Причины отклоняющегося поведения
Брест 2011
Содержание
Теоретические основы девиантного поведения
1.1 Понятие о девиантном поведении…………………………………………………………3
1.2 Причины отклоняющегося поведения…………………………………………………….3
1.3 Формы девиантного поведения детей и подростков……………………………………..6
1.4 Психологические особенности подростков с девиантным поведением………………...7
1.5 Динамика девиантности…………………………………………………………………….9
1.6 Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков……………………………10
Работа с девиантными подростками
2.1Взаимодействие с детьми девиантного поведения на уроке………………………………..21
2.1.1. Основные ошибки учителей, которые приводят к возникновению конфликтных ситуаций на уроке……………………………………………………………………………….21
2.1.2.Рекомендации учителю по взаимодействию с детьми девиантного поведения на уроке……………………………………………………………………………………………...22
2.2Основные формы работы педагога-психолога с девиантными подростками…………...23
2.2.1Тренинги (пример тренинговых занятий педагога-психолога с девиантными подростками)……………………………………………………………………………………..23
2.2.2Классный час в форме беседы (материал для беседы с подростками на тему «Профилактика различных видов химической зависимости»)…………………………….....27
2.2.3Классный час в формепсихологической игры (пример ролевой игры «Суд над табаком»)………………………………………………………………………………………….28
2.2.4Классный час в форметок-шоу (технология подготовки и проведения ток-шоу)………………………………………………………………………………………………..35
Работа с родителями девиантных подростков
3.1Основные формы работы педагога-психолога с родителями девиантных подростков..37
3.1.1 Лекции (пример лекции на тему ««Роль детско-родительских отношений в развитии личности ребенка (подростка)»……………………………………………………..37
3.1.2 Тренинги (пример тренинга на тему «Я – хороший родитель»)…………………………40
3.1.3 Индивидуальное консультирование (примерный ход консультации на тему «Воровство в подростковом возрасте»)……………………………………………………………………….50
3.2Разработка рекомендаций для родителей (можно оформлять в виде памяток)………..51
3.2.1«Если…»…………………………………………………………………………………….51
3.2.2 «Семь правил для всех родителей»………………………………………………………..51
3.2.3. «Когда нельзя ругать»……………………………………………………………………...52
3.2.4 «50 способов сказать ребёнку «Я люблю тебя»…………………………………………..54
4. Список использованных источников……………………………………………………….55
5. Приложение…………………………………………………………………………………….56
Теоретические основы девиантного поведения
Понятие о девиантном поведении
В самом общем виде девиантное (отклоняющееся) поведениие — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантнымявляется поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).
Педагогический подход. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход. Девиантное поведение — отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход. Девиантное поведение — отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе [1].
Причины отклоняющегося поведения
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм. В последнее время растет количество детей группы риска С 1970-х до 1990-х гг. количество детей этой группы росло неуклонно, и сейчас они составляют примерно 20% от общего количества подростков.
Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие: нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B. C. Мухина, А.В. Петровский, Л. Пожар, X. Ремшмидт, Т.П. Шилова), в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин, М.Ю. Кондратьев); влияние социокультурных особенностей (Л.Б. Филонов), образа жизни семьи и семейных отношений — детско-родитель-ских, детско-детских, родительских; характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (А. Бандура, М.И. Буянов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, В.А. Петровский, Т.Н. Счаст-ная; Ю. Хямяляйнен, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.); выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольто, Л.С. Сагатовская, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Э. Эриксон); членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский, М.В. Розин). С современностью связано влияние средств массовой информации, низкопробной кинопродукции (особенно западных боевиков), пропаганды сексуальной распущенности (М.В. Цилуйко); мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М. Лукьяненков); а также размывание понятия благородства, распад соседства как освобождение от неформального социального контроля по месту жительства (В. Абрамкин, В. Чеснокова).
Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, характера, личности), которые предрасполагают к девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и др.). Именно это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков ). Другим механизмом отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений с взрослыми и сверстниками. X. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций [1].
Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:
1) стремление получить сильные впечатления;
2) заболевания ребенка;
3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
4) неблагополучная ситуация в семье;
5) стремление к самостоятельности и независимости;
6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7) отставание в учебе;
8) пренебрежение со стороны сверстников;
9) непонимание взрослыми трудностей детей;
10)недостаточная уверенность ребенка в себе;
11)отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
12)стрессовые жизненные ситуации;
13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
15)чрезмерная занятость родителей;
16) конфликты с родителями;
17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
18) постоянные нарекания, брань в семье;
19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;
20) повышенная коммуникативность детей;
21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
22) одиночество, непонимание другими;
23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
25) генетическая предрасположенность;
26) неравномерность психофизического и полового созревания;
27) отсутствие навыков социального поведения;
28) снижение культуры, интеллектуального уровня;
29) масса свободного времени;
30) скука,«просто так»;
31) желание обратить на себя внимание;
32) неполные семьи;
33) экономическая нестабильность;
34) влияние улицы.
Среди причин подростковой и юношеской девиантности чаще всего встречаются:
· причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
· причины социального и психологического характера;
· причины, связанные с возрастными кризисами.
Известна и ныне популярна точка зрения И.А. Невского о том, что отклонения у подростков вызваны не какими-то жесткими личностными конструктами, а некими особенностями, предрасполагающими к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении.
В исследовании Н.В. Майсак1 установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках — в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, — но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, эмпатия, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье, подросток с девиантным поведением имеет свои особенности:
· негативную психическую напряженность;
· акцентуированную готовность к риску;
· психическую ригидность;
· выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;
· непредсказуемость поведения;
· высокую агрессивность.
Выделенные личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса».
Проявление и закрепление специфических личностных особенностей младшего подростка с девиантным поведением зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения.
В биологических, психологических,социологических и культурологических концепциях объясняются причины происхождения отклоняющегося поведения либо с точки зрения природы девиантной личности, либо с позиций отсутствия норм в социуме и девиантности субкультуры. Наверное, правильнее при анализе причин учитывать сочетание различных взаимодополняющих факторов, обуславливающих отклоняющееся поведение — индивидного, психолого-педагогического, социально-психологического, личностного, социального.
По мнению большинства психологов и социологов, наиболее продуктивным считается социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальные причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных особенностей (С. А. Белокобыльская, В.П. Емельянов, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан, С.А. Тарарухин и др.) [1].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|