Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели социального познания.





ПОЗНАНИЕ

Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания.

- обыденное,
- научное,

- философское,

- художественное,

- социальное,

-мифологическое,
-религиозное.

Все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Стороны познания.
Субъект познания:
- в узком смысле, познающий человек, наделенный волей и сознанием,
- в широком — все общество.
Объект познания:
- в узком смысле - познаваемый предмет,
- в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Самопознание.
Познание человеком самого себя и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку
.

Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего».

Ступени познавательной деятельности.
1. Чувственное (сенситивное) познание. От нем. sensitive-воспринимаемый чувствами.



Человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Формы чувственного познания:

-ощущение - отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

-восприятие - формирование целостного образа предметов окружающего мира и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств.

-представление- сохранение чувственного образа предметов и явлений в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Представление является продуктомпамяти- способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих.

Виды памяти: иконическая и эхоническая; долговременная и кратковременная и др.

Роль чувственного познания.

-органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;



- без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

- потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания,

- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Недостатки:

- физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств.

-чувственная картина мира недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира.

2. Рациональное познание. От лат. ratio - разум.

Опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Формы рационального познания:

Понятие- форма мысли, которая отражает общие и существенные признакипознаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия.

Суждение-форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и спомощью этой связи утверждается или отрицается что‑либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

Умозаключение- получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.

Виды умозаключений:

- дедуктивные; от латинского- deductio-выведение.



Цепь рассуждений от общих утверждений к частным.

-идуктивные; от лат. inductio – наведение.

Цепь рассуждений от частных утверждений к общим.

-по аналогии.

Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой.

Результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке, а чувственного- в образах.

 

Истина.

Соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Стороны истины:

-объективная - показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

-субъективная - указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина.

Полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком‑либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо.

Относительная истина.

Неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Объективная истина.

Верное знание о предмете не зависящее от мнения людей.

Практика.

Активная деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Она является движущей силой процесса познания, а также важнейшим критерием истины, но не единственным. В математике применяется формально- логический подход-выявление логических противоречий в математических рассуждениях.

В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения - непреднамеренное несоответствие каких‑либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное.

 

 

Научное познание.

 

Уровни научного познания.

1.Эмпирический:

- главная задача: описание предметов и явлений;

- форма получаемого знания — эмпирический (научный) факт;

- методы - наблюдение, описание, эксперимент

2.Теоретический:

- главная задача: объяснение изучаемых явлений;

- форма получаемого знания: законы, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

-методы: гипотеза, научная теория, закон.

Социальное познание.

Особенности и сложности:

-совпадение субъекта и объекта познания; в ходе социального познания общество познает себя;

-такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание носит субъективный характер;

-объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии;

- установление социальных закономерностей крайне затруднено, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

- ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент-воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя - практически невозможно.

Социальное познание начинается с установления социального факта-фрагмента ужесостоявшейся действительности.

Виды социальных фактов:

-действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

- продукты материальной или духовной деятельности людей;

- словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Конкретно‑исторический подход.

Разработан для преодоления субъективного характера социального познания.

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Цели социального познания.

-установлениеисторических закономерностей - общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

- социальное прогнозирование-получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.