Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.





Проблематике толерантности на сегодняшний день достаточно часто уделяется большое внимание представителей практически всех отраслей гуманитарного знания. По этой причине существует разное понимание понятия «толерантность». Социологи, философы, конфликтологи и политологи, признают тот факт, что толерантность является противоречивой и сложной категорией, по-разному толкуемая и понимаемая в различных культурах, в различные периоды истории, различными слоями общества. Толерантность всегда являлась человеческой добродетелью. Под добродетелью обычно понимается способность и готовность личности следовать добру. В этом случае добродетель является добровольным и сознательным следованием толерантности как благу, а также гражданскому долгу[1].

Толерантность является одним из основных понятий, на которое стремится опираться общество, которое осваивает демократические принципы во взаимодействии с властью, с носителями прочих традиций, взглядов и культурных ценностей.

В частности, толерантность рассматривается как:

- морально-этическая норма;

- признак, который присущ гражданскому обществу;



- психологическая установка на положительное или, по крайней мере, терпимое отношение к «чужести»;

- отражение баланса сил между группами интересов, которые конкурируют между собой;

- самостоятельная разновидность прав человека либо гарантия их соблюдения.

В целом, толерантность является терпимостью к различиям между людьми, умением жить, не мешая другим, способностью иметь свободы и права, одновременно не нарушая свобод и прав других[2]. Толерантность – это основа демократии прав человека. Значит, нетерпимость в полиэтническом, или в поликонфессиональном обществе может привести к нарушению прав человека, а также вооруженным конфликтам и насилию.

Необходимо указать, что основы толерантности провозглашаются конституцией. Это и равный вне зависимости от расы, пола, национальности, вероисповедания доступ к социальным благам, и развитие и сохранение культурной самобытности языков национальных меньшинств, и свобода в вопросах религии при условии, что это не ущемляет законные интересы и права неограниченного круга лиц. При государственном установлении подобных общественных норм люди различных социальных групп приобретают прибежище для своих убеждений[3]. Ст. 2 Конституции РФ декларируется, что «человек, а также его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека являются обязанностью государства». Эта норма является правовой базой для формирования общества, которое ориентировано на защиту каждого человека, а также личности, от попыток ущемления ее прав и игнорирования индивидуальных потребностей и интересов.



ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 г., Международным годом Толерантности. Непосредственной задачей этого стало порождение осознания общественностью и политиками опасности, связанной с появлением форм нетерпимости в современном обществе. С момента окончания холодной войны постоянно увеличивалось число социальных, культурных и религиозных конфликтов. Большое число конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения, достаточно большое количество основных прав человека подверглись прямой угрозе[4]. В г. Париже 185 странами - членами ЮНЕСКО, в том числе Россией, была принята Декларация Принципов Толерантности, утверждающей, что «толерантность означает уважение, правильное понимание и принятие большого разнообразия культур нашего мира, наших способов проявлений человеческой индивидуальности и форм самовыражения... это добродетель, это гармония в многообразии, делающая возможным достижение мира и способствующая замене культуры войны культурой мира...»[5].



К тому же, декларация указывает, что государствам необходимо создавать новое законодательство, при возникновении потребности обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей в целом, так и отдельных членов общества. На сегодняшний день в обществе правовые нормы являются самым эффективным инструментом регулирования отношений между людьми. По-видимому, это связано со спецификой права, его несмешиваемостью с прочими социальными нормами, его верностью своей природе. Для толерантности, которая имеет дело с диалогом важнейших различий, также немаловажно быть отличной, оставаться неповторимой и самостоятельной – на предметно своей территории.

Следовательно, толерантность напрямую связана с самой концепцией прав человека. Она формируется основываясь на утверждении прав и основных свобод человека, а также плюрализма (включая культурного), демократии. Для нее свойственно также активное неприятие расизма, ксенофобии (то есть страх либо ненависть к чему-либо или кому-либо чужому), терроризма, религиозной нетерпимости, всякого рода экстремизма. При этом терпимость обязаны проявлять как отдельные социальные группы и граждане, так и государства, народы[6].

Следует указать, что многие ученые, которые занимаются исследованиями толерантности в области обеспечения прав человека, такие как Л. Н. Синельникова, М. Мчедлов, А. С. Карцов, М. Б. Хомяков и другие, выделяют разные факторы, которые препятствуют установлению толерантной атмосферы утверждению и прав человека в нашей стране.

К данным факторам, например, относят: отсутствие целенаправленной политики по формированию толерантных отношений в обществе, криминализацию общества, этнонациональные конфликты, наличие в массовом сознании стереотипов неприятия определенных национальностей (нетерпимость к цыганам, евреям, чеченцам, азербайджанцам, мусульманам и другим), религиозный экстремизм; ксенофобия, в особенности против мигрантов и беженцев; ограничения свободы мнений, свободы слова, дискриминация меньшинств; нарушения прав человека, заключенных, инвалидов, социально уязвимых слоев общества. Также, отмечается нетерпимость к предпринимательству, частной собственности и личному успеху.

По этой причине, создание установок толерантного поведения и сознания, миролюбия и веротерпимости, профилактика разнообразныхх видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность для современной РФ. Всплески фашизма, ксенофобии и фанатизма находят свое проявление в терроризме, усиливающем деструктивные процессы в обществе. Анализ данных процессов доказывает необходимость развития и создания нормативно-правовой базы. Помощь может оказать зарубежный опыт проведенной политики толерантности, в том числе соответствующие правовые механизмы. Обычно, речь идет о применении положительного опыта крупнейших городов мира в предотвращении наиболее серьезных видов ксенофобии[7].

Также, к мерам по развитию толерантных отношений и прав человека следует относить различные формы профилактики: привлечение внимания граждан с помощью публикаций СМИ к положительным аспектам сосуществования разнообразия культур, проведение кампаний социальной рекламы по формированию позитивного образа представителей различных этносов, конфессий и рас; создание политической и правовой культуры, утверждении принципа уважения к свободам и правам человека, качеств гражданина, нужно разработать федеральную целевую программу образования и просвещения в сфере прав человека; пропагандировать и ввести законодательные и нормативные акты, которые запрещают и ограничивают проявления интолерантности (шовинизма, экстремизма, ксенофобии, национализма и так далее); осуществления инициирования расследования случаев дискриминации.

13 ноября, Поздним вечером пятницы, в городе Париже произошла серия терактов, в следствии которых погибли как минимум сто двадцать человек. Объектами атак стали места массовых скоплений людей: террористы-самоубийцы взорвали себя вблизи стадиона Stade de France в северном пригороде Сен-Дени, где в тот момент шел матч между командами Германии и Франции, из автоматов были расстреляны популярные кафе в восточной части центрального Парижа, где к тому же был захвачен концертный зал «Батаклан» (Bataclan), в котором на рок-концерте находились полторы тысячи человек. В целом французские правоохранители говорят о 8 скоординированных атаках.

По данному поводу профессор Рижского института Паула Страдыня Денис Ханов заявил, что политики обязаны думать над каждым своим словом, которое высказано ими по поводу трагических событий в г. Париже.

С точки зрения эксперта, любое необдуманное слово либо фраза со стороны политиков могут способствовать росту нетерпимости и вызвать панику в обществе, что будет на руку террористам.

Профессор уверен, что нельзя ставить знак равенства между исламом и терроризмом, а также нужно задуматься на тем, как чувствуют себя мусульмане, когда идут дискуссии о нынешней трагедии в столице Франции.

В заключение хотелось бы отметить, что толерантность становится неизбежным ответом на совместное существование различных культур, этносов и конфессий, позволяющих снизить риски конфликтов между ними и предотвратить непредсказуемые по своей разрушительности последствия такого рода столкновений как для отдельных социально-экономических и политических институтов, так и для государственности в целом. Таким образом, построение толерантного общества в России возможно при наличии в государстве определенных предпосылок: совершенного, исполняемого законодательства, некризисной конкурентоспособной рыночной социально - ориентированной экономики, а главным образом, все должно быть направлено на обеспечение прав и свобод человека, то есть на создание эффективно действующих механизмов их защиты. Но достижение этого невозможно без осознания каждым из нас своей социальной ответственности, проявляющейся в признании и уважении прав других людей и культур.

 

Список литературы:

 

1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – 2011. – №24. – С. 62.

2. Всеобщая декларация прав человека / Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.

3. Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль – XXI. – 2012. –№10. – С.56.

4. Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. – 2011. – №2. – С. 132-134.

5. Екимова Н. Толерантность в современном обществе // Эж-Юрист. – 2012.

6. Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129.

7. Толерантность / общ. ред. М. П. Мчедлова. – М.: Республика, 2014.

8. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. – 2010. – С.151.


[1] Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. – 2011. – №24. – С. 62.

[2] Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль – XXI. – 2012. –№10. – С.56.

[3] Декларация принципов толерантности // Национальный психологический журнал. – 2011. – №2. – С. 132-134.

[4] Екимова Н. Толерантность в современном обществе // Эж-Юрист. – 2012.

[5] Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129.

[6] Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97. – 2010. – С.151.

[7] Карцов А. С. Права человека и толерантность // Субдисциплина: политология прав человека. – 2010. – №6. – С. 116-129.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.