Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, виды и основные этапы социализации.





Тема 3. Социализация личности.

1. Личность как уникальная социальная система

2. Понятие, виды и основные этапы социализации.

3. Факторы и институты социализации.

 

Личность как уникальная социальная система

 

Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается сопряженной с проблемой личности. Но следует выяснить различия в тер­минах: человек, индивид, личность.

Когда употребляется термин «че­ловек», то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей: мужчин и женщин, стариков и детей, чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли­чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли­чиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют­ся, развиваются и реализуются только в совместном бытии с другими людьми, такие, например, как достоин­ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.



Социальные качества личности — это совокупность социаль­но-психологических свойств и черт личности, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­виях и обстоятельствах.

Наиболее значимые социальные качества личности таковы;

1) Самосознание - выделение индивидом самого себя из окру­жающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего "другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возмож­ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей.

3) Активность - способность личности производить самостоя­тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия.

4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности. 5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори­ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­туаций, в которых она находится к достижению вполне определенной цели.



6) Убеждения - личностные социально-психологические по­требности, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­ности и побуждающие его поступать в соответствии с ними.

7) Установка - социальная характеристика личности, выра­жающая ее готовность к активной деятельности в определенной важной для ее сфере социальной действительности - в эконо­мической, политической, научной и т.п.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой, элементами которой являются её же свойства:

1) Целостность - взаимообусловленность, соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово­купности ее сложную внутреннюю структуру.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой.

3) Динамически изменяющаяся система, находящаяся в про­цессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу­ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен­ный жизненный проект.

6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю­щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправленной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя.

Социологи выделяют несколько типов личности:



1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об­ществе (общности).

2) Базисная личность - это тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя.

3) Маргинальный тип личности - человек, поставленный усло­виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань двух культур или жизненных стереотипов.

4) Реактивная личность — такой тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по тече­нию", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность - тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­гают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность - широко распространенный в кри­зисных и переходных состояниях развития общества тип человека, знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений.

Понятие, виды и основные этапы социализации.

 

 

Человек в своем социальном бытии является, с од­ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и развивается только в процессе и результате человеческой деятельно­сти. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, вбирая в себя социальный опыт, усваивая нормы, правила, идеалы культуры.

Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна­ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио­нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.

Включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процес­се своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отно­шений и взаимодействий.

На основании сказанного можно указать со­держательное определение этого социального феномена.

Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с од­ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

Различают две основные формы социализации - направлен­ная и ненаправленная.

Ненаправленная социализация - это стихий­ное, как бы "автоматическое" формирование определенных социаль­ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча и т.д.

Направленная социализация - это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями систе­ма средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе (или общности) цен­ностями, идеалами, интересами и целями.

Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс созна­тельно организованного, планомерного и целенаправленного воздей­ствия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной произ­водственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или противоречить друг другу. Стихийная, ненаправ­ленная социализация может стать ущербной для формирования личности и поэтому важно ее до­полнение, а в некоторых случаях преобразование корректирующим влиянием направленной социализации.

Весьма существенным средством социализации личности яв­ляется ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело­века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит и отождествляет. Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определенной социальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности.

Развертывание процесса социализации зависит не только от силы и направленности социализирующего влияния социального окружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали ее Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе - эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап — ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками - погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Четвертый этап – ранний школьный возраст (7 -11 лет). В это время происходит переосмысление предыдущего опыта на основе получаемых знаний. Основной канал социализации – общение и взаимодействие с учителем.

Пятый этап - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап - юношеский воз­раст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирую­щейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренче­ских установок, жизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обду­мывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап - поздняя юность (18—25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Важ­ную роль приобретает социализация, выражающаяся в разделении труда, в силу чего она, с одной стороны, способствует росту его про­изводительности, а с другой - профессионально-квалификационному развитию личности.

Восьмой этап — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап - послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.