|
Из закона РФ «О средствах массовой информации»
Тест «Мораль. Религия»
Часть 1
Задание 1. Запишите слово, пропущенное в схеме
|
|
| ФУНКЦИЯ МОРАЛИ
| ХАРАКТЕРИСТИКА
| | …
| Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
| | Ценностно-ориентировочная
| Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
| | | | | | | ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА
| ХАРАКТЕРИСТИКА
| Религия
| Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
| …
| Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире
|
Задание 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда 1)добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. 1).вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.
Задание 3. Исключение 2 лишних элементов
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «мораль». А). социальная норма, Б). право, В). добро и зло, Г). прекрасное и уродливое, Д). санкции.
Задание 5. Установите соответствие
Проявления духовной культуры
| Формы духовной культуры
| А). предложение законченной мировоззренческой системы
Б). выражение субъективного отношения к миру
В). теоретическое обоснование законов развития природы и общества
Г). образно-символическое отражение природной и социальной действительности
Д). специфические представления о добре и зле
| 1). Наука
2). Искусство
3). Мораль
4). Религия
| ТЕРМИНЫ
| ПРИЗНАКИ
| 1) анимизм
2) фетишизм
3) политеизм
4) тотемизм
| А) система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала — души
Б) религиозное поклонение неодушевленным предметам, по представлениям верующих наделенным сверхъестественной магической силой
В) древнейшая форма религии, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо изображением, предметом, чаще всего символом зверя, птицы
Г) религиозное направление, означающее поклонение силам природы, богам и духам им соответствующим
Д) средневековая религия японцев, принявшая форму культа императорской династии
| ХАРАКТЕРИСТИКА
| НАЗВАНИЕ
| А) вера в возможность воздействовать на человека и силы природы при помощи определенных ритуальных действий
Б) вера в существование души и духов
В) вера в существование кровной связи между человеческим родом и животным
Г) вера в наличие у предметов сверхъестественных свойств помогать человеку и защищать его от злых духов
| 1) анимизм
2) фетишизм
3) тотемизм
4) магия
5) атеизм
| ПОНЯТИЯ
| ПРИЗНАКИ
| 1)буддизм
2) синтоизм
3) христианство
4) ислам
| A) поклонение монарху как божеству; существует в Японии
Б) самая распространенная религия в мире, делящаяся на православие, католицизм и множество иных ветвей
B) основателем религии считается принц Гаутама, религия распространена в Индии, Бирме, Китае и Японии
Г) самая молодая из мировых религий, активно расширяющая свое влияние
Д) официальная национальная религия Израиля
| ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
| ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИИ
| 1)финансирование за счет средств бюджета
2) запрет участвовать в выборах в органы государственной власти и муниципального самоуправления
3) правовое закрепление привилегированного господствующего положения какой-либо религиозной организации и ее последователей в сравнении с другими
4) запрет участвовать в деятельности политических партий
5) активное участие церкви в политике, выполнение некоторых государственных полномочий
6) самофинансирование
| А) государственная религия
Б) статус отделения от государства
|
Задание 6. Несколько ответов
1. Что из перечисленного ниже традиционно относится к категориям морали? А) индивидуальность, Б). социализация; В). совесть, Г). справедливость; Д). интересы ; Е) честь
2. Найдите в приведенном списке особенности религии, отличающие ее от других сфер культуры. А) мировоззренческие установки, основанные на вере в сверхъестественное; Б) регулирование поведения людей и их отношений друг с другом; В). объяснение природных и общественных явлений; Г). уверенность в существовании загробного мира; Д). аргументация и обоснованность выводов и заключений; Е). преподнесение картины мира в форме абсолютной истины
Задание 20. Вставьте пропущенные слова
Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения. Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки.
1) моральные категории
2) производство
| 3) порицание
4) активность
| 5) совесть
6) внутренний регулятор
| 7) польза
8) общественное мнение
| 9) право
|
Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в________________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились иживутпо сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные______________(Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. _________ (В) религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, _______________(Г), ислам. Все религии можно также объединить в две большие группы:__________(Д), т.е. признающие существование единого Бога и _________________(Е), признающие множество богов.
1) монотеизм
| 3)древность
| 5)культ
| 7) индуизм
| 9) конфуцианство
| 2) политеизм
| 4)мировая
| 6) буддизм
| 8) суеверие
|
|
Часть 2
Гуманистические представления о человеке возникли со времени Ренессанса. По смыслу этих представлений, назначение человека заключалось в том, чтобы быть самодержавным хозяином своей собственной жизни и верховным властителем мира. Согласно такой позиции, вера в Бога казалась неоправданной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, препятствующее его самоопределению и свободному творчеству, к которому он призван по своей собственной природе. Человек осознал себя земным богом.
Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усовершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оптимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления «царства Божия» на земле, убежденность в том, что «человек добр по своей природе». Но как быть, если стремление к добру и стремление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безграничной свободы не совпадают? Обожествление человека в его природном существе необходимо приводит к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодержец есть хозяин и над своей моралью.
Вера во всемогущество человека, в его доброе по природе естество была поколеблена еще в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Французской революцией, когда царство свободы, равенства и братства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной черни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры принесло наше время, когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демонические силы садизма и отвержения элементарных начал нравственности.
Гуманизм привел к Декларации прав человека и гражданина и к Великой французской революции. Он стал утверждать себя как высшее начало, человека и человечество — как высшую святыню, отвергая всякую сверхчеловеческую Святыню. Поэтому, отмечал Бердяев, весь гуманистический освободительный процесс двойствен: он заключал в себе великую правду, часть религии богочеловечества, и великую ложь, часть образующейся религии самообоготворения. Во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи, освобождение от рабства, но было и новое зло, обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу.
Гуманизм стал обоснованием либерализма, а затем социализма и анархизма, предельных этапов новой истории, последних соблазнов человечества. Отрицание Бога, иного мира было признано достаточным основанием того, что человек обладает бесконечными правами, и ему предстоит блестящее будущее.
Задание 21. Понимание текста.Что автор понимает под гуманистическими представлениями о человеке?
Задание 22. Понимание текста.Какое противоречие видит автор в лозунге Ренессанса «Человек добр по своей природе»? Подтвердите предложением из текста
Задание 23. Конкретизация материала текста.Приведите два примера фактов из истории нашего времени, опровергающих идею всемогущества человека, «когда под тонкой оболочкой просвещенного европейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демонические силы садизма и отвержения элементарных начал нравственности».
Задание 24. Аргументация суждений.В чем, по мнению Бердяева, заключается двойственность гуманистического освободительного процесса? Используя обществоведческие знания и жизненный опыт, предположите, какой способ нашло современное человечество для преодоления второй, негативной стороны этого процесса?
Религия и наука — два аспекта общественной жизни, из которых первый был важен с самого начала известной нам истории человеческого разума, тогда как второй, после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродился лишь в XVI веке и с тех пор оказывает все более сильное влияние на идеи и на весь образ жизни современного человека. Религия и наука находятся в давнем противоборстве, но до последнего времени наука неизменно оказывалась в положении победителя. Однако возникновение новых религий, оснащенных благодаря самой науке новыми возможностями для проповеднической деятельности, сделало соотношение сил неясным, поэтому сегодня приходится снова обращаться к выяснению причин и истории той войны, которую традиционная религия вела против науки.
С помощью наблюдения и рассуждения наука устанавливает факты и объединяющие эти факты законы, что позволяет в ряде случаев успешно предсказывать будущее. Помимо теоретического аспекта имеется еще и основанная на науке техника, создающая удовольствия и удобства, которые были невозможны или слишком дорого стоили в донаучную эпоху. Именно техника придает науке большую значимость, даже в глазах далеких от нее людей.
С социальной точки зрения религия представляет собой более сложное явление, чем наука. В каждой из великих исторических религий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс личной морали. Относительная важность каждого из этих элементов изменялась с течением времени и была разной у различных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в неодинаковых пропорциях — существенны для религии как социального феномена. Религия вступает в конфликт с наукой именно по той причине, что имеет социальное значение. Личная религия, не делающая утверждений, которые наука могла бы опровергнуть, спокойно существует и в научную эпоху.
Источником конфликта между религией и наукой является различие в убеждениях, однако острота противоречий обусловлена тем, что убеждения связаны с церковью и моральным кодексом. Сомнение в вере ослабляет авторитет церкви; кроме того, всегда считалось, что сомнение подрывает мораль, поскольку моральный долг выводится именно из убеждений. Поэтому не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых.
Задание 21. Понимание текста.Как автор характеризует современный этап конфликта между религией и наукой? Какие возможности, придающие науке большую значимость, открывают обществу теоретический и практический аспекты науки?
Задание 22. Понимание текста.Чем объясняется важность религии и науки в жизни общества? Используя текст и знания обществоведческого курса, приведите три объяснения.
Задание 23. Конкретизация материала текста.Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
Задание 24. Аргументация суждений.Согласны ли вы с мыслью автора о том, что «не только церковные, но и светские власти имеют основания опасаться революционных взглядов ученых»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения
Из закона РФ «О средствах массовой информации»
Ст. 2.Средства массовой информации. Основные понятия
...Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;
§ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
§ под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
§ под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;
§ под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
§ под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) цериодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ...
Ст. 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации — не допускается.
Задание 21. Понимание текста.Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.
Задание 22. Понимание текста.Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.
Задание 23. Конкретизация материала текста.В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
Задание 24. Аргументация суждений.Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).
Задание 25. Раскрытие понятия в контексте.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о религии
Задание 26. Конкретизация примерами
СМИ, и в первую очередь, пресса, телевидение, играют значимую роль в формировании системы взглядов человека на окружающую действительность. Как называется такая система взглядов конкретного человека на общество? Приведите три аргумента, подтверждающих значимость роли СМИ в формировании сознания человека
Задание 27. Задача
1. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Назовите две причины происходящего
2. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
3. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?» Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в диаграмме. Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите три предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.
|
| Задание 28. Составление сложного плана по заданной теме
1. Мораль и «золотое правило» нравственности
2. Религия как форма духовной культуры
Задание 29. Эссе
1. Религия, искусство и наука — это ветви одного и того же дерева (А. Эйнштейн).
2. Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья (И. Кант)
3. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред (М. Монтень)
4. Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота (А. Шопенгауэр).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|