Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений
+ Истина Православия глубока для тех, кто не плавает по ее поверхности, а опытом познает ее безпредельные глубины.
+ Мусорное ведро чужих учений тоже может казаться глубоким для того, кому представляется, что и в нем можно найти что-то ценное.
+ Православие просто в начале, но высоко в завершении, ибо высоты его Царство Небесное.
+ Чужие учения высоки в начале, но конец их болотная грязь ядовитых измышлений и темные личины тьмы.
+ Христос, любвеобильный Бог наш, встречает нас в младенчестве, хранит в юности, укрепляет в зрелости и соединяет с Отцом Небесным во Святом Духе в старости.
+ Темные личины чужих учений обольщают нас миражами, скрывающими мерзость запустения и всей толпой убегают от слова и Креста Христова.
+ Если хочешь пройти по жизни невредимым, избери одного Христа и Его Церковь; если хочешь спастись, только Христос спасет тебя и освободит Своей истиной, ибо Христос есть истина.
+ Если ты заблудился в дебрях чужих учений и их яд начал убивать тебя, не страшись, покайся, и Христос исцелит твое сердце от смертельного яда и спасет тебя Своей всепрощающей Любовью.
О неприятностях и успехах
+ Когда хочешь отыскать главного виновника всех твоих неприятностей, посмотри в зеркало.
+ Когда ты радуешься своим успехам, вспомни о тех, кого уже нет; разве твои успехи смогут вернуть их к жизни?
О порче и избавлении от нее
+ Мир это порча, ибо живет по своей воле и любит своих, испорченных своеволием.
+ Если ты не хочешь быть порченным, то, рано или поздно, выйдешь из мира ради исцеления от порчи и Спасения.
+ Своеволие это порча ума, Божественная воля это его исцеление.
ГЛАВА 10. О среднем пути и золотой середине
«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Мф. 10: 16)
О среднем пути и золотой середине
+ Нет ничего лучше в духовной жизни среднего пути, ибо это, по словам святых отцов, поистине «царский» путь.
+ Средний путь свободен как от воображения, уводящего ум в прелесть, так и от крайностей аскетизма, убивающего не страсти, а тело.
+ Средний путь это золотая середина: убери крайности, и то, что
останется, это и есть золотая середина.
+ Средний путь не имеет крайностей, потому он и зовется «царским» путем.
О расслаблении и упорстве
+ Расслабление это духовное усыпление, вызванное равнодушием к собственному Спасению. Преодолевается постоянным ежедневным усилием побеждать себя шаг за шагом.
+ Упорство это неослабевающие усилия духовного Спасения, вызванного наличием в душе решимости стоять до конца в борьбе с собственными страстями.
-+ Наличие решимости залог победы в духовной борьбе и есть милость Божия к той душе, которая способна совершать самоотверженные поступки.
Сильная и слабая душа
+ Сильная душа укрепляется скорбями, слабая душа утешениями.
+ Сильная душа в испытаниях становится только тверже, слабая душа оживает только в тепличных условиях.
+ Сильная душа в искушениях быстро стяжает непрестанную молитву; слабая душа овладевает молитвой в течение всей своей жизни.
+ Сильная душа успевает стяжать благодать в зрелом возрасте и быстро выходит из мира смерти; слабая душа уповает на помилование и обретает его при последнем дыхании.
+ Сильная душа спасается смирением, слабая душа терпением.
Познание истины и Жизнь вечная
+ Познание Божественной истины и Жизнь вечная неотделимы друг от друга.
+ Тот, кто познал Божественную истину обретает, благодаря этому познанию, и Жизнь вечную, попирая смерть познанием Небесной Истины Христа.
+ Тот, кто достиг вечной Жизни, постигает во всей полноте Божественную истину, которая есть вечная Жизнь и безсмертие во Святом Духе: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13: 5).
О молитве и послушании
+ Не разделяй молитву и послушание: находясь в келье, молись внимательно; находясь на послушании, не теряй внимание и молитву.
+ Тот, для кого молитва стала послушанием, а послушание соединилось с молитвой, несомненно спасется, где бы он ни находился.
+ Молитва это внимание, и послушание также внимание; если в них не потеряешь внимание, то молитва соединится с твоим сердцем, каким бы делом ты ни занимался; это и есть Спасение.
О скорбях и утешениях
+ Если можешь сделать скорби своими помощниками, быстро стяжаешь отречение от мира и обретешь непрестанную молитву.
+ Скорби открывают очи души, просветляют сердце и проясняют ум; если в скорбях душа научилась стойко держаться за Бога, она быстро стяжает благодать.
+ Утешения душевные это награда за перенесенные жизненные испытания, но постоянно жить утешениями невозможно и, как правило, очень опасно.
+ Если душа привяжется к утешениям, то она расслабляется, начинает гордиться и теряет решимость и стойкость, поэтому преодоление привязанности к утешениям более трудно и требует от души предельного мужества и собранности.
Об отречении и обретении
+ Тот, кто отрекся от мира, не имеет ни матери, ни отца, ни родственников, ни жены, ни детей.
+ Тот, кто отрекся от мира, не имеет ни друзей, ни врагов, ни единомышленников.
+ Тот, кто отрекся от мира, обрел духовного Отца, обрел Господа Иисуса Христа, обрел Матерь Божию и всех святых, обрел Отца, и Сына, и Святаго Духа Троицу Единую и Нераздельную, обрел Спасение, ныне и присно, и во веки веков.
О совершенстве и добродетелях
+ Кто подвизается в молитве и покаянии в полном уединении, отречется от всех мирских попечений и полностью сосредоточится на покаянии, обретет благодать Святаго Духа и Спасение, уподобится сердцем Господу Иисусу Христу и упокоится в нетленном свете Пресвятой Троицы.
+ Тот, кто не обладает такой полнотой решимости, но усердно прилежит молитвенной практике, исполняя обязанности повседневной жизни, будет восходить от одной добродетели к другой, избежит запутанности в мирской жизни, освободится от греха и сподобится милостей всех святых, Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа.
ГЛАВА 11. О послушниках и старцах
«Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его». (Мф. 10: 25)
О послушниках
+ Существует четыре вида послушников:
1. Почтительный послушник тот, кто восхищается старцем при знакомстве с ним и делает его своей мечтой и кумиром. Недостаток такого послушника в том, что он быстро остывает и теряет свое восхищение в повседневной жизни со старцем и становится ропотным и непокорным.
2. Ревностный послушник тот, кто устремлен во всем подражать своему духовному отцу и хранит доверие ко всем его действиям и словам. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается внешним подражанием жизни и действиям старца, и медленно совершенствуется внутренне.
3. Преданный послушник тот, кто уверен в истинности своего старца и преданно служит ему душой, сердцем и умом, и поставил своей целью полное послушание благословениям и советам духовного отца. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается служением старцу, упуская во время служения тщательно заботиться о хранении сердца от помыслов и совершенствовании непрестанной молитвы.
4. Верный послушник тот, кто имеет непоколебимую веру в своего старца, послушен всем его благословениям и наставлениям, преданно служит ему и тщательно хранит сердце от рассеянности, пребывая в непрестанной молитве. Недостаток такого послушника в том, что он становится чрезмерно привязан к жизни бок о бок со своим старцем, и погружается в растерянность и уныние при его кончине.
О старцах
+ Существует четыре вида духовных старцев:
1. Старец, вразумляющий словом; тот, кто обрел дар неизгладимо запечатлевать в сердце послушника духовные истины и вразумления.
2. Старец, вразумляющий примером и благословением; тот, кто обрел неуклонное шествование узким духовным путем постоянного отречения и имеет благодатный дар устранять своим благословением в сердце ученика помыслы и сомнения.
3. Старец, преображающий благодатью сердце послушника; тот, кто стяжал благодать преображать сердце ученика и сообщать ему прямо и непосредственно дар непрестанной молитвы.
4. Старец, передающий духовное наследие; тот, кто имеет неописуемый Божественный дар передавать верному и преданному послушнику все свое духовное наследие и опыт Богопознания, вне зависимости от расстояний и обстоятельств, после чего у послушника не остается никаких вопросов.
+ Как бы ни был духовен и искусен в молитве старец, он не может проделать путь очищения сердца своего послушника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|