Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий





«Истории и организация делопроизводства в России» - научная дисциплина, изучающая общие и специальные системы документирования в их историческом развитии. Предметом изучения дисциплины «История делопроизводства в России» являются история и организация работы с документами в дореволюционной России и в советское время.

Овладение историей и практикой организации делопроизводства в государственных учреждениях дореволюционной и советской России поможет студенту решать теоретические и практические вопросы, возникающие как в работе с историческими документами, так и с документами созданными в последние годы.

Исходя из этого, основная задача курса - дать студентам необходимые знания по истории и организации делопроизводства в государственных учреждениях России; ознакомить с ее делопроизводственными традициями.

Изучив курс, студент должен знать: структуру делопроизводственных подразделений, обязанности должностных лиц и служащих в делопроизводственной сфере, организацию работы с документами и документированием в различные исторические периоды, особенности делопроизводства каждого исторического периода.



Курс «История делопроизводства в России» ориентирован на формирование студентом профессиональных компетенций, содержание которых позволит будущим бакалаврам успешно реализовывать на практике профессиональные функции в области документоведения и архивоведения.

Процесс государственной регламентации правил ведения делопроизводства, подготовки и оформления документов, состав видов документов, которыми документируется то или иное управленческое действие, не является чем-то новым. В истории дореволюционной России делопроизводство, формы документов и технологии работы с ними устанавливались с VII века.

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «История делопроизводства в России».



Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности студентов;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

 

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта.

 

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании

Содержания курса

 

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

 



Важным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «История делопроизводства в России»» является лекция.

Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику, дает цельное представление о предмете, показывая его место в системе науки связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету, развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет содержание других видов занятий.

Лекционные занятия по дисциплине «История делопроизводства в России» посвящены раскрытию особенностей организации и технологии ДОУ в различные периоды развития Российского государства, в частности отражается устройство высших, центральных и местных органов власти, должностной состав канцелярских служб, их функции, этапы документооборота и пр.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе в преподавании дисциплины на очном отделении рекомендуются следующие типы лекций: вводная, текущая и заключительная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции четко и ярко показывается теоретическое и прикладное значение учебной дисциплины, ее связь с дисциплинами профессионального, гуманитарного и других циклов учебной программы, роль и место делопроизводства в разные исторические эпохи, в подготовке специалиста.

На вводной лекции преподаватель знакомит студентов с требованиями к текущей и промежуточной аттестации, порядком работы в аудитории и нацеливает на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронные ресурсы. По дисциплине «История делопроизводства в России» специальных современных учебников за последние десять лет не издано, поэтому в предлагаемом списке основной и дополнительной литературы учебники издания 1990-х гг. отсутствуют, однако студенты могут ознакомиться с фундаментальными работами по истории и организации отечественного делопроизводства в сети Интернет.

Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала предмета.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития делопроизводства в России. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в предэкзаменационный период.

В преподавании дисциплины «История делопроизводства в России» рекомендуется использовать такие традиционные (пассивные) и инновационные (активные) формы, как:

1) информационная лекция,

2) проблемная лекция,

3) лекция-визуализация,

4) лекция-беседа.

 

1. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

2. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии.

Учитывая содержательную специфику изучаемой дисциплины, а именно описательно-ознакомительный характер теоретического материала, полностью построить лекцию как проблемную не представляется возможным. Однако отдельные проблемные вопросы и задачи по истории делопроизводства преподаватель может избирательно использовать по своему усмотрению (в лекциях, практических занятиях, в заданиях на самостоятельную работу и т. д.).

В качестве методических приемов создания проблемных ситуаций можно предложить следующие:

· изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

· побуждение студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

· постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

 

Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т. п.

В форме проблемной лекции можно провести занятие по теме 3 «Приказное делопроизводство в учреждениях русского централизованного государства XVI–XVII вв.».При подготовке к слушанию данной лекции студенты получают самостоятельное задание:

Проанализируйте порядок подачи, рассмотрения и исполнения челобитных согласно Судебнику и Соборному Уложению? В каких статьях это указывается? Сделайте вывод об общих и отличительных чертах процесса работы с челобитными по нормативным актам 1550 г. и 1649 г. Вывод можно составить в виде следующей таблицы:

№ п/п Общие черты процесса работы с челобитными Отличительные черты процесса работы с челобитными по Судебнику 1550 г. и Соборному Уложению 1649 г.
     

 

В результате предварительной самостоятельной подготовки к лекции восприятие излагаемого преподавателем теоретического материала будет более эффективным.

3. Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Лекция-визуализация представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму средствами наглядности или аудиовидеотехники (видео-лекция). В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности: натуральные, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Задача преподавателя - использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации.

К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Учитывая труднодоступность многих исторических документов, ограниченность распространения специальной литературы, в лекции используются визуальные материалы - образцы документов, реквизитов, схем и другая необходимая информация, которая может служить основой при подготовке к занятию. Лекцию-визуализациюрекомендуется провести например, при изучении темы 5 «Система министерского делопроизводства России XIX - начала XX вв.».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.