Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 20. Формы ценностного освоения реальности





1. Нравственность, мораль, этика. Особенности нравственной регуляции поведения; формы нравственного сознания: достоинство и честь, совесть и долг; добро, зло и справедливость; заслуги и вина и др. Нравственные традиции России.

2. Особенности эстетического освоения реальности. Формы эстетического переживания: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое, драматическое и комическое. Искусство и художественность.

3. Религия, ее ценностная природа, значение в жизни человека, народа; ее влияние на культуру. Феномен советской религиозности, кумиротворчества.

4. Любовь как ценностное освоение реальности. Метафизика пола. Особенности мужского и женского мировосприятия.

5. Национальное самосознание и духовный смысл Родины, патриотизм и космополитизм.

6. Ценностная природа культуры, ее человеческая функция. Культура и техника жизни; культура и современная техническая цивилизация.

Литература

Бородай Ю. М. Эротика – Смерть – Табу: Трагедия человеческого сознания. М., 1996.

Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.

Гачев Г. Русский эрос // Опыты. М., 1989.

Гончаров С.З. Акмеология культуры: креативность сердечного созерцания // Акмеология общего и профессионального образования. Материалы регион. науч. – практ. конф. 6-7 апреля 2004 г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. – пед. ун-та, 2004.



Гончаров С.З. Путь к художественности // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2004, № 1 (37).

Гончаров С.З. Акмеология сердечного созерцания в культуре и его креативные возможности в образовании // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 5 (35).

Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 213-232.

Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1994.

Ильин И.А. Основы христианской культуры // Соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Соч.: В 10 т. Т. 1. М., 1993.

Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.

Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 4-8.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993, с. 134-153, 397-401.

Ильин И.А. Женщина // Соч.: В 10 т. Т. 8. М., 1998.

Ильин И.А. О вечно-женском и вечно-мужском в русской душе // Соч.: В 10 т. Т. 6, кн. 3. М., 1997.



Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

Льюис К.С. Любовь // Вопр. философии. 1989. №8.

Онисим (иеромонах). Любовь как условие возможности царства Божия // Человек. 1991. №5.

Ортега-и-Гассет Х. Этюды о любви // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1990.

Общественное сознание и его формы. М., 1986.

Сербиенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры // Филос. науки. 1991. №3.

Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства // Филос. науки. 1991. №3.

Словарь по этике. М., 1981.

Федотов Г.П. Социальное значение христианства // Филос. науки. 1991 №3.

Флоренский П.А. Культ, религия и культура // Русская философия: конец XIX – нач. XX века. СПб., 1993.

Франк С.Л. Религия и культура // Филос. науки. 1991. №7.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 405-470.

Франк С.Л. Крушение кумиров // Соч. М., 1990.

Философия и ценностные формы сознания. М., 1993.

Эвола Дж. Метафизика секса // Человек. 1992. №1.

 

Тема 21. Человек как субъект творчества

1. Соотносите понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид.

2. Понятие субъекта, субъектности; субъектные качества; субъектность на уровне личности, социальной группы, социальных институтов. Раскройте проявление субъектности в социальных процессах.

3. В каких процессах развиваются субъектные качества?

4. Отчуждение от субъектности: в чем оно состоит и проявляется? Что такое тоталитаризм, социальное манипулирование?

5. Субъектность и творчество; творчество и исполнительство. Творческие способности, талант, гений. Духовные, социально-психологические предпосылки и личная самодеятельность в становлении творческой индивидуальности. Свобода творчества и ответственность.



6. Самоутверждение, борьба людей за общественное признание и соревнование; диалектика и созидательное значение соревнования.

Литература

Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Гончаров С.З. Креативность самодеятельности в становлении субъектных качеств личности // Педагогические системы развития творчества: В 3 ч. Ч. 3. Екатеринбург, 2004.

Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ // Мир психологии. СПб – Воронеж, 2005. № 1.

Гончаров С.З. Категориальная основа понимания субъектности // Профессиональная педагогика: Категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. тр. Вып. 4. / Отв. ред. Г. В. Бухарова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1984.

История марксистской диалектики. М., 1971. С. 129-141.

Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жизненный смысл. М., 1977.

Марксистская философия XIX века. М., 1979. С. 383-401.

Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990.

Темы сообщений

1. Роль самодеятельности в становлении субъектных качеств человека.

2. Самодеятельность и овещение человека (Гносеология в системе философского материализма. М., 1983. С. 250-273.).

3. Свобода, субъектность, творчество.

4. Потеря субъектности и социальное манипулирование.

Тема 22. Общество, его целостность и методология понимания

1. Различные методологии в понимании общества: натуралистические, технологические, феноменологические; К. Маркс о значении труда, базиса и надстройки.

2. Общество, его структура, основные сферы.

3. Особенности социальной реальности: ее чувственно-сверхчувственный характер, единство природного и социального, общественного сознания и общественной практики, субъективного и объективного.

4. Общее и различное в познании природной и социальной реальности; типизация как способ познания социальной реальности.

5. Общество, его структура; основные сферы, их взаимосвязь. Соотношение деятельности и общественных отношений. Их предметность и представленность в общественном сознании общими значениями. Виды общественных отношений.

Литература

Андреев Ю.П. Содержание и структура общественных отношений. Свердловск. 1984.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. Очерки социальной философии. М., 1994.

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2000.

Сорокин Н.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопр. философии. 1968. № 6.

Темы сообщений

1. Особенности социальной реальности в отличие от природной.

2. Значение сознания в функционировании социальных систем.

Тема 23. Основные сферы общества

1. Экологическая сфера, ее содержание; современные проблемы экологии человека и культуры.

2. Производственная сфера, его структура. Труд, его сущность, виды и значение. Техника, ее виды, причины ее развития, социальные последствия.

3. Экономическая сфера, ее содержание; ценности потребительные и меновые. Понятие собственности, крайние формы обобществления и приватизации. Общественное богатство, его предметное, стоимостное и субъективно-человеческое содержание.

4. Социальная сфера как воспроизводство и развитие самих людей. Значение системы образования. Социальная структура. Демографические проблемы и социально-классовые противоречия в России XXI в.

5. Политическая сфера, ее содержание; анализ связи: социальные общности, их интересы, воля, власть, политика. Политическая система, ее состав. Гражданское общество и государство. Духовные основы права и государства. Критерии оценок политических программ.

6. Духовная сфера, ее содержание; понятие духовного производства. Что такое менталитет и психология народа, идеология? Общественный идеал, его значение. Что такое “общественно-необходимые мыслительные формы” (К. Маркс)? Приведите их примеры. В чем состоит регулятивная функция сознания в социальных процессах? Какие, на ваш взгляд, формы сознания сильнее всего духовно объединяют людей: миф, наука, мораль, искусство, религия, философия, идеология?

Литература

Амелин В. Власть как общественное явление // Соц. - полит. науки. 1991. № 2.

Андреев Ю.П. Этнический фактор в судьбе России // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы. Екатеринбург, 1996.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Воспитание духовности: ценности и традиции. Екатеринбург, 1998. С.

40-42.

Горохов В.Г., Розов В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Горелов А.А. Социальная экология. М., 1998.

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

Ильин И.А. Путь духовного обновления // Соч.: В 10 т. Т. 1, М., 1993. С. 196-280.

Каменских Н.В., Стожко К.П. Русское хозяйство: Философский аспект анализа. Екатеринбург, 1999.

Ленк Х. Размышление о современной технике. М., 1996.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопр. философии. 1968. № 6.

Солоневич И. Дух народа // Наш современник. 1990. №5.

Стожко К.П. Принципы экономического гуманизма: Опыт русской истории. Екатеринбург, 1996. С.121-184, 261-387.

Технология власти // Диалог. 1990. №1.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Темы сообщений

1. Философия техники.

2. Особенности русского хозяйства.

3. Духовные основы правосознания и государства.

4. Что такое власть?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.