Сделай Сам Свою Работу на 5

Тренинги (пример тренинга на тему «Я – хороший родитель»)





Тренинг «Я-хороший родитель»

 

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Определение круга проблем во взаимоотношениях с под­ростком.

ЗНАКОМСТВО С ЦЕЛЯМИ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Цель Предоставление информации о целях, которые предполагается достигнуть в процессе групповой работы.

Содержание Ведущий знакомит родителей с целями и задачами групповых занятий.

 

ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ

Цель Знакомство участников между собой.

Содержание Родители по кругу называют свое имя и имя ребенка, объясняя, почему они так его назвали.

Замечания для ведущих Некоторые родители могут не вспомнить, почему они именно так назвали своего ребенка. Нужно успокоить их, сказав, что, возможно, это было спонтанное решение, поэтому и не запомнилось.

 

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Цель Выработка и принятие правил групповой работы.

Содержание Участники самостоятельно формулируют

правила работы в группе. После совместного об­суждения они записываются на листе ватмана и сохраняются на видном месте до окончания кур­са занятий. В их число обязательно должны быть включены следующие пункты:

• конфиденциальность;

• уважение партнеров;



• каждый говорит в круг;

• нельзя переносить игровые ситуации на даль­нейшие взаимоотношения.

Замечания Очень хорошо, если родители будут сами

для ведущих предлагать пункты правил. Тем самым они уже на первых шагах включаются в интерактивный ре­жим работы.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «РЕАЛЬНОСТЬ И УБЕЖДЕНИЯ»

Цель Осознание различий между реальными событиями и интерпретацией этих событий, дости­жение понимания того, что видение ситуации зависит от субъективных концепций.

Содержание Ведущий: «Сколько недоразумений происходило и происходит в жизни из-за того, что люди неправильно истолковывают чьи-то по­ступки и жесты, слова или выражения. Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть исходя из реаль-ности'идей, установок и концепций. Именно наши установки и убеждения мешают нам увидеть реально сложившуюся ситуацию и найти пра­вильный вариант ее разрешения».

 

Родителям предлагают отделить реальное положение дел от своих представлений и убеж­дений. Например, задается следующая ситуация: «Вы твердо убеждены, что ваш ребенок лжет вам. Подросток опаздывает домой к назначенному времени, объяснив, что застрял лифт. Ранее была заключена договоренность, что за опоздание он лишается прогулок. Вы не верите ему, и подросток подвергается наказанию».



 

В группе обсуждается сложившаяся ситуция — такая, какой видят ее участники в соответ-
ствии со своими убеждениями. После этого имдается задание решить, какой должна быть ситуация, чтобы они все же поверили бы ребенку. Зависит ли это от сложившегося мнения о правдивости ребенка или от конкретного случая?

 

Замечания для ведущих Некоторые родители не хотят сдавать своих позиций в собственных убеждениях. Не нуж­но настаивать на этом. Им необходимо время, чтобы признать свою ошибочную установку: «Ро­дитель всегда прав», а может быть, они хотят это сделать в одиночестве.



 

УПРАЖНЕНИЕ «ОБВИНИТЕЛЬ»

Цель Моделирование ситуации переживаний

подростка в момент обвинения и идентификация с ними.

Содержание Группа разбивается на пары. Разыгрывается ситуация опоздания подростка с прогулки. Внутри пары один выступает обвинителем, он должен каждое предложение формулировать как обвинитель; другой — обвиняемый, задача кото­рого молча выслушать нарекания, прислушиваясь к своим переживаниям. Потом партнеры меняют­ся ролями.

По окончании участники делятся своими переживаниями в роли обвинителя и в роли об­виняемого.

В результате родители должны прийти к
выводу, что и в той и другой позиции проигрыва-
ют оба: нарушаются отношения, и уровень дове-
рия друг к другу падает.



В результате родители должны прийти к
выводу, что и в той и другой позиции проигрыва-
ют оба: нарушаются отношения, и уровень дове-
рия друг к другу падает.

Замечания для ведущих У некоторых родителей может произойти «инсайт», озарение, они могут вдруг начать понимать чувства своих детей, которых «приковывавают к позорному столбу». Нужно поддержать их, сказав, что это здорово, что они поняли своего ребёнка.

 

РЕФЛЕКСИЯ

Цель Получение обратной связи.

Содержание В группе обсуждается, что понравилось в занятии, а что нет.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Цель Получение материала для проведения последующих занятий.

Содержание Родителей просят заполнить опросник ШРО (См.Приложение) [2]

 

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Развитие умения разделять события, связанные с поведе­нием ребенка, на те, за которые ответственен он сам, и те, ответ­ственность за которые несут родители. Обучение способам пере­дачи ребенку ответственности за свои поступки.

Необходимые материалы. Заполненные родителями бланки опросника ШРО.

 


ПРИВЕТСТВИЕ

Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание Участники по кругу здороваются друг с другом, говоря, что в соседе слева им наиболее сим­патично.

Замечания У некоторых участников могут возникнуть

для ведущих затруднения, ведь они встречаются только во второй раз. Пусть назовут внешние признаки, кото­рые они находят привлекательными в соседе.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ДА И НЕТ»

Цель. Осознание тех ощущений, которые возни­кают в момент отстаивания своей позиции.

Содержание Участники разбиваются на пары: один произносит слово «да», другой — «нет», их голос дол­жен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверен­но. Задача — убедить партнера.

Обсуждение Удалось ли переубедить партнера, не крича и не изменяя позы? Какая у вас была поза? По­могла ли она вам? А как ее воспринял партнер? Как вы думаете, захочет ли вновь этот человек встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? Можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения? Как можно достойно отказать?

Замечания для ведущих Некоторые родители не могут рефлексировать. Нужно помочь им наводящими вопросами.

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ЧТО ЭТО ТАКОЕ ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА СЕБЯ»

Цель Выработка умения безболезненно для обеих сторон передавать ответственность за поступ­ки своему ребенку.

Содержание Ведущий: «Принятие ответственности насебя означает, что вы стремитесь предвидеть по­следствия ваших действий и определяете в каж­дой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с вашими собственными ценностями. Ответственность предполагает, что человек в со­стоянии ответить за то, что происходит. Поэто­му крайне важно, чтобы ваш ребенок был доста­точно информирован для того, чтобы отвечать за свое поведение». Родителям предлагается выбрать из списка ШРО то, что, по их мнению, имеет последствия для жизни ребенка, но иногда влияет и на отца с матерью: это обычно то, с чем они ничего не мо­гут поделать.

 

Наиболее часто встречающиеся пункты:

1. Поздно ложится спать. На следующий день у ребенка слипаются глаза, сонливость, вялость. Это сказывается на жизни ребенка, но некото­рые моменты могут влиять и на жизнь роди­телей: ребенок ворчливый и раздражитель­ный, не дает им покоя.

2. Носит вызывающую или неряшливую одежду, злоупотребляет косметикой. Некоторые мо­менты могут влиять на жизнь родителей: им не хочется появляться на людях с ребенком, ко­торый выглядит, как бродяга или проститутка.

3. Гуляет допоздна. Главная забота родителей — безопасность ребенка, которая является важ­ным фактором его жизни, влияющим и на их жизнь, поскольку они испытывают беспокой­ство.

4. Не заботится о личных вещах. Необходимо провести четкую грань между вещами ребен­ка и его родителей, и тогда этот момент мож­но отнести к жизни ребенка.

5. Общается с нежелательными приятелями. Над этим пунктом родители не имеют прямо­го контроля, но получают хорошую возмож­ность найти взаимопонимание с ребенком.

6. Не делает уроков, прогуливает занятия, пло­хо учится. Все это влияет, прежде всего, на жизнь ребенка, но некоторые моменты влия­ют и на жизнь родителей: они вынуждены выс­лушивать нарекания педагогов.

7. Закатывает истерики, угрожает, когда ему перечат. Вспышки раздражения не имеют ре­альных последствий для жизни родителей. Они возникают в двух случаях: в ответ на их запреты и на уступки.

8. Не убирает в своей комнате. Ребенок имеет право жить в своем «свинарнике» и т. д.

9.

После того как родители составят свой спи­сок, их просят проделать следующее:

 

1. Отказаться от ответственности за эти пункты.

2. Поверить, может ли ребенок самостоятельно принимать правильное решение в этих ситуа­циях, продемонстрировав таким образом ему свое доверие.

Сделать это на первых этапах очень труд­но, так как родителей не покидает страх дать пра­во ребенку на ошибку. Оберегая ребенка от не­удач, ошибок, жертвуя ради него своими интересами, родители предопределяют для сво­его ребенка судьбу беспомощного и безынициа­тивного создания. Контроль родителей важен, когда ребенок маленький и у него мало опыта для принятия собственного решения. В этом случае контроль может быть во благо, но чем ребенок старше, тем меньше смысла в подобной опеке. Запреты могут привести к подавлению инициа­тивы и неумению позаботиться о себе в будущем или к реакции протеста.

В заключение родителям дается задание
вспомнить свое собственное детство и ситуации,
когда им была предоставлена ответственность за
собственный выбор. При любом исходе ситуации
необходимо вспомнить собственные ощущения
- и соотнести их с ощущениями своего ребенка.

Замечания для ведущих Некоторые «закостенелые» в своей правоте родители могут испытывать трудности в пере­даче ответственности своему ребенку. Не нужно принуждать сделать это сразу, им требуется вре­мя для раздумий.

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Цель Получение обратной связи.

Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии [2].


ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Выработка у родителей умения различать проблемы, возникающие при передаче ответственности ребенку за свои поступ­ки, и отстаивать свои позиции, повышение самооценки.

Необходимые материалы. Заполненные родителями бланки опросника ШРО.

 

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель. Создание доброжелательной рабочей об­становки.

Содержание Участники ходят по комнате и по команде

ведущего здороваются левой пяткой, правым лок­тем, правой щекой, большим пальцем левой руки и т.д.

Замечания для ведущих Упражнение очень веселое, хорошо бы и ведущим принять в нем участие.

 

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ "НЕТ"»

Цель Тренировка умения давать достойный ответ «нет».

Содержание Выбирается водящий, он идет по кругу, и каждый участник, напротив которого он останав­ливается, высказывает ему свои просьбы, пожела­ния, приказы в любой форме, исключающие ос­корбления. Задача водящего — дать достойный отказ.Можно это упражнение проделать с другим
водящим. В конце обсуждается, в какой форме
легче было высказать свои пожелания и когда
было легче отказать.
Замечания для ведущих Некоторые люди в силу своих личностных качеств не могут отказывать, даже создавая этим себе проблемы. Нужно настаивать на том, чтобы они все-таки сказали «нет».

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ «ПЕРЕДАЧА ОТВЕТСТВЕННОСТИ - ЭТО СВОБОДА ВЫБОРА

Цель Развитие способности отстаивать свои позиции при передаче ответственности за проступ­ки ребенку.

 

Содержание Родителям предлагается дискуссия на тему: «Что такое "свобода"». В конце обсуждения их необходимо подвести к понятиям «свобода от » и «свобода для».

 

Не каждый человек может ответить на вопрос: для чего нужна свобода. Следует предложить родите­лям вспомнить свое детство и ситуации, когда они пытались уйти из-под контроля, и объяснить, для чего они этого добивались. Часто дети, полу­чив свободу, не знают, что с ней делать и для чего они так ее упорно отстаивали, поэтому меняется их настроение и характер. Зачастую они стано­вятся мрачными, агрессивными, начинают вести себя хуже, пытаясь поставить родителей перед необходимостью вернуться к контролю над ними. Чувства страха и тревоги овладевают ре­бенком, и он совершает поступок, который, как он знает, затронет родителей и вынудит принять решение за него. Когда ребенку удается перенес­ти ответственность на родителей, он становится свободен от необходимости принимать собствен­ные решения, и ему можно снова начинать возму­щаться творимым над ним диктатом, делать все, что хочется, не обременяя себя чувством ответ­ственности. Ребенок вновь манипулирует родите­лями, чтобы они оставались рядом, используя раз­личные хитрости и провокации. Что же делать родителям при ухудшении поведения ребенка в ответ на передачу ему ответственности? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Вашей реакцией может быть вспышка гнева,
досады и т. п. Попытайтесь остановиться и ничего не предпринимать.

2. Своим поведением ребенок не делает вам ни­чего плохого. Это поведение влияет на его жизнь, а не на вашу, поэтому успокойтесь и рассмотрите ситуацию в перспективе.

3. Оставайтесь твердыми в своем решении не за­бирать рычаги управления в свои руки. Поста­райтесь удержать в памяти мысль о том, что вы поступаете верно и проблемы не у вас, а у дру­гого человека, который ничего плохого вам не сделал.

 

Необходимо настроить родителей на то, что после передачи контроля поведение ребенка может ухудшиться. Не нужно бояться этих вспы­шек, они прекратятся. Самое главное — не сда­ваться и думать о том, что на самом деле вы не отрекаетесь от своего ребенка, а помогаете ему.

Затем внимание родителей можно еще раз обратить на список проблем из ШРО, предложив уточнить его: есть ли в нем действия, которые
нужно рассматривать как провокацию со сторо-
ны детей при передаче им ответственности за
свои поступки. Следует познакомить родителей
с интерпретацией шкал родительской озабочен-
ности (см. раздел «Диагностические методики,
используемые в работе с подростками и их роди-
телями»). После этого следует обсуждение.
Замечания для ведущих Некоторые родители, возможно, пробовалили передавать ответственность за поступки сво­ему ребенку, получив негативный результат. Нуж­но объяснить, что одна проба — это еще не пока­затель, нужно пробовать еще и еще, пока они не добьются желаемой цели.

 

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ»

 

Цель Выявление своих сильных сторон, активизация умения""мыслить о себе в положительном ключе.

Содержание Каждый участник по кругу называет 3-5своих сильных сторон, которые помогают ему
справляться с трудными ситуациями в воспита-
нии ребенка. Остальные участники поддержива-
ют его, добавляя: «А еще ты можешь...»
Замечания для ведущих Участники с заниженной самооценкой могут испытывать трудности в выполнении этого упражнения, нужно им помочь.

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Цель Получение обратной связи.

Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии [2].

 

ЗАНЯТИЕ 4

Цель. Определение способов разрешения конфликтов, знаком­ство с методами беспроигрышного разрешения конфликтов.

 

ПРИВЕТСТВИЕ

 

Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание Каждому участнику предлагается поздоро ваться со всей группой фразой из трех слов.
Замечания Ведущий может первым показать пример.

 

УПРАЖНЕНИЕ «АССОЦИАЦИИ»

Цель Осознание чувств, появляющихся при возникновении конфликта.

Содержание Участникам задается вопрос, какие ассоциации возникают у них при слове «конфликт»: с каким животным, цветом, погодой он связан в их воображении.

Далее ведущий просит членов группы встать и с закрытыми глазами удержать перед со­бой образ того, что является конфликтом, при­слушаться к своим чувствам и сделать с этим об­разом то, что хочется.

Замечания для ведущих Очень интересно узнать, почему у участни­ков конфликт ассоциируется именно с тем предметом или явлением, который они называют.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.«СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Цель Формирование умения разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.

 

Содержание Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или ре­бенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Но не каждый спор или противоречие пре­вращаются в конфликтную ситуацию. Для нее ха­рактерно эмоциональное напряжение сторон, вып­леск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом. Между детьми и родителями конфлик­ты могут возникать по самым различным мотивам.

Участников группы просят привести при­мер одного из конфликтов, которые происходи­ли у них с ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исходы этих конфликтных си­туаций. Можно адресовать им следующие вопро­сы: кто в предложенной ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось в этой ситуации: одержать победу, сдаться или найти иной способ ее разрешения?

В каждом возникающем конфликте любая сторона желает одержать победу. Нередко любы­ми путями, даже если страдают собственные ин­тересы. На примере деления яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.

 

Двум соперникам необходимо разделить яблоко. Существуют следующие исходы этого де­лежа:

• Яблоко делится пополам. В этом случае обе стороны идут на компромисс и страдаютобе стороны, ведь каждый хотел получить целое яблоко.

• Яблоко получает противник, но в этом случае ущемляются собственные интересы.

• Яблоко присваивается себе, что ущемляет ин­тересы противника.

 

В двух последних случаях конфликт неразре-шен, так как может последовать его продолжение. Компромиссное решение приводит к ущемлению обеих сторон, но конфликт все-таки разрешается. Существует еще и четвертый вариант — нахожде­ние других способов разрешения. Может быть, ро­дители знают, в чем он может заключаться?

На примере деления яблока можно разоб­рать любую конфликтную ситуацию. Главное осознать, чего хотите в этой ситуации вы и ваш противник, и обсудить с ним это. Когда вы гово­рите о конфликте, то его уже не существует, вы только обсуждаете его.

Конфликты происходят не только между родителями и ребенком, но и между другими чле­нами семьи или между самими родителями. Как чувствует себя подросток, когда наблюдает ссо­ру между родителями? Ведь, наблюдая, он испы­тывает какие-то чувства и совершает поступки.

Родителям можно предложить поделиться своим опытом: когда они ссорятся между собой, как ведет себя их ребенок?

Необходимо показать родителям наглядно на добровольцах несколько ситуаций, организо­вав ролевую игру. Примеры ситуаций:

1. Отец с матерью ссорятся, и каждый пытается
перетянуть ребенка на свою сторону.

2. Отец грубо разговаривает с матерью, приме-
няет, физическую силу, а мать пытается спря-
таться за ребенка.

3. Мать обвиняет в чем-то отца, привлекает вни-
мание подростка и говорит, что он вырастет
точно таким же.

4. Отец с матерью ссорятся и не обращают вни­мания на'ребенка.

Нужно обсудить в группе, какие чувства ис-
пытывали участники ролевой игры и наблюдате-
ли. Какие поступки может совершить подросток
после наблюдения подобных сцен? Как можно
выйти из подобной ситуации?
Замечания У некоторых могут возникнуть трудности в осознавании собственных чувств, таким участникам нужно помочь.

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Цель Получение обратной связи.

Содержание Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии[2].

 

ЗАНЯТИЕ 5

Цель. Предоставление информации о правах родителей, обу­чение равноправным взаимоотношениям с ребенком, формирова­ние адекватной самооценки в роли родителя.

 

 

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание Участникам предлагается поздороваться со всей группой, как после долгой разлуки.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «Я - ХОРОШИЙ РОДИТЕЛЬ»

Цель Повышение самооценки в роли родителя.

Содержание Участникам по кругу предлагается продол­жить предложение «Я — хороший родитель потому, что…»

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ. «РОДИТЕЛИ ТОЖЕ ЛЮДИ»

Цель Предоставление поддержки в стремлении к формированию позитивных установок в воспи­тании детей.

Содержание Ведущий напоминает родителям, что они

рождены для счастья и главная их задача — быть счастливыми и видеть, что их ребенок — ответ­ственный за свое поведение и порядочный чело­век. Когда у родителей возникают конфликты с ребенком, им необходимо сохранять только по­ложительную установку в отношениях. Только тогда они смогут устранить существующую меж­ду ними проблему. Когда супруги начинают кон­тролировать друг друга или ребенка, то их пози­ции из более-менее равных превращаются в неравноценные, в результате чего их отношения уподобляются взаимодействию «раб — госпо­дин». Часто от родителей можно услышать следу­ющие высказывания: «Я должен заботиться о нем»; «Я должен мириться с этим, ведь он мой ре­бенок»; «Я займусь собой, когда дети вырастут». Дети также думают и ведут себя согласно роди­тельским представлениям об их правах, а имен­но: родители должны терпеть все их выходки, пока они не станут взрослыми. Часто дети даже возмущаются, если родители не удовлетворяют их требования, и считают, что имеют право тре­бовать, чтобы им давали все, не ожидая благодар­ности или шагов на встречу.

 

Родителям предлагается рассмотреть сле­дующие положения, которые помогут изменить приведенные выше установки:

• Я и мои дети как свободные личности имеем равные права.

• Ребенок отвечает за свои потребности и счас­тье, я — за свои.

• Главное, чего я хочу, — это довериться своему внутреннему «Я», только тогда я смогу прине­сти пользу своим близким.

• Хороший родитель — не раб и не господин, а обычный свободный человек

• Лучшее, что я могу дать своим детям, — это свое представление о том, как быть счастливым.

Каждое предложение необходимо обсудить до полного его принятия.

 

Права родителей есть не что иное, как установки, то есть фактически ро­дители сами для себя их установили. Если они не удовлетворены установленными ими же правами, пусть определят для себя новые права, которые в изменившихся условиях будут удовлетворять их больше:

• право побыть одному;

• право иметь собственные отношения с супру­гой (супругом);

• право чувствовать безопасность в отношении своего имущества;

• право на уважительное обращение;

• право на личное время;

• право чувствовать, что каждый несет свою ношу и не содержать иждивенцев.

Можно предложить родителям продолжить
этот список исходя из их реальных проблем.
Главное, чтобы они смогли убедиться, что предо-
ставили ребенку права, тождественные тем, кото-
рые желают иметь сами. Отношения должны быть
' равными. ,

Необходимо преодолеть страх перед воз­можными столкновениями с ребенком после провозглашения своих прав, потому что нет та­кого ребенка, который принял бы законные пра­ва родителей просто так. Они могут заявить: «Ты не заботишься обо мне», «Я ненавижу тебя», «Я сбегу из дому», «Мне хочется умереть» и т. п. Дети могут терроризировать родителей молчанием,
закатывать истерики, ломать вещи. Но чем мень-
ше родители боятся этого, тем меньше вероят-
ность того, что пугающее их поведение будет
иметь место. Ведь поведение такого рода — шан-
таж. Ребенок предпринимает определенные дей-
ствия для того, чтобы вынудить пойти на уступ-
ки. Несколько раз твердо настояв на своем,
родители способствуют тому, что эти проявления
станут реже и слабее. Не нужно бояться столкно-
вений: чем скорее они преодолеют рабское по-
клонение, тем скорее получат облегчение и ощу-
щение радости и свободы. Необходимо
воспринимать ребенка как человека, заслужива-
ющего доверие и отвечающего за свои поступки.
Замечания Родители обычно испытывают трудности в признании своих собственных ошибок в воспи­тании ребенка. Не нужно заставлять делать это вслух.

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Цель Получение обратной связи.

Содержание Участникам предлагается поделиться впечатлениями обо всех занятиях в форме телеграммы другу. Необходимо в трех словах дать информацию о проведенном тренинге и порекомендовать дру­гу — поучаствовать или, наоборот, избегать посе­щать подобные занятия[2].

 

 

ЗАВЕРШЕНИЕ. НАПУТСТВИЕ РОДИТЕЛЯМ

 

Цель Подведение итогов и завершение цикла занятий.

Содержание Ведущий: «Уважаемые родители! Наши занятия завершились. Вы очень много узнали на них про своих детей и про самих себя, а некото­рые, может, уже начали разрешать проблемы, связанные с воспитанием. Пусть эти знания и в дальнейшем помогают вам. Ведь очень важно, вырастить де­тей полноценными и самодостаточными людьми, чтобы вы, родители, гордились ими. Это нелег­кий, но благодарный труд. Удачи вам в нем!

Продолжая и дальше жить со своими детьми, не забывайте, что они любят вас, несмотря на лю­бые проблемы, возникающие между вами, не смот­ря на то, что они доставляют вам огорчения. Да, они споткнулись, вступая во взрослый мир, не зная, как жить в нем и каким законам следовать. Им хочется побыстрее стать взрослыми, как хотелось и вам ког­да-то. Только вы и прежде всего вы сможете вовре­мя подставить свои добрые родительские руки, что­бы ваш ребенок, споткнувшись, не упал в пропасть. Только ваше любящее родительское сердце будет светочем на их жизненном пути, ведь авторитет для них именно вы. А ваши дети всегда остаются верны вам и будут любить вас также бескорыстно, как лю­бите их вы![2]


3.1.3 Индивидуальное консультирование (примерный ход консультации на тему «Воровство в подростковом возрасте»)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.