Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия эпохи Возрождения





 

Все лучшее от античности и христианства воплотились в складывающиеся в эпоху европейского Возрождения взгляды на человека и общество. Выдающиеся люди этого периода – Франческо Петрарка, Джованни Боккачо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте Алигьери, Уильям Шекспир – утверждали ценность человека как личности, его права, свободу и достоинства.

Вся культура Возрождения, ее философия пронизана идеей гуманизма. Выразителями принципа человечности, идеи права человека на земные радости и счастье были такие философы как Лоренцо Валла, Мишель Монтень, Николо Макиавелли, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Якоб Бёме, Джордано Бруно.

Лоренцо Валла является представителем первого периода Возрождения. Размышляя на темы этики, он проводил мысль о стремлении всего живого к самосохранению и избеганию страданий. Жизнедеятельность человека есть стремление к наслаждениям и благу. Высшее благом – наслаждение, которое человек получает в процессе достижения своей жизненной цели. Рассуждая подобным образом, Л. Валла приходит к мысли, что отношения людей в обществе связаны с личным интересом и личным благом.



Мишель Монтень, являясь представителем второго периода, воплотил в своем произведении «Опыты» лучшие гуманистические устремления эпохи. Рассматривая различные взгляды, М. Монтень доказывает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать свое мышление на основе познания естественных закономерностей природы. Он считал, что «естественное состояние» человечества – это счастливая жизнь и высокая нравственность. Но в процессе развития цивилизации, в результате появления имущественного неравенства и возникновения сословий это состояние людей утрачено.

Николо Макиавелли был одним из первых социальных философов, провозгласивших, что политика является основополагающей в жизни общества, а основой деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Только государство может создать необходимый порядок и оградить общество от стремления человека к обогащению любыми способами. В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не сформированы гражданские добродетели. Государь может не считаться с нормами морали, поскольку в политике существуют свои правила и законы. Здесь, согласно Макиавелли, дозволены такие средства как вероломство, подкуп, убийство, если они содействуют укреплению государственной власти и общественного порядка. Правитель, желающий создать сильное государство, должен придерживаться в политике принципа «кнута и пряника».



Социально-философская мысль эпохи Возрождения представлена также именами английского гуманиста Томаса Мора – автора произведения «Утопия», сделавшего его первым представителем утопического социализма, и итальянского мыслителя Томазо Кампанеллы, написавшего книгу «Город Солнца».

Философское сочинение об идеальном государстве Т. Мора полностью звучит как «Полезная, а также и занимательная поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове «утопия» (дословно «утопия» означает «нигдея» – место которого нет). Речь в ней идет об идеальном обществе, где нет частной и личной собственности, где все принадлежит всем, где все трудятся (не более 6 часов ежедневно), нет власти денег и денег вообще. Из золота и серебра жители Утопии делают посуду для самых грязных надобностей, в частности – ночные горшки. Главным для Мора является совпадение личных и общественных интересов, подчинение индивидуального общему. Частную собственность он рассматривает как главную причину всех социальных бедствий: нищеты, страха, зависти и др., полагая, что собственность должна принадлежать государству.



В сочинении «Город Солнца» Т. Кампанелла изображает совершенное государство, в котором власть принадлежит философам – священникам во главе с Метафизиком. В этом общество люди исповедуют простую рационализированную религию. Они живут общиной, в которой отсутствует частная собственность и семья, детей воспитывает государство, а всеобщий обязательный 4-часовой труд гарантирует изобилие. Во главе города стоят 40 начальников-специалистов. Главные из них – это мощь, мудрость и любовь, которые курируют вопросы науки, войны и мира, деторождения и воспитания и образования. Им помогают более узкие специалисты: грамматик, логик, физик, политик, этик, экономист, астролог и т.д. Государственное устройство города Солнца, по мнению Кампанеллы, является результатом деятельности человеческого разума.

Оригинальным философом эпохи Возрождения был немецкий мистик Якоб Бёме. По мысли Бёме, борьба и раздвоенность в человеке появляются из-за влечений и страстей. Влечение есть потеря свободы и единства. Только во влечении человек получает свойства, становится определенной сущностью, самостью, которая алчет, жаждет, женолюбива, честолюбива и корыстолюбива. В истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие искупителя Христа. Победа над злом начинается тогда, когда человек как свободное существо, благодаря пламенной вере и молитве создает возможность спасения. Конец истории, согласно Бёме, предстает как достижение народами полного счастья и оправдание добра.

Воззрения итальянского философа и поэта Джордано Бруно завершают эпоху Возрождения. Совершенный Дж. Бруно научный подвиг и мученическая смерть прославили его имя на многие века. Он учил, что высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое оно проявляется во всем единичном. Вселенная оживлена всепроникающей космической душой, все связано «всепроникающей взаимной симпатией». Бруно утверждает, что героическая любовь и героический энтузиазм – это силы, с помощью которых можно достичь и обрести добро, истину, прекрасное. Подлинные мыслители, поэты и герои возвышаются над размеренной повседневностью благодаря безграничной любви к бесконечному. Вполне возможно, Бруно и не был бы приговорен к смертной казни, если бы его не обвинили в выступлении против монастырских доходов и имущества. Документы свидетельствуют о том, что инквизиторы особое внимание сосредоточили именно на этом.

 

Философия Нового времени

 

Р. Декарт. Идеи античного рационализма находят свое логическое завершение лишь в XVII–XIX столетиях, которые ученые называют золотыми веками рационализма. Цветущая пора рационализма была начата французским философомРене Декартом (1596–1650).

Декарт полагал, что мир построен из двух субстанций – духовной и телесной. Они присутствуют в человеке в виде сознания и тела. Однако над этими субстанциями есть высшее начало – Бог. Знание о Боге врожденное, оно присутствует в душе каждого, являясь необходимым условием достоверного знания. Из этого достоверного знания («врожденных идей») можно вывести все остальные знания по строгим правилам дедукции. Из положения о божественной природе разума Декарт делает вывод, что если Бог есть, то он «работает» по тем же законам, что и человеческий разум, т. е. по законам логики. «Бог не совершает в этом мире никаких чудес», – так Декарт подчеркивает мысль о рациональности Бога. Таким образом, все существующее скроено по меркам разума. «Разум – всеобщая мера и образец, и любые вещи должны быть пригнаны к его уровню. Он больше не соизмеряется, он соизмеряет, он подчиняет себе объект... Он выступает с претензией навязать миру схемы и правила и полагает, что мир разумен», – пишет Ж. Маритен, характеризуя философию Декарта[46].

В философии Декарта уже довольно четко проявляется нарастающая по мере эволюции классического рационализма идея панлогизма, согласно которой законы мышления носят всеобщий характер, организуют не только духовный, но и материальный мир.

Декарт оказал сильное влияние на европейскую мысль Нового времени. Но дуализм души и тела, который он пытался снять с помощью стоящего над ними Бога, вызывал чувство незавершенности его философии. Между тем, в философии существовала идея, позволявшая снять декартовское противоречие двух субстанций. «Природа – это Бог в вещах», – говорил Дж. Бруно, пытаясь концентрированно выразить эту точку зрения, названную позже пантеизмом. Пантеизм получил полное развитие у философа из Нидерландов Бенедикта Спинозы (1632–1677).

Б. Спиноза. Спиноза не стал отделять духовную субстанцию от материальной, природу – от Бога. Для него природа, Бог, субстанция – одно и то же. Поэтому, постигая природу, мы постигаем Бога, а постигая Бога, познаем природу. Но «природность» Бога ограничивает его всемогущество. Бог-Природа вынужден действовать в соответствии со своей сущностью и не может творить чудеса. Поэтому «в природе нет творения, а только порождение»[47]. Все в мире развивается закономерно. Такая закономерность вытекает из натуры самого Бога, который существует не как хаос, а в виде вечного, прочного и неизменного порядка. «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены», – пишет Спиноза, подчеркивая мысль о причинности, как необходимом способе существования всякой реальности[48]. Человеческий разум способен постичь Бога-Природу, так как его законы принципиально не отличаются от законов объективной реальности. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей», – замечает Спиноза, предельно ясно выразив центральную мысль классического рационализма – принцип тождества бытия и мышления. Отсюда и вера этого рационализма в возможности исчерпывающего познания мира человеком.

В классическом рационализме есть ветвь, которая в отечественной философии нередко противопоставляют рационализму. Речь идет о философии таких известных материалистов, как Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах. Основателем этой ветви, видимо, следует считать английского философа Ф. Бэкона (1561–1626), который предложил ориентироваться в науке на индукцию, а не на дедукцию. А индукция основывается на данных наблюдения и эксперимента, получаемых в большей мере через органы чувств. Но ведь индукция есть вид мышления, т. е. часть разума. Можно ли людей, предпочитающих этот вид мышления дедуктивному, называть антирационалистами? Конечно, нет. Дидро, Гоббс, Гольбах выступали не против рационализма, а рационализма Декарта, Спинозы, Платона, основывающегося на идеализме. Они предлагают «перевернуть» этот рационализм, сделав его материалистическим и индуктивным. Если у Спинозы порядок вещей таков оттого, что в их основе лежит определенный порядок идей, то у Бэкона и французских материалистов XVIII века порядок идей в разуме определяется порядком вещей в природе. Этот порядок вещей можно познать с помощью наблюдения и экспериментов, обобщить полученные данные индуктивными методами и создать определенный порядок идей, т. е. науку.

Это и есть материалистический рационализм, суть которого в следующем: разум есть отражение объективного мира, поэтому законы разума тождественны природным законам. Принцип тождества бытия и мышления правилен. Действуя разумно, мы действуем в соответствии с объективными законами. Если рационалисты-идеалисты считают, что законы природы таковы от того, что являются материальной формой существования законов разума, то рационалисты-материалисты полагают, что законы разума похожи на законы природы из-за того, что являются их отражением, превращенной в духовную форму копией.

Философия материалистического рационализма формировала интересный период развития европейской мысли, называемый эпохой Просвещения. Ее представители (Вольтер, Ламетри, Дидро, Гольбах и др.) призывали сеять в народе зерна истины, просвещать его, развивать науку и образование, чтобы с их помощью построить общество, основанное на разуме. Разум – мерило всего, общество и государство должны быть устроены согласно его принципам. Просветителям казалось, что изучив закономерности природы и общества, можно будет вмешиваться в ход объективных процессов, создав эффективные технологии, истинное право, разумную мораль. «В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. В системе этих установок фиксировались особая ценность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений», – пишет В. С. Стёпин[49]. Материалистические идеи эпохи Просвещения, обогащенные идеями Гегеля, получили дальнейшее развитие в философии марксизма – диалектическом и историческом материализме.

Согласно марксизму, мир есть развивающаяся по своим внутренним законам (законам диалектики) материя. Она вечна и бесконечна в пространстве и времени, никем не сотворена и неуничтожима. Все есть материя или какое-либо из ее бесконечных свойств. Человеческий мозг также есть одна из форм организации материи, а сознание человека – высшая форма развития такого ее свойства, как отражение. Мышление, разум человека есть наиболее адекватное воспроизведение законов материального мира.

Главный принцип классического рационализма – «порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» – марксисты поддерживают, что дает основание причислять их к сторонникам классического рационализма. Именно этот принцип составляет глубинную философскую основу марксистского учения о коммунизме. Основоположники этой философии полагали, что создав учение, наиболее объективно отражающее мир, можно будет построить на его основе идеальное общество – коммунизм. Усилиями К. Маркса и Ф. Энгельса это учение, получившее название «марксизм», в середине XIX века было создано. Трудности возникли при его практической реализации. Строительство коммунизма по проектам таких марксистов, как В. И. Ленин, И. В. Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ф. Кастро и др., нигде не принесло ожидаемых результатов. Многие страны, строившие коммунизм, безнадежно отстали от своих соседей, которые развивались без марксистских проектов. Вопреки марксистским идеям, претендовавшим на адекватное отражение мировых процессов, мир развивался по каким-то своим законам.

Неудачи в практической реализации марксистской идеологии усугубили начавшийся еще в XIX веке кризис философии классического рационализма. В рационалистическом крыле философии активизировались течения, основывающиеся на принципах неклассического и постнеклассического рационализма.

Учение о существовании идеального мира, заложенное Платоном, через мысли о разумности бытия рационалистов Нового времени, в особенности Гегеля, трансформировались в марксистскую теорию коммунизма, попытка практической реализации которой привела к неожиданным для ее авторов результатам: образованию множества тоталитарных государств, «разумность» которых испытали на себе сотни миллионов людей.

Но уже в период расцвета классического рационализма, логическим завершением которого явился марксизм, в европейской мысли возникает более осторожная оценка возможностей разума. Дж. Локк и Ф. Бэкон, с одной стороны, Дж. Беркли, Д. Юм, Иммануил Кант, с другой, поставили один и тот же вопрос о доверии теориям, которые изобретает разум. Решение вопроса требовало исследования природы человеческого сознания и знания, что привело к возникновению целого направления в философии – неклассического рационализма.

Определяющим признаком неклассического рационализма является утверждение о невозможности существования абсолютно объективного знания. Вопрос о получении такого знания становится все более актуальным по мере развития науки. Действительно, почему наука приносит нам не только истины, но и заблуждения? Почему ученые, изучающие одно и то же явление, порой получают разные, даже противоположные результаты? Ведь объект один и тот же! Может быть дело в субъекте? Поиск ответов на подобные вопросы привел к появлению в XIX веке философии науки, которая базировалась на идеях неклассического рационализма. Истоки последнего восходят к XVII веку, когда английский философ Дж. Локк (1632–1704) пробил первую брешь в стройной системе классической философии.

Джон Локк сделал предметом внимания познавательные механизмы самого субъекта. Он пришел к выводу, что в нашем сознании существуют два вида знания: знание о «первичных качествах» и знание о «вторичных качествах». Первый вид знания соответствует объективно существующим предметам. Это знание об их форме, движении, массе и т. п. Второй вид знания возникает в результате работы органов чувств и не отражает в точности то, что находится за их пределами. Это ощущения запаха, звука, цвета, вкуса и т. п. В объективном мире нет запахов, звуков, цветов, вкусов, а существуют лишь определенные свойства предметов, представленные в сознании в виде их ощущений. Следовательно, картина мира, полученная сознанием, не может в точности совпадать с самим миром, пишет Локк. Эту идею материалиста Локка развивали Джордж Беркли, Давид Юм и Иммануил Кант, положившие начало трансцендентальной философии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.