Сделай Сам Свою Работу на 5

Историко-философский процесс. Критерии типологизации





 

Наличие множества философских учений вызывает необходимость в их классификации. При этом нужно помнить, что всякая классификация определяется выбором критериев (оснований или принципов), по которым она производится. Иначе говоря, разные критерии будут давать и различные классификации философских направлений. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным способом деления философских течений является их деление по хронологическому (историческому) признаку. По этой классификации выделяются древняя и средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, философия XIX века, современная философия. Очень часто деление философских учений по хронологическому признаку сочетается с их делением по региональному признаку. Тогда говорят о философии Древнего Востока, античной философии, европейской философии XIX века и т. п.

Существует деление философских учений по национальному признаку. Тогда можно говорить о греческой, индийской, китайской, арабской, французской, английской, немецкой, русской, японской философии.

Также существует деление философских учений по отношению к религии: они могут быть атеистическими и религиозными. В этом случае можно выделить, например, буддийскую, христианскую, мусульманскую философии, религиозный и атеистический экзистенциализм.



Другое разделение – по гносеологическому основанию – касается принципиальных взглядов философа на роль и значение основных форм и видов познания в их соотношении друг с другом: познания чувственного и рационального (рассудочного и разумного). Философы, настаивающие на том, что основную и главную роль в процессе познания имеют ощущения (работа органов чувств), получили в истории философии название сенсуалистов. Общим положением философского сенсуализма стало признание того, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах».

Сциентизация общественной жизни и ее последствия, обогащение европейской культуры идеями восточной философии сделали актуальным деление философии на рационалистическое и иррационалистическое направления. Решение некоторых мировоззренческих и гносеологических проблем средствами философии породило деление философских учений на материалистическое и идеалистическое направления.



 


Материализм и идеализм. Все, с чем сталкивается человек, имеет либо материальную, либо духовную природу. Какой из этих двух видов реальности играет определяющую роль в природе, обществе и жизни человека? Есть мнение, что материальное начало (природа, материя) существует вечно и в процессе своей эволюции обретает ряд качеств, в том числе и то, что называют сознанием и духовностью. Сторонников этой точки зрения называют материалистами.

Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания). Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые (в конечном счете) материальной субстанцией на высших уровнях ее развития. Гносеологической основой и корнем материализма является практика, всемирно-исторический опыт человека по преобразованию действительности[9].

Материализм – это «одна из основных тенденций в философии, противоположная идеализму, спиритуализму и дуализму и заключающаяся в установлении фактическим и логическим путем зависимости духовного от плотского и физиологического»[10]. Учение, противоположное материализму, – идеализм.

Идеализм (от греч. idea – идея) – философское учение об идеальном, духовном основании мира. Не отвергает природу, материю, но считает их «низшим», а потому «неистинным» родом бытия. Различают идеализм объективный и субъективный – в зависимости от того, признается ли началом бытия мировое или индивидуальное, личностное сознание. Однако это различие не абсолютно, так как философами-идеалистами нередко допускается двойственное толкование сознания – от эмпирического до трансцендентального[11].



Так, Б. Рассел пишет: «Слово «идеализм» используется разными философами в самых различных смыслах. Мы будем понимать под ним доктрину, согласно которой все существующее (или, по крайней мере, все известное нам существующее) должно быть в некотором смысле ментальным. <…> Основания идеализма кроются в теории познания, т. е. в обсуждении условий, которым должны удовлетворять вещи для того, чтобы мы могли их познать»[12]. А, например, один из основателей марксизма – Ф. Энгельс, – кратко характеризуя идеализм, пишет: «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы <...> составили идеалистический лагерь»[13].

И материализм, и идеализм имеют богатую историю, украшенную именами знаменитых философов и ученых. Разнообразие их взглядов породило необходимость в классификации этих учений. Ниже приводится одна из самых простых классификаций материалистических учений. Согласно этой классификации, существуют три вида материализма: стихийный (наивный), механический и диалектический.

Стихийный материализм является исторически первой формой материализма. Наиболее заметными ее представителями в европейской философии являются Демокрит (ок. 460–370 до н. э.), Эпикур (341–270 до н. э.), Лукреций (ок. 99–55 до н. э.). К этому виду материализма можно отнести и древнеиндийские учения вайшешика и локаята, восходящие к Ведам (XV–VII вв. до н. э.). В древнекитайской философии крупным представителем стихийного материализма был Ван Чун (27–104). Особенностью этого вида материализма является его умозрительный характер, иначе говоря, выдвижение предположений, не имеющих достаточно прочного фактического обоснования. Философия и наука здесь еще не поднялись до теоретического уровня.

В XVI–XVII веках в европейской науке и философии широкое распространение получило учение, названное рядом философов механическим материализмом. Его сторонники полагали, что в основе всех изменений природы, общества и человека лежит механическая форма движения материи. По этой причине они предлагали рассматривать химические, биологические, астрономические, социальные процессы как проявления механических законов. Яркими представителями такой формы философствования являются Г. Галилей (1564–1642), Т. Гоббс (1588–1679), П. Лаплас (1749–1827), И. Ньютон (1643–1727) и др.

В середине XIX века в Германии появляется новое учение диалектический материализм, более известный под названием «марксистская философия». Эта философия в качестве главного своего метода использует диалектический метод изучения и объяснения природы, общества и человека. В соответствии с этим методом все явления рассматриваются как процессы, т. е. постоянно изменяющиеся во времени объекты. Другой особенностью этого метода является требование рассматривать события в системе с другими, связанными с ними событиями. Еще одной особенностью марксистской философии является распространение материалистического принципа на объяснение социальных процессов. К. Маркс (1818–1883) – основатель этой философии – предложил искать причины политических, социальных и духовных изменений в обществе в сфере материальных (экономических) отношений. В соответствии с данной идеей часть марксистской философии, занимающуюся анализом общества, называют историческим материализмом.

Сторонников идеалистических учений в отечественной философии принято делить на объективных и субъективных идеалистов.

Объективным идеализмом называют ряд разнообразных философских учений, объединяемых одной общей идеей – признанием существования объективного, от человека независимого, духовного начала (Бога, «мирового разума», «космического сознания» и т. п.), которое лежит в основе всех природных, социальных и психических явлений. Природа и человек с этой точки зрения являются результатом самореализации этого духовного начала, ступеньками его эволюции или формами его проявления. Впервые в систематической форме объективно-идеалистическое учение было изложено Платоном (428–348 до н. э.). Один из крупнейших представителей идеализма Гегель (1770–1831) характеризует это учение следующим образом: «подлинный философский идеализм состоит ни в чем ином, как в следующем утверждении: истина вещей заключается в том, что предметы как непосредственно единичные, т. е. чувственные предметы, суть лишь видимость, явление. <...> Всеобщее в вещах... представляет собой истинное, объективное, действительное в самих вещах, подобно тому, как платоновские идеи существуют в единичных вещах как их субстанциальные роды, а не где-либо вдали от этих вещей»[14].

Формой проявления объективного идеализма является, в частности, религиозная философия. Это следует из того, что одной из главных идей всякой религиозной философии является признание существования особой духовной реальности, составляющей основу видимого мира.

Существуют также учения, в которых отправным пунктом философского анализа отношения человека и мира является индивидуальное сознание. Такие учения в отечественной философии часто называют субъективным идеализмом. Но в изложенное выше классическое понимание идеализма они не укладываются, поэтому для их обозначения больше подходит термин «трансцендентальная философия», применяемый в западной философии. Этим именемназывают разнообразные философские концепции, исходящие из того, что любое объяснение объективного мира, по сути, есть объяснение отраженной в сознании человека ее картины. Вот как пишет об этом М. К. Мамардашвили: «Уменя нет, во-первых, объективного мира, а объективный мир – это те представления о нем, которые есть. Не сам по себе мир, а те знания, которые у нас есть о мире. И вторая вещь, эти знания, кроме всего прочего, необязательно объективны. Они могут быть и мифологическими, помещающими меня, как мыслящее и сознающее существо, в мифологический мир»[15]. Например, очевидец, дающий показания следователю об увиденном им преступлении, рассказывает, по сути, не о преступлении, а о той картине преступления, которая отложилась в его сознании. Получается, что между объективной реальностью и ее объяснением находится особая реальность – мир образов, сознания, духовного, – который и принимается человеком за сам объективный мир. Сторонниками трансцендентальной философии являются Д. Юм (1711–1776), И. Кант (1724–1804), Б. Рассел (1872–1970), Э. Гуссерль (1859–1938) и др.

Термин «трансцендентальный» в философии одного из основателей этого течения – И. Канта – означает то, что присуще сознанию. Это как бы программы, при помощи которых обрабатывается и структурируется поступающая в сознание информация о внешнем мире. Каков мир на самом деле, мы не знаем и знать не можем, так как имеем дело только с его идеальным репрезентантом (представителем). Поскольку эти врожденные программы у всех людей одинаковы, то у них возникает примерно одинаковое видение мира, что поддерживает иллюзию объективности наших знаний о мире. Более подробно природу трансцендентальной философии рассмотрим при анализе позитивизма.

Между тем, существуют учения, которые сложно подвести под определение идеализма или трансцендентальной философии. Например, философы-экзистенциалисты вообще безразличны к вопросу об отношении материи и духа и советуют концентрировать внимание на проблеме смысла человеческой жизни. Называть их сторонниками трансцендентальной философии, как делают некоторые философы, – значит, ставить их в один ряд с позитивистами, которых они считают своими основными идейными противниками.

Рационализм и иррационализм. Рассмотрим классификацию, редко встречающуюся в отечественных учебниках по философии. Она в 1960-х гг. была предложена немецким профессором А. Хюбшером, предложившим разделить философские учения на рационалистические и иррационалистические. Первые он относит к «линии Гегеля», вторые – к «линии Шопенгауэра»[16]. Мы считаем такую классификацию актуальной для современного человека, находящегося в мире мозаичной культуры, предлагающей разные, порой противоположные варианты решения его жизненных проблем. Например, люди постоянно сталкиваются с дилеммой: на что ориентироваться при выборе важного решения – на голос разума или веление сердца?

Одни полагают, что чувства должны быть подчинены разуму как высшему проявлению человеческой и мировой сущности. Таких людей называют рационалистами, а их философию –рационалистической. Рационализм (от лат. rationalis – разумный) можно определить как мировоззренческую позицию, согласно которой в прогрессе человечества основную роль играет разум, проявляющий себя в большей мере в виде науки и образования. Рационалисты признают разум основой познания и поведения людей, принижают роль авторитета и веры, исповедуют культ разума (например, в форме философии Просвещения или в культе научного разума, сциентизме).

Исходя из этого, можно считать рационалистическими такие учения, которые в познании и других сферах деятельности людей признают приоритетность человеческого разума и науки. В одной из своих работ М. Вебер определил понятие «рационализм» как знание о том, что в принципе нет таинственных, не поддающихся учету сил, с которыми имеет дело человек, что, напротив, всеми вещами можно овладеть путем расчета.

Другие же считают, что разум должен быть в подчинении у более высоких и сильных проявлений человеческого духа – нравственных, религиозных, эстетических чувств, воли к жизни, небесного закона и т. п. Философию, основанную на подобных идеях, называют иррационалистической.

Иррационализм (от лат. irrationalis – неразумный) можно определить как мировоззренческую позицию, согласно которой основу человеческой жизни составляет или воля, или инстинкты, или эмоции, или вера, но никак не разум. «Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, выражено в логике, в понятиях, в системной упорядоченной форме. По самому звучанию это слово указывает на противостояние «рацио»: ясному, дискретному, словесному мышлению. К сфере иррационального может быть отнесен широкий спектр проявлений человеческого внутреннего мира: эмоции, страсти, переживания, состояния сознания, интуиция, воля, различного рода озарения и духовные экстазы. Иррациональными называют также явления, характеризующиеся парадоксальностью, алогичностью, абсурдностью, т. е. не подчиняющиеся законам логики»[17]. Иррационалист (в отличие от рационалиста) – это человек, отдающий предпочтение созерцанию и интуиции и принижающий возможности разума; в этом общем смысле иррационализм есть особая мировоззренческая установка суживать границы мышления как формы постижения истины.

Говоря о рационализме, следует сказать, что он неоднороден. В частности, В. С. Степин предлагает различать три его исторические формы: классический, неклассический, постнеклассический.

Сторонникам классического рационализмахарактерна вера в безграничные возможности разума в познании и преобразовании мира. Такой оптимизм основывается у них на убеждении, что человеческий разум и объективный мир функционируют по одним и тем же законам, имеющим одно общее начало. Идеалом этой философии является построение точной картины мироздания, полностью совпадающей с устройством самого мира. Здесь нет еще и тени сомнения в невозможности этого, сомнения, основанного на идее субъективности человеческого знания.

Сторонники неклассического рационализма, признавая главенствующую роль разума и науки в жизни людей, считают принципиально невозможным построение абсолютно точной картины мира даже в идеале. Такой вывод они обосновывают невозможностью устранения из знания субъективных начал – ощущений человеку и применяемых в науке языковых средств и приборов, которые всегда влияют на ход и результаты исследования.

В постнеклассическом рационализмеидея неклассического рационализма о субъективности знания дополняется тезисом о его зависимости от мировоззренческих установок ученого. По мнению представителей этой философии, научное познание, будучи главным источником прогресса человечества, испытывает на себе мощное давление со стороны других сфер духовной жизни.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.