Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. Психофизиологические основы движений и упражнений, для детей со специальными потребностями.





В нашей работе с детьми, испытывающими различные трудности развития, мы обратились к коррекции и развитию их поведения и личности через организацию двигательной сферы. Исходя из многолетнего опыта работы с такими детьми, мы ориентировались на: а) общие показатели трудностей (проявления агрессии, тревожности, гиперактивности и пр.); б) возрастные и индивидуальные личностные и половые характеристики, в) особенности двигательного развития.

Первое основание – это правильное нейрологическое функционирование мышц, т.е. сокращение и расслабление мышцы на уровне автоматической регуляции в соответствии с совершаемыми движениями и действиями. У основной массы детей, испытывающих вызовы развития, неправильно сложена работа мышечной системы. В частности, нейрология мышц (на уровне ответной реакции) действует часто неправильно и в следующих образцах:

а) мышца (мышцы) вместо сокращения расслабляются, а вместо расслабления – сокращаются, т.е. имеет место их обратная реакция (или реверсия);

б) мышца (мышцы) вместо сокращения расслабляются, и при расслаблении расслабляется (гипотонус);

в) мышца при сокращении сокращается (как надо), а при расслаблении – сокращается, т.е. оказывается хронически «стянутой» (гипертонус).



Эти варианты свидетельствуют о неправильной нейрологической работе мышц, ибо нарушается естественная закономерная реакция.

Второе – это правильная работа комплекса двигательно-мышечной системы. Он также часто оказывается нарушенным у детей, испытывающих вызовы развития. Когда речь идет о комплексе двигательно-мышечной системы, то важны следующие ориентиры:

а) работа мышц-протагонистов и антагонистов, а также синергетиков должна быть гармоничной. Главная мышца - протагонист - двигатель (сокращается при движении и ведет к разгибанию конечности или туловища), а противоположная ей - антагонист (мышца, действующая одновременно или поочередно в двух противоположных направлениях, например, мышца сгибатель и разгибатель конечности). Мышца синергетик (мышца, действующая совместно для осуществления одного определенного движения; в других движениях эта же мышца может быть антагонистом) помогает главной мышце в осуществлении движения.



б) работа целостного тела и его периферии (при совершении движения или принятии определенной позы) должна быть скоординирована. Важным в рамках такого функционирования тела является учет закона «противоположных» мышц и «связи двух костей», позы и центра тяжести и др.

У рассматриваемых нами детей оказывается неправильно сложенным двигательно-мышечный комплекс. В рамках действия, например, мышцы-протагониста и антагониста может возникнуть «мышечное торможение», когда обе мышцы «берут на себя» роль антагониста и движение становится рваным, резким, незавершенным и пр. Повышается напряжение сухожильно-мышечного аппарата. На двигательном уровне ребенок функционирует в замкнутом круге: «Дисгармония в работе мышц – неправильная координация движений - дисгармония в работе мышц».

Что касается позы тела и центра его тяжести, то у детей с «вызовами развития» наблюдается серьезное рассогласованность. Так, у детей, проявляющих агрессивное поведение, поза тела чаще наклонена вперед, центр тяжести, следовательно, ориентирован неправомерно вперед («бойцовская стойка» или «позиция нападающего»). У тревожных детей, наоборот, корпус тела чаще отклонен назад, подколенные сухожилия стянуты из-за активизации охранной реакции «борьбы и избегания».

Все всех случаях рассогласованной работы позы тела и центра его тяжести «перетруждаются» рефлексы гравитации, заземления, баланса тела, чрезмерно активизируются неинтегрированные схемы младенческих и других рефлексов, что ведет к сужению поля сознания и действиям и поведению на уровне выживания.



в) гармоничное функционирование тела на уровне трех его измерений: латеральности, центрации и фокуса.

Третье основание - развитие вариативности действия базовых схем движения. В общем, цикл учения становится все короче с процессом развития и запоминания индивидуумом все большего количества моторных схем-образцов навыков, с помощью которых он может осуществлять процесс сравнения. Это все становится возможным благодаря проприорецептивной чувствительности и механизму обратной связи, развиваемых на протяжении жизни и в процессе накопления опыта. Данные явления позволяют приобрести способность правильно реагировать на мяч в одной руке и перышко в другой, включая в работу точное необходимое количество мышц для сдавливания пальцем (перышко) или прочного удержания (мяч), обеспечивая спонтанность без привлечения сознательного контроля.

Немного отвлечения или не только телесная психология.

Невротический ребенок.

Маленькая Мэри с матерью пришли на берег моря.

- Мама, можно я поиграю в песке?

- Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.

- Мама, можно я побегаю по воде?

- Нет. Ты намокнешь и простудишься.

- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?

- Нет. Ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое.

- Нет, ты простудишь горло.

Маленькая Мэри начинает реветь. Мать повернулась к стоявшей неподалеку женщине и сказала: - Господи, Боже мой! Вы когда-нибудь видели такого невротического ребенка? [4]

 

Покупая ребенку модные и популярные игрушки, которые, дескать, способствуют развитию ребенка, родители забывают о том, что на самом деле это не самое важное. Главное заключается в том, чтобы любить ребенка и проявлять свою любовь. Потом можно формировать и развивать познавательную сферу, любопытство и любознательность. И для этого вовсе не нужно покупать специальные развивающие игрушки. Игрушками может выступать любые предметы окружающие малыша. Все предметы, особенно живая природа, предоставляет нам самый лучший способ для развития.

Пример.

Меня пригласили в одну семью к мальчику полутора лет, у которого, по мнению родителей, было что-то не так, потому что он не играл в игрушки, которые у него были, они его вообще не интересовали. Родители имели хороший достаток, и потому малышу покупались самые последние разработки игрушек для раннего развития детей. Когда я пришел и увидел этого малыша, то первое что мне бросилось в глаза это его любопытный и заинтересованный взгляд. Он посмотрел на меня, и мне стало совершенно ясно, что с мальчиком все в порядке.

Продолжая беседу с родителями, я наблюдал за мальчиком. Он хорошо ходил, держал равновесие, интересовался тем, что встречал на своем пути. Исследовал все, что привлекало его внимание, так как это обычно делают дети, то есть, пробуя на вкус, ощупывая предмет со всех сторон, пытаясь проверить насколько это крепкое и мягкое и т.д. Так вот этот мальчик замечательно играл, он придумывал и делал все, что только хотел со своими «игрушками». Когда я присоединился к нему и предложил играть в покупные игрушки, то он отказывался. Родители подтвердили, что он все время отказывается, ни кем не играет в них. А как только я взял его любимый тапок, то он сразу же оживлялся, и, играя с этим тапком, как сказал его отец, ребенок был совершенно счастлив.

Мальчик играл всем тем, что могло только попасть в его руки. Его игрушки были не угодны его родителям, он не играл ни в одну из тех новомодных и видимо жутко полезных игрушек, которые ему покупали родители.

Ребенок был в полном порядке, но его родители хотели, чтобы он развивался, так как это положено, по правилам, при чем именно по, тем правилам, которые они видели необходимыми, а его желания и потребности в этом смысле не учитывались.

 

Глава 7. Эмоции и тело.

Рождаясь свободными и грациозными (я не беру случаи родовой травмы, после которых человек может иметь, например, ДЦП) с течением времени мы обрастаем различными слоями всевозможных защит, правил, внешних и внутренних запретов, традиций, мышечных блоков, приобретаем негативный опыт. За всем этим незаметно забываем и теряем себя, то гармоничное и сбалансированное чувство прекрасного, что по рождению принадлежит нам.

Стараясь преодолеть то, что мешает, мы начинаем прилагать значительные усилия, и так сильно стараемся, что еще больше начинаем напрягаться и вновь становимся жесткими, негибкими и неподвижными. Все, что когда-либо происходило в нашей жизни, оставляет свой след на уровне наших чувств, эмоций и физического тела.

Мы все живые существа, чувствующие и чувствительные создания. Мы воспринимаем множество сигналов поступающих из окружающей нас среды и изнутри своего организма. Для того чтобы воспринимать зрительную информацию у нас есть глаза, слуховую - уши, кинестетическую – мышцы, связки, сухожилия. Чтобы воспринимать столь разнообразные и непохожие друг на друга сигналы у нас есть целый комплекс специализированных клеток называемых - рецепторами.В каждом из органов чувств есть свои рецепторы, которые уникальны в выполнении своей функции. Ухо не может слышать свет, а глаз не видит звуки.

Рецептор — чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы.

Все рецепторы характеризуются наличием специфического участка мембраны, содержащего рецепторный белок, обусловливающий процессы рецепции. В зависимости от выбранной классификации рецепторы подразделяются:
- на первичные и вторичные;
- на фоно-, термо-, электро- и баро-;
- на экстеро- и интеро-;
- на механо-, фото- и хемо-;
- на ноцирецепторы, тепловые, холодовые, тактильные и т.п.;
- на моно- и поливалентные;
- на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и вкусовые;
- на контактные и дистантные;
- на фазические, тонические и фазово-тонические.

 

Мы постоянно находимся в процессе принятия и передачи информации от внешних и внутренних стимулов. Нервная система и головной мозг вовлечены в этот удивительный процесс принятия, обработки, сохранения, транспортировки информации двадцать четыре часа в сутки. В передаче и обработке импульсов нет паузы и перерыва, центральная нервная система постоянно трудится при этом, вроде бы никогда не устает. Даже когда мы спим, она продолжает работать. По словам Натальи Петровны Бехтеревой, научного руководителя Института мозга человека, наш мозг совершенно не способен уставать. Он может обрабатывать и хранить бесконечное количество самой разнообразной информации. Однако, мы все знаем: когда человек долго и без перерыва занимается умственным трудом, понижается скорость реакции, внимание становится рассеянным, ничего не запоминается. В чем же тут дело?

Ответ прост - устает не мозг, а тело. Если бы мозг вовремя получал все необходимое, он бы не уставал никогда. Отсюда - интересный вывод: если позаботиться о своем теле, то и мозг будет хорошо работать.

В природе у всего есть период активности и период покоя, есть бодрствование и сон. Наше сердце долго и бесперебойно работает, потому что оно работает столько же времени, сколько и отдыхает. И так устроена любая живая система, в ней обязательно должны сменяться стадии работы и отдыха. Если живой организм длительное время пребывает в состоянии покоя, он разрушается. Так же вредно и постоянное движение, активность, монотонная деятельность. Другими словами чтобы чувствовать себя хорошо, быть здоровыми необходимы разнообразные впечатления и ощущения с чередованием фаз возбуждения и торможения, движения и покоя, смеха и плача, радости и печали.

Тело есть отражение нашего эмоционального состояния. Верно и обратное. То, в каком состоянии находится человек, проявляется в его позе тела. Это видно по взгляду, по движениям, по жестам по позе тела. Человек с опущенными плечами, впалой грудью, еле дышит, навряд ли он имеет хорошее физическое и душевное состояние на данный момент. Скорее всего, он в большой грусти, печали, в смятении или неуверен в себе. Может быть, с ним что-то приключилось недавно, а может, он уже привык так жить, и не видит, что с ним происходит. Что чаще всего и бывает.

Все то же самое происходит с детьми, если ребенку не позволяют или препятствуют полноценному проявлению своих чувств. Постепенно накапливая внутренне и внешнее напряжение, не выводя его наружу, посредством чувств и эмоций, мы закрепляем все свои невыраженные горести на физическом уровне, и так может происходить день за днем год за годом. А не проявленные во время переживания начинают очень быстро влиять на наше психологическое и физическое здоровье.

Сколько есть историй и примеров, когда ребенок, чувствуя, что он хочет покричать или уже кричит, потому что что-то там внутри него есть такое, что рвется наружу, но взрослые говорят, веди себя прилично. В обществе нельзя кричать, нельзя плакать или смеяться, танцевать на улице тогда когда этого хочется и т.д. и т.п. Вести себя надо соответственно возрасту, нормам приличия и семейным ценностям, и может быть еще много всяких условностей, важных или не очень важных с практической точки зрения, но обязательно выполняемыми всеми взрослыми.

 

На то они и взрослые, чтобы выполнять то, что сами придумали или нарушать это в зависимости от обстоятельств и своих желаний. Дети обычно должны подчиняться и не получать объяснений почему они должны вести себя так, а не иначе.

 

Естественность движения заложена в нас от Природы, мы сами по себе помним и знаем, как нам следует двигаться наилучшим образом в разных ситуациях. Как лучше всего вставать и садиться, как нужно поднимать тяжести и бегать, как правильно прыгать, лазать, кувыркаться и даже просто как правильно лежать и отдыхать в естественной и полезной для себя позе. Если не мешать ребенку в его двигательном развитии, например, не сажать в ходунки и другие приспособления, для облегчения ходьбы, то он сам по себе поймет, что, как и когда ему следует делать, чтобы быть счастливым и здоровым. В этом случае три волшебных «кита», на которых стоит гармоничное развитие ребенка (и взрослого тоже), непосредственность, спонтанность и непроизвольность позволят развить все самое лучшее, что было заложено в нас с рождения.

Быть детьми это - значит, быть открытым всем своим способностям заложенными Природой.

 

Пример.

Ко мне обратилась мама мальчика 5 лет, который стал часто болеть проявлять разного рода страхи и беспокойства, стал гиперактивным. Видимых причин для всего этого не было, в семье все в порядке, кроме него еще был маленький брат полутора лет. К младшему не ревнует, любит его, и заботиться в меру своих сил. Отношения в семье на первый взгляд, со слов мамы хорошие, никто не пугает и не ругает детей, не бьет их. Кроме родителей мальчика в квартире еще проживали бабушка и дедушка, квартира была большая, и места всем хватало. Вся семья выглядела спокойной и уравновешенной. У его родителей отношения между собой, любят друг друга. Правда, его мама с папой выглядели немного напряженными, но я отнес это на счет общей усталости от работы.

Мальчик был действительно очень активен, трудно было ему усидеть на одном мести и сконцентрироваться на одном деле больше 5 минут. При всем этом в остальном его развитие, как это принято говорить, соответствовало возрастной норме.

Мы стали работать с мальчиком с целью снятия мышечного напряжения, а также по возможности улучшить усидчивость и концентрацию внимания. На второй или третьей встрече неожиданно мама сказала, что есть еще кое-что, что ее беспокоит. Оказывается время от времени ее сын приходил в комнату, когда все собирались там смотреть телевизор, вставал в середину и начинал просто так ни с того, ни с сего кричать. Его останавливали, спрашивали, зачем он кричит, он отвечал, что просто так ему захотелось покричать. Объяснение не удовлетворило взрослых, они подумали, что он решил немного подурачиться, но через некоторое время он снова пришел и стал кричать. Никаких новых объяснений он не сказал и потому, ему запретили кричать и выставили за дверь, но мальчик был упорный. С разной периодичностью он стал приходить уже не только в комнату, но вообще туда, где все собирались вместе, и кричал.

Ситуация вышла из под контроля, но ни убеждения, ни порицания и нравоучения на него не действовали, мальчик продолжал кричать. Сам он никак не мог объяснить своего поведения, сколько бы и кто бы, его не спрашивал. Ответ всегда был один: «Я просто хочу кричать!»

В детском саду он так не делал, и воспитательница не могла припомнить даже похожего случая, спокойный и ровный такой мальчик.

На мои расспросы о том, почему он кричит, он отвечал, так же как и раньше своим родителям, просто потому что хочется. Я подумал, а почему бы и нет? И предложил ему, когда он захочет, то я мог бы покричать вместе с ним. Он очень удивился, и спросил: «А что можно разве кричать взрослым?» Я ответил, что да особенно если очень хочется. На следующей встрече он сразу же сказал, что если я согласен, то мы можем с ним покричать сегодня.

И покричали, не громко так и недолго, но зато от души. Хотя мама и была предупреждена, на нее наши крики как-то странно подействовали. И она записалась ко мне на консультацию для себя.

В процессе предварительной беседы выяснилось, что она испытывает огромное напряжение от того, что не может выражать в полной мере свои чувства, в ее семье это не было принято. Все всегда жили мирно и по-доброму не ссорились и т.д. Однако у нее с мужем время от времени происходили разногласия, и они даже ругались несколько раз. Но никогда этого не делали при детях или ее родителях.

И вот когда мы с ее сыном стали кричать вместе, она поняла, что на самом деле крик этот сидит в ней и хочет вырваться, но не может он застревает в горле. Я поработал с ней на общее расслабление, особенно с шеей и плечами, грудной клеткой, мы сделали несколько дыхательных упражнений. А потом попробовали вместе покричать. Сначала конечно не очень у нее получалось, но потом стало лучше и лучше. И в итоге она – запела!

Вот как! Я совершенно этого не ожидал, а она еще меньше. Я поделился с ней своими соображениями о том, что ее сын, возможно, таким поведением показывал всем, что даже если они скрывают свое истинное поведение и нее показывают его на людях, оно все равно есть и такое скрытое поведение все равно сказывается на ребенке. Может быть, это не видно для большинства взрослых, но для детей очень даже заметно любое напряжение или зажим в теле и позе родителя.

Вся эта история закончилась очень интересно. В один прекрасный солнечный день мальчик пришел в комнату, где все сидели и смотрели телевизор, встал в средину и закричал. Он остановился перевести дух, и только было начал снова кричать, как к нему присоединились все взрослые и дедушка, и бабушка, и папа с мамой. Он сразу же замолчал, посмотрел на всех с улыбкой и сказал, а давайте кричать вместе. Они покричали вместе раза два или три. И больше мальчик не приходил и не кричал.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.