Элементы веревочного курса.
Межрегиональная общественная организация
«Содействие детскому отдыху»
Омский молодежно-студенческий благотворительный фонд
«Фабрика вожатых»
Первый выпуск
ОМСК 2006 год
Составители:
Маслов А.А.
Усков П.П.
Знаменщикова О.Н.
В сборник включены материалы, использованные на семинарских занятиях для подготовки вожатых
Омским молодежно-студенческим благотворительным фондом «Фабрика вожатых»
Что это было
Или
Элементы отборочного семинара.
Московская областная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (МОО РСМ) - это молодежная общественная организация. МОО РСМ занимается обучающими программами для старшеклассников и студентов, созданием и развитием молодежных общественных организаций в Московской области, молодежным отдыхом, формированием педагогических отрядов для работы в Подмосковье и Краснодарском крае.
Первым этапом программы подготовки и технологического руководства вожатого «Ступени» Московской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» является отборочный семинар для дальнейшего участия в обучающих семинарах по программе. Для организации и проведения отборочного семинара проводились элементы различных форм, которые используются в работе с детьми в лагере. Ниже некоторые из этих форм представлены подробнее в том идеальном виде, котором они используются в лагере.
Миксер.
В начале отборочного семинара мы проводили игры в большом кругу, этот блок мы называем «миксер». Основные задачи этого блока:
- снять психологическое напряжение среди участников, через эмоциональный выплеск, который подразумевает набор игр на миксер;
- снять физические зажимы, за счет вынужденных по условиям игры действий;
- возможность увидеть всех участников семинара;
- поставить участников семинара в равные условия;
- сократить физическую дистанцию между участниками семинара.
При подборе игр на «миксер» ставятся следующие критерии:
- игра должна длятся не более 4 минут;
- условия игры должны быть простыми;
- игра должна одновременно охватывать всех участников игры;
- желательно наличие в игре или тактильного контакта или активных физических движений;
- участники игры в процессе игры должны выполнять задания, которые вызывают положительный эмоциональный всплеск.
Игры, подходящие для включения их в «миксер», обычно используются при работе с отрядом: как блок игр перед непосредственным знакомством. Могут по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе являться зарядкой, проводятся как «разогревающие» перед началом больших отрядных дел.
«Арам, сам, сам»
Участники игры встают в один большой круг.
Часть первая.
Повторяют слова за ведущим: «Арам-сам-сам, арам-сам-сам, гули-гули-гули, арам-сам-сам!», затем добавляют движения: на первые две фразы участники хлопают себя по коленкам, а на третью фразу «гули-гули-гули» правой рукой почесывают макушку своей головы, а левой под подбородком, на четвертую фразу опять повторяются хлопки по коленкам. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть вторая.
Участники повторяют то же самое, только «гули-гули-гули» делают не себе, а участнику, стоящему по правую сторону. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть третья.
Движения, что и в предыдущих вариантах, но «арам-сам-сам, арам-сам-сам» делается по коленкам участника, стоящего справа, а «гули-гули-гули» участнику, стоящему слева. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости
« Дотронься до…»
Все участники игры становятся в общий круг, ведущий говорит цвет одежды, до которого все должны дотронуться (но только не на себе), так последовательно перечисляется наибольшее количество
цветов. Участникам нужно успеть дотронуться до названного цвета пока ведущий считает до 5-ти, потом до 4-х и дальше по уменьшению.
Первая работа в группе.
После деления на группы кураторы забирают группы для дальнейшей работы и проводят еще один блок игр. Основной задачей первой работы в группах является создание в группе через игровые технологии психологически безопасной атмосферы для открытия потенциала личности, а для этого нужно:
- провести пару игр на тактильный контакт, для создания иллюзии нахождения среди близких людей;
- провести несколько игр на знакомство, в частности, на запоминание имен участников группы.
При подборе игр на этот блок используются игры, подходящие для «миксера» и игры на знакомство. Очень важным для выбранных игр является:
- критерий «количество участников», т.к. некоторые игры требуют количество участников не менее 20 человек, а другие не рекомендуется проводить в группах более 14 участников;
- критерий «время игры», т.к. есть игры, которые могут затянуться по времени (15-20 минут). В этом случае группа начинает терять динамику, и потребуются дополнительные усилия для исправления создавшейся ситуации;
- критерий «успешность». Группа обязательно должна успешно пройти игру, т.к. для только что создающегося коллектива важно быстрое получение положительных результатов, а обратный процесс может навести участников на мысль совместной не состоятельности и попыток найти виновного в общих неудачах.
Подобные игры используются в лагере в блоке «знакомство», некоторые из них могут повторяться в первые дни смены,
как дополнительный стимул для детей выучить все имена ребят в отряде.
«Привет! Я рад тебя видеть…»
Цель: создание в коллективе положительного эмоционального настроя.
Время: 1-2 мин.
Количество участников: от 8до 60.
Место проведения: любое, где все участники могут встать в круг.
Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку, при этом сказав: «Привет! Я рад тебя видеть…» и посмотреть в глаза человеку. В этой игре есть одно важное правило, здороваясь с кем- либо из участников вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой начнёте здороваться ещё с кем - то. Вам нужно поздороваться как можно с большим количеством человек. Вы можете свободно передвигаться по комнате.
Снежный ком
Цель: представление своего имени и запоминание имен других участников игры.
Время: 5-7 мин.
Количество участников: от 8до 30.
Место проведения: любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.
Вожатый объясняет правила: "Друзья, сейчас мы попробуем познакомиться со всеми вместе. Для этого нужно быть очень внимательными. Правила нашей игры такие: первый человек называет свое имя. Его сосед называет имя первого и свое. Сосед соседа называет имя первого, второго и свое. И так далее".
1 чел. Петя;
2 чел. Петя, Вася;
3 чел. Петя, Вася, Лена;
4 чел. Петя, Вася, Лена, Оля ...
Желательно, чтобы вожатый оказался последним и правильно, без ошибок, назвал все имена ребят (завоевание расположения группы).
Варианты этой игры:
1. назвать свое имя и сделать какое-нибудь движение;
2. имя + слово, с которым ты ассоциируешься;
3. имя + слово, предмет, который тебе нравится на ту же букву.
Печатная машинка.
Цель: запоминание имен других участников игры.
Время: 5-7 мин.
Количество участников: от 8до 40.
Место проведения: любое, но участники должны сидеть все вместе в кругу.
Перед началом игры каждый, сидящий в кругу, напоминает всем свое имя. Все стараются друг друга запомнить. Затем, все вместе начинают хлопать два раза ладошками по коленкам, а затем, поочередно, каждой рукой делать щелчки в ритм. Хлопки не должны останавливаться. Первый игрок должен назвать два имени: свое и любого сидящего в кругу - на щелчки. Услышавший свое имя, пропускает один или два интервала (по предварительной договоренности) и делает тоже самое. Например, раз-два, Света-Лена, раз-два, Лена-Миша, раз-два, Миша-Оля и т.д.
Элементы веревочного курса.
Сам «Веревочный курс» является очень сложным по организации и проведению мероприятием, поэтому мы его облегчили и адаптировали к условиям детского оздоровительного лагеря, исходя из возрастных особенностей участников и большого количества детей в отрядах (от 25 до 40). В лагере элементы веревочного курса используются на второй день после заезда детей, как набор упражнений на преодоление препятствий, что вызывает искусственный процесс взаимодействия между ребятами. Упражнения подобраны таким образом, что их выполнение возможно не с первой попытки, требует от детей собранности и даёт им возможность прохождения только совместными усилиями. В процессе прохождения упражнения в команде выявляются ребята, желающие взять на себя функции лидера. Но для того, что тебя признали лидером одного желания мало и, поэтому, элементы веревочного курса еще являются и определенным экзаменом для этих ребят. Если у ребёнка кроме желания быть лидером, есть еще и личностные качества, которые принимает коллектив, то он получает негласное общее признание. Так же, для прохождения элементов веревочного курса требуются: и общее желание группы пройти предложенные треки, и общее переживание, и стремление, которые сближают ребят. В процессе прохождения многих треков задания поставлены таким образом, что их удачное выполнение возможно только при удачном выполнении элемента трека каждым из участников, что вызывает чувство ответственности у каждого участника перед коллективом.
"Платформа"
Платформа, или что-либо наподобие нее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников. Надо удержаться на ней 5-10 секунд. Размер платформы сокращается.
«Слепой треугольник»
Группа встает вкруг, берется за руки и закрывает глаза. Ведущий просит группу, не размыкая рук и не открывая глаз, сделать прямоугольник. Если играющие просят ведущего оценить их фигуру, сначала спросите: "Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?", если они согласны, попросите их открыть глаза и оценить фигуру. Затем предложите сделать равнобедренный треугольник.
"Бревно"
Бревно или любой другой бортик шириной 20 см, а длины такой, чтобы 10-11 участников, встав "паровозиком'', уместились впритык. Ваша задача: встать так, чтобы первый с конца стал первым сначала, второй с конца стал вторым сначала и т.д. При этом вы не должны касаться земли. В противном случае, вся команда начинает упражнение заново.
«Электроцепь»
Все сели вкруг. Замкнули цепь руками и ногами. "Пускаем ток" - всем надо одновременно встать.
«Распутать узел»
Участники образуют круг и берутся за руки. Теперь попросите их расцепить руки и схватить ребят напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не расцепляя рук, распутать узел в образовать снова круг.
«Монстр»
Задание: группе в 10 человек необходимо преодолеть расстояние 10 метров, используя всего лишь 6 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, то количество точек опоры прибавляется или отнимается.
«Прогулка слепых»
Вся группа встает "паровозиком'', впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего, закрывают глаза и кладут руки на пояс впередистоящему. Все одновременно начинают двигаться. Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие около правой ноги, то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад.
Упражнение Джеффа.
Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше. Упражнение направлено на решение следующих задач:
- показать различные мнения по поводу актуальных проблем, не допуская при этом спора, критики мнений, помогает развивать толерантность;
- помочь коллективу в поиске эффективных путей решения различных проблем;
Меняя тематику утверждений (вопросов), организатор может использовать упражнение при обсуждении, рассмотрении, изучении соответствующих проблем.
Участники: оптимальное число участников - 15-40 человек. Возраст участников - не менее 11 лет, проведение упражнения на младший возраст должно быть обязательно согласовано с руководителем.
Время проведения: оптимальное время – 1- 1,5 часа.
Место проведения: помещение, позволяющее свободно перемещаться всем участникам.
Реквизит: мячик (мягкая игрушка, маркер), листы с надписями «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ»; лист с утверждениями (вопросами) для ведущего.
Оформление помещения: на левой стене прикрепляется надпись «ДА», на правой стене — надпись «НЕТ», на стене между ними — надпись «НЕ ЗНАЮ».
Ход проведения:
Перед началом упражнения участники стоят в центре помещения, ведущий перед ними - лицом к табличке «НЕ ЗНАЮ».
Ведущий зачитывает утверждение (вопрос). Каждый участник индивидуально выбирает вариант ответа, наиболее отражающий его точку зрения по данному утверждению (вопросу) и переходит под соответствующую надпись. Ответ «не знаю» может подразумевать также ответы «не могу определиться с выбором» и «затрудняюсь ответить», «возможен и тот, и другой вариант».
Когда участники определились с ответом и заняли соответствующее положение, ведущий предлагает им прокомментировать свой выбор. О желании высказаться участники сигнализируют поднятием руки. Одному из них ведущий бросает мяч. Участник, получивший мяч, комментирует свой выбор. Высказавшийся участник возвращает мяч ведущему, который бросает мяч следующему желающему высказаться. Ведущий не объясняет и не комментирует ни утверждения (вопросы), ни высказывания участников. После прочтения следующего утверждения (вопроса) участники начинают перемещаться с тех позиций, которые заняли при предыдущем ответе.
Рекомендации ведущему:
- ведущий в ходе проведения упражнения должен предоставить возможность высказаться как можно большему количеству участников, поэтому при большом количестве желающих высказаться приоритет необходимо отдавать участникам, не высказывавшимся ранее;
- не рекомендуется затягивать обсуждение одного утверждения. Если желает высказаться большое количество участников, то ведущий спрашивает мнение у одного - двух участников по каждому варианту ответа;
- если нет желающих высказаться, то ведущий зачитывает следующее утверждение (вопрос);
- нельзя допускать перехода обмена мнениями в спор, а также критики участниками мнений друг друга;
- упражнение проводится в динамичном темпе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|