I. Введение. Память как социокультурное явление. Основные концепты «парадигмы памяти».
Магистерская программа: История идей и интеллектуальной культуры
Москва 2013
«Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании
Рабочая программа дисциплины
Составитель:
к.и.н., доц. А.Г.Васильев
Рабочая программа дисциплины утверждена
на заседании кафедры теории и истории гуманитарного знания
6 декабря 2013 г., протокол № 4
© Российский государственный гуманитарный университет, 2013
Аннотация
Дисциплина «Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании» входит в Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные курсы» учебного плана подготовки магистрантов по направлению «История». Дисциплина реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой теории и истории гуманитарного знания.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с рассмотрением памяти, воспоминания, забвения и ностальгии в качестве социально-культурных явлений в контексте «memory studies» как актуальной парадигмы социально-гуманитарного знания. Выявляются пути нового осмысления различных явлений и сфер культуры и социальной жизни, таких как искусство и литература, политика, религия и право и т.д., в новой исследовательской перспективе, предлагаемой «парадигмой памяти» (memory studies).
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме докладов и рефератов, форма промежуточной аттестации - зачет.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные и семинарские занятия – 26 часов, самостоятельная работа студента – 46 часов.
Рабочая программа дисциплины
Предметом дисциплины является совокупность теоретико-методологических проблем, категорий и принципов «парадигмы памяти» социогуманитарного знания в аспекте их значимости и эвристичности для решения задач исторической науки.
Цель дисциплины – овладение магистрантом инструментарием «парадигмы памяти» социогуманитарного знания для решения как фундаментальных, так и прикладных задач исторической науки, проведения теоретических и эмпирических исторических исследований.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть основные концепции культурной (социальной) памяти;
- сформировать знание основных понятий и принципов "парадигмы памяти";
- раскрыть наиболее важные дискуссионные проблемы "memory studies";
- показать значение "парадигмы памяти" для современного исторического знания;
- обосновать значимость концепта культурной (социальной) памяти как основания для построения исследовательских программ современной исторической науки.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Парадигма памяти» в современном социогуманитарном знании» является частью профессионального цикла Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Обязательные курсы» учебного плана подготовки магистрантов по направлению 030600.68 «История». Дисциплина реализуется на историко-филологическом факультете кафедрой теории и истории гуманитарного знания.
Дисциплина читается в 3 семестре.
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана со следующими дисциплинами: История гуманитарных наук, Междисциплинарные подходы в современной исторической науке, Актуальные проблемы исторической науки, Введение в историю идей, История исторического знания, Глобальная история современной историографии, Когнитивные схемы исторического исследования, Память и история в общественном сознании и интеллектуальной культуре России, Социальная память и историческая культура Западной Европы от эпохи Возрождения до «Века империй».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:
ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 способность порождать новые идеи (креативность);
ОК-3 способность к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-образовательного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта;
ПК- 1 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;
ПК- 3 способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знания, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение
ПК- 4 способность использовать знание правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
ПК- 5 способность применять современные методы и методики исследования;
ПК- 6 способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;
ПК- 7 способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;
ПК - 9 способность анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов;
ПК- 11 способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем магистерской программы, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы;
ПК – 13 знание современных методологических принципов и методических приемов исторического исследования;
ПК – 14 способность использования в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы;
ПК – 24 способность к разработке исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждений историко-культурного туризма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
Знать
-основные концепции социальной (культурной, исторической) памяти;
- историю изучения данных феноменов в рамках социально-гуманитарного знания;
- современные тенденции в их анализе;
- основные понятия и принципы "парадигмы памяти";
- главные направления теоретико-методологических дискуссий в данной области и пути применения подходов, разработанных в рамках "парадигмы памяти" в историческом исследовании;
Уметь
-корректно использовать понятия и категории "парадигмы памяти";
- осознанно оперировать основными подходами к анализу социальной (культурной) памяти;
-анализировать фундаментальные и теоретико-методологические проблемы "memory studies";
- применять результаты этого анализа для изучения прикладных вопросов и эмпирического материала в рамках исторического исследования;
владеть навыками:
- анализа культурной (социальной) памяти сообществ в синхронистической, диахронической и историко-компаративной перспективах;
- проведения собственных исторических исследований на основе принципов и положений "парадигмы памяти".
- представления результатов и практического применения научных исследований в области изучения культурной (социальной) памяти.
Структура дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины - 2 зачётные единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа – 26 часа, самостоятельная работа студентов – 46 часов, в т.ч. подготовка доклада-презентации, подготовка к семинарским занятиям и промежуточной аттестации (зачёт).
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекции
| прак-
тичес-кие
заня-тия
| семи-
нары
| само-стоятель-ная
работа
|
| Введение. Память как социокультурное явление. Основные концепты «парадигмы памяти».
|
|
|
|
|
|
| выбор тем докладов
|
| Первые исследовательские программы изучения коллективной/социальной памяти
|
|
|
|
|
|
| подготовка доклада- составление списка источников и литературы, плана работы, подготовка к семинарскому занятию
|
| Основные исследовательские подходы в современных «memory studies» (конструктивизм, инструментализм, динамически-коммуникаивный подход)
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому занятию, консультацию по докладу, работа в библиотеке над докладом
|
| Память в дискурсе исторического знания. Память, традиция, наследие, историческое сознание.
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому занятию, работа над докладом
|
| История как наука и как форма культурной памяти
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому занятию, подготовка к защите-представлению доклада
|
| «Культуры воспоминаний». Исторические формы мемориализации и забвения
|
|
|
|
|
|
| защита-презентация доклада
|
| Культурная память, культурная идентичность и границы культур
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому занятию
|
| Триумф и травма: исторические события и «места памяти»
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому заняию
|
| Носители памяти: виды и исторические формы
|
|
|
|
|
|
| подготовка к семинарскому занятию
|
| Историческая память и историческая ответственность. Сакрализация памяти, злоупотребление памятью, «войны памяти»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Промежуточная аттестаци
|
|
|
|
|
|
| зачет
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
Данный курс отражает авторский подход к рассмотрению проблем новой области междисциплинарных социогуманитарных исследований, активно развивающейся в мировой науке на протяжении последних двух десятилетий и проходящей этап первоначального освоения и становления в отечественной науке.
Содержание дисциплины
I. Введение. Память как социокультурное явление. Основные концепты «парадигмы памяти».
Традиции анализа памяти как феномена индивидуальной психологии в философии, психологии и нейрофизиологии. Открытие коллективного измерения памяти. Индивидуальная и коллективная память.
Вклад дюркгеймовской социологии. «Коллективное сознание» - «коллекивные представления» - «коллективная память». «Сильная» версия концепции коллективной памяти. Коллективная память как свойство «коллективного сознания». Реификация социального субъекта и критика «сильной» версии коллективной памяти. Ф.Бартлетт. Социальная память: от Аби Варбурга к современным подходам.
«Дистрибутивная» концепция коллективной памяти. Память как культурно опосредованное действие. М.Хальбвакс о влиянии социальных групп на организацию и динамику индивидуальной памяти. Вклад культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, теории текста М.М.Бахтина, философии символических форм Э.Кассирера, московско-тартуской семиотики Ю.М.Лотмана и Б.А.Успенского в понимание роли знаково-символических систем культуры в процессах формирования индивидуальной памяти.
Коммуникативный подход к коллективной памяти. Социальные общности как коммуникативные «сообщества памяти». Нарративы и дискурсы о прошлом как «когнитивные инструменты» коллективной памяти. Коммуникативная и культурная память в концепции Я.Ассмана.
Забвение как социокультурное явление. П.Коннертон о видах социального забвения и процессах забвения в культуре Модерна. Ностальгия как культурный феномен. С.Бойм о ностальгии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|