Цели социального познания.
ПОЗНАНИЕ
Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Виды познания.
- обыденное, - научное,
- философское,
- художественное,
- социальное,
-мифологическое, -религиозное.
Все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Стороны познания. Субъект познания: - в узком смысле, познающий человек, наделенный волей и сознанием, - в широком — все общество. Объект познания: - в узком смысле - познаваемый предмет, - в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Самопознание. Познание человеком самого себя и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку.
Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего».
Ступени познавательной деятельности. 1. Чувственное (сенситивное) познание. От нем. sensitive-воспринимаемый чувствами.
Человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания:
-ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
-восприятие - формирование целостного образа предметов окружающего мира и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств.
-представление- сохранение чувственного образа предметов и явлений в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Представление является продуктомпамяти- способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих.
Виды памяти: иконическая и эхоническая; долговременная и кратковременная и др.
Роль чувственного познания.
-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
- потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания,
- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Недостатки:
- физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств.
-чувственная картина мира недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.
2. Рациональное познание. От лат. ratio - разум.
Опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.
Формы рационального познания:
Понятие- форма мысли, которая отражает общие и существенные признакипознаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.
Суждение-форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и спомощью этой связи утверждается или отрицается что‑либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Умозаключение- получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.
Виды умозаключений:
- дедуктивные; от латинского- deductio-выведение.
Цепь рассуждений от общих утверждений к частным.
-идуктивные; от лат. inductio – наведение.
Цепь рассуждений от частных утверждений к общим.
-по аналогии.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой.
Результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке, а чувственного- в образах.
Истина.
Соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Стороны истины:
-объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.
-субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Абсолютная истина.
Полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком‑либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо.
Относительная истина.
Неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Объективная истина.
Верное знание о предмете не зависящее от мнения людей.
Практика.
Активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Она является движущей силой процесса познания, а также важнейшим критерием истины, но не единственным. В математике применяется формально- логический подход-выявление логических противоречий в математических рассуждениях.
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения - непреднамеренное несоответствие каких‑либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.
Научное познание.
Уровни научного познания.
1.Эмпирический:
- главная задача: описание предметов и явлений;
- форма получаемого знания — эмпирический (научный) факт;
- методы - наблюдение, описание, эксперимент
2.Теоретический:
- главная задача: объяснение изучаемых явлений;
- форма получаемого знания: законы, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
-методы: гипотеза, научная теория, закон.
Социальное познание.
Особенности и сложности:
-совпадение субъекта и объекта познания; в ходе социального познания общество познает себя;
-такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание носит субъективный характер;
-объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии;
- установление социальных закономерностей крайне затруднено, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
- ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент-воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя - практически невозможно.
Социальное познание начинается с установления социального факта-фрагмента ужесостоявшейся действительности.
Виды социальных фактов:
-действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
- продукты материальной или духовной деятельности людей;
- словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Конкретно‑исторический подход.
Разработан для преодоления субъективного характера социального познания.
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Цели социального познания.
-установлениеисторических закономерностей - общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.
- социальное прогнозирование-получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|