Руководство по работе с материалом учебника
Райченко А.В., Хохлова И.В.
М Е Н Е Д Ж М Е Н Т
Москва- 2007
Настоящий учебник, подготовленный в мастерской делового администрирования бизнес-парка «Уникум» Государственного университета управления, адаптирует классическую концепцию менеджмента к стандарту дисциплины в системе среднего специального образования. Этим обеспечивается непрерывность, последовательность и преемственность логики построения, изложения и освоения содержания данной дисциплины в экономических учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.
Структура и содержание учебника соответствуют требованиям стандарта дисциплины, дидактических положений и апробированы в колледже «Российский предприниматель» Департамента образования ЮАО г. Москвы. Авторы благодарят ученых и преподавателей МГУ им. М.В.Ломоносова, ГЭА им. Г.В.Плеханова, Финансовой академии при Правительстве РФ, ГУУ, департамента образования Москвы за непосредственную и конструктивную помощь в подготовке настоящего учебника.
Содержание
Руководство по работе с материалом учебника. 5
РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ.. 11
Глава 1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.. 11
§ 1.1.1. Сущность менеджмента. 11
§ 1.1.2. Становление отношений менеджмента. 18
§ 1.1.3. Выдвижение руководителя. 24
§ 1.1.4. Формирование аппарата управления. 29
Глава 1.2. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА § 1.2.1. Язык руководства и управления. 35
§ 1.2.2. Парадигма менеджмента. 46
§ 1.2.3. Цикл менеджмента. 53
Глава 1.3. МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ.. 59
§ 1.3.1. Исследования сферы управления. 59
§ 1.3.2. Соотношение менеджмента и управления. 66
§ 1.3.3. Кооперация руководства и управления. 73
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА.. 80
Глава 2.1. ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 80
§ 2.1.1. Природа организации.. 80
§ 2.1.2. Единство и разнообразие организации.. 86
§ 2.1.3. Развитие организаций.. 94
Глава 2.2. БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ.. 101
§ 2.2.1. Формы бизнес – организаций.. 101
§ 2.2.2. Структуры организации.. 108
§ 2.2.3. Свойства организации бизнеса. 118
§ 2.2.4. Деловая среда организации.. 127
Глава 2.3. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.. 136
§ 2.3.1. Понятие и природа миссии.. 136
§ 2.3.2. Строение миссии бизнес – организации.. 143
§ 2.3.3. Формирование миссии организации.. 151
Глава 2.4. ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 161
§ 2.4.1. Целеполагание в организации.. 161
§ 2.4.2. Дерево целей организации.. 169
§ 2.4.3. Основы планирования. 175
РАЗДЕЛ 3 МЕНЕДЖЕР В ОРГАНИЗАЦИИ... 181
Глава 3.1. САМОМЕНЕДЖМЕНТ. 181
§ 3.1.1. Качества менеджера. 181
§ 3.1.2. Сущность самоорганизации.. 188
§ 3.1.3. Навыки личной работы.. 195
Глава 3.2. ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ § 3.2.1. Феномен лидерства 203
§ 3.2.2. Лидерство руководителя в организации.. 209
§ 3.2.3. Стили руководства и управления. 216
Глава 3.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ.. 224
§ 3.3.1. Основы делового общения. 224
§ 3.3.2. Конфликты и стрессы в организации.. 230
§ 3.3.3. Корпоративные ресурсы организации.. 236
Глава 3.4. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ МЕНЕДЖЕРА.. 243
§ 3.4.1. Жизненный цикл как объект управления. 243
§ 3.4.2. Карьера менеджера. 249
§ 3.4.3. Управление карьерой.. 256
Глава 4.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ МЕНЕДЖЕРА.. 264
§ 4.1.1. Формирование системы знаний менеджмента. 264
§ 4.1.2. Законы и закономерности менеджмента. 272
§ 4.2.3. Принципы менеджмента организации.. 280
Глава 4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА.. 294
§ 4.2.1. Разделение и кооперация труда в организации.. 294
§ 4.2.2. Функции менеджера в организации.. 302
§ 4.2.3. Особенности организации труда менеджера. 309
Глава 4.3. РЕШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА.. 316
§ 4.3.1.Сущность решения в менеджменте. 316
§ 4.3.2. Классификация решений менеджера. 323
§ 4.3.3. Эффективность решений.. 330
Глава 4.4. АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.. 337
§ 4.4.1. Понятие и роль мотивации труда. 337
§ 4.4.2. Место и роль стимулирования в менеджменте. 345
§ 4.4.3. Механизм активизации деятельности организации.. 352
Словарь менеджера. 358
Список дополнительно рекомендуемых источников: 364
Руководство по работе с материалом учебника
Любая новая дисциплина и, естественно, новый учебник требуют соответствующего, иногда также существенно обновленного подхода к процессу обучения. Он основывается на общей концепции построения и особенностях изучаемой дисциплины, ее месте и роли в системе современных знаний, специальных формах и методах освоения материала. В этом смысле, представление и освоение содержания учебника по дисциплине «Менеджмент» и всей программы курса в целом требуют определенной подготовки и ориентации обучающегося.
Комплекс профессиональных задач и особенности обучения в системе среднего специального образования целенаправленно ориентируют его учебно-методическое сопровождение на обеспечение приоритетно практического освоения обучающимся необходимых знаний и навыков. Это ставит перед такой, основополагающей в сегменте управленческих знаний дисциплиной, как «Менеджмент», достаточно сложные задачи адаптации теоретических положений курса к построению и направленности учебного процесса.
Менеджмент, как основополагающая дисциплина, представляет целый комплекс знаний по построению и осуществлению процесса постановки и достижения целей формирования, функционирования и развития современной организации. Этим определяется закладываемый в основу материала учебника фундаментальный подход к представлению социально-экономических основ организации, руководства и управления. На этой основе выделяется и адаптируется комплекс конкретных практических знаний, предлагается к освоению пакет прикладных профессиональных навыков. Все это обусловливает тезисный характер подачи материала, дискретность построения содержания и изложения основных подходов, концепций, моделей и процедур.
Освоение программы курса менеджмента на основе настоящего учебника предполагает последовательное обращение, привлечение и насыщение каждого из так или иначе выделяемых положений самым разнообразным теоретическим и практическим материалом. Его источником должны послужить не только приводимые в материале учебника обоснования, определения, примеры, их адаптация и проецирование на известную практику, но, что особенно важно, личные наблюдения обучающегося, их обсуждение анализ и оценка в группе.
На основе материала учебника, освоения материала лекций, интерактивного анализа ситуаций из собственного и заимственного опыта, выработки профессиональных навыков в ходе практических занятий и самоподготовки, обсуждения и адаптации выводов и рекомендаций в малых группах обучающийся получает возможность сформировать целостное представление менеджмента в качестве фундамента построения и применения всего комплекса управленческих знаний. С этой целью в настоящем учебнике последовательно и адаптированно рассматриваются основные: связи, зависимости, позиционирования, классификации, структуры и процедуры формирования, функционирования и развития менеджмента организации.
Большинство положений такой новой дисциплины, как «Менеджмент», требуют четкого выделения, максимально возможной формализации, наглядного отражения. Современные методики обучения все шире опираются на интерактивные основы построения и сопровождения учебного процесса, что обусловлено не только качественно новым уровнем требований к содержанию знаний, но и необходимостью их оперативного расширения, обновления и модернизации. Эту задачу в ходе изложения материала учебника призваны решать дефиниции, вопросы, выводы и другие формы выделения опорных позиций освоения материала, оформленные в виде фигур, рамок, выносок, применения курсива и жирного текста. Каждая из таких форм, сопровождая изложение содержания учебника, предполагает акцентированную реакцию на ее приведение в контексте осваиваемого материала и определенные методические действия обучающегося.
Этим обусловлена ведущая роль применения графических методов исследования, представления и подачи материала в изложении учебника. Они позволяют наглядно отразить состав, содержание, соотношение и взаимодействие рассматриваемых элементов в виде рисунков, схем, графиков, таблиц контрастно раскрывающих осваиваемый материал и устойчиво запоминаемых обучающимися. Изложение текста учебника широко и разнообразно корреспондирует с содержанием таких графических объектов, ориентируя обучающегося на систематическое обращение к ним. Подготовку к использованию этих ресурсов наиболее целесообразно начать с освоения методического сопровождения и иллюстративного оформления, изложенного материала на основе следующего руководства:
Руководство по применению методического сопровождения и иллюстративного оформления материала учебника
Условное обозначение
| Рекомендация к применению
|
| Определение понятия формулировкой дефиниции, выделяющее сущность, природу особенности для точного освоения и адекватного применения
|
| Совместное обсуждение содержания и решения задания в составе малой группы (учащихся, коллег, друзей), на основе их собственных знаний и личного опыта
|
| Проведение исследования и формирование мнения на основе самостоятельного углубление в проблему с использованием различных информационных источников.
|
| Выделение вопросов для самостоятельного анализа проблемных ситуаций, требующих дополнительной проработки материала с целью и разрешения
|
| Проведение совместного группового или коллективное обсуждение материала, проводимое как на практическом занятии в аудитории, так и вне ее в малой группе
|
| Самостоятельная работа обучающегося по выделению, исследованию, оценке и решению поставленного задания на основе собственных знаний и опыта
|
| Установка на проведение самостоятельного или группового сравнения выделенных положений с целью систематизации и закрепления знаний и навыков
|
| Освоение и запоминание выделенного важного положения материала учебника для последующего использования в учебном процессе и практической деятельности
|
| Выделение одного из следствий параграфа, позволяющее выстроить логику перехода к освоению, восприятию и применению последующего материала учебника
|
| Выделение, в завершении изложения материала параграфа учебника, блока организационно-методических и справочных составляющих для использования с целью информационного обеспечения в оперативно-справочном режиме
| Контрольные
вопросы ???
| Выделение вопросов обучающемуся, свобода и обоснованность ответов на которые позволяют проверить и оценить результативность усвоения основного материала, предложенного в параграфе
| Дополнительная литература
| Перечень выходных данных литературных источников разнообразнее дополняющих и иллюстрирующих содержание материала данного параграфа учебника
| Адреса интересных и полезных сайтов
| Адреса сайтов, получение и использование информации на которых может существенно конкретизировать и наглядно иллюстрировать содержание материала данного параграфа учебника
| В записную книжку:
| Перечисление ключевых понятий с приведением их официальных определений, для дальнейшего использования в оперативно-справочном режиме
| Каждый параграф учебника завершается информационно-методическим блоком, предлагающим проведение контрольно аналитических мероприятий по освоению изложенного в нем материала. Содержание приводимых заданий ориентирует обучающегося на ключевые моменты понимания представленного материала, разбор, анализ и обсуждение которых самостоятельно, в малой группе или на аудиторном занятии обеспечат их более эффективное освоение. Состав заданий имеет открытую векторную структуризацию, позволяющую развивать его в ходе адаптации проведения учебного процесса к уровню подготовки обучающихся. Такой подход открывает перспективу более эффективного использования материала учебника на основе современных информационных технологий.
В блоке приводится систематизированная корреспонденция с соответствующими адресами информационно-образовательной среды, позволяющая использовать в учебном процессе разнообразные интернет ресурсы. В учебнике они представлены как конкретными продуктами, так и адресами сайтов. Здесь же содержится традиционный перечень дополнительной литературы по теме, самостоятельное и более подробное ознакомление с которой позволит обучающемуся всестороннее, шире и глубже рассмотреть и усвоить материал.
В конце учебника традиционно приводятся дефиниции основных понятий изложенного материала, систематизированные в едином словаре, облегчающем свободный поиск конкретного термина и его определения. Приведенные термины позиционируются в адресном столе интернет ссылок по принципу ключевого слова и сводной программы заданий по контролю освоения знаний. Здесь же приводится общий список рекомендованной литературы, составленный из публикаций, на которые ссылается учебник, и которые предлагаются в качестве дополнительных источников по темам изложения курса.
Модульный принцип приведения опорных точек и акцентированных моментов освоения материала учебника позволяет широко и разнообразно компоновать процедуры проведения учебных мероприятий, организации самостоятельных занятий обучающихся на конструктивно единой основе. Он может эффективно использоваться как условие и инструмент широкой, программной кооперации излагаемого материала с другими учебниками и курсами, развернуто и детально раскрывающими те или иные положения дисциплины.
Традиционной структурно-процедурной основой освоения материала учебника является приведенное в его начале содержание, разделяющее представленный в нем материал на разделы, главы и параграфы. В качестве конструктивного инструмента, нумерация ссылок поиска и использования приведенных в материале таблиц и рисунков осуществляется внутри каждого параграфа и включает указание на его порядковый номер в главе и разделе учебника. Это позволяет сохранить и продолжить данную нумерацию при использовании новых графических и табличных материалов в самостоятельных записях обучающегося, что особенно важно для их целенаправленного последующего поиска и использования.
Учебник подготовлен и адаптирован к требованиям системы среднего специального образования в мастерской делового администрирования бизнес-парка «Уникум» Государственного университета управления на основе ряда учебников, монографий, научных трудов и публикаций. Содержание и методика учебника широко апробировались в ходе организации и проведения занятий в колледже «Российский предприниматель» Департамента образования ЮАО г. Москвы. Авторы выражают глубокую и искреннюю благодарность коллективу колледжа, ученым и преподавателям ГУУ, МГУ им. М.В.Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, ГЭА им. Г.В.Плеханова, других образовательных учреждений за помощь в апробации, обсуждении и адаптации содержания материала.
Издание реализует во многом методически инновационный подход, который безусловно потребует дальнейшего совершенствования и развития. Авторы будут благодарны всем заинтересованным организациям и лицам за высказанные предложения, рекомендации и замечания, которые принимаются по адресу: 109542, Москва, Рязанский проспект, 99, Государственный университет управления, ГУ-345 Бизнес-парк «Уникум - Учебно-научно-инновационный комплекс успешного менеджмента», E-mail:Unicumguu@mail.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|