Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ





 

Предметом изучения социальной философии являются наиболее существенные элементы, свойства и отношения, составляющие содержание общественной жизни. Так как их существенность определяется автором той или иной теории общества, то социальная философия представляет собой совокупность различных, иногда даже противоположных учений о социальной реальности. Выбор проблем, включенных в содержание этого раздела и характер их решения, во многом определен существующей в отечественной философии последних десятилетий традицией и тем понятийным аппаратом, который широко представлен в научной и учебной литературе, использующейся в учебном процессе.

Кристаллизуя в себе общезначимые проблемы общественной жизни, социальная философия выступает методологической основой для экономической теории, политологии, теории и истории права, теории управления, этики, социальной психологии и через них оказывает влияние на содержание прикладных юридических, экономических, управленческих, психологических и педагогических наук.

 

Общество как система

 

Сферы общественной жизни. Рассматривая общество как целостный социальный организм, в нем можно выделить три относительно самостоятельные сферы, отличающиеся друг от друга закономерностями своего функционирования и ролью в общественном развитии. Это материально-производственная, политическая и духовная сферы общественной жизни. Отдельные авторы (В. С. Барулин) настаивают на выделении четвертой сферы общества – социальной, включая в ее содержание общности людей (классы, этносы и т. п.).



Материально-производственная жизнь общества. К. Маркс считал эту сферу основной, определяющей все остальные сферы общественной жизни: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной степени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизнивообще»[203]. Эта идея составляет основу социальной философии марксизма – исторического материализма. Видимо, она является правильной для анализа такого состояния общества, когда в нем большинство составляют люди, преимущественно ориентированные на удовлетворение материальных потребностей. В таких обществах, где экономическая целесообразность до минирует над нравственностью, люди, подобные А. Сахарову, мало влияют на процессы принятия законодательных, исполнительных и судебных решений. В обществах, где духовность рассматривают лишь как декоративное украшение к материальному благополучию и политическому положению человека, А. Сахаров, Н. Бердяев, З. Валиди, Махатма Ганди, А. Мень,Мухаммад, Иисус всегда находятся в оппозиции, их сажают в тюрьмы, изгоняют из страны или просто убивают. Как показывает сегодняшняя практика, люди выбирают в органы власти тех, кто обещает снизить цены на мясо, хлеб и водку, а не тех, кто строит религиозные храмы, общеобразовательные школы и университеты. Мы живем в сильно материализованном обществе и должны это учитывать, если хотим понять, что движет этим обществом. Поэтому экономический детерминизм Маркса в нынешней ситуации с ее минимумом действия духовных факторов, думается, вполне оправдан. Но его нельзя абсолютизировать, ибо в истории есть периоды, когда духовный фактор выходит вперед, производя социальные изменения огромных масштабов. Вспомним, какие радикальные повороты претерпела человеческая история под влиянием религиозных идей Будды, Иисуса или Мухаммеда.





Главное содержание материальной жизни общества составляет производство материальных благ. Оно (производство) предполагает наличие трех элементов: субъекта труда, средств труда и предмета труда, которые образуют производительные силыобщества.

Субъектом труда является человек. В определенных случаях в качестве субъекта труда правомерно рассматривать трудовой коллектив или даже все человечество. Это зависит от задач философского или социологического анализа. Но традиционно субъектом труда не считают животное или машину. Они рассматриваются как средства, а иногда как предметы труда.

Субъекту труда противостоит объект труда, который традиционно в отечественной литературе называют предметом труда. Им может быть любой объект, подлежащий обработке трудом, – земля, нефть, машины, животные и т. д. Для увеличения эффективности труда человек с древнейших времен применяет средства труда, в которые входят орудия труда, средства связи, производственные помещения, дороги.

Наряду с производительными силами, в отечественной социологии труда всегда рассматривается другое понятие – производственные отношения. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью», – писал Маркс по этому поводу[204].

Производственные отношения делят на четыре вида: 1) отношения, возникающие по поводу владения средствами производства; 2) отношения, связанные с распределением продукта производства; 3) отношения, связанные с потреблением (в первую очередь, потреблением предмета труда и средств труда – сырья, инструментов, техники, электроэнергии и т. п.); 4) отношения, связанные с обменом (обмен видами деятельности, технологиями, сырьем и т. п.).

Среди этих отношений главную роль играют отношения собственности. Именно они влияют на характер отношений распределения, обмена и потребления. Если средства производства принадлежат всем, то получается один тип общества, подобный первобытному.

Если же средства производства принадлежат только части населения, то возникают эксплуататорские общества с сильно поляризованными интересами своих членов. Таким образом, тип производственных отношений, где главную роль играют отношения собственности, определяет характер общества. Но от чего зависит установление в обществе того или иного типа производственных отношений? Маркс связывал это с характером и уровнем развития производительных сил. Действительно, если производственные отношения – это отношения между людьми, то они будут детерминированы прежде всего уровнем профессионализма и других личностных качеств работников. А эти характеристики в свою очередь зависят от того, в каких условиях работает человек, какими технологиями пользуется. Повседневное использование ЭВМ, роботов, лазеров создает новый тип работника, сильно отличающегося от рабочего, орудующего ломом и лопатой. Таким образом, в рамках производительных сил постоянно идет развитие и средств труда, и субъекта труда. Изменения, происходящие в человеческом компоненте производительных сил, существенным образом влияют на отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Зависимость производственных отношений от производительных сил в марксистской социальной философии выражена в виде закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производительные силы составляют ведущую сторону процесса производства: изменяясь, они вызывают трансформацию производственных отношений. Как правило, производительные силы в своем развитии опережают существующие производственные отношения. Поэтому последние тормозят развитие производительных сил. Но если производственные отношения приводятся в соответствие производительным силам, то они стимулируют их развитие.

Материальная жизнь человека во многом определяет его политические интересы. Подвергающийся жестокой эксплуатации работник вряд ли поддержит на выборах политиков, оправдывающих правомерность такой эксплуатации. Зависимость политических взглядов человека от его материальной жизни является выражением зависимости политической сферы общественной жизни от материально-производственной. Рассмотрим это отношение более подробно.

Политическая сфера общественной жизни. Общество нуждается в управлении. Совокупность институтов уп­равления, взятая вместе с их функционированием, и составляет то, что принято называть политической сферой общества. Политикаэто область социальной реальности, связанная с организацией, регулированием и контролем общественной жизни.

Исследуя вопрос о сущности политической сферы, В. С. Барулин и Г. Г. Филиппов пришли к выводу, что главным признаком этой сферы является организация людей. «Именно организация общественных процессов, институтов и деятельности формирует ту реальную социальную силу, которая становится собственной, подлинной основой политической власти», – пишет Г. Г. Филиппов[205]. В. С. Барулин определяет организацию как «сознательно и целенаправленно создаваемый людьми институт для координирования, направления, руководства и т. д. какими-то общими делами, общими интересами»[206].

Политика неразрывно связана с властными отношениями, властью над людьми. Такая связь вполне объяснима: даже для того, чтобы организовать жизнь небольшого коллектива, руководитель должен обладать возможностью воздействовать на людей, которыми ему поручено руководить. Когда граждане определенного государства не хотят, чтобы ими руководили таким образом, политические отношения в нем могут приобрести антагонистический характер. Такие периоды в обществе называют социальными революциями. К наиболее острым проявлениям политики относится война, которая возникает из-за вопроса о распределении власти между отдельными классами, этносами, государствами. Если же власть в государстве захватывается отдельным человеком или отдельной небольшой группой людей, то такое явление называют политическим переворотом.

Таким образом, наличие в чьих-то действиях стремления к власти делает эти действия политическими. Например, действия какой-то социальной группы, направленные на проведение досрочных выборов президента страны, являются явно политическими в отличие, скажем, от демонстрации в защиту домашних животных, организованной той же группой. Однако политика и власть не идентичны. Политика шире власти, политические отношения не сводятся только к властным отношениям. Например, нынешние отношения между Россией и Бразилией можно называть политическими, хотя эти отношения не характеризуются через понятия «господство» и «подчинение».

Политическая жизнь общества – сложный феномен, включающий в себя множество составляющих. Из них, если исходить из их важности для понимания особенностей этой сферы жизни, можно выделить пять: субъект политики, политическая структура, объекты политики, орудия политики, политическое сознание. Рассмотрим их более подробно.

Субъекты политики – это носители политической деятельности. Можно выделить два взаимосвязанных субъекта политики: политические институты и политические деятели. К политическим институтам относятся организации и учреждения, связанные с регулированием общественной жизни. Важнейшим среди них является государство – главный носитель политической власти. Известный исследователь общества М. Вебер связал функционирование этого института с наличием отношения господства людей над людьми, опирающегося на легитимное (узаконенное) насилие как средство управления[207].

Другим важным политическим институтом является политическая партия. По своему происхождению это наиболее активная и организованная часть класса либо другой социальной общности, выражающая и защищающая его интересы. Однако в 1980-х годах стали появляться партии, не имеющие ясно очерченной классовой основы. Они стали возникать на базе каких-либо социальных движений и по своей структуре отличаются от партий классического типа. Например, партия «зеленых» в ФРГ возникла на базе экологического движения. Она не имеет постоянного партийного лидера, общей программы, нет в ней и оформленного постоянного членства. С учетом существования подобных объединений политическая партия может быть определена как «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении»[208]. Правящая политическая партия играет значительную роль в разработке экономического и политического курса страны, в формировании правительства, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Наряду с государством и политическими партиями существуют и такие политические институты, для которых вопросы, связанные с завоеванием или укреплением власти, не являются первостепенными. Эти вопросы они решают обычно лишь в контексте тех проблем, которые объявляются приоритетными в их программах и уставах. К таким институтам относятся профсоюзы, пацифистские движения, экономические союзы и т. п. Задачи, решаемые ими, прямо или косвенно затрагивают интересы государства, политических партий или отдельных руководителей, но не связаны явно с намерением захватить власть или укрепить ее. Например, действия профсоюзов, направленные на увеличение заработной платы и пенсий, в условиях экономического кризиса могут привести к отставке правительства.

Другим субъектом политики являютсяполитические деятели. Среди них следует выделить политических лидеров. В политологии принято говорить о трех типах лидеров, различающихся по характеру и масштабам деятельности: а) лидеров малых групп; б) лидеров общественных движений (организаций, партий и т. п.), не занимающих ключевых позиций в государстве; в) лидеров государственного уровня власти (короли, президенты, спикеры и т. п.). Следует оговориться, что одно и то же лицо может выполнять роль и лидера малой группы, и лидера государственного уровня. Например, президент страны может быть членом небольшой группы единомышленников, с которыми он в неформальной обстановке обсуждает важнейшие проблемы, влияющие на судьбу страны. К особому типу лидеров относятся вожди. Свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам, этот тип лидерства находит место и в современном мире. Как правило, он возникает в авторитарных обществах и государствах с тоталитарным режимом.

К политическим деятелям, видимо, следует относить и ведущих политических обозревателей, руководителей идеологических служб, крупных политологических и социологических центров, играющих заметную роль в формировании общественного мнения и распространении политических идей.

Политические институты и политические деятели являются основными элементами политической системы общества. Термин «политическая система» в литературе употребляется в разных смыслах. В отечественных источниках обычно в содержание этого понятия включают лишь политические институты – государство, политические партии и такие «полуполитические» организации, как профсоюзы, комсомол и т. п. Любой человек, знакомый с понятием «система», скажет, что это однобокое понимание этого термина. Действительно, система есть единство элементов и структуры. Элементы сами по себе еще не есть система. Тридцать солдат не являются взводом, если отсутствует соответствующая взводу их организация в единое войсковое подразделение. Для того, чтобы создать из элементов систему, нужна структура. Под структурой в теории систем принято понимать способ организации элементов. Таким образом, под политической структурой следует понимать способ организации субъектов политики в определенную целостность, функционирующую по заданным правилам («правилам политической игры», представляющим нормы политической жизни). Иногда крупные изменения в политической жизни связаны только структурными перестановками. Например, в политической жизни России произошли бы сейчас заметные изменения, если бы президент страны подчинялся парламенту (например, избирался бы парламентом).

Субъект политики предполагает наличие объекта политики. Объектами политики являются те фрагменты реальности, на которые направлена деятельность субъектов политики. Чаще всего в качестве объекта политики выступают те или иные элементы социальной реальности (этносы, религиозные объединения, социальные группы, рынки сбыта, отдельные личности и т. п.). Но объектом политики могут быть и природные феномены – нефть, земля, участки водной поверхности, охотничьи угодья и т. п.

Для повышения эффекта воздействия на объект субъект политики нередко использует орудия политики. К ним относятся средства, используемые для реализации политического решения. Чаще всего в качестве орудий политики выступают армия, специальные службы, дипломатический корпус, средства массовой информации, религиозные и этнические организации, политические партии и движения, отдельные личности.

Наконец, анализ политической жизни общества был бы неполным, если бы мы не рассмотрели такой важный ее компонент, как политическое сознание. Оно включает в себя знания и чувства граждан, имеющие отношение к деятельности тех институтов и людей, которые ответственны за организацию жизни в обществе. Для определения уровня развития политического сознания, его качественного своеобразия применяют термин «политическая культура». Степень развития политической культуры является важнейшим фактором политической стабильности. Характер большинства конфликтов с большими человеческими жертвами в некоторых районах планеты во многом определяется низким уровнем политической культуры организаторов и участников политических акций. Разность политической культуры прибалтийских и среднеазиатских народов очень сильно повлияла на ход событий в Прибалтике и государствах Средней Азии после распада СССР.

Политическая жизнь общества тесно связана с его материально-производственной сферой. Характер политической структуры, тип государства, отношения между классами и другими социальными общностями во многом определяются экономикой. Политика в основном детерминирована экономическими интересами ее субъектов. Экономика выступает по отношению к политике ее материальной основой. Бедное государство вынуждено принимать иные политические решения, чем богатое. Партии, обладающие большими материальными возможностями, имеют больше шансов победить на выборах, чем те, кто не имеет денег даже на рекламу.

Духовная жизнь общества. Духовную жизнь общества можно кратко охарактеризовать как сферу общественной жизни, связанную с производством и трансляцией духовных ценностей.

Центральной категорией научного анализа духовной сферы общества в отечественной социальной философии традиционно считают понятие «общественное сознание». Общественное сознание – это распространенные в обществе политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, научные и философские взгляды людей, их чувства, настроения и переживания, выражающие отношение к протекающему общественно-историческому процессу. Оно включает в себя ту часть духовной культуры, которая не опредмечена. Поэтому в него не входят, например, книги, произведения архитектуры, живописи, ноты, места паломничества и т. п. Общественное сознание – ядро духовной жизни общества, ибо оно присутствует во всех сферах жизнедеятельности людей; вся духовная культура представляет собой продукт развития и функционирования общественного сознания.

В отечественной социальной философии общественное сознание рассматривается в двух аспектах: познавательном (гносеологическом) и социологическом. В познавательном аспекте его рассматривают как знание об обществе. При этом обнаруживается наличие двух его уровней – обыденного и теоретического сознания, различающихся глубиной отражения социальных процессов.

В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается с точки зрения выполняемых им в обществе функций. В результате такого взгляда в нем выделяют такие компоненты, как идеология и общественная психология. Рассмотрим сначала уровни общественного сознания.

Обыденное сознание есть распространенные в обществе знания, представления и установки, основывающиеся на непосредственном повседневном опыте людей. «По своему содержанию обыденное сознание представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов»[209].

Теоретическое сознание – это научные знания и представления, претендующие на отражение сущности социальных процессов.

В социологическом аспекте анализа в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию.

Общественная психология – это господствующие в обществе интересы и потребности, чувства и настроения, традиции и обычаи, взгляды и идеи, выражающие отношение людей к реальным социальным процессам. Явления, отраженные в общественной психологии, не столько понимаются, сколько переживаются в виде симпатий или антипатий, доверия и недоверия, ненависти или безразличия. Так же, как и обыденное сознание, общественная психология носит несистематизированный характер, формируется стихийно и исторически предшествует идеологии.

Идеология представляет собой теоретически оформленную систему взглядов класса, партии или другой общественной группы. Она выступает в форме политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов. Разрабатывается специальными людьми – идеологами, которые представляют интересы определенного класса, партии, религиозной общности и т. п. Эти социальные общности осознают через идеологию свои общие интересы, цели, свое место в обществе, отношение к другим общностям. Идеология выступает как основа их самосознания.

Идеология и теоретическое сознание общества во многом совпадают, хотя идеология включает в себя и некоторые взгляды, функционирующие на уровне обыденного сознания. Теоретическое сознание содержит в себе не только идеологические, но и внеидеологические принципы, нормы, методы и теории (например, общепринятые социологические методы исследования).

Кроме указанных выше компонентов в общественном сознании выделяют элементы, получившие название форм общественного сознания. Под формами общественного сознания подразумевают такие его сферы, которые отличаются друг от друга предметом и способом отражения объектов социальной реальности, а также выполняемыми в обществе функциями. Как видно из определения, здесь общественное сознание рассматривается одновременно и в познавательном, и в социологическом аспектах.

Выделяют следующие формы общественного сознания: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религию, науку, философию.

Политическое сознание представляет собой совокупность знаний и чувств граждан, связанных с деятельностью институтов и отдельных людей, ответственных за организацию общественной жизни. Будучи формой общественного сознания, оно обладает всеми его характеристиками: имеет обыденный и теоретический уровни, идеологическую и психологическую формы функционирования. Политическое сознание является сложным феноменом, предметом отражения которого выступают стороны социальной жизни, связанные с вопросами организации совместной жизни граждан. Средством отражения политического сознания являются как концептуальные феномены (теории, гипотезы, принципы и т. п.), так и образы, иносказания, символы, чувства и т. п. Его роль заключается в познании закономерностей развития политических процессов и формировании соответствующего общественного мнения по поводу власти и ее решений.

Как известно, политики, завоевавшие власть, стараются ее закрепить с помощью права. Право всегда идет за политикой. Частью права является правосознание.

Правосознание есть «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представлению о том, что является правомерным или неправомерным[210]. Оно, как и все формы общественного сознания, имеет теоретический и обыденный уровни. На теоретическом уровне разрабатываются правовые принципы и нормы, дается обоснование их справедливости, критикуются варианты правового регулирования, отражающие интересы других социальных групп. Поэтому теоретический уровень права в значительной мере представляет собой правовую идеологию, т. е. систему правовых взглядов, основывающихся на определенных классовых позициях. Правда, правовая идеология, будучи адресована не только и не столько теоретикам, а широким слоям населения, не может не учитывать особенности обыденного сознания. Поэтому она включает в себя его определенные элементы. Прежде всего речь идет о компонентах правового обыденного созна­ния, рассчитанных на воздействие с помощью эмоциональных, внерациональных средств. По этой причине правовое сознание на обыденном уровне во многом есть правовая общественная психология, т. е. привычки, чувства, эмоции людей, возникающие в сфере правовых отношений. Однако обыденное правосознание несколько отличается от правовой общественной психологии: оно содержит не только внерациональные компоненты, но и часть правовых знаний, проникающих туда через правовую идеологию.

В отличие от других форм общественного сознания, правосознание отражает те явления общественной жизни, где имеют место правовые отношения. Правосознание отличается и способом отражения реальности: в нем в большей степени доминируют нормативные формы организации информации. Если же рассматривать правосознание в аспекте выполняемых им функций, то сразу бросается в глаза главная его роль в обществе – регуляция общественных отношений.

На правосознание влияет и мораль, а не только политическое сознание. Моралькак форма общественного сознания (нравственное сознание) есть общепринятые нормы и оценки человеческого поведе­ния, поддерживаемые силой общественного мнения. Главное в морали – нравственные нормы, т. е. воспроизводимые в каждом поколении правила поведения. В отличие от правовой нормы, нравственная норма возникает стихийно, тиражируется силой примера и поддерживается силой общественного мнения. В морали нравственная норма выступает в роли повеления, обращенного ко всем людям. Но поскольку люди различны, то и отношение к этим нормам различно. По этой причине мораль классова. Но люди не только отличаются друг от друга, они и похожи друг на друга. У нас есть черты разъединяющие, но есть и черты объединяющие. По этой причине мораль содержит не только классовые, но и общечеловеческие нормы. Она и классова, и общечеловечна.

По способу отражения мораль мало чем отличается от правосозна­ния: социальная реальность отражается в ней прежде всего в виде норм и идеалов.

Чем лучше нравственное сознание способствует регуляции отношений между людьми, тем оно прогрессивней. Однако из-за неоднозначности решения вопроса о социальном прогрессе и его критерии, есть смысл оговориться, что здесь подразумевается под нравственным прогрессом. На наш взгляд, речь должна идти о постепенном вытеснении из морали классовых норм и замене их общечеловеческими. Примером здесь может послужить искусство, где общечеловеческий момент выражен более заметно, чем в морали, правовом и политическом сознании.

Если, с одной стороны, мораль тесно связана с правосознанием, то с другой стороны она активно взаимодействует с искусством. Искусство как форма общественного сознания (эстетическое сознание) представляет собой отражение и оценку реальности с помощью художественных средств. Предметом отражения искусства является не только социальная реальность, но и внутренний мир человека, и природа. По способу отражения искусство отличается от других форм общественного сознания тем, что в нем преобладает образное отражение действительности, окрашенное эмоциями. Кроме того, в искусстве субъективность отражения рассматривается не как недостаток, а как достоинство художника. Еще одной отличительной чертой способа отражения в искусстве считают то, что его образы, в отличие от научных и правовых теорий, объединяют в себе и нравственную оценку, и эстетический идеал, и эмоциональное состояние, и жизненный опыт человека. Главной функцией искусства является воспитательная. Воздействуя не только на разум, но и на чувства людей, высокохудожественные произведения искусства способствуют формированию у них тех взглядов, идеалов и образцов поведения, с помощью которых воспроизводятся основы человеческой культуры. Ценность произведения искусства определяется уровнем выразительности вопло­щенных в нем общечеловеческих ценностей.

Религия как форма общественного сознания (религиозное созна­ние) есть распространенные в обществе взгляды и чувства, связанные с верой в существование другого – духовного и истинного – мира как цели человеческой жизни. Вот как характеризуется религия в одной из лучших книг о ней, написанных в XX веке:

«1. Видимый мир является лишь частью иного, духовного мира, в котором он черпает свой главный смысл.

2. Истинной целью нашей жизни является гармония с этим высшим миром.

3. Молитва, или внутреннее общение с духом этого горнего мира – «Бог» ли это или «закон» – есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и который порождает известные психические и даже материальные последствия в феноменальном мире»[211].

Предмет религиозного сознания – идеальный (потусторонний) мир и путь к нему. Если религия и рассматривает природу и общество, то только через призму решения своей главной задачи – указание истинного пути к Богу.

Главным средством отражения истины, по мнению сторонников религии, является озарение, мистический опыт, который трудно объяснить словами.

Основная функция религии, видимо, – в «спасении души», установлении внутренней гармонии в человеке, которая должна привести его к гармонии с социальной реальностью и природой. Согласно многим теологам, религиозное сознание развивается от минимального состояния до максимальной точки, которая и есть постижение Бога через откровение. Правда, путей к Богу много. Поэтому не следует навязывать людям лишь одну разновидность религии.

Наука как форма общественного сознания представляет собой теоретически систематизированное знание о природе, обществе и человеке. Предметом отражения науки являются закономерные связи, существующие в реальности. Средством научного отражения действительности служат в основном концептуальные конструкции – теории, гипотезы, понятия, умозаключения.

Социальная функция науки прежде всего познавательная. Знание здесь рассматривается как средство, способное оказать помощь в решении практических задач на основе изучения закономерностей функционирования мира и его частей.

Главной особенностью науки является ее «привязанность» к практике. «Научное знание действенно или, иначе говоря, оно технично... Математика имеет «познавательную ценность» не тем лишь, что представляет увлекательную игру логического воображения, но и тем, что на нее может опираться техника, и дифференциальное исчисление оказывается пригодно при постройке железнодорожного моста», – пишет С. Н. Булгаков[212]. Как эволюционирует практика, так развивается и наука. Например, если практическая жизнь в обществе милитаризована, то наука в нем во многом ориентирована на решение военных задач. Наука нужна постольку, поскольку она помогает обществу решать проблемы выживания. Конечно, это не означает отрицание относительной самостоятельности науки, которая подчиняется и своим внутренним законам развития.

Еще большей самостоятельностью, чем наука, обладает философия. Она представляет собой совокупность общезначимого для всех людей знания о мире и проблемах человеческого существования. Предметом отражения философии являются универсальные ценности. Средством отражения служат как концептуальные средства (они доминируют, например, в позитивизме), так и художественные средства (философия Ницше, Камю).

Особенностью развития философии является ее тесная связь, прежде всего, со всей духовной культурой человечества, неотделимость от нее. Невозможно, например, провести грань между теологией (теоретической религией) и религиозной философией, фундаментальными проблемами теоретической физики и философским учением о бытии и познании, вечными вопросами искусства, сформулированными Ф. Достоевским и Л. Толстым, и центральными проблемами философии экзистенциализма.

Завершая характеристику форм общественного сознания, необходимо отметить ряд закономерностей, касающихся всех их:

1. Все формы общественного сознания взаимосвязаны между собой, и изменения в какой-либо из них, так или иначе, отражаются на других.

2. Они связаны с общественным бытием и представляют собой различные формы отражения тех или иных сторон материальной жизни людей.

3. Все они прямо или опосредованно влияют на общественное бытие.

Основные субъекты общественной жизни. Общество постоянно изменяется. Причиной этого являются как природные, так и социальные факторы. Засухи и сильные похолодания, землетрясения и наводнения могут сильно повлиять на жизнь общества. Но социальные факторы по силе своего воздействия на ход истории часто не уступают природным катаклизмам. Войны и революции, жестокие экономические кризисы и крупные научные открытия, появление новых религий и народов могут коренным образом изменить жизнь людей, их ориентиры. Социальные детерминанты исторического процесса всегда связаны с деятельностью человека. Особенно сильно влияют на развитие общества организованные группы людей. К наиболее крупным социальным группам относятся этносы, классы, страты.

Этносы. Этнос в переводе с греческого означает народ. Этот термин получил распространение в отечественной науке, заменив не совсем удачное понятие марксистской социологии «историческая общность людей». Активный сторонник такой замены академик Ю. В. Бромлей так определяет этнос: «Этнос ... может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований»[213].

М. С. Комаров, соглашаясь с таким определением, выделяет следующие специфические признаки этноса:

1. Общий язык, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности.

2. Общая история, способствующая формированию чувства близости, родства.

3. Особенности жилищных построек, выражающих специфику материальной и духовной культуры этноса.

4. Особенности семейно-бытовой жизни (убранство жилья, брачные обряды и традиции, взаимоотношения в семье, между родственниками, особенности пищи).

5. Нормы повседневного поведения (нормы общения, приветствия, обращения и т. п.).

6. Гигиенические правила[214].

Среди множества признаков этноса специалисты ищут основной его признак. К настоящему времени четко наметились следующие подходы к определению этого главного этнообразующего признака: 1) социологический; 2) биологический; 3) психологический.

Специфика социологического подхода заключается в том, что этнос рассматривается здесь как элемент социальной системы. Известно, что знание элемента системы предполагает знание самой системы. Объяснение главного в этносе тогда возможно только при знании основных механизмов функционирования общества. Ярким примером такого подхода к объяснению сущности этноса выступает марксизм. Согласно марксистской социальной философии, главным детерминантом общественного раз

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.