Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика усовершенствования описи

 

Усовершенствование описи проводится в тех случаях, когда заголовки не раскрывают содержание единиц хранения, отсутствуют необходимые элементы справочного аппарата к описи.

 

Под усовершенствованием описи понимается комплекс работ, направленных на повышение ее информационно-поискового уровня. Задачи усовершенствования описи заключаются в увеличении объема и качества информации, содержащейся в единицах хранения и документах, путем квалифицированного описания и составления справочного аппарата высокого уровня.

 

Усовершенствование описи включает следующие виды работ: уточнение заголовков и их редактирование (без изменения систематизации единиц хранения), составление необходимого справочного аппарата к описи.

 

При усовершенствовании описей применяется дифференцированный подход, который заключается в определении очередности работы по их усовершенствованию, установлении необходимой степени повышения информационного уровня конкретной описи и состава справочного аппарата к ней, в определении допустимой степени обобщения первичной информации в заголовках единиц хранения.

 

Уточнение заголовков (редактирование) можно проводить как с просмотром, так и без просмотра единиц хранения. Вначале проводится анализ качества заголовков, а затем решается вопрос о целесообразности просмотра единицы хранения. Единицы хранения не просматриваются, если в заголовках имеются все необходимые элементы описания. В этом случае заголовок подвергается лишь литературному редактированию. Если в заголовке единицы хранения отсутствуют какие-то реквизиты описания, то заголовок необходимо дополнить недостающими элементами описания, изучив состав и содержание единицы хранения.

 

Повышение информативности описи проводится за счет дополнительного раскрытия в заголовке содержания единицы хранения.

 

Прежде всего, раскрытию содержания документов подлежат единицы хранения с "глухими" заголовками, которые включают лишь название разновидностей документов, их номера и даты. Например:



 

Протокол N 51 пленума обкома КПСС

 

Дата 27 ноября 1982 г.

 

Подлинник

 

Раскрытию состава и содержания подобных заголовков поможет использование "Перечней вопросов", обсуждавшихся на заседаниях пленумов, бюро и др. органов КПСС. Они включает следующие сведения: номер протокола заседания, дату заседания, содержание вопроса. "Перечни вопросов" раскрывают содержание единиц хранения с "глухими" заголовками, повышают информативность описей.

 

Способом раскрытия "глухих" заголовков единиц хранения является составление структурированных заголовков, которые дают возможность передать основное содержание единицы хранения с необходимой степенью детализации информации. Например, заголовок "Документы о выполнении поручений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по капитальному строительству и проектно-изыскательским работам в отрасли (поручения, записки, заключения, обзоры, расчеты)" можно дополнить следующей информацией:

 

О корректировке плана капитального строительства, л. 5;

 

О проведении изыскательских работ..., л. 25;

 

О проектировке промышленного комплекса, л. 53 и т.д.

 

Составление структурированного заголовка можно рассматривать как метод раскрытия содержания единицы хранения путем выявления и отражения основных тематических блоков информации единицы хранения.

 

Введение структурированного заголовка дает возможность раскрыть основное содержание единицы хранения, что наиболее целесообразно для единиц хранения со сложными заголовками.

 

Заголовок можно представить в распространенном виде, он может создаваться на основе расчленения содержания единицы хранения на отдельные тематические группы. При таком расчленении заголовка снижается вероятность объективных потерь информации, неизбежных при традиционной методике составления заголовка, и значительно повышается уровень информативности описи.

 

Аннотирование единиц хранения, давно применяемое в архивной практике, распространяется на отдельные документы и не передает содержания всей единицы хранения. Составление структурированного заголовка позволяет более полно раскрыть содержание наиболее информативных и сложных для описания единиц хранения.

 

Информация структурированного заголовка может использоваться при составлении различных указателей к описи.

 

Целесообразность просмотра единиц хранения при редактировании определяется в ходе предварительного анализа заголовка (для установления его авторов и корреспондентов, места события, датировки, вида или разновидности документов и др.). Единицы хранения не просматриваются, если в заголовках присутствуют все необходимые реквизиты описания, т.е. соблюден стандарт описания на уровне единицы хранения, в таком случае проводится литературное редактирование заголовка. После редактирования заголовков опись перепечатывается и необходимые изменения вносятся на обложку единицы хранения. В том случае, если отсутствуют какие-то элементы справочного аппарата, проводится работа по их составлению.

 

Для того, чтобы редактирование заголовка было более качественным, необходимо ознакомиться с историей фондообразователя, установить или уточнить его основные функции и направления деятельности и подчиненность. Далее требуется выявить недостающие элементы заголовка. Редактирование можно проводить как на карточках, так и непосредственно в компьютере.

 

В процессе анализа заголовков, а затем при их редактировании устраняются недостатки расположения в заголовке реквизитов описания. На первое место выносится название видов или разновидностей документов единицы хранения.

 

Например, заголовок "О проверке торговли и промышленности" малоинформативен, не дает представления о видах документов, содержащихся в единице хранения, и их содержании.

 

После редактирования заголовок той же единицы хранения приобрел следующий вид:

 

"Переписка податного инспектора Осинского уезда с Пермской казенной палатой, волостными правлениями и журналы проверки торговых и промышленных заведений по волостям 2-го податного участка. Списки владельцев торгово-промышленных предприятий"

 

Обновленный заголовок представляет не только основные виды документов, составляющих единицу хранения и их основное содержание, но также выделяет конкретные учреждения, должности. Этот пример демонстрирует возможности повышения информативности описей путем редактирования.

 

При редактировании заголовков следует оставлять названия видов документов, присущих конкретной исторической эпохе.

 

Например: "доклад", а не "докладные записки", "журнал заседания", а не "протокол" и т.д.

 

При редактировании заголовков единиц хранения фондов финансовых учреждений следует учитывать, что они содержат большое количество специфических финансовых документов: "гросбух, контрольная книга, наблюдательная книга, краткий реестр, свод податных сведений" и т.д., которые в отредактированных заголовках должны сохраниться без изменений.

 

Если единица хранения сформирована из документов по одному вопросу в пределах одного года (иногда нескольких лиц) и связанных последовательностью делопроизводства, то эти документы описываются как "Дело". В таком случае необходимо изучить состав и содержание единицы хранения и выявить присущие "Делу" особенности. Например: старый заголовок:

 

О выдаче права на жительство швецкому солдату Е. Филиппову в городе Юрьевце.

 

Новый заголовок после редактирования:

 

Дело о выдаче права на жительство в г. Юрьевец беглому солдату Филиппову Егору, вернувшемуся из Швеции.

 

В данном заголовке не только установлен вид единицы хранения, но и уточнено ее содержание.

 

Следующим этапом уточнения заголовка единицы хранения является определение или уточнение авторов и корреспондентов документов.

 

В отредактированном заголовке при указании автора документов, если им является фондообразователь, его название либо вовсе не приводится, или дается в сокращенном виде. Например: полное название - "податной инспектор 1-го участка Осинского уезда Пермской казенной палаты", а в заголовке можно написать "податной инспектор".

 

Для некоторых единиц хранения, содержащих переписку, характерно большое разнообразие как авторов, так и корреспондентов. Если последние однотипны, то в заголовке указывается их обобщенное название.

 

Например:

 

Переписка податного инспектора с волостными правлениями.

 

Если корреспонденты слишком разнородны, то в заголовке перечисляются два-три наиболее важных из них с добавлением и др. Например:

 

Переписка уездного исправника с канцелярией Пермского губернатора, Шадринским уездным исправником, становыми приставами и др. об административно-ссыльном Иванове С.Н.

 

В том случае, если автором документов является частное лицо (характерно для фондов учреждений, существовавших до 1917 г.), то в заголовке указывается его социальное положение, чин, титул, звание, местожительство (территориальная принадлежность), фамилия, имя, отчество.

 

Например:

 

Дело по прошению грайворонского помещика подполковника Григоросуло Н.Д. о возмещении недостатка земли с торгов в имении губернского секретаря Шишкова И.Д. в д. Мощеная, Грайворонского уезда.

 

Если автором документов является конкретное лицо, а документ носит служебный характер, автор, как правило, не указывается; в этом случае можно указать лишь должность автора. Например:

 

Служебные записки заместителя министра строительства электростанций СССР ... о состоянии снабжения предприятий министерства топливом.

 

Для фондов личного происхождения деятелей литературы и искусства указание автора (в том случае, когда им является частное лицо) предусмотрено. Например:

 

Договоры Афиногенова А.Н. с государственными издательствами...

 

При уточнении или определении содержания документов необходимо предварительно тщательно изучить их.

 

Иногда встречаются личные дела, которые не содержат информации о приеме и увольнении лица. В таких случаях, при усовершенствовании описи, оговаривается отсутствие важных документов.

 

Если усовершенствуются описи фондов, относящиеся к периоду до 1917 г., например, полицейских учреждений, и содержание документов касается конкретного лица, в том числе административно-ссыльного, то при редактировании необходимо указать его фамилию, имя, отчество, социальное положение или сословную принадлежность, место, откуда данное лицо было выслано, и в чем обвинялось. Например:

 

Переписка об административно-ссыльном Сергееве Илье Феоктистовиче, сельском обывателе г. Кунгура, высланном за принадлежность к группе социалистов-революционеров.

 

Аннотирование единиц хранения и документов применяется для повышения информативности описи. Необходимость составления аннотации выявляется при просмотре единиц хранения. Например,

 

заголовок единицы хранения:

 

Дело об отдаче в аренду Царицынскому купцу Иванову И.И. пустопорожней земли в 4 части.

 

Аннотация:

 

План участка земли. Л. 2

 

Аннотация расширяет и уточняет содержательную часть заголовка.

 

Если в единице хранения имеются документы, относящиеся к документам по личному составу, то их наличие необходимо отразить в аннотации. Например:

 

заголовок:

 

Цело о разделе недвижимого имущества Костылева Николая Михайловича, деревня Бородино, Тысяцкой волости аннотация:

 

Имеется выписка из метрической книги о смерти Костылева Михаила Михайловича 29 апреля 1906 г., Л. 7.

 

При описании управленческой документации в аннотации к заголовку единицы хранения приводится краткая характеристика отдельных документов, групп документов единиц хранения.

 

Аннотировать можно приложения к приказам и протоколам (например, коллегий министерства).

 

При описании директивной, планово-отчетной документации в заголовок выносится сначала сам документ, а затем материалы к этому документу. Например:

 

Отчет Тамбовского торгового отдела губернского совета народного хозяйства за 1922 г. и заключения по отчету отдела надзора за торговлей управления регулирования торговли ВСНХ.

 

Если в заголовках единиц хранения встречаются редко употребляемые сокращения, например, учреждений, их структурных частей и др., то их следует при редактировании раскрывать.

 

При наличии в заголовке наименований населенных пунктов и административно-территориальных единиц их следует расположить в порядке возрастания административно-территориальных единиц: село (деревня, сельцо), уезд, город, губерния. Волость в заголовке можно не указывать, так как волостное административно-территориальное деление часто менялось. Написание населенных пунктов проверяется по различным справочникам по административно-территориальному делению.

 

Хронологические данные указываются в заголовке, если необходимо уточнить время события, которого касается содержание документов единицы хранения, и эти данные не совпадают (или не полностью совпадают) с крайними датами документов. Например:

 

Отчет за 1913 год. Раскладочные приговоры сельских обществ на 1907 г.

 

Крайние даты устанавливаются при уточнении заголовков описи в том случае, если они отсутствовали в описательной статье описи. Данное выявление возможно лишь при просмотре единицы хранения.

 

При редактировании заголовков проводится унификация различных понятий, терминов, упомянутых фамилий, имен, отчеств. К таким разночтениям относятся названия фондообразователей, которые иногда приводятся в разных вариантах, то полностью, то сокращенно. В некоторых заголовках вначале указывается фамилия, затем инициалы, в других на первое место выносятся инициалы. На первое место следует выносить фамилию, а затем - имя и отчество. Подобные разночтения устраняются и составляется унифицированный заголовок.

 

Усовершенствование описи включает и составление необходимого справочного аппарата, каждый элемент которого выполняет определенную задачу.

 

Методику создания справочного аппарата см. Раздел 4.

 

После завершения работ по усовершенствованию описи составляется новый, усовершенствованный вариант этой описи.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.