Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок проведения экзамена





1.3.1 Проведение итогового государственного экзамена

Итоговый государственный экзамен проводится в строгом соответствии с учебным планом по направлению подготовки бакалавра 080500 «Менеджмент», графиком учебного процесса по университету, графиками проведения государственного экзамена.

Итоговый государственный экзамен принимается государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), сдается в письменной форме по билетам утвержденного образца.

Каждый билет содержит по четыре теоретических вопроса и одну задачу.

Итоговый государственный экзамен начинается обычно с 9:00 ч. в дни и аудитории, указанные в графике проведения итогового государственного экзамена.

При проведении итогового государственного экзамена в аудитории готовят ответы одновременно все экзаменующиеся, каждый из которых располагается за отдельным столом.

Студентам выдаются проштампованные чистые листы, на которых они должны изложить ответы по вопросам билета. Каждый лист подписывается экзаменующимся студентом разборчиво с указанием фамилии, имени, отчества, личной росписи и по окончанию ответа сдается ответственному секретарю. На экзамен студенту отводится не более 3-х часов.



Ответ студента проверяется всеми членами ГЭК. С целью объективного оценивания студенту могут задаваться дополнительные и (или) уточняющие вопросы. Ответ студента оценивается в большей степени по основным вопросам билета. Каждый член ГЭК оценивает студента отдельно. Оценка выставляется в соответствии с критериями приложения настоящей Программы по принятой четырех бальной системе. Итоговая оценка определяется по окончанию итогового государственного экзамена, где члены ГЭК обсуждают и оценивают ответы студентов на закрытом заседании. По окончании заседания результаты объявляются Председателем ГЭК. Пересдача итогового государственного экзамена с целью повышения положительной оценки не допускается. Апелляция итогового государственного экзамена не проводится.

Использование учебников, пособий

1.4.1 Рекомендуемая литература

При подготовке к ГЭК студенту выдается список основной и дополнительной литературы по дисциплинам итогового государственного междисциплинарного экзамена.



 

Дисциплина Экономика организации

Перечень основной литературы

1. Сергеев, Н.В., Веретенникова , И.И. Экономика организации. 4-е изд. . [Текст]: уч. Пособие. М. Юрайт, 2010. – 240 с.

2. Грузинов, В.П. Экономика предприятия. [Текст]: учебник / В.П.Грузинов, В.Д. Грибов - М.: Финансы и статистика, 2007. - 718 с.

3. Экономика сельскохозяйственного предприятия. [Текст]: учебник / Под ред. И.А. Минакова - М.: КолосС, 2004. - 528 с.

Перечень дополнительной литературы

1. Романенко, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебник / И.В. Романенко. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 209 с.

2. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: учебник / И.В. Сергеев - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.

3. Экономика предприятия:. [Текст]: учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 718 с.

 

Дисциплина Разработка управленческих решений

Перечень основной литературы

1. Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. – М.: Кнорус, 2005.

2. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 270 с.

Перечень дополнительной литературы

1. Литвак Б.Г. Управленческое решение. - М.: Эксмос. - 2002. – 320 с.

2. Лафта Дж. К. Управленческие решения. - М.: Центр экономики и маркетинга. - 2002. – 243 с.

 

Дисциплина Маркетинг

Перечень основной литературы

1. Маркетинговые исследования [Текст]: учеб. пособие /Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – М.: Вуз. Учебник, 2010. – 439 с.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст]: пер. с англ. / Ф. Котлер. - М: Издательский дом «Вильямс», 2009. – 656 с.



3. Бакиева А.М. Практикум по маркетингу [Текст]: учебное пособие /Бакиева А.М. – Уфа: БашГАУ, 2007. – 208 с.

Перечень дополнительной литературы

1. Багиев Г. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под ред. Г. Л. Багиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. и др. : Питер, 2005.- 734 с.

2. Маркетинг [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по экон. специальностям. / Под ред. А.В. Пошатаева. – М.: КолосС, 2005.–371 с.

3. Пошатаев А.В. Практикум по маркетингу [Текст] /Под ред. А.В. Пошатаева. – М.: КолосС, 2008. – 271 с.

 

Дисциплина Теория организации и организационное поведение

Перечень основной литературы

1. Парахина, В.Н. Теория организации [Текст]: учебное пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – М.: Кнорус, 2008. – 296 с.

2. Резник, С.Д. Организационное поведение [Текст] : учебник / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с.

3. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 718 с.

Перечень дополнительной литературы

1. Мильнер, Б.З. Теория организации [Текст]: учебник / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М, 2004. – 648 с.

2. Колокнева, М.В. Теория организации в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / М.В. Колокнева. – М.: Проспект, 2004. – 278 с.

 

Критерии выставления оценок на государственном экзамене

Оценка Критерий
«ОТЛИЧНО» Студент не только продемонстрировал полное фактологическое усвоение материала и умение аргументировано обосновать теоретические постулаты и методические решения, но и умеет осознано и аргументировано применять методические решения для НЕСТАНДАРТНЫХ задач.
Студент не только продемонстрировал полное фактологическое усвоение материала и умение аргументировано обосновать теоретические постулаты и методические решения, но и умеет РЕШАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ задачи.
«ХОРОШО» Студент продемонстрировал полное фактологическое усвоение материала, но и либо умение: a) аргументировано обосновать теоретические постулаты и методические решения; b) решать СТАНДАРТНЫЕ задачи.
Студент продемонстрировал либо: a) полное фактологическое усвоение материала; b) умение аргументировано обосновывать теоретические постулаты и методические решения; c) умение решать СТАНДАРТНЫЕ задачи.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» Студент продемонстрировал либо: a) НЕПОЛНОЕ фактологическое усвоение материала при наличии базовых знаний, b) НЕПОЛНОЕ умение аргументировано обосновывать теоретические постулаты и методические решения при наличии базового умения, c) НЕПОЛНОЕ умение решать СТАНДАРТНЫЕ задачи при наличии базового умения.
Студент на фоне базовых знаний НЕ продемонстрировал либо: a) умение аргументировано обосновать теоретические постулаты и методические решения при наличии базового умения, b) умение решать СТАНДАРТНЫЕ задачи при наличии базового умения
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» Студент на фоне базовых (элементарных) знаний продемонстрировал лишь базовое умение решать СТАНДАРТНЫЕ (элементарные) задачи.
Студент НЕ имеет базовых (элементарных) знаний и не умеет решать СТАНДАРТНЫЕ (элементарные) задачи.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Цель и задачи выполнения ВКР

 

Цель выпускной квалификационной работы - систематизация и углубление теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, закрепление навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Работа должна свидетельствовать о степени готовности к практической работе. По результатам защиты выпускной квалификационной работы Государственная аттестационная комиссия (ГАК) решает вопрос по присвоению выпускнику квалификации (степени) бакалавра менеджмента.

Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению 080500 - «Менеджмент» направлена на решение следующих задач:

- закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных в рамках учебного плана, а также навыков применения этих знаний при решении конкретных научных, экономических и практических управленческих задач;

- выяснение готовности студентов к практической деятельности.

Тематика ВКР

Перечень тем выпускных работ бакалавров определяется в рамках направления научных исследований кафедр и доводится до каждого студента не позже начала первого семестра третьего года обучения в виде списка тем, подписанного заведующим кафедрой. Выбор темы студентом осуществляется с учетом актуальности, степени изученности проблемы, существующей практики её внедрения, возможности получения, сбора фактического материала, наличия доступной литературы, учёта места прохождения производственной практики и личных интересов студента.

Студенту бакалавриата предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Студент подает заявление на имя заведующего кафедрой, курирующей данный профиль с просьбой закрепить тему за ним. Тема ВКР должна быть актуальной, соответствовать специализации кафедры. Темы ВКР бакалавров должны ориентироваться на практическое применение результатов работ. Перечень тем ВКР бакалавров рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры.

Выбрав тему необходимо написать заявление(приложение А). Закрепление темы, научного руководителя и рецензентов оформляется приказами Ректора университета за месяц до защиты и после этого их корректировка или замена не допускается.

После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение дипломной работы и календарный план её выполнения (приложение Б).

Они подписываются студентом, руководителем дипломной работы и утверждаются заведующим кафедрой.

 

2.3 Общие требования к ВКР

Выпускная квалификационная работа - завершающая стадия подготовки бакалавра по направлению 080500 - «Менеджмент». В соответствии с учебным планом работа над ней завершается в конце 8 семестра после изучения теоретических курсов и прохождения производственной практики.

Выпускная квалификационная работа выполняется самостоятельно каждым студентом под руководством преподавателя - научного руководителя и является отдельной научной рукописью. Допускается выполнение комплексных исследований (работ) группой студентов. В таких случаях в задании на выполнение ВКР (возможно и в формулировке темы) должно быть четко указано, какая конкретно часть комплексной темы закреплена за данным студентом. Эту часть он самостоятельно оформляет в виде отдельной рукописи.

К защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (сдавшие государственные экзамены).

Выпускная квалификационная работа должна представлять собой законченное решение конкретной организационно-управленческой, информационно-аналитической или предпринимательской задачи, включать совокупность результатов исследования и научно-практические положения, выдвигаемые автором на защиту. В ней должны быть определены пути дальнейшего развития исследуемой проблемы, показана способность автора участвовать в разработке и принятии управленческих решений по перспективе развития исследуемого объекта, процесса или явления. Она может основываться на обобщении (основе) выполненных ранее курсовых работ.

Выпускная квалификационная работа должна:

- иметь характер прикладной разработки или прикладного научного исследования,

- должна быть основана на использовании актуальных статистических данных и действующих нормативно-правовых актов;

- отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения эмпирического материала;

- отражать умения бакалавра-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации,

- иметь четкую структуру и правильное оформление;

- опираться на разработанные автором предложения по устранению негативных тенденций в развитии изучаемого объекта (явления) и усилению прогрессивных тенденций;

- содержать практические рекомендации, обоснованные конкретными расчетами.

Таким образом, выпускная квалификационная работа показывает уровень знания бакалавром-выпускником методов научного исследования сложных социально-экономических явлений, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования, принимать участие в разработке и реализации рациональных управленческих решений по исследуемому объекту, процессу или явлению.

Работа оформляется в виде текста, выполненного с применением компьютерных технологий и пакетов прикладных программ с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, схемами и расчетами, списком использованной литературы.

Выпускные квалификационные работы выполняются на основе глубокого изучения литературы по направлению «Менеджмент» (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, в том числе на иностранных языках, нормативной и справочной литературы и т. д.) и анализа практического материала.

В выпускной квалификационной работе бакалавра выпускник должен показать:

- достаточную теоретическую подготовку и способность системного изложения теоретического материала;

- умение изучать и обобщать нормативные акты, мнения авторитетных ученых, сведения из литературных источников и статистические данные;

- способность решать практические организационно-управленческие, информационно-аналитические и предпринимательские задачи;

- способность участвовать в разработке конкретных управленческих решений,

- умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых управленческих решений;

- умение логически строить текст, формулировки выводов и предложений;

- умение оформлять результаты выполненных работ в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Алгоритм подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра включает следующие этапы:

1) выбор актуальной тематики и предварительное определение темы работы;

2) выбор и назначение научного руководителя;

3) выбор объекта исследования;

4) окончательное определение и утверждение темы работы и разработка рабочего плана (в законченном виде рабочий план представляет собой описание структуры и развернутое содержание выпускной работы);

5) подбор и изучение литературы по выбранной теме;

6) выбор методик обработки эмпирических данных и выполнения проектных расчетов;

7) сбор, анализ и обобщение эмпирических данных;

8) проектные расчеты для обоснования предложений по развитию объекта, процесса или явления;

9) формулирование выводов, предложений и рекомендаций;

10) написание реферата;

11) оформление выпускной работы;

12) подготовка к защите, включая подготовку презентации и/или раздаточных материалов;

13) защита ВКР перед Государственной аттестационной комиссией.

Этапы 3-9 носят итерационный характер, при котором, в зависимости от итогов более поздних этапов, могут конкретизироваться и дополняться результаты, полученные на более ранних этапах.

Профессиональная готовность студента определяется умением отобрать необходимую информацию, обработать ее, сделать обоснованные обобщения, выводы, исследовать последствия и аргументировать целесообразность реализации предлагаемых управленческих решений.


2.4 Структура и содержание ВКР

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра направления 080500 «Менеджмент» по профилю «Производственный менеджмент» поступает к защите в напечатанном и сброшюрованном виде. Печать текста, графиков, формул и списка литературы осуществляется на принтере персонального компьютера. Материалы ВКР представляются, помимо твердой копии, на электронном носителе. Компьютерная верстка текста ВКР имеет принципиальное значение, так как показывает умение использовать современные средства информационных технологий и пакеты профессионального программного обеспечения типа Microsoft Word, Microsoft Excel (последних выпусков), а также другие широко используемые в издательско-полиграфической практике пакеты прикладных программ.

ВКР должна быть выполнена в краткой и четкой форме с логической последовательностью. Должен быть раскрыт творческий замысел автора, методика выполнения работы, описание проводимых экспериментов или расчетов, их научные результаты, представлен анализ литературы по выбранной теме.

Выпускная квалификационная работа состоит из:

- текстовой части (пояснительной записки) - обязательной части ВКР;

- дополнительного материала, содержащего решение задач, установленных заданием к ВКР.

Пояснительная записка - это законченный текст, объемом от 50 (минимально) до 70 (максимально) страниц компьютерной верстки.

Пояснительная записка выпускной работы бакалавра должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание на выполнение работы;

- реферат;

- оглавление;

- введение;

- основной текст (по главам);

- выводы и предложения;

- библиографический список;

- приложения.

В пояснительную записку вкладывается отзыв руководителя ВКР и рецензия.

Титульный лист является первой страницей работы (приложение Е). Лист оформляется строго в соответствии с СТП и содержит название темы ВКР, подписи с указанием фамилий и инициалов студента, руководителя, консультанта и рецензента, а также заведующего профессиональной кафедрой, на которой выполнена ВКР. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются.

Задание на выполнение работы. Задание на ВКР - структурный элемент ВКР, содержащий наименование выпускающей кафедры, фамилию, имя и отчество студента, тему ВКР (в соответствии с приказом по университету) и срок ее сдачи. В задании должны быть указаны исходные данные, необходимые для выполнения ВКР, перечень вопросов, подлежащих разработке, а также перечень необходимых дополнительных материалов. Указывается дата выдачи задания и данные о научном руководителе. Задание должно быть подписано студентом и научным руководителем и утверждено заведующим профессиональной кафедрой, на которой выполняется работа.

Реферат содержит краткую информацию о выпускной работе, ее назначении, основных результатах и рекомендациях по их использованию. Реферат оформляется в виде текстового материала объемом 1/3 - 1/2 страницы. Реферат является третьим листом пояснительной записки ВКР.

Оглавление включает перечень всех разделов ВКР с указанием номеров страниц, а также подразделов (параграфов) с двойной нумерацией (например, 1.2 - второй параграф первой главы). В содержание могут включаться и более мелкие единицы текстового материала (например, 1.2.1 -первый пункт второго параграфа первой главы). Номера и названия глав, параграфов и пунктов размешаются с левой стороны страницы, а номера страниц - с правой.

Введение, а также Выводы и предложения являются обязательными структурными элементами ВКР. Эти разделы не включают в общую нумерацию разделов и размещают на отдельных листах. Слова «Введение» и «Выводы и предложения» записывают посередине страницы с прописной буквы.

Во введении дается общая характеристика выпускной квалификационной работы, ориентированной на выявление профессиональных знаний, умений и навыков бакалавра по направлению «Менеджмент» по профилю «Производственный менеджмент». Здесь же отмечается практическая ценность работы, область ее настоящего (или возможного) использования. Объем введения обычно составляет 3-5 страниц, оформленных в виде текстового материала (без графических иллюстраций и формул).

Во введении необходимо отразить следующее:

1. Актуальность темы дипломной работы.

2. Формулировку проблемы, которая требует решения, и ее состояние на данный момент времени (со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области).

3. Постановку цели и задач дипломного исследования.

4. Указание объекта и предмета исследования.

5. Обоснование актуальности темы исследования.

6. Указание методов исследования.

7. Описание методики исследования.

8. Изложение уровня завершенности исследования (разработка проекта, апробация, внедрение, публикации, выступления на студенческих конференциях, участие в научной работе кафедры по госбюджетной или хоздоговорной тематике и т.д.)

Обоснованность темы и ее актуальность складывается из следующих положений:

а) важность и значимость темы;

б) связь темы с более широкими аспектами развития экономики;

в) новизна работы.

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, насколько она отвечает задачам, поставленным перед экономической наукой в современных условиях развития разнообразных форм собственности и глобализации экономики.

При изложении научной новизны проведенного исследования следует показать отличие полученных результатов от уже известных, описывается степень новизны (получено впервые, усовершенствовано, глубже разработано), отмечается научная значимость (насколько полученные результаты развивают научные представления о том или ином явлении, объясняют сущность механизмов, явлений, процессов; как они способствуют развитию теории, планированию и проведению новых исследований). Объективно оценивается личный вклад студента в разработку исследуемой проблемы.

Практическая значимость полученных результатов. В дипломной работе, имеющей практическое значение, могут приводиться сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования полученных результатов в различных сферах производственной деятельности. Следует указать, какие основные результаты и где уже нашли применение (с оценкой эффективности использования результатов).

Цель дипломной работы заключается в проведении всестороннего исследования теоретических и практических проблем в экономике объекта исследования, а также разработке конкретных предложений по совершенствованию и мобилизации резервов повышения эффективности производства рассматриваемого субъекта хозяйствования, которые должны быть обоснованы результатами исследования.

Цель работы непосредственно связана с темой (названием дипломной работы) – это масштабная конкретно-практическая операция, выполнению которой посвящена дипломная работа. При постановке цели следует использовать термины: «проанализировать….», «обосновать…», «раскрыть…», «выявить…», «охарактеризовать…»

В соответствии с обозначенной целью в ходе выполнения дипломной работы студенту необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы вопроса, определенного темой дипломной работы;

- дать краткую экономическую характеристику объекта исследования;

- глубоко и всесторонне проанализировать объект исследования в соответствии с выбранной тематикой; и (или)

- разработать рекомендации, которые позволяют хозяйствующему субъекту повысить эффективность его деятельности;

- выявить и рассчитать неиспользованные резервы повышения эффективности результатов хозяйственной и финансовой деятельности, разработать соответствующие меры для обоснования и принятия управленческих решений.

Во введении нужно назвать также предмет и объект исследования. Объектом является то предприятие (организация), работа которого анализируется. Предмет изучения непосредственно связан с названием и целью работы.

Обязательным требованием к тексту введения является указание методов, которыми пользовался автор и методики исследования. Методы могут быть различными: как общенаучными, так и конкретно-научными, как аналитическими, так и дескриптивными (описательными).

Следующим этапом написания введения является характеристика источников информации. Источники информации – это те материалы, на основании которых строится анализ, и делаются выводы в практической части работы. Источники информации могут быть очень разнообразными.

· нормативные акты (законы и постановления, приказы, распоряжения ,должностные инструкции);

· финансовая документация (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.п.);

· техническая документация (инструкции по технике безопасности, по использованию новых приборов и т.д.);

· внутренняя отчетность (итоги работы отдела маркетинга);

· результаты социологических опросов;

· данные статистики и так далее.

Обязательным условием завершенности научного исследования является апробация полученных результатов. Апробация - это проба полученных в ходе дипломного исследования материалов, результатов, выводов, предложений (рекомендаций) в различных формах: устной (в виде выступления, доклада, сообщения), письменной (в виде тезисов, статьи, аналитической записки, отчета и т.п.) и их сочетания. В качестве апробации могут быть признаны публикация в научных журналах, выступление на научно-практической конференции, обсуждение результатов работы с руководством объекта исследования и др. Т.е. во введении должны быть отражена информация об апробации работы и публикации результатов исследования.

При наличии у студента научных публикаций, участия в конференциях – необходимо указать это в конце введения. Целесообразно указать свои публикации, выступления на научно-практических конференциях и семинарах, участие в конкурсах или предметных олимпиадах по специальности и прочие достижения. Особо следует отметить факты выступления по теме исследования на занятиях по НИРС.

Основной текст рукописи выпускной квалификационной работы обычно по структуре включает 3-4 логически связанные и соподчиненные главы. Наиболее общий вариант оформления основного текста ВКР - три главы (см. примеры в приложении В). В состав основного текста включаются необходимые для объяснения сути обсуждаемых проблем рисунки и таблицы, если их включение в текст не мешает восприятию основного содержания. В противном случае эти иллюстративные материалы рекомендуется выносить в приложения. Как правило, основной причиной переноса материалов в приложение является их объем, а также вспомогательный характер включенной в них информации.

При рассмотрении содержания выпускной работы следует учитывать, что возможны различные подходы к ее выполнению.

Если тема обширна, то во вступительной части работы желательно определить полный перечень взаимосвязанных проблем и четко указать, каким конкретно вопросам посвящена данная работа. Далее внимание должно быть сосредоточено на указанных вопросах. Эти вопросы должны быть раскрыты полностью. Возможен и другой подход: изложение охватывает одновременно все аспекты, раскрывающие проблему. При этом главное внимание уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу.

Выпускная квалификационная работа содержит, как правило, три главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа. Структура ВКР по главам (разделам) обычно представляется следующим образом: каждая глава составляет примерно 1/3 общего объема основной части текста рукописи (около 20-25 страниц).

Первая глава (теоретическая) должна носить концептуальный (методологический и методический) характер. В главе обычно должна быть представлена методология и методика, используемая в разработке темы ВКР, а также история вопроса. Излагаются результаты обобщения суждений, высказанных в соответствующей отечественной и зарубежной литературе. Здесь же раскрываются основные понятия и сущность изучаемого объекта, явления или процесса, уточняются формулировки определений, терминов, осуществляется постановка проблемы и обосновывается (доказывается на фактических материалах) актуальность выбранной темы, а также определяются задачи ВКР.

В теоретической главе должны быть освещены:

- понятие и сущность изучаемого объекта, процесса, явления;

- краткий обзор (эволюция) взглядов на проблему;

- сравнительный анализ результатов исследований данной проблемы в России и за рубежом;

- тенденции развития, связанные с данной проблемой, и экономические законы, которые определяют решение проблемы;

- социальные, организационные, политические предпосылки, которые влияют на управленческие решения, связанные с данной проблемой,

- инструменты научного анализа, прогнозирования, планирования и проектирования, которые могут быть полезными для решения конкретных задач, стоящих перед предприятиями и организациями АПК в связи с указанной проблемой.

Первая глава должна обеспечивать теоретическую основу для второй и, особенно, третьей главы. С этой целью студент излагает в ней только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения практических вопросов, определенных целями и задачами дипломной работы. Отступление от этого требования неизбежно приводит либо к чрезмерному увеличению объема первой главы, либо к отрыву от содержания 2-3 глав.

Важно помнить, что первая глава должна представлять собой не изложение материала учебных дисциплин, а являться анализом теории по выбранной теме. При этом студент критически осмысливает разные теории на предмет подтверждения их практикой в части решения тех или иных экономических проблем. Об уровне качества материала этой главы обычно свидетельствует перечень литературных источников, на который должны быть ссылки по тексту.

В конце первой главы должны быть сделаны выводы, освещающие результаты исследования по каждому из ее параграфов, излагая свою позицию автора.

Рассмотрим это на конкретных примерах:

ПРИМЕР 1. Если проводится анализ управления предприятиями (организациями), то в теоретической главе следует исследовать сущность понятия и основные принципы организации управления предприятием, проанализировать роль структуры управления в эффективной работе предприятия, исследовать основные понятия и принципы построения организационной структуры и их типы, изучить основные подходы к оценки эффективности системы управления;

ПРИМЕР 2. Если тема диплома звучит как «Маркетинговая политика предприятия», то в теоретической главе следует остановиться на понятии маркетинга, его видах, содержании маркетинговой политики, возможных целях маркетинговой политики, видах рынка и т.д.

В конце теоретической главы логично поместить заключение о том, как решается изучаемая проблема в современных экономических условиях. Как правило, это заключение пишется дипломником на базе изучения периодических изданий. Это позволяет продемонстрировать, в чем заключается новизна выполненной дипломной работы.

Таким образом, основой теоретической главы будет обзор всех понятий, закономерностей, подходов к проблеме, которые можно найти в соответствующей специальной литературе. В этой главе следует делать ссылки и цитировать различных авторов.

Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Точно так же общепринятыми должны быть и формулы, исключение составляют впервые вводимые те или иные научные понятия, расчеты. По объему первая глава не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава (аналитическая). Основное содержание главы связано с обработкой эмпирических данных по теме исследования. Назначением главы (раздела) является анализ состояния и динамики конкретного исследуемого объекта, процесса, явления. Рассматриваются показатели, характеризующие прямо и косвенно исследуемые объекты, процессы, явления. Выявляются и классифицируются факторы, влияющие на показатели состояния и развития объекта, процесса, явления.

Важнейшей задачей данного раздела является выявление проблем, которые необходимо решить либо для преодоления сложившихся негативных тенденций, либо для ускоренного развития позитивных элементов рассматриваемых процессов, явлений, организаций.

В этом разделе (главе) по необходимости используются методы экономическо-статистического анализа, анализа финансово-хозяйственной деятельности, компьютерные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы и т.д. Таким образом, бакалавр должен продемонстрировать умение использовать для выявления проблем методы изученных им наук.

В первом параграфе второй главы (до 10 страниц) дается характеристика объекта исследования (организации), на материалах которого выполняется работа. Рекомендуется провести краткий технико-экономический анализ производственной деятельности предприятия:

· название предприятия, профиль его работы;

· краткие сведения по истории предприятия (когда было создано, каким реорганизациям подвергалось);

· организационно-правовая форма предприятия (например, открытое акционерное общество), особенности устава, кому принадлежит контрольный пакет акций;

· размер предприятия, его организационная структура, структура управления, характеристика состава персонала, выпускаемой продукции (по видам) и т.д.;

· анализ плана производства, показателей качества продукции, объемов реализованной продукции, показателей труда и заработной платы;

· анализ использования основных производственных ресурсов, применения информационных систем на предприятии, качества управленческого и экономического учета и анализа на предприятии и т.д.

· анализ внешней среды предприятия (конкурентоспособность, перспективы продвижения продукции предприятия на внутренний и внешний рынки, взаимоотношения с поставщиками, деловыми партнерами и т.д.)

Отдельные вопросы из перечисленного списка могут быть вынесены во второй параграф второй главы, где проводится глубокий анализ изучаемого процесса (проблемы) с использованием различных методов исследования. Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены специальные анкетные обследования и опросы специалистов. Объем второго параграфа второй главы до 10 страниц.

В третьем параграфе второй главы (до 10 страниц) производится выявление «узких» мест по теме исследования и рассчитываются технико-экономические показатели (коэффициенты), характеризующие проблемные явления.

В этой главе по необходимости используются методы экономическо-статистического анализа финансово-хозяйственной деятельности, компьютерные технологии обработки данных, составляются аналитические таблицы, графики, схемы, диаграммы и другие материалы, которые размещаются по тексту работы или даются в приложении. Таким образом, студент должен продемонстрировать умение использовать для выявления проблем методы изученных им наук.

Особенностью второй главы является то, что исходя из проведенного анализа, обосновывается суть проблемы, предложений и разработок, которые приводятся в третьей главе.

Третья глава (проектная) включает, как правило, краткое описание использованных методических подходов и детальное описание результатов расчетно-аналитических операций, использованных автором для подготовки и основания решений управленческих задач.

Глава носит расчетный характер, в которой на основе численных методов дается обоснование предлагаемых автором управленческих решений по существу рассматриваемых проблем (задач). В ней определяются задачи и требования к решению вопроса, раскрываются конкретные методы решения проблемы, выполняются практические расчеты, дается оценка эффективности предлагаемых мероприятий (рекомендаций) и формулируются предложения по развитию объекта, процесса, явления. Логика построения основных глав может варьировать в зависимости от исследуемой проблемы.

В последнем разделе необходимо отразить личный вклад студента в решении экономической или организационной зада

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.