Концепция IT-архитектуры МФЦ
Тема 7 ИКТ-обеспечение функционирования МФЦ
Автоматизированная информационная система поддержки деятельности многофункционального центра (далее – АИС МФЦ) предназначена для автоматизации основных административно-управленческих процессов, протекающих в рамках МФЦ, и обеспечения эффективной информационной поддержки деятельности организатора и участников МФЦ.
Основными целями создания АИС МФЦ являются:
· повышение осведомленности потенциальных заявителей о перечне и характере оказываемых на базе МФЦ услуг, а также обеспечение качественного информационного сопровождения граждан и организаций на протяжении всего процесса оказания комплексной услуги путем публикации сведений о значимых событиях и фактах, возникающих в процессе еѐ оказания;
· повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) заявителей при получении государственных (муниципальных) услуг за счет информатизации основных административно-управленческих процессов, протекающих в рамках МФЦ, повышения их прозрачности и, в случае необходимости, использования развитой системы предупреждения нелегитимных действий участвующих в предоставлении услуги сторон;
· повышение эффективности и интенсификация межведомственного информационного обмена и взаимодействия в рамках сквозных административно-управленческих процессов, реализуемых на базе МФЦ.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
· создание пространства ИТ решений для информирования граждан;
· формирование внутренней системы МФЦ, в том числе системы документооборота МФЦ, системы обеспечения юридической значимости и архивации, системы контроля и организации логистики с участниками МФЦ;
· организация интерфейсной системы «МФЦ – сторонние организации» для представления данных в сторонние органы власти, местного самоуправления и организации;
· проведение работ по подключению дополнительных обеспечивающих систем МФЦ (электронная очередь, ЭЦП и система информационной безопасности).
Концептуальная структура АИС МФЦ представлена на схеме.
Рис. 19. Структура АИС МФЦ
Работа по формированию всех указанных систем потребует подключение соответствующего программного обеспечения. В частности, потребуется приобретение, наладка и установка следующих программных технологий:
· технологические устройства и ПО для инфоматов;
· программное обеспечение для центра телефонного обслуживания (решение для call-центра на уровне МФЦ, масштабируемое до уровня единой точки входа к информации по услугам);
· программное обеспечение для создания полноценного портала;
· программное обеспечение для регистрации обращений граждан и организации взаимодействия с клиентами МФЦ;
· программное обеспечение для обеспечения документооборота МФЦ;
· программное обеспечение для передачи, обеспечения логистики, контроля и мониторинга данных и информации, переданных в «сторонние органы» для осуществления административных процедур по предоставлению услуг;
· программное обеспечение для обеспечения представления данных в сторонние органы (логистика электронных вариантов документов и регистрация бумажных копий передаваемых документов);
· включение использования ЭЦП для работников МФЦ и сотрудников «сторонних органы» включенных в цикл предоставления государственных услуг на базе МФЦ.
Концепция IT-архитектуры МФЦ
Подсистемы АИС МФЦ должны быть построены по модульному принципу, т.е. включать в себя модули и компоненты, которые могут быть заменены или модернизированы без необходимости перепроектирования всего программного комплекса или подсистемы.
Проектирование архитектуры АИС МФЦ должно быть осуществлено по модульному принципу, с учетом дальнейшего развития в направлении концепции слабосвязанных систем (сервис-ориентированной архитектуры), что в данном случае подразумевает наличие у нее следующих свойств: в целом.
· каждый проектируемый модуль (в данном случае реализуемый в виде ряда сервисов) АИС МФЦ должен предоставлять в сетевой среде возможность многократно обратиться к функциональности другим приложениям и компонентам с помощью описания и публикации соответствующего интерфейса доступа;
· таким образом, каждый модуль АИС МФЦ должен проектироваться с учетом явного отделения унифицированного интерфейса доступа от его внутренней логики, которая может меняться при изменении значимых внешних условий функционирования АИС МФЦ;
· данное разделение становится возможным именно благодаря интерфейсу, описывающему функциональные возможности модуля посредством унифицированных протоколов обмена структурированной информацией, при этом внутренняя реализация сервиса может меняться в рамках специфицированных интерфейсом условий, неизменным должен оставаться лишь сам интерфейс;
· интерфейс определяет условия предоставления и потребления сервисов (функциональные, технические и прочие параметры), служит основой соглашения между потребителем (конечными пользователями, другими приложениями и модулями АИС МФЦ) и модулем (реализация сервиса) на всех этапах его жизненного цикла.
Для выполнения перечисленных выше задач АИС МФЦ должна включать в себя следующие подсистемы и модули:
· подсистема информационно-справочного обеспечения (ИСО МФЦ), обеспечивающая информирование посетителей МФЦ и включающая следующие модули:
o модуль «Портал МФЦ»;
o подсистема «Сервер форм», обеспечивающая автоматизацию процессов, связанных с ведением реестра форм документов и обеспечивающая их динамическое формирование, предзаполнение и после-дующих контроль правильности заполнения на автоматизированных местах пользователей АИС МФЦ (в том числе заявителей через «Портал МФЦ»), и включающая модуль «Ведение реестра форм».
o модуль «Информационный киоск МФЦ».
· информационная учетно-процессная подсистема (ИУПП МФЦ), обеспечивающая автоматизацию и контроль процессов оказания государственных (муниципальных) услуг через МФЦ и включающая следующие модули:
o модуль «Электронное исполнение и контроль процессов оказания государственных услуг».
Подсистема ИCO МФЦ
Подсистема информационно-справочного обеспечения предназначена для предоставления физическим и юридическим лицам, а также организациям, получающим государственные и муниципальные услуги через МФЦ, информации о порядке и ходе оказания этих услуг, а также для информирования их о режиме и особенностях работы МФЦ, предоставления возможности записи на прием в МФЦ, заполнения форм документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг через МФЦ и предоставления сервиса подачи электронных документов в МФЦ.
Модуль информационно-справочного обеспечения необходимо рассматривать как один из бизнес-процессов, в который включены сразу несколько элементов (модулей) автоматизированной информационной системы МФЦ, а именно: портал МФЦ, инфоматы, Call-центр и непосредственно операторы МФЦ.
Контроль за этим бизнес-процессом должен осуществляться на базе информационной системы под управлением программного продукта BizTalk.
Подсистема «Сервер форм», обеспечивающая автоматизацию процессов, связанных с ведением реестра форм документов и обеспечивающая их динамическое формирование, контроль правильности заполнения на автоматизированных местах пользователей АИС МФЦ (в том числе заявителей через «Портал МФЦ»), и хранения информации, внесенной в поля формы пользователями. Подсистема должна позволять:
· хранить формы, используемые гражданами при формировании запросов на предоставление услуг МФЦ;
· хранить справочники, используемые при динамическом формировании интерактивных форм;
· обеспечивать динамическое формирование форм на основе актуальных версий справочников;
· обеспечивать работу с большими (более 10 Мб) справочниками при онлайн заполнении форм;
· обеспечивать подсистемам АИС МФЦ доступ к данным, введенным пользователями при заполнении форм (в том числе - извлечение и хранение данных, внесенных пользователями при заполнении форм).
Для осуществления функций подготовки и хранения форм подсистемы «Сервер форм» необходимо реализовать модуль «Ведение реестра форм», предоставляющий возможность хранения форм документов, включая поддержку версионности, поиска и сортировки списка форм, работы с данными, внесенными пользователями в поля формы при заполнении.
Подсистема ИУПП МФЦ
Информационная учетно-процессная подсистема должна обеспечивать решение основных задач МФЦ по автоматизации и информационной поддержке таких процессов, как:
· централизованное управление информацией о государственных функциях и услугах с целью ее публикации на информационных ресурсах МФЦ и использования в рамках задачи оптимизации системы государственного управления;
· организация и учет движения бумажного и электронного документопотока в рамках предоставления государственных услуг на базе МФЦ;
· обработка заявлений на предоставление консультаций и государственных услуг.
ИУПП МФЦ включает в себя Модуль «Электронное исполнение и контроль процессов оказания государственных услуг». Модуль ориентирован на информационную поддержку административных процессов в рамках МФЦ и должен позволять управлять полным жизненным циклом процесса предоставления услуги, от его инициирования в МФЦ до окончания или передачи на государственное хранение документов, связанных с этим процессом.
Модуль должен содержать инструментарий для создания и реализации логики административных процессов на базе движения документов, относящихся к предоставлению государственных (муниципальных) услуг, и сопоставленных им учетных данных (в том числе метаданных), предусмотренных регламентами предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, обеспечивая контроль целостности, актуальности и непротиворечивости данных. Модуль является основным инструментом операционной работы в рамках МФЦ, обеспечивающим также возможность автоматизации базовой деятельности ведомств участников МФЦ в части обмена документами с МФЦ и информирования о ходе предоставления услуг.
Модуль должен позволить организовать делопроизводство (как с электронными, так и с бумажными документами) в сетевой среде, где документы бы могли объединяться в логические блоки (например, дела заявителей), обеспечивать организацию и контроль их движения, а также последующий оперативный поиск.
Модуль должен обеспечивать автоматизацию процессов движения документов (как бумажных, так и электронных) внутри МФЦ, включая:
· сканирование и регистрация документа в электронном виде;
· создания информационной карточки документа;
· автоматизацию процесса проверки комплектности и правильности заполнения документов, подаваемых заявителями;
· автоматизированную регистрацию документов, подаваемых заявителями;
· автоматизацию процесса контроля движения документов заявителей внутри МФЦ до передачи их в органы государственной власти (органы местного самоуправления), а также результатов исполнения государственных и муниципальных услуг, полученных от органов государственной власти (органов местного самоуправления) до передачи их заявителю;
· автоматизацию процесса обмена документами в ходе оказания государственных и муниципальных услуг с органами государственной власти (органами местного самоуправления), непосредственно предоставляющими эти услуги;
· регистрацию результатов исполнения этапов оказания государственных и муниципальных услуг, контроль сроков исполнения этих этапов;
· автоматизированную проверку комплектности документов-результатов оказания государственных и муниципальных услуг в зависимости от получаемой услуги, регистрацию передачи их заявителю;
· возможность предоставления на базе МФЦ комплексных услуг, требующих обращения МФЦ для получения окончательного результата услуги в несколько органов власти, причем обращения могут осуществляться как параллельно, так и в определенной последовательности, и подразумевать передачу и получение как одинаковых, так и различных комплектов документов;
· автоматизацию процесса идентификации и прослеживания жизненного цикла бумажных документов путем предоставления интерфейса для получения сведений об инвентарном номере бумажного документа либо пакета документов из внешних систем (например, систем считывания штрих-кодов).
При наличии внешних информационных систем, осуществляющих контроль исполнения государственных и муниципальных услуг в органах государственной власти (органах местного самоуправления), Модуль должен взаимодействовать с этими подсистемами в части сбора информации о ходе исполнения государственных и муниципальных услуг, предоставляемых через МФЦ.
Реализация модуля осуществляется на базе программного продукта Microsoft BizTalk Server как информационной шины для организации информационных потоков, интеграции и т.п. и Microsoft SharePoint Portal Server как решения для организации документооборота.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|