Сделай Сам Свою Работу на 5

Поверхности, размеры, отклонения и допуски





 

Действующий стандарт СТ СЭВ 145-75 устанавливает основные определения допусков и посадок для элементов деталей и их соединений, имеющих гладкие цилиндрические или плоские параллельные поверхности. Терминология, применяющаяся для допусков и посадок других типовых соединений, основана на терминологии, установленной стан­дартом для гладких цилиндрических соединений.

Поверхности деталей бывают цилиндрические, плоские, конические, эвольвентные, сложные (шлицевые, винтовые) и др. Кроме того, поверхности бывают сопрягаемые и несопрягаемые.

Сопрягаемые– это поверхности, по которым детали соединяются в сборочные единицы, а сборочные единицы в механизмы.

Несопрягаемыеили свободные – это конструктивно необходимые поверхности, не предназначенные для соединения с поверхностями других деталей.

Внутренние цилиндрические поверхности, а также внутренние поверхности с параллельными плоскостями (отверстия в ступицах, шпоночные пазы и пр.) являются охватывающими. Их условно называют отверстиями. Диаметры отверстий обозначают D. Наружные поверхности (цилиндрическая поверхность вала, боковые грани шпонок) являются охватываемыми. Их условно называют валами и обозначают d.



Размеры выражают числовые значения линейных величин (диаметров, длин и т. д.) и делятся на:

· номинальные;

· действительные;

· предельные.

Номинальный размер(обозначают D) – размер, относительно которого определяют предельные размеры и отсчитывают отклонения. Номинальные размеры являются основными размерами деталей или их соединений. Их на­значают в результате расчетов деталей на прочность, жесткость, износостойкость и по другим критериям работоспособности, или исходя из конструктивных, технологических и эксплуатационных соображений. Сопрягаемые поверхности имеют общий номинальный размер. Значения номи­нальных размеров округляют обычно в большую сторону до ближайшего нормального линейного размера.

Допустим, из расчета на прочность получено, что диаметр вала под колесом равен 20,6 мм. Округляя вычисленное значение по ряду Ra10, принимаем номинальный диаметр вала в расчетном сечении D = 22 мм. Этот размер является также номинальным диаметром отверстия в ступице колеса и соединения этих деталей Диаметры остальных поверхностей вала намечаем конструктивно с учетом требований прочности, технологичности конструкции и сборки вала с другими деталями.



Действительный размер (Dr , dr) – размер, установленный измерением с допустимой погрешностью. Погрешность измерения, а следовательно, и выбор измерительных средств необходимо согласовывать с точностью, которая требуется для данного размера. Это объясняется тем, что измерения высокой точности, с малыми погрешностями, выполняются сложными приборами, обходятся дорого ине всегда технически целесообразны.

Например, поверхность буртика диаметром вала может быть обработана и измерена со значительно меньшей точностью, чем сопрягаемые поверхности того же вала.

Предельные размеры два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер.

Наибольший предельный размер(D max , d max) – больший из двух предельных размеров.

Наименьший предельный размер(Dmin , dmin) – меньший из двух предельных размеров.

Предельные размеры позволяют оценивать точность обработки деталей.

Допустим, производится обточка двух партий штифтов (по п штифтов в каждой) по размеру D = 20 мм (рис 3.1, а)

Рис. 3.1

В результате влия­ния случайных факторов действительные размеры отличаются от заданного значения. На рис. 3.1, б показан разброс действительных размеров в первой партии. По оси абсцисс отложены номера штифтов в порядке измерении 1, 2, ..., k, , п, а по оси ординат – действительные значения диаметров d1, d2,…., dn. Действительные размеры колеблются в пределах от некоторого наименьшего размера d2 до наибольшею dn-1. Разность этих размеров δ1 = dn-1d2 определяет разброс действительных размеров или погрешность обработки деталей в первой партии. По результатам измерений штифтов второй партии построена аналогичная диаграмма (рис. 4.1, в). Погрешность обработки деталей в этой партии меньше, чем в первой: δ2 = dk d1 < δ1 .



 

Сопоставление диаграмм позволяет сделать следующие выводы:

· с уменьшением разброса δ действительные размеры приближаются к заданному, Поэтому разность предельных действительных размеров характеризует точность обработки деталей. Так как δ2 < δ1 , то во второй партии штифты обработаны точнее, чем в первой.

· если предельные значения действительных размеров намечены (предписаны) заранее исходя из назначения и условий работы детали, то они являются наибольшим и наименьшим предельными размерами. Пользуясь ими, можно отбраковывать детали.

 

Пусть из условий работоспособности штифтов при номинальном диаметре D = 20 мм установлены предельные размеры (рис. 3.2, а): dmax = 20,010 и dmin = 19,989 мм.

 

 

Рис.3.2

 

Тогда все штифты, имеющие dmax > 20,010 мм и dmin<19,989 мм, отбраковываются. Штифты, у которых dmax > 20,010 мм, относятся к исправимому браку, а штифты, у которых dmin<19,989 мм, к неисправимому.

Отклонением (Е, е) называют алгебраическую разность между размером (действительным, предельным) и соответствующим номинальным размером.

Действительное отклонениеr, еr) равно алгебраиче­ской разности действительного и номинального размеров:

 

Er = Dr – D er = dr – D.

Предельное отклонениеравно алгебраической разности предельного и номинального размеров. Различают верхнее, нижнее и среднее отклонения.

Верхнее отклонение (ES, es) равно алгебраической разности наибольшего предельного и номинального размеров:

 

ES = Dmax D es= dmax D.

Нижнее отклонение (EI, ei) равно алгебраической разности наименьшего предельного и номинального размеров:

 

EI = Dmin D ei= dmin D.

 

Среднее отклонение (Em , e m ) равно полусумме верхнего и нижнего отклонений:

 

Em = 0,5 (ES+ EI) em=0,5 (es + ei).

 

Отклонения являются алгебраическими величинами и могут быть положительными, если предельный или дей­ствительный размер больше номинального; отрицатель­ными, если предельный или действительный размер меньше номинального, и равными нулю – при равенстве указанных размеров. Поэтому всегда следует учитывать знак отклонения, и в приведенных формулах не допускается перестановка вычитаемых. В справочниках, как правило, отклонения указаны в микрометрах; на чертежах их сле­дует давать в миллиметрах. При выполнении расчетов в качестве единицы отклонения удобно использовать микрометр.

 

Пример. Определить предельные и средние отклонения для штифтов, у которых:

D = 20 мм, dmax = 20,010 мм и dmln = 19,989 мм.

Решение. По формулам (4.2) – (4.4) находим:

es = dmax D = 20,010 – 20 = 0,010 мм;

ei = dmin D = 19,989 – 20 = - 0,011 мм;

em=0,5(es + ei) = 0,5 [0,010 + (-0,011)] = – 0,0005 мм.

 

Значения верхних и нижних предельных отклонений на чертежах и в других технических документах простав­ляют в миллиметрах с их знаками непосредственно после номинального размера. Если отклонения имеют разные абсолютные значения, то их помещают одно над другим (верхнее над нижним) и пишут меньшими цифрами, чем те, которые приняты для номинальных размеров. Например:

 

Ø

 

Число знаков в обоих отклоне­ниях обязательно выравнивают.

 

Запись: Ø неправильная.

 

Если отклонения имеют одинаковые абсолютные значе­ния, но разные знаки, то указывают только одно отклоне­ние со знаком «±», например Ø10 ± 0,011. Отклонения, равные нулю, можно не указывать. Например, записи:

Ø и Ø

обе правильные и означают, что верхнее отклонение равно нулю, а нижнее – отри­цательное. Если диаметр отверстия D = 22 имеет откло­нения ES = 21 мкм и EI = 0, то на чертеже следует за­писать:

Ø или Ø

Следовательно, для обработки деталей и оценки точ­ности их изготовления должны быть заданы или предель­ные размеры, или предельные отклонения. Для составле­ния стандартных таблиц по допускам и посадкам, при вы­полнении ряда расчетов и проведении многих измерений гораздо удобнее пользоваться предельными отклонениями, а не предельными размерами, поэтому в стандартных таблицах допусков и посадок приведены числовые значе­ния верхних и нижних отклонений. В таблицах отклоне­ния приводят, как правило, в микрометрах и обязательно со знаками.

Допуске размера. Разброс действительных размеров неизбежен, но при этом не должна нарушаться работоспособность деталей и их соединений, т. е. действи­тельные размеры годных деталей должны находиться в до­пустимых пределах, которые в каждом конкретном случае определяются предельными размерами или предельными отклонениями. Отсюда и происходит такое понятие как допуск размера.

Допуск (Т – общее обозначение, TD – отверстия, Td – вала) равен разности наибольшего и наименьшего предельных размеров:

TD = Dmax – Dmin

Td = dmax – dmax

или абсолютной величине алгебраической разности верх­него и нижнего отклонений

TD = ES – Е1;

Td = es – ei.

Допуск всегда является положительной величиной независимо от способа его вычисления. На чертежах до­пуск указывают только через предельные отклонения.


3.2. Графическое изображение допусков и отклонений

 

Графический способ изображения допусков и отклоне­ний, которые устанавливают на размеры деталей и их соединения, обладает высокой наглядностью. Этот метод позволяет быстро определить характер соединения дета­лей и облегчает выполнение различных расчетов, связан­ных с точностью деталей и соединений. Рассмотрим прин­цип графического изображения допусков отдельных дета­лей (рис. 3.3).

На рис. 3.3, а показано сопряжение оси 2 с корпусом 1.У всех годных деталей, поступающих на сборку, размеры сопрягаемых поверхностей находятся в пределах от Dmax до Dmin для отверстий и от dmax до dmin для валов. При графическом изображении допусков детали, для которых строятся схемы допусков, не вычерчивают, вместо деталей на схемах дают условные изображения отверстий и валов без соблюдения масштаба (рис. 3.3, б, в, г).

 

 

Рис.3.3.

 

Совместим контуры отверстий и валов (отдельно), из­готовленных по предельным размерам, так, чтобы совпали их осевые линии (рис. 3.3, в). Тогда действительные раз­меры всех годных деталей окажутся в зонах, ограничен­ных предельными размерами. Сумма этих зон, располо­женных симметрично относительно оси, выражает допу­ски отверстия TD и вала Td (0,5Т·2 = Т). Однако та­кое изображение допусков неудобно. Для упрощения и повышения наглядности эскизов гораздо удобнее изображать зоны допусков отверстий и валов целиком (рис. 3.3, г).Для этого предельные контуры отверстий и валов совместим нижними образующими. Тогда при тех же размерах допу­ски можно изобразить зонами, расположенными между верхними образующими совмещенных контуров.

Типовые примеры графического изображения допусков, отклонений, номинальных и предельных размеров, а также дру­гих параметров точности отверстия и вала показаны на рис. 3.4, а.

Рис. 3.4.

Эти схемы построены на основе изложенного принципа. Масштаб при построении таких схем выдер­жать нельзя, так как допуски на обработку деталей в сотни и тысячи раз меньше номинальных размеров. Поэтому горизонтальные линии, определяющие предельные размеры Dmax , Dmin , dmax и dmin проводят на произвольных расстояниях от нижней линии, являющейся нижней образующей совмещенных контуров отверстий или валов. Кроме того, проводят горизонталь­ную линию 00, называемую нулевой.

Нулевая линияэто линия, положение которой соответствует номинальному размеру. От нее откладывают отклонения при графическом изображении допусков и посадок; положительные в одну сторону (например, вверх), а отрицательные в другую (вниз).

На схемах указывают номинальный D и предельные Dmax , Dmin , dmax и dmin размеры, предельные отклонения (ES, EI, es, ei) поля допусков и другие параметры.

Поле допускаполе, ограниченное верхним и ниж­ним отклонениями. Поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поля допусков показывают зонами, которые ограничены двумя линиями, проведенными на расстояниях, соответствующих верх­нему и нижнему отклонениям.

Положение поля допуска относительно номинального размера или нулевой линии определяется одним из двух отклонений – верхним или нижним, которое называют основным. В системе допусков и посадок за основное отклонение принято меньшее из двух отклонений по абсо­лютному значению, т. е. ближайшее к нулевой линии. Для схемы, показанной на рис. 3.4, а, основными отклоне­ниями являются:

· для поля допуска отверстия – ниж­нее отклонение ЕI;

· для поля допуска вала – верхнее отклонение es.

Предельные отклонения откладывают от нулевой линии, а их численные значения вполне определяют величину и положение поля допуска относительно этой же линии. Это обстоятельство позволяет применить более простой способ графического изображения полей допусков – через одни отклонения (рис. 3.4, б) На таких упрощенных схе­мах не указывают номинальные и предельные размеры. Положение нулевых линий всегда соответствует концу вектора номинального размера, который условно направ­ляют снизу вверх. Благодаря этому упрощенные схемы можно вычерчивать в масштабе; они получаются более наглядными, простыми и компактными, чем схемы на рис.3.4, а.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.