно меняться руководителем организации в зависимости от внешних условий, внутренних факторов и, в частности, его личных убеждений. Но, в целом, именно оно отражает особенности реализации современной демократической модели формирования, функционирования и развития организации. Освобождая инициативу, предприимчивость и творчество всего персонала, демократический лидер стабильно обеспечивает управляемость организации, ее конструктивную интеграцию в общество.

Важно понимать, что в условиях реально действующей организации далеко не всегда ее руководителем назначается общепризнанный лидер. Законодательно право такого назначения изначально закрепляется за собственником или его представителем, который может иметь свое представление о том, кто должен возглавить работу. В результате реализации этого права в целом ряде организаций складываются достаточно сложные отношения формального и неформального лидера, что будет подробно рассмотрено в третьем разделе настоящего учебника.

 
 

 

 


Естественно, что система руководства и управления организацией должна не только учитывать, но и конструктивно использовать реально складывающиеся отношения между руководителем, его подчиненными и неформальным лидером организации. Формы и методы такого использования рассматриваются в специальных разделах этого учебника и других учебных дисциплин, например таких как: «Социология»,«Конфликтология», «Организационное поведение» и т.д.

 
 

 
 

 


Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.