Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Мы исследователи.





Урок 6

Как организовать и провести учебный эксперимент. Наблюдение, организация опыта (работа с алгоритмом).

Цель: Дать детям представление об организации опытов.

Провести самостоятельно опыт: «Отпечатки пальцев».

Оборудование: Тарелка, свеча, тальк, бумага.

1.Холодную тарелку держим над пламенем свечи.

2. Тарелка покрывается копотью.

3. Соскребем черный налет с тарелки на лист вощеной бумаги или пергамент.

4. Повторим операцию несколько раз, пока не наберем достаточное количество сажи (четверть чайной ложки).

5. Смешаем сажу с равным количеством талька.

6. Теперь можно оставить отпечаток: подышим на какой – нибудь палец и прижмем его к листу белой бумаги. Пока на листе ничего не видно.

7. Далее необходимо присыпать это место черной смесью.

8. Потрясем лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был прижат палец.

9. Затем осторожно беличьей кисточкой проводим несколько раз по отпечатку. Остатки смеси ссыпаем обратно на пергамент. Если все было сделано аккуратно, на бумаге останется четкий отпечаток пальца.

Вопрос: Откуда появились отпечатки? (На коже есть обязательно немного жира. Его выделяют подкожные сальные железы. До чего бы мы не дотрагивались, на всем оставляем незаметный след. А смесь, которую мы приготовили, хорошо прилипает к жиру).



 

Записать свои наблюдения и сделать выводы.

Объяснить наблюдения на основе теоретических знаний.

Обдумать возможное применение полученных знаний на практике.

Качественное (словесное) и количественное (основанное на точном измерении) описание опыта.

5. Практическая часть.

Демонстрационный опыт – плавающая бритва.

Составление плана проведения опыта.

6. Обобщение.

7. Домашнее задание: Составить план проведения опыта – выра

Урок 9

Тема: Очистка веществ. Лабораторный опыт: очистка воды от примесей. Демонстрационный опыт: очистка воды дистилляцией.

Цель: Сформировать представление об очистке жидких веществ.

Оборудование: у учащихся – воронка, колба, фильтровальная бумага, стакан с водой, песок, глина, мел, почва; у преподавателя – штатив, спиртовка, две пробирки, пробка с газоотводной трубкой, стакан, вода, содержащая растворимые вещества (например, поваренную соль).



Практическое задание: очистить воду от нерастворимых веществ.

Ход урока.

1. Теоретическая часть.

Рассказ учителя о необходимости применения теоретических знаний на практике.

Как организовать опыт? Сообщение учеников.

2. Практическая часть.

Очистка воды от нерастворимых в ней примесей:

- отстаивание;

- фильтрование.

Учащиеся составляют план проведения опыта и фильтруют воду. Делают выводы.

Как этот способ очистки воды можно применить в жизни? Когда? Чем можно пользоваться вместо фильтровальной бумаги?

Демонстрационный опыт по очистке воды от растворимых примесей. Дети читают описание опыта, учитель его демонстрирует.

В каких случаях нам нужна дистилляция?

3. Обобщение.

Какими способами можно очистить воду? Является ли проблема очистки воды актуальной в наше время? Почему?

4. Домашнее задание. Составить план очистки воды от мазута. Мазут – вязкая темная жидкость, полученная из нефти, нерастворимая в воде, тяжелее воды.

Урок 21

Тема: Практическое занятие. Выдвижение гипотез. Подбор подходящих методов решения.

Цель. Побудить учащихся мыслить творчески, учить обосновывать пути решения проблем.

Практическое задание. Подумать, какими методами можно решить проблему. Какой результат можем получить? Результат может быть положительным и отрицательным.

Ход урока

1. Теоретическая и практическая часть фактически основаны на на домашней подготовке детей.

Школьники в своих выступлениях обозначают проблемы, кажущиеся им самим главными в данный момент, выдвигают пути решения (гипотезы, методы).



Одноклассники внимательно слушают и делятся собственными гипотезами и методами решения этих проблем.

У ребят могут быть одинаковые проблемы, но разные пути их решения. Учителю необходимо заострить внимание на том, что методы решения могут быть разными.

2. Обобщение.

3. Домашнее задание. Вытащить одно растение на свет (см. урок 19), а другое оставить в темноте. Ухаживать за обоими как обычно. Понаблюдать, что произошло и произойдет с растениями.

Тема 6. Загадки Земли.

Урок 8

Тема:

Цель:

Практическое задание:

Оборудование:

Ход урока

Урок 11

Тема: Вещество и поле. Наблюдение: магнит и железные опилки.

Цель: Сформировать представление о веществе и магнитном поле. Познакомить с явлением намагничивания.

Оборудование: Магнит, железные опилки, древесная стружка, кусочки резины и т.п.

Практическое задание: Провести и описать опыт по намагничиванию разных предметов и познакомить с его результатами.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Теоретическая часть.

Что такое материя. Неразрывное единство материи и энергии. Закон сохранения энергии. Энергия заключена не только в веществе, но и в поле. Что такое поле. Магнитное поле Земли (магнитные полюса и магнитные линии).

3. Практическая часть.

Учащиеся проводят опыты по намагничиванию разных предметов, делают выводы.

Опыт по «перерезанию» магнитных силовых линий: иголку прикрепить ниткой к какой – либо опоре, поднести магнит, чтобы нитка с иголкой натянулись горизонтально. Попробовать «перерезать» магнитные линии листом бумаги или куском жести. Сделать вывод.

Опыт с высокой температурой. «Враг магнетизма». Сделать так же, как в предыдущем опыте, а затем поднести к иголке горящую спичку. Иголка упадет. Сделать выводы.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание. Придумать вариант «вечного двигателя».

 

 

Практическая часть. «Мыльные пузыри». Стоит ли заниматься таким пустым делом, как выдувание мыльных пузырей? «Выдуйте мыльный пузырь, писал великий английский ученый Кельвин, - и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики».

Из чего можно производить мыльные пузыри Качество пузыря Вода Качество пузыря
Хозяйственное мыло + Водопроводная +
Оливковое мыло ++ Дождевая ++
Миндальное мыло ++ Снеговая ++

 

Мыло легче разводить в горячей воде, но пузыри не получатся. Кусок мыла разводят осторожно в холодной воде. Почему в холодной воде?

Профессионалы рекомендуют добавлять в раствор 1/3 часть от объема глицерина. Зачем?

Зачем удалять с поверхности раствора пену и пузырьки? Профессионалы советуют погружать в раствор тонкую трубочку для выдувания пузырей, конец которой изнутри и извне вымазан предварительно мылом. Зачем? Далее ставим вопросы к опыту самостоятельно. Выдувая пузыри, трубочку необходимо держать отвесно. Выдутый пузырь тотчас поднимается вверх. Качественным можно считать пузырь 10 см в диаметре. Проверить качество пузыря можно… ? (выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть). Существует один способ «исправления» пузырей…? (добавить в раствор мыла). Освещение во время опыта должно быть яркое (иначе пузыри не покажут своей радужной окраски).

 


Опыты с пузырями: пузырь на цветке, пузырь вокруг вазы, ряд пузырей друг в друге, пузырь на статуэтке внутри другого пузыря. Данные опыты можно предложить выполнить учащимся. Если у них не получится, дать алгоритм работы. Пузырь вокруг пузыря: в тарелку наливают раствор настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем 2 – 3 мм; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в её узкую трубочку, - образуется мыльный пузырь. Когда же этот пузырь достигнет необходимых размеров, наклоняют воронку, как показано на рисунке.

Домашнее задание:Как провести остальные опыты учащиеся могут поразмышлять дома. Что произойдет с мыльным пузырем, если его из теплого помещения перенести в холодное? (уменьшится в объеме). Как сохранить мыльный пузырь на протяжении месяца?

 

 

4. Обобщение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.