Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика фармако-клинической эффективности препаратов





БАЗИСНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

 

 

 

ЧИТА – 2009

 

 


УДК 615.015 (078)

ББК 52.81

Б 43

 

Белозерцев Ю.А., Юнцев С.В., Слободенюк Т.Ф., Кривошеева Е.М.

 

БАЗИСНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ. УЧЕБНАЯ ТЕТРАДЬ.

Учебное пособие. – Чита, ИИЦ ЧГМА, 2009. – 218 с.

Авторы-составители учебного пособия:

Заведующий кафедрой фармакологии ЧГМА, академик РАЕН,

профессор Ю.А. Белозерцев

доцент кафедры фармакологии ЧГМА, кандидат меднаук С.В. Юнцев

доцент кафедры фармакологии ЧГМА, кандидат меднаук Т.Ф. Слободенюк

ассистент кафедры фармакологии ЧГМА, кандидат меднаук Е.М. Кривошеева

Рецензенты:

Пархоменко Ю.В. – профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии с курсом клинической фармакологии

Забайкальской госмедакадемии

Кропотов А.В. – профессор, зав. кафедрой фармакологии Владивостокского госмедуниверситета

 

Рабочая тетрадь предназначена для повышения качества подготовки и проведения практических занятий по базисной фармакологии. Материал полностью соответствует учебной программе по фармакологии для специальностей лечебное дело и педиатрия. Учебное пособие содержит перечень вопросов для самостоятельной подготовки студентов к занятиям, информацию по методическому сопровождению самостоятельной работы, перечень основной и дополнительной литературы по базисной фармакологии, тесты, задания по врачебной рецептуре и ситуационные задачи, решение которых предусмотрено планами занятий по разделам «Общей рецептуры», «Общей фармакологии» и «Частной фармакологии» учебной программы Минсоцздрава РФ. Содержание каждого раздела пособия направлено на самостоятельное освоение общих принципов выбора и назначения лекарственных средств с учетом их эффективности, безопасности и приемлемости.



 

Рекомендовано учебно-методической комиссией медико-биологических дисциплин ЧГМА в качестве учебного пособия по специальности 040100 – Лечебное дело.

 

 

Ó ИИЦ Забайкальская госмедакадемия

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ.. 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 7

 

Раздел 1. ОБЩАЯ РЕЦЕПТУРА



 

Занятие 1. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РЕЦЕПТОВ. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ... ..8

Занятие 2. ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ.. 12

 

Раздел 2. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

 

Занятие 3. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФАРМАКОДИНАМИКИ И ФАРМАКОКИНЕТИКИ ЛЕКАРСТВ.. 16

 

Раздел 3. СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РЕЦЕПТОРЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Занятие 4. СИНАПТОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. ПРЕПАРАТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ГИСТАМИНОРЕЦЕПТОРЫ. 21

Занятие 5. СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ХОЛИНОРЕЦЕПТОРЫ... 27

Занятие 6. АДРЕНЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 34

Занятие 7. МЕСТНЫЕ АНЕСТЕТИКИ, ВЯЖУЩИЕ, ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ, РАЗДРАЖАЮЩИЕ, АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ: «ФАРМАКОЛОГИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ». 41

Занятие 8. ОБЩИЕ АНЕСТЕТИКИ И АНАЛЬГЕТИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА.. 48

Занятие 9. ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ И АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 56

Занятие 10. НООТРОПЫ И СРЕДСТВА, УЛУЧШАЮЩИЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ МОЗГА.. 63

Занятие 11. АНТИДЕПРЕССАНТЫ И ПРОТИВОЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 68

Занятие 12. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СОН.. 75

Занятие 13. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ». 77

 

Раздел 4. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Занятие 14. СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ОБМЕН.. 79

Занятие 15. ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНОВ ГИПОТАЛАМУСА, ЩИТОВИДНОЙ И ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ, ИХ АНАЛОГИ И АНТАГОНИСТЫ... 84

Занятие 16. ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНОВ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ И АНТИГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. ПРЕПАРАТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ФОСФОРНО-КАЛЬЦИЕВЫЙ ОБМЕН.. 92

Занятие 17. АНТИАТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.. 101

Занятие 18. ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ... 106



Раздел 5. ФАРМАКОЛОГИЯ СРЕДСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Занятия 19. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИЮ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ …………………………………111

Занятие 20. АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА...……..……………………………………………………………117

Занятие 21. АНТИАНГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА……….………………………………………………………………125

Занятие 22. КАРДИОТОНИКИ И СРЕДСТВА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ………131

Занятие 23. АНТИАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА………………………………………………………………137

Занятие 24. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СИСТЕМУ КРОВИ……………………………………………….143

Занятие 25. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИЮ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ……150

Занятие 26. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ФАРМАКОЛОГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»…………..157

Раздел 6. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ, ИММУНОТРОПНЫЕ, ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

 

Занятие 27. ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА………………………………………………………163

Занятие 28. ИММУНОТРОПНЫЕ И ПРОТИВОАЛЛЕРГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА…………………………….168

Занятие 29. СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОМИКРОБНЫЕ СРЕДСТВА………………………………………175

Занятие 30. АНТИБИОТИКИ (b- ЛАКТАМНЫЕ АНТИБИОТИКИ)……………………………………………183

Занятие 31. АНТИБИОТИКИ (АМИНОГЛИКОЗИДЫ, МАКРОЛИДЫ, ТЕТРАЦИКЛИНЫ, ЛЕВОМИЦЕТИНЫ, ЛИНКОМИЦИНЫ)……………………………………………………………………………………….189

Занятие 32. ПРТИВОВИРУСНЫЕ И АНТИМИКОБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА…………………………..194

Занятие 33. ПРОТИВОГРИБКОВЫЕ И АНТИМИКОБАКТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА…………………….....199

Занятие 34. АНТИСЕПТИКИ И ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА ………………………………………….205

Занятие 35. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА»…………………………108

Занятие 36. ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ СРЕДСТВА…………………………………………………………………..212

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью занятий по базисной фармакологии являются:

• освоение общих принципов выписывания рецептов на различные лекарственные формы;

• освоение базисной информации по общей фармакологии, фармакодинамике и фармакокинетике основных групп лекарственных средств;

• освоение общих принципов выбора и назначения лекарственных средств с учетом их эффективности и безопасности;

• изучение побочных и токсических эффектов препаратов, принципов их предупреждения и лечения.

Перечень знаний, умений и практических навыков,

которыми студент должен овладеть на занятиях

 

 

Студент должен иметь представления о механизмах действия препаратов и путях

фармакологического вмешательства в работу органов и систем при различных заболеваниях.

Студент должен знать:

Классификации основных групп лекарственных средств (ЛС).

Эффективность основных ЛС

Показания для применения ЛС.

Факторы, влияющие на фармакологическую и клиническую эффективность ЛС.

Побочные эффекты основных ЛС, способы их профилактики и коррекции.

 

Студент должен уметь:

Обосновать выбор группы ЛС для терапии основных заболеваний.

Определять побочные и токсические эффекты ЛС.

Обосновать возможность и необходимость комбинированного назначения ЛС.

 

Студент должен овладеть практическими навыками:

Адекватного выбора и назначения наиболее эффективных и безопасных ЛС.

Выбора наиболее рациональной лекарственной формы ЛС, его дозы, пути введения, схемы дозирования.

Принципов лекарственного лечения медикаментозных интоксикаций и отравлений.

Выписывания рецептов на препараты из утвержденного перечня ЛС.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Основная литература для подготовки к занятиям:

Харкевич Д.А. Фармакология. - М., 2006

Клиническая фармакология под общей редакцией В.Г. Кукеса. - М., 2004.

Машковский М.Д. Лекарственные средства. - Харьков, 2004

Белозерцев Ю.А. Основы доказательной фармакологии. – Чита,2008

Дополнительная литература для подготовки к занятиям:

1. Адренергическая аналгезия / Игнатов Ю.Д., Зайцев А.А., Михайлович В.А., Страшнов В.И. – Спб,1994.- 145

2. Анохов С.С. Общая рецептура. – 2004.

3. Арушанян Э.Б. Анксиолитические средства.- Ставрополь,2001. – 238 с.

4. Арушанян Э.Б. Антидепрессанты.- Ставрополь,2002. - 288 с.

5. Арушанян Э.Б. Стимуляторы психических процессов.- Ставрополь, 2003. – 301 с.

6. Базисная и клиническая фармакология; под ред. Б.Катцунг. - Спб: Невский диалект,2004.

7. Беккер Б. Бессонница и расстройства сна.- М.: Крон-Пресс, 1995.

8. Белозерцев Ю.А. Клиническое значение ноотропоп и их экспериментальное изучение.- Чита: Поиск, 1999.

9. Буров Н.Е. Клинико-экспериментальные исследования анестезии ксеноном / Корниенко Л.Ю., Макеев В.Н., Потапов В.Н. // Анестезиология и реаниматология.- 1999.- №6.- С.55-60.

10. Волчков В.А. Болевые синдромы в анестезиологии и реаниматологии / В.А.Волчков, Ю.Л. Игнатов, В.И. Страшнов // М.: Медпресс-информ,2006. – 315 с.

11. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии. – 2-е издание. – Томск: STT, 2006.

12. Гидазепам // Под ред. С.А.Андронати.- Киев: Наукова думка,1992.

13. Захаров В.В. Болезнь Альцгеймера // Неврологический журнал.- 1999.- №1.- С.50-55.

14. Игнатов Ю.Д. Избранные лекции по клинической фармакологии / Ю.Д.Игнатов, А.А.Зайцев, В.А. Михайлович, В.И. Страшнов // Спб: изд. СПбГМУ, 2005.

15. Клиническая фармакология; под ред. В.Г. Кукеса. - Москва: ГЭОТАР Медицина, 2002

16. Клиническая фармакология и фармакотерапия / Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин Е.А. // 2-е изд. – Москва: Универсум Паблишинг,2002. – 525 с.

17. Лемина Е.Ю. Центральный компонент в механизме болеутоляющего действия НПВС /Лемина Е.Ю., Чурюканов В.В. // Экспериментальная и клиническая фармакология.- 1995.- №4.- С.59-62.

18. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Т. 1 и 2. - 14-е изд . – Москва: Новая волна, 2004..

19. Насонов Е.Л. Нестероидные противовоспалительные препараты // Русский медицинский журнал.- 1999.- №8.- С.392-396.

20. Нейропротекторы и черепно-мозговая травма /Белозерцев Ф.Ю., Белозерцев Ю.А., Ширшов Ю.А. // Чита: изд. ЧГМА, 2007. – 120 с.

21. Нельсон Д.Д. Антимикробная терапия в педиатрии. – Витебск: Белмедкнига, 1997.

22. Новый взгляд на ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента // Кардиология.- 2000.- №6.-С.91-104.

23. Преображенский Д.В. Успехи и неудачи в разработке новых подходов к медикаментозной терапии хронической сердечной недостаточности / Преображенский Д.В., Сидоренко Б.А. // Кардиология.- 2000.- №3.- С.52-60.

24. Робинс С.Дж. Коррекция липидных нарушений. Основные принципы и практическое осуществление терапевтических вмешательств.- М.: Медицина, 2001.

25. Роль серотонина и серотониновых рецепторов в патогенезе мигрени и механизмах действия антимигренозных препаратов / Амелин А.В., Скоромец А.А., Игнатов Ю.Д. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова.- 2000.- №7.- С.55-58.

26. Сапронов Н.С. Гормоны и мозг / Сапронов Н.С., Федотова Ю.О. // Спб, 2002

27. Саратиков А.С. Родиола розовая / Саратиков А.С., Е.А. Краснов // Томск: изд. Томского университета,2004.

28. Сергеев П.В. Рецепторы / Сергеев П.В., Шимановский Н.Л., Петров В.И. // Волгоград: Семь ветров,1999. – 615 с.

29. Синдромная диагонстика и базисная фармакотерапия заболеваний внутренинх органов ; под ред. Г.Б. Федосеева и Ю.Д. Игнатова.- Санкт-Петербург: Нордмедиздат,2004

30. Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России. – М. : Астра-Фарм-Сервис, 2006.

31. Сусла Г.М. Фармакотерапия неотложных состояний. - Санкт-Петербург: Невский диалект,1999.

32. Токсическоедействие лекарств на эмбрион и плод / Белозерцев Ю.А., Е.М. Кривошеева, Н.П. Белозерцева // Чита: ИИЦ ЧГМА, 2006.

33. Фармакология средств, регулирующих функции сердца и сосудов / Белозерцев Ю.А., Юнцев С.В., Анохов С.С.// Чита: ИИЦ ЧГМА,2002.

34. Фармакологическая модуляция ионных каналов мембраны нейронов / Вислобоков А.И., Ю.Д. Игнатов, К.Н. Мельников // СПб: Издательство СПбГМУ,2006. – 287 с.

35. Фармакотерапия и клиническая фармакология ; под ред. Г. Фюльграффа и Д.Пальма. - Минск: Беларусь, 1996.

36. Фогорос Р.М. Антиаритмические средства.- М. : Бином,1999.

37. Харкевич Д.А. Фармакология. – 8-е.- изд . -М. : ГЭОТАР Медицина, 2004.

38. Эпилепсия – медико-социальные аспекты, диагностика и лечение.- М., 2004


МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии включает прочтение и анализ информационного материала лекций, материала учебников Д.А. Харкевича «ФАРМАКОЛОГИЯ» И Ю.А. Белозерцева «ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ ФАРМАКОЛОГИИ». На их основе студенты составляют две таблицы: «Фармако-клиническая характеристика эффективности лекарственных средств» и «Характеристика безопасности применения лекарственных средств». Кроме того, студенты выписывают в рецептах лекарственных вещества, входящие в перечень препаратов, обязательных для изучения на соответствующем факультете.

Для составления таблицы «Характеристика фармако-клинической эффективности лекарственных средств» требуется провести анализ информационного материала по теме занятия с последующим заполнением граф по следующей схеме:

 

Характеристика фармако-клинической эффективности препаратов

Группа препаратов Фармакологические эффекты Показания к применению Препараты, применяемые по каждому показанию

 

 

В первый столбец вносятся данные о группе препаратов в соответствии с ее классификацией. Во второй столбец вносятся данные первоначально о фармакологических эффектах, имеющих терапевтическое значение. Затем приводятся сведения о влиянии препаратов на функции различных органов и систем, не имеющие терапевтического значения и носящих нежелательный характер.

В третий столбец напротив, соответствующего фармакологического эффекта, имеющего терапевтическое значение, приводятся показания для применения. С этой целью перечисляются конкретные заболевания и патологические синдромы.

В четвертый столбец напротив конкретного показания указываются препараты из изучаемой группы лекарственных веществ, которые применяются по конкретному показанию.

Таким образом, студент при выполнении самостоятельной работы обучается рациональному выбору лекарственных веществ для лечения тех или иных патологических синдромов и заболеваний на основе анализа фармакологических эффектов данной группы лекарственных средств.

Пример составления таблицы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.