Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 2. Общество как социокультурная реальность





Тема 2.1. Общество как объект социологического исследования

Понятие общества. Признаки общества: территория, автономность, универсальность, интегративность.

Социальная и социетальная системы. Системные характеристики общества: целостность, структурность, открытость, самоорганизация, самовоспроизводство, саморазвитие. Общество как надындивидуальная реальность, целостная саморегулирующаяся система. Предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого.

Системный подход к обществу, его принципы и понятийный аппарат. Уровни системного анализа общества: структурный, функциональный, динамический. Общество с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма.

Типология обществ. К. Маркс об общественно-экономических формациях. Традиционное и индустриальное общество. К. Поппер об открытом и закрытом обществе. Постиндустриальное, информационное общество.

Социальное взаимодействие, его объективная и субъективная стороны. Механизм социального взаимодействия. Социальная деятельность и социальное действие. М. Вебер о признаках и типах социального действия. Социальные отношения.



Семинар «Общество как объект социологического исследования»

(форма обучения очная)

1. Системные признаки общества.

2. Типология обществ.

3. Социальное взаимодействие и его механизм. Социальные отношения.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте общество как особую целостную реальность.

2. Рассмотрите различные подходы к пониманию сущности общества в истории философии и социологии.

3. Изучите сущность системного подхода к обществу, его принципы и понятийный аппарат.

4. Рассмотрите особенности подходов к пониманию общества с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к семинару

Изучение темы целесообразно начать с выяснения сущности общества как системы. Для этого необходимо рассмотреть предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого, его признаки и системные характеристики. При этом следует помнить о существовании различных подходов к пониманию сущности общества в истории социальной философии и социологии. Раскрывая особенности системного подхода к обществу, следует обратить внимание на его принципы и понятийный аппарат. Характеристика уровней системного анализа общества позволит оценить методологические возможности и познавательный потенциал этого метода. Кроме того, следует указать на особенности подходов к пониманию общества с позиций социального детерминизма, функционализма, индивидуализма.



Подготовку к семинару следует начать с усвоения системных признаков общества: целостности, социальности, устойчивости, способности к саморегуляции и саморазвитию, автономности и самодостаточности. Следует обратить внимание на то, что устойчивость и известный консерватизм социальной системы не означают статичности и неприятия нововведений. Напротив, именно отклонения от принятых правил и норм побуждают систему находить средства для равновесия и стабильности. И движущими силами социальной динамики могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и, согласно синергетическому подходу, причинные связи. При этом оказываются значимыми свойства откры-тости и закрытости системы.

При подготовке второго вопроса важно обратить внимание на многообразие оснований для типологии социальных систем. Типологизируя общества по ряду базовых оснований, следует подробнее остановится на характеристике некоторых учений, оказавших значительное влияние на формирование научных представлений об обществе и историческом процессе (учения об общественно-экономических формациях К. Маркса, постиндустриальном обществе Д. Белла и А. Турена, открытом и закрытом обществе К. Поппера и др.)



При изучении третьего вопроса необходимо выяснить сущность социального взаимодействия, исходя из того, что категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности. Для правильного понимания социального взаимодействия важно уяснить его механизм, наличие у него объективной и субъективной сторон. Характеризуя социальное действие и социальную деятельность, целесообразно остановиться на основных положениях концепции социального действия М. Вебера. Определение сущности социальных отношений, выяснение их объективной природы и механизмов воспроизводства являются завершающим этапом подготовки к занятию.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества?

2. Как соотносятся понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное»?

3. Охарактеризуйте системные признаки общества.

4. В чем причина многообразия оснований для типологии социальных систем? Назовите наиболее существенные критерии типологизации общества.

5. В чем сущность социального взаимодействия и социальных отношений?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 

Тема 2.2. Социология культуры. Социокультурный процесс

Общество как целостная социокультурная система. Культура как способ существования социального. Многообразие подходов к определению понятия «культура». Основные концепции культуры. Социологическая школа в культурологии. Культура и цивилизация.

Социальные функции культуры: гуманистическая, интегративная, регулятивная, гносеологическая, социализации. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Основные компоненты культуры: язык, знания, ценности, нормы. Культурные универсалии. Обычаи и традиции как элементы социального и культурного наследия. Культура и миф, культура и религия, культура и идеология. Многообразие культурных форм: элитарная, народная, массовая культура. Субкультура и контркультура. Общечеловеческая культура.

Культура как фактор социальных изменений. Социокультурный процесс. Закономерности в развитии культуры. Традиции и новаторство в культурном процессе. Взаимодействие культур. Культурный этноцентризм и релятивизм. Кризис культуры и пути его преодоления. Современная культурная ситуация и тенденции ее развития.

Культура в современном российском обществе. Роль таможенных органов в сохранении культурных ценностей.

Семинар «Социология культуры. Социокультурный процесс»

(форма обучения очная)

(проводится в форме диспута)

1. Общество как социокультурная система.

2. Структура культуры.

3. Социокультурный процесс.

Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите содержание понятия «культура».

2. Уясните взаимосвязь культуры и общества.

3. Изучите социальные свойства и функции культуры.

4. Рассмотрите основные компоненты культуры и их взаимосвязь.

5. Ознакомьтесь с источниками и механизмами культурных изменений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

И подготовке к семинару

Изучение темы следует начать с рассмотрения эволюции понятия «культура» в истории общественной мысли. Важно уяснить специфику социологического подхода к пониманию культуры, означающего рассмотрение ее в качестве фактора, влияющего на жизнь общества, социальные общности и институты. Ознакомившись с социальными свойствами и функциями культуры, следует перейти к рассмотрению компонентов культуры, показать их роль и значение в общественной жизни. При изучении источников и механизмов культурных изменений важно понять, что в функционировании культуры переплетаются две противоречивые тенденции: сохранение культуры и ее изменение. В понимании механизма культурных изменений может помочь идеальная теоретическая модель, разработанная французским социологом А. Молем, включающая творческую личность, средства массовой информации и микросреду.

Раскрытие и усвоение вопросов семинара целесообразно начать с выяснения сущности культуры как способа существования социального. Рассмотрев многообразие существующих в науке подходов к определению понятия «культура», необходимо перейти к характеристике основных концепций культуры и культурологических школ. Подробнее следует рассмотреть взгляды представителей социологической школы (Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс), показать, что они видят истоки культуры в общественной природе и организации человечества. Важно обратить внимание на то, что культура отражает противоречивость социального мира, проявляющуюся в противоречии между: а) социализацией и индивидуализацией личности, б) нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, в) традиционностью культуры и тем обновлением, которое неизбежно происходит в ней в процессе развития. Далее необходимо охарактеризовать социальные функции культуры, в которых находят выражение ее общественная природа и предназначение.

Характеризуя основные компоненты культуры, следует показать их связь с социальными функциями культуры. Так, рассматривая знаково-символический компонент, важно отметить значение языков культуры в сохранении и передаче новым поколениям социокультурного опыта; изучая ценностно-нормативный компонент, следует обратить внимание на определяющую роль норм, обычаев и традиций в социальной регуляции. Охарактеризовав виды культуры (материальная и духовная, мировая и национальная) и уяснив сущность понятий «субкультура» и «контркультура», необходимо перейти к рассмотрению типов культуры. Типологию культуры следует понимать как метод научного познания, в основе которого лежит разделение социокультурных систем (объектов) и их группировка с помощью обобщенных идеализированных моделей и типов. При этом особенно важно уяснить сущность социальных типов культуры (народная, элитарная, массовая, профессиональная). В заключение целесообразно дать характеристику русского типа культуры, обратив внимание на то, что понятие «русская культура» в широком смысле не ограничивается культурой только русского народа и подразумевает этническую неоднородность.

Рассматривая культуру как фактор социальных изменений, необходимо показать различные модели социокультурных динамических процессов (циклическая, волнообразная, эволюционная, синергетическая), выяснить закономерности в развитии культуры. Особого внимания заслуживает современная культурная ситуация и тенденции ее развития (культурная модернизация), требует рассмотрения вопрос о значении качественных изменений в науке и технологии, открывающих новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. В этом контексте представляет интерес точка зрения тех ученых, которые, отмечая противоречивость современного социокультурного процесса, склонны видеть в нем нарастание кризисных явлений. Изучение культурной динамики как общецивилизационной проблемы необходимо дополнить характеристикой современной культурной ситуации в российском обществе и основных тенденций ее развития. При этом необходимо помнить о непродуктивности однозначных и категоричных оценок сложных и противоречивых явлений в этой сфере.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается специфика социологического подхода к пониманию и изучению культуры?

2. Каковы социальные функции культуры?

3. Охарактеризуйте социальные типы (формы) культуры.

4. Каковы источники и механизмы культурных изменений? В чем причины противоречивости современного социокультурного процесса?

5. Охарактеризуйте современную культурную ситуацию в российском обществе и основные тенденций ее развития.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.