Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление отношений менеджмента





Из уроков древней истории вы знаете, что с появлением людей на земле, с возникновением необходимости охранять себя, строить жилища, добывать пищу, они начали объединять усилия, чтобы вместе работать и противостоять возникающим угрозам, сообща решать хозяйственные задачи.

В таких группах между людьми складывались и развивались устойчивые отношения, что обусловило создание первых социальных организаций. Именно в них люди стали специализироваться в отдельных видах деятельности и объединять собственные усилия для достижения общих целей. Организация этих групп, распределение, закрепление и исполнение обязанностей каждого участника потребовали выделение правителей.

 


Первые правители выдвигались из физически самых сильных людей, они возглавляли борьбу за выживание в суровых условиях той поры. Защищая себя и своих сторонников, они естественно возглавили первые организации. Это были взрослые, опытные практики, выделившиеся в каких-либо работах или общественных действиях. К их авторитету стали обращаться и тогда, когда возникали конфликты внутри общины, деревни или между соседями.



Постепенно руководство общиной становилось все более сложным. Возникала необходимость выполнять трудоемкие общественные работы (например, очищать землю от леса или строить ирригационные сооружения). Такие работы не давали мгновенной выгоды, но их надо было планировать, а участников убеждать работать больше, чем обычно. Кроме того, с развитием технологий стали появляться излишки продуктов, которыми нужно было разумно распоряжаться (например, снабжать питанием ремесленников, которые трудились на благо общины, сохранять эти излишки на случай неурожая). Для каждодневного решения этих вопросов на местах руководитель назначал своих представителей, наделяя их конкретными полномочиями.

 

 

Состав и содержание полномочий росли и специализировались, увеличивалось число представителей руководителя, усложнялись отношения между ними на разных уровнях общины.

Основой организации, функционирования и, естественно управления большими общинами на практике становилась иерархия, устанавливающая и закрепляющая правила подчинения одних их участников - другим.



 


Одним из проявлений развития достаточно прочных организаций, возглавляемых успешными правителями, стало строительство больших сооружений, монументальных построек, которые могли быть созданы только благодаря эффективному объединению совместных усилий многих людей, например, всем известных египетских пирамид. Так, древний историк Геродот писал, что при строительстве Великой египетской пирамиды фараон Хеопс «… повелел всем египтянам работать на него. Одним было назначено высекать каменные блоки в горах Аравии, другим – сплавлять их вниз по Нилу, третьим - разгружать прибывающие баржи с камнем».

Чиновники фараона (аппарат управления) объединяли египтян в «рабочие отряды» (производственные подразделения), состоящие из десятков и сотен человек, которые выполняли множество разных заданий. В эпоху Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.) рабочими отрядами управлял фараон через своих чиновников, и даже знатные люди были вынуждены обращаться к нему с просьбой выделить им людей для обработки земли. Во времена Среднего царства (2050- 1750 гг. до н. э.) эти вельможи уже обзавелись собственными зависимыми людьми (подчиненными) и распоряжались ими по своему усмотрению.

Разделение труда в общине, в том числе на материальные и интеллектуальные функции (производство и управление), постепенно закрепило полномочия лидера, которые обеспечивали подчинение ему окружающих. В подчинении складывалась своеобразная пирамида чиновников, возглавлявших отдельные группы работников и виды работ, начал формироваться статус руководителя.



Иерархия, статус и другие характеристики социальной организации нередко применяются при описании животного мира, с чем вы уже встречались в некоторых учебных дисциплинах средней школы. Так, может быть, представителям животного мира свойственен и менеджмент?

 

 

Проведите исследование и сформируйте собственное мнение!

 
 

Большинство исторических документов свидетельствует о том, что современный менеджмент сформировался и существует с момента появления «homo sapiens» - «человека мыслящего». Но самые смелые исследователи выделяют некоторые признаки становления аналогичных процессов даже в животном мире: «иерархия прайда», «вожак стаи» и т.п. Это вызывает необходимость оценки возможности возникновения менеджмента на более раннем этапе. Согласны ли вы с такими предположениями?

 

Процесс выдвижения кандидата, полномочия и функции правиителя формировались конкретными жизненными условиями в острой конкурентной борьбе. Ярким примером такой организации стали храмовые общины древней страны Шумер (IV тысячелетие до н. э.) в низовьях реки Евфрат. Центрами управления сельским хозяйством, а значит, и всей жизнью людей, в Шумере традиционно являлись храмы. В их крупных хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались выделением земельных участков, организовывали прокладку каналов, собирали с населения подати, раздавали еду в голодные годы, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Так, может быть, лучше управлять организацией со стороны?

 
 

 

 
 

 

 


Важно понимать, что формирование отношений менеджмента в организации в значительной степени определяются именно тем, как, каким образом выдвигается и признается ее руководитель, на что опирается он при формировании и развитии своих отношений с подчиненными.

Вопросы для самостоятельного анализа:

 
 

 

 


Не случайно мы задаем себе эти вопросы, ведь в истории России, как Вы знаете, не раз складывались условия для «…приглашения варягов…» или «…расчета на миссионеров», далеко не всегда результативных и оправданных. Дело в том, что эффективный руководитель должен хорошо знать, тонко чувствовать свою организацию, реально представлять и использовать все многообразие отношений, возникающих в ней между ее участниками.

 
 

 


Переход к свободным экономическим отношениям предоставил организациям максимальную самостоятельность. Количество, персональный состав, уровень оплаты работников не устанавливаются сверху как раньше, а определяются, исходя из реальных потребностей организации. Особое значение приобретает подготовка каждого работника, распределение обязанностей, обеспечение конструктивного взаимодействия между ними. Вот почему в реальных рыночных условиях подбор, воспитание, расстановка персонала организации становятся одной из главных задач ее руководителя и менеджмента организации.

 

 

 
 

 


 

 

Контрольные вопросы ???

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.