Учет товарно-материальных ценностей
П Р О Г Р А М М А
производственной (учетно-аналитической) практики
для студентов 3 курса по направлению подготовки 080100 «Экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Форма обучения – очная, заочная полная, заочная ускоренная
ТЮМЕНЬ - 2014 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью производственной практики является изучение порядка организации и ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии, закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков по ведению учета.
На производственной практике студенты должны:
- познакомиться с производственно – финансовой деятельностью предприятия, технологией производства основных видов продукции, с организацией финансовой и плановой работы в хозяйстве;
- познакомиться с порядком ведения бухгалтерского учета всех объектов учета в соответствии с рабочим планом счетов данного предприятия;
- изучить наиболее важные финансовые вопросы – формирование доходов, взаимоотношения с налоговой инспекцией, фондами социального страхования и обеспечения;
- изучить содержание и порядок составления форм бухгалтерской финансовой отчетности;
- собрать материал для дипломной работы;
- написать отчет о практике с приложениями копий документов, выписок из регистров учета и форм годовой бухгалтерской и статистической отчетности, отдельных таблиц производственно - финансового плана, отдельных видов налоговой отчетности.
Практика проводится на производственных предприятиях. Руководителями практики являются преподаватели Института экономики и финансов и главные бухгалтеры предприятий, где студенты проходят практику.
При прохождении практики студент должен:
- подчиняться распорядку дня предприятия;
- качественно выполнять порученную работу и задания, предусмотренные программой практики;
- регулярно делать записи в дневник прохождения практики; в дневник записывается содержание работы, выполненной студентом в течение дня, а также конкретные данные по учетной работе (какие-либо показатели, методику их расчета, свои наблюдения и выводы).
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику или отчисляется из академии.
Порядок прохождения практики зависит от вида предприятия и его специализации. Студент должен побывать в каждом структурном подразделении хозяйства независимо от того, есть там работник учетного аппарата или нет. По каждому подразделению необходимо изучить:
- где оно расположено;
- штат подразделения;
- какую продукцию производит или какие и кому оказывает услуги и выполняет работы;
- как начисляется заработная плата персоналу подразделения;
- какие первичные документы составляются непосредственно в подразделении, а какие и откуда поступают в подразделение и т.д.
Если никакие документы не поступают и не оформляются в подразделении, узнать, как ведётся учет работы подразделения в бухгалтерии отделения, цеха или в центральной бухгалтерии.
Отдельные применяемые формы документов необходимо скопировать.
Для более рационального распределения времени практики нужно самостоятельно или с главным бухгалтером составить календарный план прохождения практики.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ УЧЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ
Знакомство с общими вопросами производственно-финансовой деятельности предприятия и организацией бухгалтерского учета
Организационно – правовая форма предприятия, размер уставного капитала, основные виды деятельности, структура управления предприятием и бухгалтерской службы, применяемый режим налогообложения - общий или специальный (УСН, ЕСХН или ЕНВД).
Штаты планово – учетного аппарата, распределение обязанностей по выполнению бухгалтерской работы, форма бухгалтерского учета и применяемых регистров учета, наличие компьютеров и программного обеспечения к ним.
Наличие разработанной и оформленной приказом или распоряжением Учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета, изучить ее содержание и скопировать основные элементы.
Если объем Учетной политики более 5 страниц, ее также не нужно всю копировать; можно скопировать отдельные ее положения, например, связанные с темой дипломной работы.
Рассмотреть особенности Рабочего плана счетов и скопировать его.
Построение системы внутреннего контроля (СВК), наличие в штате внутренних аудиторов, контролеров, постоянно действующих ревизионных и инвентаризационных комиссий.
Проведение внешнего контроля – проведение аудиторских и ревизионных проверок; по возможности скопировать аудиторское заключение, акт ревизии и т.п.
При прохождении практики в сельскохозяйственных кооперативах (в производственных, снабженческих, кредитных и др.) необходимо выяснить, входит или нет кооператив в какой-либо ревизионный союз с/х кооперативов и какие ревизионные проверки проводились в кооперативе. Скопировать ревизионное заключение и другие документы по проверке.
Организация хранения документов, оборудование архива, обеспеченность бланками бухгалтерских документов и регистрами. Наличие нормативных документов и информационной литературы (газет, журналов, брошюр, и проч.)
Не нужно копировать и прикладывать к отчету о практике весь Устав организации. Можно выборочно скопировать отдельные положения Устава и других документов.
Учет основных средств, нематериальных активов и вложений во внеоборотные активы
Рассмотреть порядок приемки основных средств от поставщиков подрядчиков или построенных силами самого предприятия (хозяйственным способом). Познакомиться с записями по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» за текущий год или за предыдущие отчетные периоды. Скопировать необходимую информацию.
Познакомиться с первичной документацией по учету движения основных средств, сделать выписки из ведомостей по начислению амортизации, познакомиться с регистрами учета основных средств – инвентарными карточками, оборотно-сальдовыми ведомостями, инвентаризационными описями, инвентарными списками и прочими регистрами.
Указать по каким объектам какие способы начисления амортизации использует предприятие.
Посмотреть документы, в которых производилась переоценка основных средств, какими бухгалтерскими проводками отражены результаты переоценки основных средств и их амортизации, как отражены результаты переоценки в балансе.
Изучить порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств;
порядок отражения в учете модернизации, реконструкции и консервации объектов основных средств.
Познакомиться с порядком списания и отражения в учете выбытия основных средств, как отражаются доходы и расходы, связанные с ликвидацией основных средств. Привести конкретные примеры по выбывшим основным средствам в текущем и прошлом году.
Наличие нематериальных активов, порядок отражения в учете их поступления и выбытия, начисления амортизации.
Учет товарно-материальных ценностей
Виды складов в хозяйстве, их расположение, срок эксплуатации, оснащение, хранимые материальные ценности.
Порядок поступления и отражения материальных ценностей на складе: откуда поступают, по каким документам, по каким ценам, как производится взвешивание, пересчет и т.д.
Порядок отпуска материальных ценностей со склада: где и какие выписываются документы на отпуск, кто подписывает, как производится оплата и по каким ценам.
Расположение нефтебазы (при ее наличии у предприятия), ее оборудование, порядок хранения горюче-смазочных материалов, как соблюдены меры пожарной безопасности. Как часто и каким образом определяется наличие, топлива в цистернах и баках. Откуда поступают нефтепродукты, по каким документам и ценам, как приходуются. Порядок выдачи нефтепродуктов, в каких документах делаются записи о выдаче. Порядок заправки автомобилей хозяйства на платных автозаправочных станциях (АЗС), за наличный расчет. Порядок составления отчета о движении горюче-смазочных материалов за месяц, по какой форме составляется, в какие сроки и куда сдается.
Порядок ведения карточек складского учета, как часто делаются в них записи, по каким ценам ведется учет.
Порядок составления отчетов о движении товарно-материальных ценностей. Изучить порядок приемки отчетов о движении товарно-материальных ценностей от материально-ответственных лиц; кто, в какие сроки и по каким видам ценностей (материалов) сдают отчеты в бухгалтерию, в каких измерителях они составлены, кто проверяет отчет, как оценивают натуральные показатели, где проставляется корреспонденция счетов, какие составляются документы бухгалтерского оформления на основании отчетов о движении ценностей (сводные отчеты, листки – расшифровки и т.п.), связь показателей отчетов о движении товарно-материальных ценностей с производственными отчетами подразделений. Изучить выбранные предприятием методы оценки ТМЦ при их принятии к учету и при их отпуске на сторону или в производство.
Если организация является плательщиком НДС, изучить порядок отражения в учете налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно- материальным ценностям и порядок его отнесения на расчеты с бюджетом (возмещения из бюджета) или покрытия за счет других источников.
Познакомиться с ведением регистров учета по счетам 10 «Материалы» и 19 «НДС по приобретенным ценностям». Сделать выписки из регистров для приложения к отчету о практике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|