Сделай Сам Свою Работу на 5

Из закона РФ «О средствах массовой информации»





Тест «Мораль. Религия»

Часть 1

Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
         
ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда 1)добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. 1).вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

Задание 3. Исключение 2 лишних элементов

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «мораль». А). социальная норма, Б). право, В). добро и зло, Г). прекрасное и уродливое, Д). санкции.



Задание 5. Установите соответствие

Проявления духовной культуры Формы духовной культуры
А). предложение законченной мировоззренческой системы Б). выражение субъективного отношения к миру В). теоретическое обоснование законов развития природы и общества Г). образно-символическое отражение природной и социальной действительности Д). специфические представления о добре и зле 1). Наука 2). Искусство 3). Мораль 4). Религия
ТЕРМИНЫ ПРИЗНАКИ
1) анимизм 2) фетишизм 3) политеизм 4) тотемизм А) система фантастических представлений о нали­чии у человека, животных, растений, предметов независимого начала — души Б) религиозное поклонение неодушевленным предметам, по представлениям верующих наде­ленным сверхъестественной магической силой В) древнейшая форма религии, характеризующая­ся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо изображением, предметом, чаще всего симво­лом зверя, птицы Г) религиозное направление, означающее покло­нение силам природы, богам и духам им соот­ветствующим Д) средневековая религия японцев, принявшая форму культа императорской династии
ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗВАНИЕ
А) вера в возможность воздействовать на человека и силы природы при помо­щи определенных ритуальных действий Б) вера в существование души и духов В) вера в существование кровной связи между человеческим родом и животным Г) вера в наличие у предметов сверхъес­тественных свойств помогать человеку и защищать его от злых духов 1) анимизм 2) фетишизм 3) тотемизм 4) магия 5) атеизм
ПОНЯТИЯ ПРИЗНАКИ
1)буддизм 2) синтоизм 3) христианство 4) ислам A) поклонение монарху как божеству; существует в Японии Б) самая распространенная религия в мире, де­лящаяся на православие, католицизм и мно­жество иных ветвей B) основателем религии считается принц Гаутама, религия распространена в Индии, Бирме, Китае и Японии Г) самая молодая из мировых религий, активно расширяющая свое влияние Д) официальная национальная религия Израиля
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИИ
1)финансирование за счет средств бюджета 2) запрет участвовать в вы­борах в органы государ­ственной власти и муниципального самоуправления 3) правовое закрепление привилегированного гос­подствующего положе­ния какой-либо религи­озной организации и ее последователей в сравне­нии с другими 4) запрет участвовать в дея­тельности политических партий 5) активное участие церкви в политике, выполнение некоторых государствен­ных полномочий 6) самофинансирование А) государственная религия Б) статус отделения от государства

 





Задание 6. Несколько ответов

1. Что из перечисленного ниже традиционно относится к категориям морали? А) индивидуальность, Б). социализация; В). совесть, Г). справедливость; Д). интересы ; Е) честь

2. Найдите в приведенном списке особенности религии, отличающие ее от других сфер культуры. А) мировоззренческие установки, основанные на вере в сверхъестественное; Б) регулирование поведения людей и их отношений друг с другом; В). объяснение природных и общественных явлений; Г). уверенность в существовании загробного мира; Д). аргументация и обоснованность выводов и заключений; Е). преподнесение картины мира в форме абсолютной истины

 

Задание 20. Вставьте пропущенные слова

Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения. Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки.

1) моральные категории 2) производство 3) порицание 4) активность 5) совесть 6) внутренний регулятор 7) польза 8) общественное мнение 9) право  

 

Ученые создали несколько классификаций ре­лигий. Самая простая из них объединяет рели­гии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в________________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились иживутпо сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные______________(Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. _________ (В) религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _______________(Г), ислам. Все религии можно также объединить в две большие группы:__________(Д), т.е. признающие существование единого Бога и _________________(Е), признающие множество богов.

1) монотеизм 3)древность 5)культ 7) индуизм 9) конфуцианство
2) политеизм 4)мировая 6) буддизм 8) суеверие  

Часть 2

Гуманистические представления о человеке возникли со времени Ренессанса. По смыслу этих представлений, назначение человека зак­лючалось в том, чтобы быть самодержавным хозяином своей соб­ственной жизни и верховным властителем мира. Согласно такой по­зиции, вера в Бога казалась неоправданной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, препятствующее его самоопреде­лению и свободному творчеству, к которому он призван по своей соб­ственной природе. Человек осознал себя земным богом.

Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усо­вершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оптимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления «царства Божия» на земле, убежденность в том, что «человек добр по своей природе». Но как быть, если стремление к добру и стрем­ление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безгра­ничной свободы не совпадают? Обожествление человека в его при­родном существе необходимо приводит к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодержец есть хозяин и над своей моралью.

Вера во всемогущество человека, в его доброе по природе естество была поколеблена еще в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Французской революцией, когда царство свободы, равенства и брат­ства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной чер­ни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры принесло наше время, когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демо­нические силы садизма и отвержения элементарных начал нрав­ственности.

Гуманизм привел к Декларации прав человека и гражданина и к Великой французской революции. Он стал утверждать себя как высшее начало, человека и человечество — как высшую святыню, отвергая всякую сверхчеловеческую Святыню. Поэтому, отмечал Бердяев, весь гуманистический освободительный процесс двой­ствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии само­обоготворения. Во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобож­дение от рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу.

Гуманизм стал обоснованием либерализма, а затем социализма и анархизма, предельных этапов новой истории, последних соблаз­нов человечества. Отрицание Бога, иного мира было признано дос­таточным основанием того, что человек обладает бесконечными правами, и ему предстоит блестящее будущее.

Задание 21. Понимание текста.Что автор понимает под гуманистическими представления­ми о человеке?

Задание 22. Понимание текста.Какое противоречие видит автор в лозунге Ренессанса «Че­ловек добр по своей природе»? Подтвердите предложением из текста

Задание 23. Конкретизация материала текста.Приведите два примера фактов из истории нашего времени, опровергающих идею всемогущества человека, «когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демонические силы садиз­ма и отвержения элементарных начал нравственности».

Задание 24. Аргументация суждений.В чем, по мнению Бердяева, заключается двойственность гу­манистического освободительного процесса? Используя об­ществоведческие знания и жизненный опыт, предположите, какой способ нашло современное человечество для преодо­ления второй, негативной стороны этого процесса?

 

Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из ко­торых первый был важен с самого начала известной нам исто­рии человеческого разума, тогда как второй, после совсем не­долгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащенных благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической де­ятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегод­ня приходится снова обращаться к выяснению причин и исто­рии той войны, которую традиционная религия вела против науки.

С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретическо­го аспекта имеется еще и основанная на науке техника, создаю­щая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придает науке большую значимость, даже в глазах далеких от нее людей.

С социальной точки зрения религия представляет собой бо­лее сложное явление, чем наука. В каждой из великих истори­ческих религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с на­укой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука мог­ла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.

Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обуслов­лена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным ко­дексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме то­го, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, посколь­ку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых.

Задание 21. Понимание текста.Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие на­уке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?

Задание 22. Понимание текста.Чем объясняется важность религии и науки в жизни об­щества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.

Задание 23. Конкретизация материала текста.Назовите три «великие исторические религии». Исполь­зуя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» лю­бой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).

Задание 24. Аргументация суждений.Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых»? Используя содержание текс­та, обществоведческие знания и личный социальный опыт, при­ведите три аргумента в обоснование своего мнения

 

Из закона РФ «О средствах массовой информации»

Ст. 2.Средства массовой информации. Основные понятия

...Под массовой информацией понимаются предна­значенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и мате­риалы;

§ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, ви­деопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой ин­формации;

§ под периодическим печатным изданием понимает­ся газета, журнал, альманах, бюллетень, иное изда­ние, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

§ под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной про­граммой понимается совокупность периодических ау­дио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (пе­редач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

§ под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного но­мера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи про­граммы;

§ под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепро­грамм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...

Ст. 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со сторо­ны должностных, государственных органов, органи­заций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материа­лы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреж­дений, органов или должностей, в задачи либо функ­ции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.

Задание 21. Понимание текста.Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.

Задание 22. Понимание текста.Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.

Задание 23. Конкретизация материала текста.В Москве на протяжении ряда лет издается еже­годный поэтический альманах «Пегас», имею­щий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпля­ров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Задание 24. Аргументация суждений.Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).

 

Задание 25. Раскрытие понятия в контексте.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о религии

 

Задание 26. Конкретизация примерами

СМИ, и в первую очередь, пресса, телевидение, играют значимую роль в формировании системы взглядов человека на окружающую действительность. Как называется такая система взглядов конкретного человека на общество? Приведите три аргумента, подтверждающих значимость роли СМИ в формировании сознания человека

 

Задание 27. Задача

1. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Назовите две причины происходящего

2. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

3. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газе­ты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Результаты опроса (в процентах от общего числа участни­ков) представлены в диаграмме. Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.  

Задание 28. Составление сложного плана по заданной теме

1. Мораль и «золотое правило» нравственности

2. Религия как форма духовной культуры

 

Задание 29. Эссе

1. Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева (А. Эйнштейн).

2. Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья (И. Кант)

3. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред (М. Монтень)

4. Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота (А. Шопенгауэр).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.