Сделай Сам Свою Работу на 5

Косвенные речевые акты (КРА)





Иллокутивная сила речевого акта должна быть вербально или невербально (просодически, мимически) выражена. Однако существует большая категория косвенных речевых актов, иллокутивная сила которых присутствует имплицитно и выводится адресатом благодаря его коммуникативной компетенции.

Чаще всего иллокутивная сила содержится во всей семантической структуре высказывания (в локуции), т.е. выражается прямым способом: характер речевой интенции и способ ее языкового выражения совпадают, ср. Подвиньтесь! Скажи, пожалуйста! и др. Прямой (буквальный, некосвенный, эксплицитный) способ выражения иллокутивной силы заключается в использовании конвенциональных языковых форм, например, повелительного наклонения, вопросительной формы, иллокутивных предикатов и др. Иллокутивная сила таких высказываний является следствием семантики самих языковых форм. Говорящий говорит именно то, что говорит в буквальном смысле, т.е. имеет в виду то, что говорит.

Но существуют и непрямые (небуквальные, косвенные) речевые акты, ср. Не могли бы вы подвинуться? Не могли бы вы сказать?. Это косвенное выражение побуждения, просьбы. Эксплицитно языковыми средствами здесь выражен вопрос. Языковое выражение сохраняет свое основное, прямое значение, но оно используется как показатель иллокутивной силы, не вытекающей из семантики. Работает механизм косвенного выражения намерения говорящего.



Если характер речевой интенции и способ ее языкового выражения совпадают, то перед нами прямой речевой акт, например, Подвиньтесь, пожалуйста! Интенция побуждения выражена императивом. Если же для выражения интенции применяется непрямой языковой способ ее выражения, перед нами косвенный речевой акт Вам не трудно подвинуться? – интенция побуждения, но форма вопроса.

КРА – речевое действие, иллокутивная цель которого не находит прямого выражения в языковой структуре употребленного высказывания.

Если говорящий хочет сказать нечто большее, чем говорит, то он осуществляет не прямой речевой акт, а косвенный. Например, принцип вежливости требует смягчения побуждений. Побуждения часто выражаются в косвенной форме. Например, модализованный вопрос о способности адресата осуществить незатруднительное действие косвенно выражает просьбу. Так, в высказывании Вам не трудно подвинуться? (вопросительном по форме), выражается не иллокутивная функция вопроса, а функция просьбы. Социальный коммуникативный опыт носителя русского языка позволяет адресату распознать в этом высказывании не вопрос, а просьбу. Адресант в особой форме выражает интенцию просьбы и воздействует на адресата. Это речевое действие воздействует на адресата и вызывает у него ответную реакцию (перлокутивный эффект).



В случае КРА мы имеем дело с некоторым сокращением запланированной или потенциально возможной схемы поведения. Например, А (говорящий) произносит Холодно или Сквозняк! В ответ на это речевое действие В (слушающий) совершает действие - закрывает дверь или окно, хотя говорящий явно об этом его не просил. Локутивный акт, необходимый для реализации речевого акта просьбы отсутствует. Слушающий как бы продвигается вперед на один шаг дальше, ср. Холодно, закрой окно. В случае КРА имеет место практическое сокращение заранее очевидной схемы поведения., результат когнитивных процессов переработки информации в данной ситуации.

Высказывания, выражающие желание говорящего Я бы хотел побыть один может означать просьбу Оставь меня одного (косвенный речевой акт просьбы). В косвенных речевых актах имеет место асимметричность семантики языковой единицы и ее иллокутивной функции.

Многие из косвенных речевых актов находятся на пути к конвенционализации: модализованный вопрос почти всегда эквивалентен просьбе. Фразы типа Можно предложить вам чашечку кофе? чаще воспринимаются как предложение, а не испрашивание разрешения.Формально вопросительные предложения с отрицанием являются стандартными выражениями просьбы Нет ли у вас спичек?



В подобных случаях мы имеем дело не с конвенциями языка, а с конвенциями употребления, имеющими отношение к коммуникативной, но не собственно языковой компетенции. В случае неадекватной реакции собеседника, основанной на буквальном толковании косвенного речевого акта, не всегда легко инкриминировать ему нарочитое нарушение принципа коммуникативного сотрудничества (Можно положить тебе салата? Можно, но есть его я не буду).

Конвенционализация проверяется рядом тестов, например, тестом на совместимость с отрицанием имплицитной цели: *Ты можешь налить мне чаю. Но я тебя об этом не прошу. Не делай этого. Такое сочетание высказываний отражало бы непоследовательность речевого поведения говорящего.

 

Итак, косвенные речевые акты – это речевые действия, иллокутивная цель которых не находит прямого отражения в языковой структуре употребленного высказывания. При косвенном речевом акте высказывание приобретает иллокутивную силу, которая не является следствием семантики этой формы. Это своего рода речевая конвенция, принятая в данной языковой общности, стандартный способ выражения коммуникативной цели.

Косвенныйречевой акт - это языковое выражение, которое сохраняя свое основное, прямое назначение показателя иллокутивной силы х, регулярно используется как показатель иллокутивной силы у.Например, структурная схема вопроса Не могли бы Вы (мне сказать…)? регулярно используется для выражения вежливого побуждения. = Скажите мне!

В основе косвенных речевых актов лежит один и тот же механизм косвенного выражения намерения говорящего. Прибегая по той или иной причине (например, из вежливости) к косвенному способу выражения своей цели, говорящий рассчитывает не только на языковые знания собеседника, но и на его разнообразные неязыковые знания: знания принципов общения, знания условий успешности речевых актов, энциклопедические знания (представления о мире).

 

 

Типы речевых актов

 

Первая классификация речевых актов принадлежит Остину. Эта классификация основана на классификации глаголов, обозначающих действия, производимые при говорении (иллокутивные глаголы). Фактически осуществляется анализ семантического поля глаголов говорения.

 

Дж. Остин выделял следующие типы речевых актов:

1. Вердиктивы, которые определяются по признаку вынесения вердикта судьей, юристом или арбитром; вердиктивы могут быть оценкой, мнением, одобрением, т.е. это осуществление суждения, судейский акт:Вне игры! С поля! Штрафной! Я признаю вас виновным.

 

2. Экзерситивы, которые являются воплощением власти, права или влияния; это назначение, обоснование, приказ, принуждение, совет, предупреждение, принятие решения: Я прощаю! Я назначаю…!

 

3. Комиссивы,которые определяются обещаниями или другими обязательствами, но включают также декларации или объявления о намерениях, обязывает говорящего к определенной линии поведения: Я обещаю!

 

4. Бехабитивыимеют дело с установками и социальным поведением; это – извинение, поздравление, похвала, выражение соболезнования проклятие, вызов, реакция на поведение других людей и повороты их судьбы: Я благодарю!

 

5. Экспозитивы олицетворяют то, какое место занимает наше высказывание в ходе дискуссии или беседы, как мы используем слова; это пояснение причин, доказательств и сообщений, используется в актах объяснения: Теперь я перейду… Подтверждаю.

 

Сераль указал на неправомерность смешения иллокутивных актов, которые не зависят от конкретного языка, и иллокутивных глаголов, являющихся специфическим отражением этой реальности в системе лексики конкретного языка. Серль строит свою классификацию именно как классификацию иллокутивных актов, а не глаголов.

Серль исходит из того, что понятие иллокутивной силы комплексно. Оно включает, наряду с иллокутивной целью, объединяющей речевые акты в классы, другие признаки иллокутивной силы, например, ее интенсивность, способ достижения цели, особенности зависимой пропозиции и др. Образующие иллокутивную силу компоненты логически упорядочены.

Согласно Серлю, действия, которые мы производим с помощью языка, можно свести к следующим основным типам (Дж.Серль 1986):

1) мы сообщаем другим, каково положение вещей;

2) мы берем на себя обязательство совершить нечто;

3) мы пытаемся заставить других совершить нечто;

4) мы вносим изменения в существующий мир;

5) мы выражаем свои чувства и отношения.

 

Серль и Вандервекен описали 5 основных иллокутивных целей:

1) Ассертивная цель состоит в том, чтобы сказать, как обстоят дела. Произнося высказывание с ассертивной целью, говорящий имеет в виду, что пропозиция репрезентирует действительное состояние дел в мире: Я прихожу обычно в 7 часов.

2) Комиссивная цель состоит в том, чтобы обязать говорящего сделать нечто. Говорящий принимает на себя обязательство, реализовать линию действий, репрезентированную пропозициональным содержанием: Я обещаю прийти в 7 часов.

3) Директивная цель состоит в том, чтобы попытаться заставить кого-то сделать нечто. Говорящий пытается побудить слушателя реализовать линию действий, репрезентированную пропозициональным содержанием: Я прошу тебя прийти в 7 часов. Приходи в 7 часов.

4) Декларативная цель состоит в том, чтобы изменить внешний мир посредством данного произнесения. Говорящий каузирует положение дел, реперзентированное пропозициональным содержанием: Я объявляю собрание открытым.

5) Экспрессивная цель состоит в том, чтобы выразить чувства или установки. Говорящий выражает ту или иную психологическую установку относительно положения дел, репрезентируемого пропозициональным содержанием: Я благодарю тебя за то, что ты подарил мне эту книгу.

Каждую иллокутивную силу можно описать иллокутивным предикатом.

Ассертивная иллокутивная сила описывается иллокутивными предикатами: утверждать, заявлять, уверять, сообщать, рассказывать, докладывать, извещать, осведомлять, информировать, напоминать, свидетельствовать, подтверждать, удостоверять, предполагать, констатировать и др.

Комиссивная иллокутивная сила описывается иллокутивными предикатами: обещать, клясться, присягать, давать клятву, ручаться, давать зарок и др.

Директивная иллокутивная сила описывается иллокутивными предикатами: просить, требовать, приказывать, побуждать, умолять, советовать, рекомендовать и др.

Декларативная иллокутивная сила описывается иллокутивными предикатами: объявлять, провозглашать, утверждать, санкционировать, выносить приговор, благословлять и др.

Экспрессивная иллокутивная цель описывается иллокутивными предикатами: поздравлять, благодарить, сожалеть, соболезновать, приветствовать и др.

При классификации речевых актов учитывается не только иллокутивная цель, но и другие признаки. Учитывается отношение речевого акта к предшествующему дискурсу. То, что было высказано коммуникантами к моменту очередного речевого акта, играет роль как в формировании коммуникативного намерения говорящего, так и в распознавании его слушающим.

 

Дж.Серль различает типы высказываний по следующим 12 признакам:

иллокутивная цель;

отношения приспособления ( слово – мир или мир – слово);

психологические состояния;

интенсивность иллокутивной силы;

статус коммуникантов;

способ соотношения высказывания с интересами коммуникантов и со всем дискурсом;

условия пропозиционального содержания;

способ осуществления акта;

институциональность;

перформативность;

стиль.

 

Признак: отношения приспособления. Иллокутивная сила определенным образом взаимодействует с пропозицией, например, побуждения и обязательства могут включать только пропозиции, относящиеся к плану будущего. Их цель создать такое положение вещей, которое соответствовало бы значению пропозиции. Они направлены от пропозиционального содержания к действительности (слово – мир), ср. Я приказываю Р; Я обещаю Р и др.

Отношение мир – слова можно наблюдать, например, в благодарностях, извинениях.

Иллокутивные силы накладывают ограничения на пропозициональное содержание. Например, предсказания можно делать только о будущем.

 

Признак учета психологического состояния говорящего при совершении речевого акта заключается в том, что иллокутивная сила должна согласовываться с состояниями сознания говорящего (интенсиональными состояниями). Просьбы соответствуют желаниям и нуждам говорящего. Выражения чувств (экспрессивы) соответствуют тем чувствам, которые выражаются. Сообщения соответствуют эпистемическим состояниям (знаниям). Согласование речевого акта с интенсиональными состояниями признается обществом обязательным для речевых действий. Это подтверждается тем, что высказывания типа Иван умен, но я так не считаю неприемлемы, хотя в них нет явного противоречия. Неприемлемость заключается в том, что если человек что-то утверждает (здесь Иван умен), то он должен это “считать”.

Существует аналогия между речевыми и ментальными актами, например, утверждение и мнение, извинение и сожаление, раскаяние.

 

Признак: интенсивность иллокутивной цели. Большинство иллокутивных целей таковы, что их можно достичь с большей или меньшей интенсивностью (например, посоветовать или приказать). Например, говорящий, который дает торжественное обещание сделать что-то выражает более сильное намерение, чем говорящий, который просто берет на себя обязательство сделать что-то.

 

Признак: статус коммуникантов. Для эффективности речевого акта необходима определенная социальная ситуация. Например, давая приказание, говорящий достигает директивной иллокутивной цели тем, что апеллирует к своему служебному или иному положению, дающему ему власть над слушающим. Приказ, приговор имеют силу только в устах людей, наделенных соответствующими полномочиями и опираются на социальные институты. Умоляя сделать нечто, говорящий достигает той же самой иллокутивной (директивной) цели посредством своего унижения перед слушающим.

Условия пропозиционального содержания. Предварительные условия. Прежде чем совершать иллокуцию говорящий должен предварительно предполагать, какое положение дел имеет место. Например, предварительное условие для распоряжения или просьбы состоит в том, что слушающий способен реализовать в будущем соответствующие действия.

 

Иллокутивной цели можно добиться разными способами. При этом изменится и иллокутивная сила. Некоторые иллокутивные силы имеют особый (фиксированный) способ достижения своих целей.

 

В настоящее время нет единства мнений среди лингвистов относительно того, какие критерии положить в основу классификации речевых актов и соответственно нет и четкой классификации речевых актов.

Обычно выделяют следующие типы речевых актов:

информативные речевые акты (сообщения, репрезентативы, утверждения, декларативы, констативы), например, Поезд пришел.

вопросы (квестивы, эротетивы, интеррогативы) Поезд пришел?

акты побуждения (директивы, прескрипции, приказания (инъюнктивы), просьбы (реквестивы) Уйдите! Я прошу вас уйти;

акты принятия обязательств (комиссивы, гарантии, обязательства, обещания, клятвы) Обещаю прийти;

акты, выражающие эмоциональное состояние (экспрессивы, сатисфактивы, благодарности, сожаления, извинения, пожелания, в том числе формулы социального этикета) Спасибо; Извините за беспокойство!

акты установления (декларативы, в том числе вердиктивы приговоры, одобрения, неодобрения, а также оперативы) Назначаю Вас директором!

вокативы (обращения) Господин! Иван Петрович!

Иногда осуществляется более детальная классификация. Выделяют большее количество речевых актов, например выделяют:

разрешения (пермиссивы);

инзистивы (настаивания);

утешения

и многие другие.

 

Условия успешности РА

 

Речевые акты характеризуются не условиями истинности, а условиями успешности (Когда мы оцениваем пропозицию, мы говорим об условиях истинности). Несоблюдение этих условий ведет к коммуникативным неудачам.

Успешность речевого акта зависит от многих факторов. Для различных речевых актов это могут быть разные факторы. В одних случаях для эффективности речевого акта необходима определенная социальная ситуация, определенный статус коммуникантов.

К условиям успешности речевых актов относится требование искренностиговорящего. Например, обещание действительно только тогда, когда говорящий искренне намерен его выполнить и уверен, что в состоянии это сделать. Искренность проявляется также в том, что если говорящий утверждает что-либо, то оно действительно знает это.

Для успешного коммуникативного взаимодействия необходимо, чтобы адресат понял высказывание. Понимание речевого акта обеспечивающее адекватную реакцию, предполагает правильную интерпретацию его иллокутивной силы.

 

Для каждого типа иллокутивного акта имеется набор условий, необходимых для успешного и уместного осуществления акта.

К условиям успешности иллокутивного акта относятся:

- подготовительные условия;

- условия искренности;

- условие пропозиционального содержания;

- существенное условие.

Так, для речевого акта просьбы Я прошу тебя сделать это условиями успешности являются следующие:

- подготовительные условия - С способен осуществить р;

- условия искренности - Г хочет, чтобы С сделал р;

- условие пропозиционального содержания – Г предицирует будущий акт р слушающего;

- существенное условие – попытка Г побудить С сделать р.

 

Для речевого акта комиссива (обещания) Я обещаю сделать это условиями успешности будут следующие:

- подготовительные условия - С способен осуществить р; Г хочет, чтобы С сделал р;

- условия искренности - Г намеревается делать р;

- условие пропозиционального содержания – Г предицирует будущий акт р говорящего;

- существенное условие – взятие Г на себя обязательства сделать р.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.