Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 24. Развитие человека и общества в истории





1. История, ее экзистенциальное (субъективно-человеческое) и объективированное содержание, проблема ее целостности и субъекта.

2. Линейная, циклическая и разнонаправленная модели истории.

3. Проблемы источников развития общества и периодизации истории: технологический, формационный, культурологический и теологический подходы. Общества традиционные, индустриальные, постиндустриальные.

4. Культура и техническая цивилизация, различие антропогенных и техногенных установок.

5. Проблемы направленности, прогресса и смысла истории (Н. Макиавелли, Дж. Вико, Гегель, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, М. Вебер, Н. Гумилев).

6. История как история развития самих людей от периода «личной зависимости»(докапиталистический период) к периоду «личной независимости на основе вещной зависимости»(буржуазная социальность) и к обществу самодеятельности «свободных индивидуальностей» (К. Маркс).

7. Глобальные проблемы. Поиск новых путей, стимулов и резервов развития. Сценарии будущего в футурологии.

8. Проблема выбора Россией своего исторического пути.

Литература

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.



Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Возвращение в цивилизацию?: Материалы дискуссии // Филос. науки. 1991. № 8.

Гуревич А.Я. Теория формации и реальная история // Вопр. философии. 1990. № 11.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизации // Вопр. философии. 1991. № 8.

Ильин И.А. Основы христианской культуры // Соч.: В 10 т. М., 1993.

Т. 1.

Каминский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопр. философии. 1995. № 3.

Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопр. философии. 1990. № 2.

Коликов Н. Россия в контексте глобальных проблем // Свобод. мысль. 1994. № 3.

Малахов В.С. Еще раз о конце истории // Вопр. философии. 1994. № 7,8.

Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.

Панфилова Т. Формационный и цивилизационный “подходы”: возможности и ограниченность // Обществ. науки и современность. 1993. № 6.

Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопр. философии. 1993. № 12.

Сербенко П.И., Соколов А.З. Кризис культуры как исторический феномен (в концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) // Филос. науки. 1990. № 5.



Судьба России: Духовные ценности и национальные интересы: Тез. докл. II Всерос. конф. Екатеринбург. 1996.

Судьба России: Исторический опыт ХХ столетия. Тез. докл. III Всерос. конф.: В 2 ч. Екатеринбург, 1998.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 5-13, 42-44, 140-142, 562-567.

Формация или цивилизация: Дискуссия // Вопр. философии. 1989. № 10.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 435-470.

Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. № 3.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Темы сообщении

1. Ценностные установки культуры и технической цивилизации.

2. Русская философия истории: главные идеи.

3. Возможен ли самобытный исторический путь России?

 

Тест по теории философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Текст реферата является необходимым условием допуска к экзамену. Текст реферата, взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.

Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата.

Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем.

Предложенная к темам реферата литература не является обязательной. Студент может использовать иные источники.

После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-4 главы), заключение, литературу (прил. 2).



Во введении отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы (2-3 страницы.); в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания). В заключении делаются выводы из изложенного (1-3 страницы). Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц рукописного или печатного текста форматом А4. Оформление представлено в прил. 1, 2.

Требования к реферату:

1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной

части и заключения.

2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.

3. Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в заключении.

4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.

5. Указание цитируемой литературы, например: Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991, №4, С. 54; Бердяев И.А. О назначении человека. М., 1993, С. 84.; цитаты обозначаются цифрами, сноски на литературу делаются в конце реферата (литература).

6. Приведение списка литературы в конце реферата.

7. Аккуратность во внешнем оформлении, разборчивый почерк.

Студенты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Студенты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы. За сообщение студент получает дополнительную оценку.

Положительные оценки за реферат и сообщение существенно повышают рейтинг студента.

 

ПРимеРНЫЕ Темы рефератов

И.А.Ильин о философии

Литература

Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Соч.: В 2 т. Т. 2.М., 1994.

 

Учение Платона об идеях

Литература

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопр. философии. 1988. №12.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.

Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

Сравнительный анализ этики Сократа, киников,

Киренаиков и стоиков

Литература

Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.

Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 2. СПб., 1993.

Лаэртский Диоген. О жизни, изучениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

 

Новые идеи Аристотеля в области философии

Литература

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1976.

 

Сравнительный анализ философии Демокрита и Эпикура

Литература

Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40.

Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.

Исповедь» Августина – первая биография души

Литература

Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.

Соколов В.А. Средневековая философия. М., 1979.

 

Образ человека в философии Возрождения

Литература

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Соколов В.А. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

Человек: Антол. М., 1991. с. 217-277.

 

Метод мышления Р. Декарта

Литература

Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

Фейербах Л. История философии: В 3 т. Т. 1.М., 1974.

 

Проблема мышления в немецкой классической философии

Литература

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 7-207.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 56-155.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.