Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 2. Исцеляющие отношения.





Глава 1. Семья как лучшее лекарство. Чудо прикосновения.

Ребенок растет и развивается под воздействием своего ближайшего окружения своей семьи. Поэтому все, что будет происходить в семье явно или скрыто будет влиять на его эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие. Конечно, кроме семьи на ребенка будет влиять социальные и культурные особенности той местности, в которой он будет жить. Психологи и педагоги до сих пор продолжают вести спор, что же в большей степени определяет развитие человека – наследственность или среда.

Думаю, вы согласитесь со мной, что в природе нет ничего в чистом виде, и потому сказать наверняка, что здесь оказалось главным совершенно невозможно.

Одно верно на человека в процессе его развития постоянно что-то влияет прямо или косвенно. Что-то мы принимаем и впускаем в себя, что-то нет, мы любим одни вещи и совершенно не переносим другие. В одной и той же культуре, даже в одной и той же семье, иногда живут совершенно не похожие по свои привычкам и потребностям люди.

Мы очень разные и непохожие друг на друга, и все же мы такие одинаковые. Нам всем нужна вода, воздух, пища, нам нужно спать, нам необходимо удовлетворять свои потребности в безопасности, любви, признании и т.д. Известный психолог Абрахам Маслоу определял следующие потребности человека:



Диаграмма человеческих потребностей

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: "познание", "эстетические" и "самоактуализация" в общем случае называют "Потребностью в самовыражении" (Потребность в личностном росте)

 

Я хочу остановиться на такой важной и необходимой нашей потребности как любовь, безопасность и прикосновение.

Феномен Прикосновения.

Как часто мы задумываемся, насколько важную роль играет прикосновение в нашей жизни? Что происходит в нашем организме, когда к нам прикасаются и какую силу приносит нам прикосновение? Какие есть психологические и физические причины, провоцирующие недостаток прикосновения? Мы привыкли полагаться на слух, зрение. Трудно было бы представить жизнь без этого, но попробуйте представить жизнь без прикосновения. На что бы она стала похожа? В момент нашего рождения мы получаем первый опыт физического и психологического прикосновения. То, каким будет это первое прикосновение, может повлиять на дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка.



Однажды я прочитал историю о двух африканских племенах. В одном племени, которое славилось тем, что его воины были самые агрессивные и беспощадные, детей воспитывали таким образом. Когда ребенок рождался, его никто не брал на руки, он все время лежал на жесткой подстилке, мать брала на руки только во время кормления, и то, не долго. С раннего детства детей приучали к агрессии и борьбе. Многие дети умирали, не выдерживая такого режима жизни, однако те, кто выживал, были действительно сильными и агрессивными воинами, не знавшие пощады. Случайно забредший путник не мог рассчитывать на теплый прием, его убивали или брали в рабство. Многие окрестные племена боялись их и не осмеливались вступать с ними в схватки.

Однако совсем недалеко от этого места обитало еще одно племя. Люди в этом племени отличались тем, что были всегда улыбчивы и добродушны. Веселые и беззаботные они отличались мощным сложением и беспримерной храбростью. Их внешний вид был им лучшей защитой, никто не решался просто вступать с ними в войну. Здесь, когда женщина узнавала, что она беременна, то сразу же была окружена заботой и любовью со стороны соплеменников. Ее муж также получал послабления в общественной жизни. Будущие родители проводили вместе большую часть времени. Интересно, что муж так глубоко чувствовал свою жену, что переживал все, что, происходило с ней. Когда наступало время родов, они находились рядом в соседних комнатах, и муж во время родов своей жены входил в трансовое состояние, проживая и ощущая все то, что испытывает его жена. Ребенок сразу же был с матерью и отцом, мать все время его носила с собой, и во время работы и во время отдыха. Ребенок почти все время проводил на руках у родителей, и каждый член племени считал его за родного.



Детская смертность в этом племени было очень низкая. Важно отметить, что все люди обладали стабильной психикой, позитивным настроем и отличным физическим здоровьем.

И если первое племя должно было доказывать свое право на существование с помощью силы и войн, то это племя просто себе жило в спокойствии и радости.

 

При не достатке телесного, тактильного (кинестетического) общения мы не чувствуем себя целостными существами. Прикосновение, осуществленное с заботой и любовью, оказывает исцеляющее действие как на того, кто прикасается, так и на того к кому прикасаются.

В силу различных обстоятельств, социально-культурных правил и установок, разные народы на Земле прикасаются друг к другу по-разному. Кто-то при встрече обнимается, кто-то пожимает руки, некоторые вообще держат дистанцию. При этом следует отметить, что независимо от культуры и правил, принятых в каждом конкретном обществе в большинстве стран к детям все-таки прикасаются достаточно часто.

Чтобы понять насколько важно для нас прикосновение я хочу здесь остановиться на таком явлении как госпитализм.

 

Госпитализм (лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение)— глубокая психическая и физическая отсталость, обусловленная „дефицитом“ общения со взрослым в первый год жизни ребенка. Отдельными признаками госпитализма являются: запаздывание в двигательном развитии (прежде всего в освоении ходьбы), резкое отставание в речевом развитии, эмоциональная обедненность, склонность к навязчивым движения (раскачивание тела). Госпитализм может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях у малоэмоциональных, „холодных“ матерей, которые не уделяют ребенку необходимое внимание.

Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х годах XX в. американским психологом Р.Спитцем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спитц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие речи и мышления.

Спитц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию З.Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализации необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не смогли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Факты, выявленные Спитцем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического и психологического воздействия.
Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям участвовать в общении даже с самыми маленькими детьми, при чем не имеет значения, могут ли дети говорить или нет. Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, имеет особенно сильное негативное влияние на него, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

«Ребенок помнит свое рождение и все, что сопровождало его». (Дэвид Чемберлен).

В мире животных прикосновение также играет огромную роль. В том числе и как способ выживания. Животные через прикосновение способны выражать, «показывать» любые чувства и переживания, которые они испытывают.

В этом году я посмотрел на Discovery Channel удивительный документальный фильм о животных. Он назывался: «Почему собаки улыбаются, а шимпанзе плачут?» и мне хочется поделиться с вами, тем, что я там услышал.

«Мы видим радость и печаль на лице природы. Можем ли мы верить тому, что видим? Улыбаются ли собаки от радости, кричат ли слоны от горя? Поскольку никто не может измерить чувства, до сих пор считалось преступлением приписывать животным чувства, которые способен испытывать человек. Однако с помощью томографии мозга и генетических исследований в дополнение к наблюдениям за животными, обучаемыми языку человека, позволяют нам заглянуть в ум и сердце братьев наших меньших.

Детеныши учатся всему, глядя на лицо матери, в первые несколько месяцев. Детеныши обезьян постоянно смотрят на лицо матери, чтобы узнать, все в порядке или появилась опасность. Эта эмоциональная связь необходима – она дает малышу время узнать этот мир. Млекопитающие по сравнению с пресмыкающимися, не «запрограммированы», они учатся тому, как жить в этом мире, учатся необыкновенно быстро и успешно, что делает нас наиболее приспособленными к жизни на земле.

В жизни млекопитающих прикосновение стало играть очень важную роль в течение всей жизни на всех стадиях роста и развития животного. И что любопытно – для гармоничного роста и взросления прикосновение оказывается важнее, чем еда.

Проводили такой эксперимент: для детенышей макак резус были сделаны две модели суррогатных матерями. Обе были сделаны из проволоки. Но у одной была бутылочка с молоком – источник еды для детеныша, а у другой вместо еды – намек на лицо и мягкая обивка. В среднем, каждый детеныш проводил у «матери» с молоком меньше часа в день, а у «мягкой мамы» больше 17 часов в день. Малышей притягивала именно теплота и мягкость «тела матери».

Более поздние исследования обнаружили глубинную суть связи матери и ребенка. Материнская любовь действует подобно как наркотик. Ученые выяснили, что у приматов биохимия материнской любви подобна клею, связывающему мать и дитя.

Из всех рожденных малышей макак резус 80% выживают, а 20% особей умирают, в т.ч. от сердечного приступа. Чем лучше животное эмоционально адаптировано, тем больше вероятность того, что оно выживет. Детеныши макак с младенчества проявляют эмоциональную индивидуальность. И во многом, стиль эмоционального поведения детеныша определяется особенностями эмоциональности его матери. Мать как бы передает ему свой опыт поведения в момент стресса. Природа и воспитание в первые дни жизни закладывают эмоциональную индивидуальность животного. Особенности эмоционального поведения животного определяет то, будет ли оно принято своей социальной группой или отвергнуто.

В результате прикосновения выделяются нейротрофины, вещества способствующие поддержанию жизнеспособности и функционирования периферических и центральных нейронов и питает нервные клетки. Нейротрофины индуцируют ветвление дендритов и рост аксонов. Без нейротрофинов, нервная система не может полноценно функционировать.

У животных, также как у людей, игра, поддержка, дисциплина – основные категории социального поведения, и осуществляются они через касания, объятия, поглаживания, телесные взаимодействия. Семейные связи – великий дар природы, и создание семьи вознаграждается ее выживанием в дикой природе. Эмоции – это ключ к выживанию».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.