Сделай Сам Свою Работу на 5

О происхождении богов, о промысле





И мировом порядке

 

Гомер

 

Сказания о происхождении богов и людей несомненно существовали у греков с незапамятной древности, как они существуют и у прочих народов. Что в этих сказаниях заимст­вовано у других, что представляется результатом самобытного творчества, – вопрос сложный и запутанный, которого мы здесь касаться не будем; во всяком случае, мы должны отметить, что уже в эпоху, когда слагался гомеровский эпос, различные предания о происхождении богов и людей не только существовали, но, по-видимому, собирались аэдами, как это видно из отдельных указаний эпоса. Всего яснее доказывает это известный эпизод в XIV песне "Илиады", где повествуется о том, как Гера обольстила Зевса (____ ______, XIV, 125 – 352). Этот рассказ предполагает известным целое теогоническоё предание о рождении всех богов от Океана и Тефиды, о юности Зевса и о его браке с Герой, о низложении Кроноса и Титанов. Наряду с этими богами прошлого упоминаются еще таинственные силы, играющие роль в других теогониях: священная Царица Ночь, матерь Земля, Стикс. Этого мало: поэт дает краткий каталог отдельных возлюб­ленных Зевса (315 – 327), напоминающий позднейший каталог Гесиода*. Это показывает, что и помимо Гесиода существовали теогонические сказания, и что они и помимо него проникали в поэзию**. Та теогония, отголоски которой мы находим в XIV



* Ср. каталог Нереид Ил., XVIII, 39-49), с каталогом Гесиодовой теогонии, 240 сл., с которым смешивается и каталог Океанид.

** К тому же выводу приводит и исследование "гомеровских" гимнов. Ср. Grup­ре, "Die griechischen Kulte und Mythen" (1887) 1, 523 ел., и его же "Grieshische Mythologe", 411-420 ел. (1902).


Глава II.Религия древних греков 75

песне "Илиады", еще в V в. приписывалась Орфею и считалась древнейшею. Следы ее мы находим и в эпосе Гесиода, который стремится соединить предания о богах и героях, о праотцах греческих племен и родов в форме последовательных родословий. Родословия племен и родов, родословия рек, светил небесных примыкают непосредственно к родословию богов.

 

Гесиод

 

"Теогония" Гесиода составлена из нескольких различных частей. Несмотря на относительное единство плана, какое сохранилось еще и в окончательной редакции, в "Теогонию" вошли различные гимны и песни, а также и генеалогические отрывки, соединение которых представляет собой иногда вид мозаики. "Теогония" Гесиода в настоящей своей редакции уже сама по себе свидетельствует о существовании целой литературы родословий и гимнов теогонического характера, причем разли­чия и даже противоречия, встречающиеся в отдельных частях, указывают на разнообразие преданий. Так, начальное вступле­ние (___________, 1 – 35) заставляет предполагать теогонию, ана­логичную гомеровской (или древнеорфической), возводившую родословие богов к Земле, Океану и Ночи, между тем как в даль­нейшем тексте Океан является только отцом рек и дев Океанид и не играет существенной роли.



Происхождение богов изображается так: сначала возник Хаос, затем Земля, Тартар (преисподняя) и Эрос (любовное влечение), прекраснейший из богов. Хаос порождает Ночь и Эреб (мрак), которые, вступив в союз, порождают в свою очередь День и Эфир. Земля рождает Небо (Уран), горы и бесплодную пучину вод, из которой образуется Море (Понт). Земля (Гея) и Небо (Уран) порождают Океан и Тефиду – прародителей рек и дев Океанид. Из того же союза Земли с Небом родятся еще пять пар богов –Титанов, самым могущественным из которых является Кронос; чудовищные Циклопы и Сторукие великаны являются младшими братьями этих богов.


76 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Зная, что ему суждено погибнуть от детей, Уран боялся их и не давал им выйти из недр матери Земли. Страдая от мук, Земля восстановила детей против отца; великий Кронос решился на смелое дело, Гея спрятала его, вооружила серпом, и он изувечил отца в объятиях матери. Из крови Урана, пролившейся на землю, родились Эринии, гиганты и мелийские нимфы, а из отрезанных частей, упавших в море и вокруг которых собралась морская пена (________), вышла Афродита.



За царством Урана следует царство Кроноса и титанов. Отцеубийца, проклятый отцом, он знает, что и ему суждено погибнуть от своих детей: Рея рождает ему Гестию, Деметру, Геру, Аидонея, Посейдона и Зевса, и он проглатывает их всех, кроме последнего, вместо которого Рея дает ему камень, завер­нутый в пеленки. Самого новорожденного Рея спрятала в Дик-тейской пещере, на острове Крит – отголоски критского куль­та, где праздновали рождение Зевса. Возмужав, Зевс свергнул отца, заставив его изрыгнуть поглощенных им сыновей и до­черей. Но титаны восстали против новых богов и вели с ними ожесточенную борьбу в течение десяти лет. Зевс победил их при помощи Циклопов и Сторуких и заключил их в преисподнюю, которую Посейдон затворил медными воротами. Но, как толь­ко Зевс свергнул титанов, Земля породила младшего из своих сыновей, чудовищного многоглавого змея Тифоея, с которым предстояла Зевсу страшная битва*. Наступило царство Олим­пийцев, живых настоящих богов греческого народа, которые, по совету той же Земли, поставили над собою царем и владыкой Зевса.

"Теогония" Гесиода не есть плод личного творчества. Это свод различных преданий, иногда безыскусственная ком­пиляция отдельных преданий, отдельных родословий и гимнов. Попытка систематизации господствует на небе, как и на земле; и там различные царства сменяют друг друга. Царствующие олимпийцы – боги третьего поколения. Религиозное сознание слишком проникнуто ограниченностью Зевса и обособлен-

 

* Сказание о борьбе с Тифоеем, или Тифаоном составляет отдельный эпизод, внесенный в "Теогонию" после Титаномахин.

 


Глава II.Религия древних греков 77

ностью других богов, чтобы забыть их происхождение от бо­гов, существовавших в прошлом. И память об этих богах прошлого оставляет следы в настоящем. Есть ли царство Зевса вечное царство, и не ждет ли его самого участь отцеубийцы Кроноса, участь старых богов? У Эсхила Прометей прямо гово­рит, что Зевс вступит в брак, который будет для него роковым; хотя титан и знает средство, которое могло бы спасти тирана, он пророчит ему рабство и низложение. И эта мысль о могущест­венном сыне, который имеет от него родиться, тревожит Зевса. У Эсхила это последний отголосок старого теогонического твор­чества. Но ту же мысль мы находим в древних сказаниях: роко­вая опасность для Зевса заключается в его браке с Метис, кото­рую он проглатывает по совету Геи, "дабы царскую честь не по­лучил вместо Зевса другой из вечных богов", так как от Метис суждено было родиться премудым чадам – сперва Афине, рав­ной отцу мудростью и силой, а затем сыну – царю богов и лю­дей, дерзкому сердцем. По другим преданиям, следы которых можно найти в вышеупомянутой XIV песне "Илиады" и в го­меровском гимне пифийскому Аполлону, опасность заключалась и в браке с самой Герой.

 

Власть богов

 

Сознание ограниченности богов, которым обуслрвливает-ся вся внутренняя драма греческой религии, сказывается в пред­ставлениях о происхождении богов, об их воцарении и о самом их царстве, об управлении миром. В XV песне "Илиады" Посей­дон отвечает Ириде, посланнице Зевса (185 – 200):

Так могуществен он; но слишком надменно вещает, Ежели равного честью меня укротить насильно грозится. Трое нас братьев от Кроноса, Геей рожденных, – Зевс громовержец, да я и Анд, преисподних владыка; На трое все делено, и каждому царство досталось; Жребии бросившим нам в обладание вечное пало: Мне – седовласое море, Аиду же мрак преисподней, Зевсу широкое небо досталось, в эфире и в тучах,


78 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

Общею всем остается земля и Олимп многохолмный. Нет, по внушениям Зевса жить никогда я не стану, С миром пускай остается на собственном третьем уделе, Силою рук он меня, как ничтожного, пусть не стращает: Дщерей своих и сынов для Зевса приличнее будет Грозным глаголом обуздывать – тех, что на свет

породил он, Кои веленьям его покоряться должны поневоле.

Под конец Посейдон покоряется, хотя разгневанный (______-_________) и с угрозами:

Ныне, хотя негодуя, воле его уступаю,

Но объявляю: и в сердце моем сохраню я угрозу...

Таким образом, согласно этим представлениям, власть над миром делится между несколькими богами. Зевс был только старшим и высшим из них (по Гесиоду, он моложе своих братьев), а потому, несмотря на свое превосходство, он не может играть роль всемогущего Промысла, управляющего миром. Такое понятие, правда, так или иначе, всегда связывается с представ­лением о "богах", вообще о "боге" и в особенности о верховном боге. Но вместе с тем, поскольку и такой бог сознается огра­ниченным, он сам подчиняется року, судьбе. С одной стороны, "богам" или верховному богу приписывается царство, с другой – они подчиняются безымянной силе, которая олицетворяется в образе Фемиды, Мойры и т. д. Это противоречие присуще как всему религиозному миросозерцанию греков, так и воззрениям их отдельных поэтов и мыслителей. Так, уже у Гомера судьба, рок является как нечто положенное самими богами (______ _____, ______ ______, _________); с другой стороны, сам Зевс и боги под­чиняются судьбе. Зевс взвешивает на весах жребий героев, жре­бий смертных, но он не может отвратить судьбу, изменить жре­бий своих любимцев. Боги блюдут исполнение того, что "поло­жено", чему суждено быть, но отношение их к судьбе остается неопределенным: они сами покорны ей и потому смотрят, чтобы ей подчинялись и смертные.

 


Глава II.Религия древних греков 79

 

Сила судьбы

 

Кому же принадлежит управление миром, богам или судь­бе? Правит ли миром разумная сила или слепая необходимость? Эти вопросы, получившие столь великое значение впоследст­вии, еще не ставились перед Гомером. Его боги, его Зевс, несмот­ря на свою мудрость, далеко не всегда определяются одним ра­зумом в своих поступках и своих склонностях; а судьба далеко не является всеобщим разумным законом, как понимают ее стоики: "жестокая" Мойра (_______, __________, ________) есть слепая капризная сила. Строго говоря, это даже не всеобщая необходи­мость – понятие слишком отвлеченное: это жребий отдельных смертных. Каждый имеет свою судьбу, свой жребий; рок раз­бивается на множество роковых сил, иногда воплощенных в особых демонах (Эриннии, Клятвы, Проклятия и пр.). Судьба – пророчица, ворожея, колдунья; вера в судьбу стоит в связи с ве­рой в мантику, ворожбу. У трагиков мы нередко встречаемся с коллизией роковых сил, особенно у Эсхила, которых воспроиз­водит здесь чрезвычайно древние представления; такова, напри­мер, судьба Атридов. Клитемнестра, мстя за дочь, убивает мужа; Орест, мстя за отца, убивает Клитемнестру; оправдываясь перед сыном, она обвиняет Мойру ( _ _____ ________, _ ______, ________ __ ), на что Орест отвечает: " и этот смертный жребий она поло­жила" ( ____ _____ _______ _________ ________ и далее _______ _____ _____ ______ ____ _____ ________ ). Клитемнестра угрожает сыну проклятиями, которые будут преследовать его, как "разъяренные псы"; тот отвечает, что, уступив ей, он не избежит "псов" отца. От материнских "псов" от Эринний, Орест спасается заступни­чеством Аполлона и Афины.

Впоследствии у трагиков, в связи с идеей о кровной соли­дарности членов рода, мы находим представление о роке, тяготеющем над целыми родами какой-то демонической силой (___________), о каре, постигающей детей за грехи отцов. Впрочем, у каждого свой жребий, своя судьба; каждому положен свой предел, даже самим богам. Естественно, что они ревниво блю­дут его; они сами не могут нарушить рока, как они не могут


80 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

нарушить клятвы; и они считают как бы за личную обиду, если кто из людей вознесется над своею судьбою, что представлялось возможным, хотя и крайне опасным делом, никогда не про­ходящим безнаказанно. Боги не прощают этого никогда, зави­дуя всем, перешедшим положенную меру, карая чрезмерное счастье, как высокомерие. Существует даже представление о дурном глазе богов (_____________). Еще у Геродота все божест­венное, т.е. всякое божество, завистливо и непостоянно (___________ ____ __________ ______ __________), и такое представление, всего лучше характеризующее демонический характер греческих богов, связывается с общим миропониманием. Вся историческая судь­ба человечества представляется как бы рядом волн, подни­мающихся и опускающихся: боги равняют все, зависть богов низвергает все возвышающееся над положенным уровнем – идея, глубоко проникающая миросозерцание греков. Прометей вывел людей из положенного им удела; страдая за человечество, он принес людям небесный огонь. Зевс казнит за это Прометея, а на людей наводит ряд бедствий через брата Прометея. У Гомера Посейдон завидует Одиссею и карает феакийцев за их помощь Одиссею. У ног Зевса стоят две урны: из одной он черпает добро, из другой – зло. Но Пиндар говорит, что таких урн не две, а три, и только в одной из них благо: и за каждое благо, посланное Зевсом, человек терпит от него две беды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.