Тренинги (пример тренинга на тему «Я – хороший родитель»)
Тренинг «Я-хороший родитель»
ЗАНЯТИЕ 1
Цель. Определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком.
ЗНАКОМСТВО С ЦЕЛЯМИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель Предоставление информации о целях, которые предполагается достигнуть в процессе групповой работы.
Содержание Ведущий знакомит родителей с целями и задачами групповых занятий.
ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ
Цель Знакомство участников между собой.
Содержание Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они так его назвали.
Замечания для ведущих Некоторые родители могут не вспомнить, почему они именно так назвали своего ребенка. Нужно успокоить их, сказав, что, возможно, это было спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.
ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ
Цель Выработка и принятие правил групповой работы.
Содержание Участники самостоятельно формулируют
правила работы в группе. После совместного обсуждения они записываются на листе ватмана и сохраняются на видном месте до окончания курса занятий. В их число обязательно должны быть включены следующие пункты:
• конфиденциальность;
• уважение партнеров;
• каждый говорит в круг;
• нельзя переносить игровые ситуации на дальнейшие взаимоотношения.
Замечания Очень хорошо, если родители будут сами
для ведущих предлагать пункты правил. Тем самым они уже на первых шагах включаются в интерактивный режим работы.
УПРАЖНЕНИЕ «РЕАЛЬНОСТЬ И УБЕЖДЕНИЯ»
Цель Осознание различий между реальными событиями и интерпретацией этих событий, достижение понимания того, что видение ситуации зависит от субъективных концепций.
Содержание Ведущий: «Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни из-за того, что люди неправильно истолковывают чьи-то поступки и жесты, слова или выражения. Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть исходя из реаль-ности'идей, установок и концепций. Именно наши установки и убеждения мешают нам увидеть реально сложившуюся ситуацию и найти правильный вариант ее разрешения».
Родителям предлагают отделить реальное положение дел от своих представлений и убеждений. Например, задается следующая ситуация: «Вы твердо убеждены, что ваш ребенок лжет вам. Подросток опаздывает домой к назначенному времени, объяснив, что застрял лифт. Ранее была заключена договоренность, что за опоздание он лишается прогулок. Вы не верите ему, и подросток подвергается наказанию».
В группе обсуждается сложившаяся ситуция — такая, какой видят ее участники в соответ- ствии со своими убеждениями. После этого имдается задание решить, какой должна быть ситуация, чтобы они все же поверили бы ребенку. Зависит ли это от сложившегося мнения о правдивости ребенка или от конкретного случая?
Замечания для ведущих Некоторые родители не хотят сдавать своих позиций в собственных убеждениях. Не нужно настаивать на этом. Им необходимо время, чтобы признать свою ошибочную установку: «Родитель всегда прав», а может быть, они хотят это сделать в одиночестве.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБВИНИТЕЛЬ»
Цель Моделирование ситуации переживаний
подростка в момент обвинения и идентификация с ними.
Содержание Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; другой — обвиняемый, задача которого молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняются ролями.
По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли обвиняемого.
В результате родители должны прийти к выводу, что и в той и другой позиции проигрыва- ют оба: нарушаются отношения, и уровень дове- рия друг к другу падает.
В результате родители должны прийти к выводу, что и в той и другой позиции проигрыва- ют оба: нарушаются отношения, и уровень дове- рия друг к другу падает.
Замечания для ведущих У некоторых родителей может произойти «инсайт», озарение, они могут вдруг начать понимать чувства своих детей, которых «приковывавают к позорному столбу». Нужно поддержать их, сказав, что это здорово, что они поняли своего ребёнка.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель Получение обратной связи.
Содержание В группе обсуждается, что понравилось в занятии, а что нет.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Цель Получение материала для проведения последующих занятий.
Содержание Родителей просят заполнить опросник ШРО (См.Приложение) [2]
ЗАНЯТИЕ 2
Цель. Развитие умения разделять события, связанные с поведением ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответственность за которые несут родители. Обучение способам передачи ребенку ответственности за свои поступки.
Необходимые материалы. Заполненные родителями бланки опросника ШРО.
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.
Содержание Участники по кругу здороваются друг с другом, говоря, что в соседе слева им наиболее симпатично.
Замечания У некоторых участников могут возникнуть
для ведущих затруднения, ведь они встречаются только во второй раз. Пусть назовут внешние признаки, которые они находят привлекательными в соседе.
УПРАЖНЕНИЕ «ДА И НЕТ»
Цель. Осознание тех ощущений, которые возникают в момент отстаивания своей позиции.
Содержание Участники разбиваются на пары: один произносит слово «да», другой — «нет», их голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача — убедить партнера.
Обсуждение Удалось ли переубедить партнера, не крича и не изменяя позы? Какая у вас была поза? Помогла ли она вам? А как ее воспринял партнер? Как вы думаете, захочет ли вновь этот человек встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? Можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения? Как можно достойно отказать?
Замечания для ведущих Некоторые родители не могут рефлексировать. Нужно помочь им наводящими вопросами.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ЧТО ЭТО ТАКОЕ ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ»
Цель Выработка умения безболезненно для обеих сторон передавать ответственность за поступки своему ребенку.
Содержание Ведущий: «Принятие ответственности насебя означает, что вы стремитесь предвидеть последствия ваших действий и определяете в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с вашими собственными ценностями. Ответственность предполагает, что человек в состоянии ответить за то, что происходит. Поэтому крайне важно, чтобы ваш ребенок был достаточно информирован для того, чтобы отвечать за свое поведение». Родителям предлагается выбрать из списка ШРО то, что, по их мнению, имеет последствия для жизни ребенка, но иногда влияет и на отца с матерью: это обычно то, с чем они ничего не могут поделать.
Наиболее часто встречающиеся пункты:
1. Поздно ложится спать. На следующий день у ребенка слипаются глаза, сонливость, вялость. Это сказывается на жизни ребенка, но некоторые моменты могут влиять и на жизнь родителей: ребенок ворчливый и раздражительный, не дает им покоя.
2. Носит вызывающую или неряшливую одежду, злоупотребляет косметикой. Некоторые моменты могут влиять на жизнь родителей: им не хочется появляться на людях с ребенком, который выглядит, как бродяга или проститутка.
3. Гуляет допоздна. Главная забота родителей — безопасность ребенка, которая является важным фактором его жизни, влияющим и на их жизнь, поскольку они испытывают беспокойство.
4. Не заботится о личных вещах. Необходимо провести четкую грань между вещами ребенка и его родителей, и тогда этот момент можно отнести к жизни ребенка.
5. Общается с нежелательными приятелями. Над этим пунктом родители не имеют прямого контроля, но получают хорошую возможность найти взаимопонимание с ребенком.
6. Не делает уроков, прогуливает занятия, плохо учится. Все это влияет, прежде всего, на жизнь ребенка, но некоторые моменты влияют и на жизнь родителей: они вынуждены выслушивать нарекания педагогов.
7. Закатывает истерики, угрожает, когда ему перечат. Вспышки раздражения не имеют реальных последствий для жизни родителей. Они возникают в двух случаях: в ответ на их запреты и на уступки.
8. Не убирает в своей комнате. Ребенок имеет право жить в своем «свинарнике» и т. д.
9.
После того как родители составят свой список, их просят проделать следующее:
1. Отказаться от ответственности за эти пункты.
2. Поверить, может ли ребенок самостоятельно принимать правильное решение в этих ситуациях, продемонстрировав таким образом ему свое доверие.
Сделать это на первых этапах очень трудно, так как родителей не покидает страх дать право ребенку на ошибку. Оберегая ребенка от неудач, ошибок, жертвуя ради него своими интересами, родители предопределяют для своего ребенка судьбу беспомощного и безынициативного создания. Контроль родителей важен, когда ребенок маленький и у него мало опыта для принятия собственного решения. В этом случае контроль может быть во благо, но чем ребенок старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Запреты могут привести к подавлению инициативы и неумению позаботиться о себе в будущем или к реакции протеста.
В заключение родителям дается задание вспомнить свое собственное детство и ситуации, когда им была предоставлена ответственность за собственный выбор. При любом исходе ситуации необходимо вспомнить собственные ощущения - и соотнести их с ощущениями своего ребенка.
Замечания для ведущих Некоторые «закостенелые» в своей правоте родители могут испытывать трудности в передаче ответственности своему ребенку. Не нужно принуждать сделать это сразу, им требуется время для раздумий.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель Получение обратной связи.
Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии [2].
ЗАНЯТИЕ 3
Цель. Выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ответственности ребенку за свои поступки, и отстаивать свои позиции, повышение самооценки.
Необходимые материалы. Заполненные родителями бланки опросника ШРО.
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель. Создание доброжелательной рабочей обстановки.
Содержание Участники ходят по комнате и по команде
ведущего здороваются левой пяткой, правым локтем, правой щекой, большим пальцем левой руки и т.д.
Замечания для ведущих Упражнение очень веселое, хорошо бы и ведущим принять в нем участие.
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ "НЕТ"»
Цель Тренировка умения давать достойный ответ «нет».
Содержание Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останавливается, высказывает ему свои просьбы, пожелания, приказы в любой форме, исключающие оскорбления. Задача водящего — дать достойный отказ.Можно это упражнение проделать с другим водящим. В конце обсуждается, в какой форме легче было высказать свои пожелания и когда было легче отказать. Замечания для ведущих Некоторые люди в силу своих личностных качеств не могут отказывать, даже создавая этим себе проблемы. Нужно настаивать на том, чтобы они все-таки сказали «нет».
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ПЕРЕДАЧА ОТВЕТСТВЕННОСТИ - ЭТО СВОБОДА ВЫБОРА
Цель Развитие способности отстаивать свои позиции при передаче ответственности за проступки ребенку.
Содержание Родителям предлагается дискуссия на тему: «Что такое "свобода"». В конце обсуждения их необходимо подвести к понятиям «свобода от » и «свобода для».
Не каждый человек может ответить на вопрос: для чего нужна свобода. Следует предложить родителям вспомнить свое детство и ситуации, когда они пытались уйти из-под контроля, и объяснить, для чего они этого добивались. Часто дети, получив свободу, не знают, что с ней делать и для чего они так ее упорно отстаивали, поэтому меняется их настроение и характер. Зачастую они становятся мрачными, агрессивными, начинают вести себя хуже, пытаясь поставить родителей перед необходимостью вернуться к контролю над ними. Чувства страха и тревоги овладевают ребенком, и он совершает поступок, который, как он знает, затронет родителей и вынудит принять решение за него. Когда ребенку удается перенести ответственность на родителей, он становится свободен от необходимости принимать собственные решения, и ему можно снова начинать возмущаться творимым над ним диктатом, делать все, что хочется, не обременяя себя чувством ответственности. Ребенок вновь манипулирует родителями, чтобы они оставались рядом, используя различные хитрости и провокации. Что же делать родителям при ухудшении поведения ребенка в ответ на передачу ему ответственности? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1. Вашей реакцией может быть вспышка гнева, досады и т. п. Попытайтесь остановиться и ничего не предпринимать.
2. Своим поведением ребенок не делает вам ничего плохого. Это поведение влияет на его жизнь, а не на вашу, поэтому успокойтесь и рассмотрите ситуацию в перспективе.
3. Оставайтесь твердыми в своем решении не забирать рычаги управления в свои руки. Постарайтесь удержать в памяти мысль о том, что вы поступаете верно и проблемы не у вас, а у другого человека, который ничего плохого вам не сделал.
Необходимо настроить родителей на то, что после передачи контроля поведение ребенка может ухудшиться. Не нужно бояться этих вспышек, они прекратятся. Самое главное — не сдаваться и думать о том, что на самом деле вы не отрекаетесь от своего ребенка, а помогаете ему.
Затем внимание родителей можно еще раз обратить на список проблем из ШРО, предложив уточнить его: есть ли в нем действия, которые нужно рассматривать как провокацию со сторо- ны детей при передаче им ответственности за свои поступки. Следует познакомить родителей с интерпретацией шкал родительской озабочен- ности (см. раздел «Диагностические методики, используемые в работе с подростками и их роди- телями»). После этого следует обсуждение. Замечания для ведущих Некоторые родители, возможно, пробовалили передавать ответственность за поступки своему ребенку, получив негативный результат. Нужно объяснить, что одна проба — это еще не показатель, нужно пробовать еще и еще, пока они не добьются желаемой цели.
УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»
Цель Выявление своих сильных сторон, активизация умения""мыслить о себе в положительном ключе.
Содержание Каждый участник по кругу называет 3-5своих сильных сторон, которые помогают ему справляться с трудными ситуациями в воспита- нии ребенка. Остальные участники поддержива- ют его, добавляя: «А еще ты можешь...» Замечания для ведущих Участники с заниженной самооценкой могут испытывать трудности в выполнении этого упражнения, нужно им помочь.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель Получение обратной связи.
Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии [2].
ЗАНЯТИЕ 4
Цель. Определение способов разрешения конфликтов, знакомство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов.
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.
Содержание Каждому участнику предлагается поздоро ваться со всей группой фразой из трех слов. Замечания Ведущий может первым показать пример.
УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»
Цель Осознание чувств, появляющихся при возникновении конфликта.
Содержание Участникам задается вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт»: с каким животным, цветом, погодой он связан в их воображении.
Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами удержать перед собой образ того, что является конфликтом, прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется.
Замечания для ведущих Очень интересно узнать, почему у участников конфликт ассоциируется именно с тем предметом или явлением, который они называют.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.«СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»
Цель Формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
Содержание Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию. Для нее характерно эмоциональное напряжение сторон, выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Между детьми и родителями конфликты могут возникать по самым различным мотивам.
Участников группы просят привести пример одного из конфликтов, которые происходили у них с ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исходы этих конфликтных ситуаций. Можно адресовать им следующие вопросы: кто в предложенной ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось в этой ситуации: одержать победу, сдаться или найти иной способ ее разрешения?
В каждом возникающем конфликте любая сторона желает одержать победу. Нередко любыми путями, даже если страдают собственные интересы. На примере деления яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.
Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие исходы этого дележа:
• Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс и страдаютобе стороны, ведь каждый хотел получить целое яблоко.
• Яблоко получает противник, но в этом случае ущемляются собственные интересы.
• Яблоко присваивается себе, что ущемляет интересы противника.
В двух последних случаях конфликт неразре-шен, так как может последовать его продолжение. Компромиссное решение приводит к ущемлению обеих сторон, но конфликт все-таки разрешается. Существует еще и четвертый вариант — нахождение других способов разрешения. Может быть, родители знают, в чем он может заключаться?
На примере деления яблока можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Главное осознать, чего хотите в этой ситуации вы и ваш противник, и обсудить с ним это. Когда вы говорите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.
Конфликты происходят не только между родителями и ребенком, но и между другими членами семьи или между самими родителями. Как чувствует себя подросток, когда наблюдает ссору между родителями? Ведь, наблюдая, он испытывает какие-то чувства и совершает поступки.
Родителям можно предложить поделиться своим опытом: когда они ссорятся между собой, как ведет себя их ребенок?
Необходимо показать родителям наглядно на добровольцах несколько ситуаций, организовав ролевую игру. Примеры ситуаций:
1. Отец с матерью ссорятся, и каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону.
2. Отец грубо разговаривает с матерью, приме- няет, физическую силу, а мать пытается спря- таться за ребенка.
3. Мать обвиняет в чем-то отца, привлекает вни- мание подростка и говорит, что он вырастет точно таким же.
4. Отец с матерью ссорятся и не обращают внимания на'ребенка.
Нужно обсудить в группе, какие чувства ис- пытывали участники ролевой игры и наблюдате- ли. Какие поступки может совершить подросток после наблюдения подобных сцен? Как можно выйти из подобной ситуации? Замечания У некоторых могут возникнуть трудности в осознавании собственных чувств, таким участникам нужно помочь.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель Получение обратной связи.
Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии[2].
ЗАНЯТИЕ 5
Цель. Предоставление информации о правах родителей, обучение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирование адекватной самооценки в роли родителя.
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.
Содержание Участникам предлагается поздороваться со всей группой, как после долгой разлуки.
УПРАЖНЕНИЕ «Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»
Цель Повышение самооценки в роли родителя.
Содержание Участникам по кругу предлагается продолжить предложение «Я — хороший родитель потому, что…»
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. «РОДИТЕЛИ ТОЖЕ ЛЮДИ»
Цель Предоставление поддержки в стремлении к формированию позитивных установок в воспитании детей.
Содержание Ведущий напоминает родителям, что они
рождены для счастья и главная их задача — быть счастливыми и видеть, что их ребенок — ответственный за свое поведение и порядочный человек. Когда у родителей возникают конфликты с ребенком, им необходимо сохранять только положительную установку в отношениях. Только тогда они смогут устранить существующую между ними проблему. Когда супруги начинают контролировать друг друга или ребенка, то их позиции из более-менее равных превращаются в неравноценные, в результате чего их отношения уподобляются взаимодействию «раб — господин». Часто от родителей можно услышать следующие высказывания: «Я должен заботиться о нем»; «Я должен мириться с этим, ведь он мой ребенок»; «Я займусь собой, когда дети вырастут». Дети также думают и ведут себя согласно родительским представлениям об их правах, а именно: родители должны терпеть все их выходки, пока они не станут взрослыми. Часто дети даже возмущаются, если родители не удовлетворяют их требования, и считают, что имеют право требовать, чтобы им давали все, не ожидая благодарности или шагов на встречу.
Родителям предлагается рассмотреть следующие положения, которые помогут изменить приведенные выше установки:
• Я и мои дети как свободные личности имеем равные права.
• Ребенок отвечает за свои потребности и счастье, я — за свои.
• Главное, чего я хочу, — это довериться своему внутреннему «Я», только тогда я смогу принести пользу своим близким.
• Хороший родитель — не раб и не господин, а обычный свободный человек
• Лучшее, что я могу дать своим детям, — это свое представление о том, как быть счастливым.
Каждое предложение необходимо обсудить до полного его принятия.
Права родителей есть не что иное, как установки, то есть фактически родители сами для себя их установили. Если они не удовлетворены установленными ими же правами, пусть определят для себя новые права, которые в изменившихся условиях будут удовлетворять их больше:
• право побыть одному;
• право иметь собственные отношения с супругой (супругом);
• право чувствовать безопасность в отношении своего имущества;
• право на уважительное обращение;
• право на личное время;
• право чувствовать, что каждый несет свою ношу и не содержать иждивенцев.
Можно предложить родителям продолжить этот список исходя из их реальных проблем. Главное, чтобы они смогли убедиться, что предо- ставили ребенку права, тождественные тем, кото- рые желают иметь сами. Отношения должны быть ' равными. ,
Необходимо преодолеть страх перед возможными столкновениями с ребенком после провозглашения своих прав, потому что нет такого ребенка, который принял бы законные права родителей просто так. Они могут заявить: «Ты не заботишься обо мне», «Я ненавижу тебя», «Я сбегу из дому», «Мне хочется умереть» и т. п. Дети могут терроризировать родителей молчанием, закатывать истерики, ломать вещи. Но чем мень- ше родители боятся этого, тем меньше вероят- ность того, что пугающее их поведение будет иметь место. Ведь поведение такого рода — шан- таж. Ребенок предпринимает определенные дей- ствия для того, чтобы вынудить пойти на уступ- ки. Несколько раз твердо настояв на своем, родители способствуют тому, что эти проявления станут реже и слабее. Не нужно бояться столкно- вений: чем скорее они преодолеют рабское по- клонение, тем скорее получат облегчение и ощу- щение радости и свободы. Необходимо воспринимать ребенка как человека, заслужива- ющего доверие и отвечающего за свои поступки. Замечания Родители обычно испытывают трудности в признании своих собственных ошибок в воспитании ребенка. Не нужно заставлять делать это вслух.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель Получение обратной связи.
Содержание Участникам предлагается поделиться впечатлениями обо всех занятиях в форме телеграммы другу. Необходимо в трех словах дать информацию о проведенном тренинге и порекомендовать другу — поучаствовать или, наоборот, избегать посещать подобные занятия[2].
ЗАВЕРШЕНИЕ. НАПУТСТВИЕ РОДИТЕЛЯМ
Цель Подведение итогов и завершение цикла занятий.
Содержание Ведущий: «Уважаемые родители! Наши занятия завершились. Вы очень много узнали на них про своих детей и про самих себя, а некоторые, может, уже начали разрешать проблемы, связанные с воспитанием. Пусть эти знания и в дальнейшем помогают вам. Ведь очень важно, вырастить детей полноценными и самодостаточными людьми, чтобы вы, родители, гордились ими. Это нелегкий, но благодарный труд. Удачи вам в нем!
Продолжая и дальше жить со своими детьми, не забывайте, что они любят вас, несмотря на любые проблемы, возникающие между вами, не смотря на то, что они доставляют вам огорчения. Да, они споткнулись, вступая во взрослый мир, не зная, как жить в нем и каким законам следовать. Им хочется побыстрее стать взрослыми, как хотелось и вам когда-то. Только вы и прежде всего вы сможете вовремя подставить свои добрые родительские руки, чтобы ваш ребенок, споткнувшись, не упал в пропасть. Только ваше любящее родительское сердце будет светочем на их жизненном пути, ведь авторитет для них именно вы. А ваши дети всегда остаются верны вам и будут любить вас также бескорыстно, как любите их вы![2]
3.1.3 Индивидуальное консультирование (примерный ход консультации на тему «Воровство в подростковом возрасте»)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|