Сделай Сам Свою Работу на 5

Подтверждение или изменение структуры





Что происходит

Даже если вам показалось, что лидерская структура вашего отряда сформирована - это еще не так. В процессе прохождения новых дел, которые предлагаете им вы, структура может меняться и этот процесс почти всегда бывает для ребят болезненный.

Как помочь

Постарайтесь поддержать ребенка в сложной ситуации. Если у него что-то не получилось, и весь коллектив от него отвернулся, вы его последняя надежда. Старайтесь в этот период предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. Именно на этом этапе, детский коллектив проводит большую часть смены. Он наиболее благоприятен для их развития

 

Распад.

Что происходит

Как не больно, но приходит время, когда смена заканчивается и всем нам придется разъехаться. Происходит распад коллектива. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. И в начале и в середине смены у ребят может произойти разочарование друг в друге и тогда распад произойдет раньше, чем это предполагалось, а этого нельзя допустить.

 

Как помочь

Грамотно провести распад группы умеют лишь единицы и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги совместного существования, сказаны добрые слова, и ребенок, уезжая домой, должен увести с собой прекрасную сказку о море, о счастье, о дружбе, о любви, о том, что жизнь это большое радостное событие, а окружающие люди - это интереснейшая загадка, а ты (вожатый) - самый добрый, самый бескорыстный, самый человечный человек на свете.



 

 

Методика

«От песчаной росписи к горящему факелу».

В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

 

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.



Выявляются следующие характеристики:

1.ребята мало знают друг друга;

2.нет общих интересов;

3.нет общих дел;

4.отсутствует авторитетный центр;

5.группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

 

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

 

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

 

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

 

Важны такие характеристики:

1.в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

2.дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

3.во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;



4.у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;

5.большинство ребят огорчают неудачи отряда;

6.члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;

7.приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;

8.хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;

9.не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

 

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

 

Малые игры.

 

Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов:

 

1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите:

  • создание и развитие коллектива;
  • выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов);
  • занять паузу.

 

2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру:

· младший,

· средний младший,

· средний старший,

· подростковый.

Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.

 

3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры:

· помещение или улица,

· территория передвижения,

· возможность сидеть в кругу,

· актовый зал,

· спортивная площадка.

 

 

4. На какой стадии находится формирование коллектива:

· знакомство,

· построение структуры,

· изменение или подтверждение структуры,

· распада.

Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.

 

5. Количество участников игры:

· до 10 человек,

· до 20 человек,

· до 30 человек,

· до 40 человек, и больше…

 

6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете:

· бумага, ручка, скрепки, маркеры

· мячи, обручи, скакалки

· песок, водоросли, галька

 

7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры:

· 5 минут,

· 10 минут,

· 30 минут,

· 2 часа

 

8. Какой итог игры Вам нужен:

· победители,

· номинации,

· одобрение,

· глубокий анализ.

 

Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни.

 

Сейчас мы с Вами остановимся на классификации так называемых «малых игр», для которых не требуется много времени на подготовку и проведение.

 

Игры на тактильный контакт.

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: разгрузка, выход энергии.

Время: 5 мин.

Количество участников: от 21 и более.

Место проведения: просторная площадка с возможностью передвижения.

Группа разбивается на тройки и встает в колонки по трое, лицом вкруг. Первые в колонке – «шишки», за ним «желуди». За ними «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов и все названные должны себе найти место впереди любой другой тройки и ведущий в том числе. Все участники получают новые названия соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

 

Лавота

Цель: разгрузка, выход энергии.

Время: 5 мин.

Количество участников: от 10 и более.

Место проведения: просторная площадка с возможностью передвижения.

Весело пляшем мы тра, та, та, тра, та, та

Танец веселый наш, танец Лавота, хей!

Все участники игры проговаривают слова и движутся по кругу в одну сторону, а потом, повторяя их, идут в другую сторону. Первый раз все держатся за руки, потом за локти, коленки, щиколотку, уши, нос, волосы и так далее.

 

Игры на знакомство.

Знакомство по парам

Цель: знакомство.

Время: 20 мин.

Количество участников: от 10 до 26.

Место проведения: участники садятся вкруг.

 

Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знаковости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.