Тема 24. Развитие человека и общества в истории
1. История, ее экзистенциальное (субъективно-человеческое) и объективированное содержание, проблема ее целостности и субъекта.
2. Линейная, циклическая и разнонаправленная модели истории.
3. Проблемы источников развития общества и периодизации истории: технологический, формационный, культурологический и теологический подходы. Общества традиционные, индустриальные, постиндустриальные.
4. Культура и техническая цивилизация, различие антропогенных и техногенных установок.
5. Проблемы направленности, прогресса и смысла истории (Н. Макиавелли, Дж. Вико, Гегель, К. Маркс, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, М. Вебер, Н. Гумилев).
6. История как история развития самих людей от периода «личной зависимости»(докапиталистический период) к периоду «личной независимости на основе вещной зависимости»(буржуазная социальность) и к обществу самодеятельности «свободных индивидуальностей» (К. Маркс).
7. Глобальные проблемы. Поиск новых путей, стимулов и резервов развития. Сценарии будущего в футурологии.
8. Проблема выбора Россией своего исторического пути.
Литература
Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Возвращение в цивилизацию?: Материалы дискуссии // Филос. науки. 1991. № 8.
Гуревич А.Я. Теория формации и реальная история // Вопр. философии. 1990. № 11.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
Дилигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизации // Вопр. философии. 1991. № 8.
Ильин И.А. Основы христианской культуры // Соч.: В 10 т. М., 1993.
Т. 1.
Каминский З.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопр. философии. 1995. № 3.
Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопр. философии. 1990. № 2.
Коликов Н. Россия в контексте глобальных проблем // Свобод. мысль. 1994. № 3.
Малахов В.С. Еще раз о конце истории // Вопр. философии. 1994. № 7,8.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1997.
Панфилова Т. Формационный и цивилизационный “подходы”: возможности и ограниченность // Обществ. науки и современность. 1993. № 6.
Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопр. философии. 1993. № 12.
Сербенко П.И., Соколов А.З. Кризис культуры как исторический феномен (в концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) // Филос. науки. 1990. № 5.
Судьба России: Духовные ценности и национальные интересы: Тез. докл. II Всерос. конф. Екатеринбург. 1996.
Судьба России: Исторический опыт ХХ столетия. Тез. докл. III Всерос. конф.: В 2 ч. Екатеринбург, 1998.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 5-13, 42-44, 140-142, 562-567.
Формация или цивилизация: Дискуссия // Вопр. философии. 1989. № 10.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 435-470.
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. № 3.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Темы сообщении
1. Ценностные установки культуры и технической цивилизации.
2. Русская философия истории: главные идеи.
3. Возможен ли самобытный исторический путь России?
Тест по теории философии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Текст реферата является необходимым условием допуска к экзамену. Текст реферата, взятый из Интернета, не учитывается преподавателем.
Работа над рефератом включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление окончательного плана, написание реферата, его оформление, сообщение по теме реферата.
Примерные темы реферата можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав инициативные темы с преподавателем.
Предложенная к темам реферата литература не является обязательной. Студент может использовать иные источники.
После выбора темы, согласования ее с преподавателем, отбора литературы и ее компоновки следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. Окончательный план фиксирует логическую последовательность изложения главных моментов темы путем восхождения мысли от общего содержания к особенному, более конкретному. План включает введение, основную часть (2-4 главы), заключение, литературу (прил. 2).
Во введении отмечаются актуальность темы, мотивы ее выбора, задачи работы (2-3 страницы.); в основной части (15-20 страниц) излагают главные идеи, проводятся анализ и оценка литературы по теме, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью (желательно с проблемами педагогики, образования и воспитания). В заключении делаются выводы из изложенного (1-3 страницы). Общий объем реферата должен составлять около 15-20 страниц рукописного или печатного текста форматом А4. Оформление представлено в прил. 1, 2.
Требования к реферату:
1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной
части и заключения.
2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.
3. Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в заключении.
4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.
5. Указание цитируемой литературы, например: Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991, №4, С. 54; Бердяев И.А. О назначении человека. М., 1993, С. 84.; цитаты обозначаются цифрами, сноски на литературу делаются в конце реферата (литература).
6. Приведение списка литературы в конце реферата.
7. Аккуратность во внешнем оформлении, разборчивый почерк.
Студенты выступают с сообщением по теме реферата в учебной группе в течение 7–10 мин. Устное выступление – это не сплошное чтение текста, а живой обмен идеями при эмоциональном контакте с аудиторией. Чтобы вас слушали внимательно, с интересом, подготовьтесь к сообщению. Подумайте, с какими идеями вы будете выступать, почему они актуальны, в какой последовательности следует их излагать; как будете их оценивать и аргументировать свою позицию; какие выводы сделаете. Составьте тезисы (2 – 3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме реферата, ваша оценка и ваша точка зрения, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Студенты оценивают сообщение, как правило, по следующим параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего, его контакт с аудиторией, обоснованность ответов на вопросы. За сообщение студент получает дополнительную оценку.
Положительные оценки за реферат и сообщение существенно повышают рейтинг студента.
ПРимеРНЫЕ Темы рефератов
И.А.Ильин о философии
Литература
Ильин И.А. Религиозный смысл философии // Соч.: В 2 т. Т. 2.М., 1994.
Учение Платона об идеях
Литература
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Вопр. философии. 1988. №12.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990.
Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.
Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.
Сравнительный анализ этики Сократа, киников,
Киренаиков и стоиков
Литература
Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.
Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 3 кн. Кн. 2. СПб., 1993.
Лаэртский Диоген. О жизни, изучениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
Новые идеи Аристотеля в области философии
Литература
Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983.
Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1976.
Сравнительный анализ философии Демокрита и Эпикура
Литература
Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40.
Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.
Исповедь» Августина – первая биография души
Литература
Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984.
Соколов В.А. Средневековая философия. М., 1979.
Образ человека в философии Возрождения
Литература
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Соколов В.А. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
Человек: Антол. М., 1991. с. 217-277.
Метод мышления Р. Декарта
Литература
Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
Фейербах Л. История философии: В 3 т. Т. 1.М., 1974.
Проблема мышления в немецкой классической философии
Литература
Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 7-207.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 56-155.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|