Друг Родитель Учитель Наставник
В советское время существования детской (пионерской) организации официально была профессия «вожатый», к ней специально готовили в педагогических училищах и институтах, признавая статус вожатого как профессионального педагога. И действительно, настоящий вожатый был педагогом - универсалом. Он точно знал, что дел в воспитании ребенка должно быть гораздо больше, чем слов назидательного характера. А дела должны быть полезными (формирующими социальную направленность личности), добрыми (гуманистическая направленность личности) и интересными (то есть с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка). А самое главное, вожатый знал, как научить ребенка делать эти интересные, полезные дела. А еще настоящий вожатый мог развести костер и спеть тихонько под гитару хорошую песню, помочь завершить затянувшуюся ссору с другом, любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Сложно научить быть вожатым. Мы можем только дать тебе набор знаний и навыков, а всю остальную работу тебе придется сделать самому. Впереди у тебя самый большой труд в жизни, потому что настоящий вожатый обладает огромным сердцем, в котором может поместиться весь мир, с хрустально чистой, искренней, доброй душой, огромной выдержкой и мудростью, которая у него появляется намного раньше, чем у его сверстников. А еще вожатый должен обладать твердостью характера и «правильно» видеть мир.
P.S. Наилучший способ узнать, как стать хорошим вожатым - это поймать где-то, на общий взгляд, хорошего вожатого, и за чашечкой чая, ненавязчиво, расспросить его о работе в отрядах.
Будущим вожатым
• Фиксируйте, запоминайте, записывайте.
• Сочиняйте, разрабатывайте, готовьте заранее.
• Четко и ежедневно планируйте свою работу.
• Любите детей.
• Всегда говорите детям правду.
• Не добивайтесь успеха давлением.
• Будьте доброжелательны, великодушны.
• Не забывайте хвалить ребят.
• Не убивайте в детях фантазию и сказку.
•Позаботьтесь о создании детского банка счастливых воспоминаний.
• Не торопитесь наказывать детей.
• Не зарабатывайте дешевый авторитет постоянными уступками.
•Чаще хвалите детей, утверждая, что они самые необыкновенные.
• Держите любую ситуацию под контролем.
• Относитесь со вниманием к каждому ребенку. Помните, что они всего лишь дети, а вы — самый нужный и близкий для них в данный момент человек.
Табу вожатого
Не разрешается:
•Делать неодобрительные замечания по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.
•Допускать оскорбления по отношению к детям со стороны других детей.
• Навязывать детям свою волю.
•Держаться изолированно от детей.
• Проявлять самоуправство и неподчинение.
• Создавать стрессовые ситуации для детей и коллег.
• Быть безразличным к недисциплинированности детей.
• Заниматься своими личными делами в рабочее время.
• Позволять равнодушное отношение к детям.
• Потакать ленивым.
• Пытаться выяснить что-либо с помощью силы.
• Вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.
• Срывать свое настроение на детях.
• Командовать.
• На пляже загорать, не обращая внимания на детей.
• Унижать и смеяться над ребенком.
•Акцентировать внимание на «влюбленных» в отряде.
• Запрещать что-либо, а потом позволять это же.
• Быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
• Появляться перед детьми «нечищеным, мятым»
Динамика развития временного коллектива.
В лагере ничего просто так не происходит. Отрядные дела сменяются общелагерными. Тематический день сменяется другим тематическим днем. И все это происходит не потому, что кто-то просто так решил, а потому, что во всех происходящих процессах есть своя логика и Вы тоже являетесь важной частью этой всеобщей логики. А логика эта, как и всё то, что Вас будет окружать, стремиться только к одной цели – сделать отдых детей в лагере как можно более качественным.
Есть очевидные ответы на вопросы: Почему ребенку нельзя находиться на пляже без панамки? Зачем ему есть? Почему он не может уехать один в город? Так и на вопросы: Почему с детьми надо играть и во что? Почему нужно проводить отрядные дела? Зачем ребенку выступать на сцене, если он не умеет? – есть тоже просто находимые ответы. И для того, чтобы их легко находить, нужно понять, как формируется любой коллектив и зачем он (коллектив) нужен. Начнем с простого.
Зачем нужен коллектив?
К сожалению, а может и к радости, человек устроен так, что ему очень плохо одному. Один из самых больших человеческих страхов – это страх одиночества, отвергнутости. Самое большое счастье – это быть кому-то нужным. Только это чувство, что ты нужен, наполняет твою жизнь смыслом и удерживает в самые трудные минуты. Как прожить без маминой заботы, поддержки друзей, признания окружающими твоих достоинств. Да и все мы, что бы мы ни говорили, считаем себя хорошими людьми и подтверждение этому окружающие нас люди. А сколько прекрасных мгновений можно испытать вместе! Вот ты сидишь у костра, и искры взвиваются к звездам, наполняясь в полете голосами твоих друзей и звуками гитары. Пройдено вместе препятствие – глаза друзей искрятся счастьем удачи, которое каждый из вас собственной радостью победы увеличивает в сотни раз. И когда весь мир начинает рушиться, к тебе через все расстояния, стены, заборы, пространства тянуться невидимыми ручейками руки твоих родных, близких, друзей, любимых с одной единственной целью удержать, не отпустить, уверить, спасти. Как несчастен и одинок, слеп душой человек, не испытавший этого великого счастья - быть вместе!
Очень важно в детстве дать ребенку навыки нахождения в коллективе, чтобы потом он не остался одинок, и очень много будет зависеть в судьбе человека от удачности его нахождения в прошлых коллективах.
И помни:
- Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
И именно ты, тот человек, на которого возлагается ответственность за формирование детского коллектива и отношений в нем. А различные формы, такие как игры, отрядные дела, общелагерные дела, огоньки, беседы и твоя искренняя улыбка являются хорошими техниками для достижения твоей цели. С этими формами работы ты познакомишься позже, а сейчас тебе важно понять этапы, по которым проходить коллектив в процессе своего формирования.
Этапы развития коллектива.
Эти этапы проходит любой временный коллектив: дети в лагере, студенты в группе, люди на работе. Некоторые стадии затягиваются, а некоторые длятся бесконечно, но все же подходят под общие положения.
- Знакомство.
- Структурирование.
- Подтверждение или изменение структуры.
- Распад.
Начнем сначала.
Знакомство.
Что происходит
Процесс знакомства начинается с первых секунд, когда ребята только увидели друг друга. Как вы, наверное, замечали, не сказав, только что встреченному человеку, ни слова, он уже вызвал у вас симпатию или антипатию, а может даже, оставил вас безразличным. Так же и у ребят. Отношение формируется на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось.
Как помочь
Из пословицы «встречают по одежке, а провожают по уму» можно сделать вывод, что первое мнение о человеке может быть ошибочным и поэтому наша (вожатых) задача создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге. И очень важно, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.
Структурирование.
Что происходит
Все дети, как и все люди разные и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя и для них нахождение в коллективе очередная проба себя в определенной роли. На самом деле не все дети стремятся к лидерству и не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало.
Как помочь
Во многих коллективах процесс структурирования так долго затягивается, что и говорить о том, что это коллектив не приходится. Примером может являться группа студентов, приходящих на занятия только для прослушивания лекций. Мы должны посредством игр и ряда заданий заставить ребят взаимодействовать друг с другом, чтобы в процессе взаимодействия они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. И ещё важно помнить, что не вы выбираете среди ребят лидера, а они это делают сами. Вы можете
только создать для этого условия и определить ценности, т.е., что такое хорошо и что такое плохо.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|