Сделай Сам Свою Работу на 5

О МЕДИТАЦИИ И ДУХОВНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Совершающий поклонение пребывает в Сознании, и объект поклонения – также в Сознании.

Нисаргадатта Махарадж

«Сознание и Абсолют»

 

Сознание суть та субстанция, из которой образован мираж. Наименование «игра Сознания» ясно об этом говорит. Но что это означает? Лучше всего это передано в следующем высказывании Бабы Пракашананды: «Шакти (Сознание) есть майя». Данное утверждение раскрывает простую, но основополагающую истину: Сознание одновременно и является субстанцией, образующей мираж, и, будучи ей, играет роли «тебя» и «меня». Оно играет роль Я ЕСТЬ и является субстанцией, из которого оно образовано. Вы можете сказать, что Сознание – это Я ЕСТЬ и та субстанция, из которой последнее состоит. Вы можете сказать, что Я ЕСТЬ является побочным продуктом Сознания и что Сознание «предшествует» Я ЕСТЬ.

Вопрос:Чем в таком случае являются всевозможные медитативные практики?

Волински:Первоначально переживания мантры (звука), янтры (света) и тантры (расширения знания) были спонтанно случавшимися явлениями, самопроизвольными «опытами», имевшими место, когда Сознание посредством Я ЕСТЬ обращалось внутрь, назад на самого себя. Обращение, или поворот внутрь – это когда проекция обращается, или поворачивается внутрь и постигает свой источник (Я ЕСТЬ) и Сознание, и «остается» там.

К сожалению, когда о подобных «спонтанных опытах» рассказывали другим, эти другие («я») воображают, что если они воспроизведут спонтанно случившееся посредством совершения практики (например, повторения мантры, фокусирования внимания на зрительном образе штянтре, совершения некоего действия, тантры, и т. п.), то ОНО, исчезновение, случится с ними так же, как и с «другими». Обратите внимание, подобное редко, если вообще когда‑либо, происходит. Почему? Потому что «я», практикующее медитацию и стремящееся нечто обрести, является проекцией Сознания, создаваемой им через посредство Я ЕСТЬ. «Я» верит, что оно делает практику, которая может вызвать «это переживание» (не‑я), и что оно («я») что‑то получит. Это вместо того чтобы просто быть Я ЕСТЬ, благодаря которому случаются все эти «духовные» явления.



Проблема в том, что «я», ищущее своего собственного разрушения, старается создать такую структуру, или состояние, которое бы усилило его («я») веру в то, что ОНО ЕСТЬ и таким образом может что‑либо получать и иметь, и более успешно выживать, воображая, что оно способно контролировать ТО. «Я» не понимает, что нет никакого «я» и что Сознание раскрывает себя или сокрывает безотносительно того, что делает или чего не делает «я».

 

Вы не можете ничего сделать ни для того, чтобы замедлить это, ни для того, чтобы это ускорить.

Нисаргадатта Махарадж

 

Вопрос:Вы так критично отзываетесь о медитации, однако Махарадж говорил людям медитировать.

Волински:О какой форме медитации вы думаете? Мантры, янтры и тантры могут помочь человеку научиться фокусировать ум и даже стать более расслабленным. Но чаще всего они используются для того, чтобы создать некоторую структуру. Таким образом, ложное «я» практикует технику с целью получить то, что усилит его способность к выживанию и веру в собственное существование. Кто медитирует – вот в чем вопрос.

 

Что я подразумеваю под медитацией – отбросить любые переживания и пребывать в состоянии, свободном от переживания как такового.

«Семена Сознания»

 

Невербальное Я ЕСТЬ – врата, или портал, к Сознанию и ТОМУ. Если вы пребываете без мыслей, памяти, эмоций, ассоциаций, ощущений, внимания и намерений, это – Я ЕСТЬ. Медитация – это просто БЫТЬ, а не делать. Нисаргадатта Махарадж был за медитацию, но лишь в смысле способа сфокусироваться на Я ЕСТЬ, пребывать там, отбрасывать все, что бы ни возникало, поскольку это не Я ЕСТЬ, и проследить и обнаружить источник Я ЕСТЬ, коим является Сознание. Одним словом, способ просто БЫТЬ. Тогда медитирующий становится объектом медитации.

Махарадж не приветствовал использование техник для вызывания состояний, хотя и говорил, что для начинающих мантра может стать первым шагом. Однако мы понимали, что для того, чтобы это было шагом, сама мантра и повторяющий ее должны быть одним – и тогда случается реализация Я ЕСТЬ. Махарадж «хотел», чтобы вы нашли Я ЕСТЬ и в конце концов вышли за его пределы (дабы оно исчезло). Если вы пребываете в Я ЕСТЬ, отбрасываете все остальное и отслеживаете все обратно к источнику Я ЕСТЬ, вы входите в Ничто.

Это Махарадж называл недвойственным (адвайта)осознанием, и это было его медитацией.

 

Когда дхьяна‑йога практикуется правильным образом, бытие постепенно растворяется в небытии.

Нисаргадатта Махарадж

«Нектар бессмертия»

 

Вопрос:Похоже, вы критически относитесь к медитации, но при этом в «Сердцах в огне» приводится множество медитаций. Почему?

Волински:Я не критикую медитацию. Я озабочен тем, когда медитация используется как лекарство или когда она совершается личностью, «я», с целью что‑либо получить или выживать более эффективно. Например, некто чувствует гнев, страх или нечто подобное – и берет на вооружение «духовную» философию для того, чтобы обосновать ту или иную форму медитации или «психологической адаптации», направленную на избавление от данных эмоций. Таким образом, эти эмоции характеризуются как «плохие». Когда это происходит, от эмоции пытается избавиться ложное самоотождествление. Оно пытается создать некое состояние. Как только медитация закончена, это состояние, как и любое иное, исчезает. И возникают новое состояние и новое самоотождествление, которое либо любит данное состояние, либо ненавидит его. Это замкнутый круг, преисполненный суждений о состояниях.

Вопрос:Но и вы, и другие, даже Нисаргадатта Махарадж, предлагаете множество медитаций.

Волински:Да, и, к сожалению, – как я видел на примере учеников Ошо Раджниша – даже сексуальные медитации приводили к созданию новых «духовных» самоотождествлений, налагаемых поверх более жестких психологических структур, которые, в конечном итоге, лишь поддерживали, скрывали и укрепляли глубинные структуры. Как сказал Парамахамса Йогананда, «труднее всего избавиться от духовных самоотождествлений».

Вопрос:И все же, вы же предлагаете медитации?

Волински:Да, это верно – для того чтобы человек собрался и отбросил все, чем он не является, а не с целью достижения некоего состояния. Посмотрите на это следующим образом. Сотни лет назад у тибетского ламы, сидевшего в медитации, спонтанно возникло видение, которое он отобразил в картине, – так появлялись янтры и танки. А в настоящее время подобные картины промышленно производятся и продаются в магазинах.

Медитативные опыты, подобные видению света и пр., представляют собой спонтанно возникающие проекции Сознания, создаваемые им при помощи Я ЕСТЬ. Впоследствии эти проекции были превращены в техники, а Сознание и Я ЕСТЬ оказались забытыми. Иначе говоря, вы забыли себя, Я ЕСТЬ. Подлинная медитация должна быть естественной (нисарга).

Теперь, люди имеют некие переживания и подсаживаются на них; что еще хуже, они начинают полагать, что эти переживания что‑то значат. Однажды, будучи с Пракашананда Бабой, я спросил его про его духовные опыты. И он сказал:

«Если я расскажу тебе о своих переживаниях, я стану считать, что обладал ими. Переживания – это эго».

Любое переживание требует наличия переживающего и происходит исключительно в сфере феноменального. Однако в самом начале вы воображаете, будто «вы» медитируете. Если это случается, просто позвольте этому происходить. Оно отпадет тогда, когда исчезнет отождествление себя с тем, кто представляет себя медитирующим.

 

Медитирующий предшествует медитации.

Нисаргадатта Махарадж

«Семена Сознания»

 

Что такое медитация? В классическом понимании медитация представляет собой концентрацию внимания на некоем конкретном объекте или пространстве. Ее также называют непрерывным потоком внимания, сравниваемым с маслом, переливаемым из одного сосуда в другой. Что Махарадж подразумевал под медитацией, пребыванием в Я ЕСТЬ и отбрасыванием всего остального? Это чистая бхакти, посредством коей объект преданности (или возлюбленная/ый) становится одним целым с преданным (любящим), все прочее же должно быть отброшено. Мы называем ее «чистой» потому, что в ней нет разделения на субъект и объект. Такова нисарга‑йога, естественная йога.

Нисаргадатта Махарадж начинал с самых поверхностных слоев, за пределы которых надлежало выйти, и двигался внутрь, отбрасывая все более и более тонкие концепции, вплоть до того, что вербальное Я ЕСТЬ, невербальное Я ЕСТЬ и даже Свидетель оказывались превзойденными (и исчезали). Для Махараджа данный процесс был непрерывным, он не ограничивался комнатой для медитаций, ашрамом, центром для ритритов или учебной группой.

 

Медитация – это попытка постепенно проникнуть в более высокие состояния сознания и в конечном счете выйти за их пределы. Искусство медитации – это искусство смещения фокуса внимания на все более тонкие уровни без утраты контроля над теми, что были оставлены позади. В некотором смысле это подобно контролируемой смерти. Вы начинаете с самых низких уровней: социальных условий, обычаев и привычек, физического окружения, позы тела и дыхания, органов чувств, того, что ими ощущается и воспринимается, ума, его мыслей и чувств – до тех пор, пока весь механизм личности не будет охвачен и не окажется под контролем. Окончательная стадия медитации достигается тогда, когда чувство «себя» выходит за пределы «я есть то или это», за пределы «я – такой», за пределы «я – один лишь свидетель», за пределы «там есть», за пределы всевозможных идей – к безлично‑личному чистому бытию. Однако, принимаясь за медитацию, вам следует быть энергичными. Это однозначно не занятие на неполный рабочий день. Ограничьте свои интересы и деятельность тем, что действительно необходимо для вас и тех, кто от вас зависит. Сберегайте все свои силы и время на то, чтобы разрушить ту стену, что ум возвел вокруг вас. Поверьте, вы не пожалеете об этом.

Нисаргадатта Махарадж

«Я есть То»

 

 

ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПРОСТРАНСТВА‑ВРЕМЕНИ

 

Узнать, кто вы, посредством выяснения того, кем вы не являетесь, означает выйти за пределы не только психики, но и самого Сознания. Одно из существенных осознаний в квантовой психологии происходит тогда, когда «мы» воспринимаем, отбросив ярлыки, любую проекцию – то есть мысль, эмоцию, образ и т. п. – как Сознание и затем постигаем того, кто отбросил ярлыки, также как Сознание.

Вопрос:Нисаргадатта Махарадж говорит, что все, включая пространство и время, суть концепции. Как такое может быть?

Волински:Давайте вернемся к начальному процессу в квантовой психологии. Посмотрите на эмоцию.

Вопрошающий:Хорошо.

Волински:Отметьте, где в теле вы ощущаете эмоцию.

Вопрошающий:Хорошо.

Волински:Отбросьте ярлык и воспринимайте ее как чистую энергию.

Вопрошающийкивает.

Волински:А теперь отбросьте ярлык энергии и погрузитесь в Пустоту под ним. Что сейчас происходит?

Вопрошающий:Только чистое Ничто.

Волински:А если «я», переживающее Ничто, образовано с ним из одной и той же субстанции, тогда_______?

Вопрошающий:________(долгое молчание)

 

Примечание: Ничто не‑я – это чистое недифференцированное Сознание, или Пустота недифференцированного Сознания.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.