О болезнях и внезапной смерти
+ Если человек привязан к самому себе и к земным удовольствиям и не желает оставить свои привязанности, к нему приходят долгие и с трудом излечиваемые болезни.
+ Если человек сильно привязан к миру и к близким, как следствие, его настигает внезапная смерть.
+ Во всех случаях Божественная благодать лучшее лекарство для души, а милость Божия лучшее укрепление для тела.
О молчании и беседах
+ Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.
+ Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сбивается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра.
ГЛАВА 5. От чего оживает душа
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
(Мф. 6: зз)
От чего оживает душа
+ Душа оживает от чистоты: посмотри на лица детей, ты тоже был когда-то таким же.
От чего умирает душа
+ Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно.
Без мира душевного
+ Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу.
+ Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя.
+ Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу.
+ Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях.
Чем прогоняется радость
+ Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью.
Чем приобретается радость
+ Радость приобретается: желанием послужить ближним, тихостью души и молитвой.
Что обещает мир
+ Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.
+ Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели человека, оставь деньги.
+ Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.
+ Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он продал за них душу.
Когда все рушится
+ Только тогда, когда все рушится, выявляется истинная доброта и цена каждого человека.
+ Только в предельных испытаниях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца.
+ Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнаружилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех сердцах, которые сохранят их в себе.
Как ум возвращается в сердце
+ Как пьяный человек не может стоять на одном месте, так и ум, опьяненный помыслами, желаниями и страстями, не может пребывать в сердце.
+ Как человек, протрезвев, возвращается домой, так ум, протрезвев от опьяненности миром и привязанностями, возвращается в сердце и неисходно водворяется в нем.
+ Ум, очищенный долговременной непрестанной молитвой, сам утверждается в сердце и в нем находит место своего упокоения и пребывания со Христом.
Что бы ни происходило уме
+ Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молитвой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.
+ Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.
+ Сколько ни говорить слово «халва» , слаще не станет, и только молитве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать
сердцу истинную духовную сладость, избавление от страхов и опасений и подлинное Спасение от греха.
Тот, кто властвует над людьми
+ Тот, кто властвует над людьми силой, не умен; тот, кто умен, навлекает на себя проклятия людей; тот, кто заботится о спасении людей, добр и разумен и поэтому спасается сам молитвами любящих его.
+ Тот, кто властвует над людьми, не может властвовать над своим сердцем; тот, кто властвует над своим сердцем, никогда не руководит людьми, он помогает им стать добрыми.
+ Тот, кто держит людей в страхе, убивает сам себя; тот, кто помогает им стоять в добре, очищает свое сердце.
Не страшись мысленных браней
+ Не страшись мысленных браней; в них закаляется твое сердце и обучается стоять в Евангельских заповедях; закаленное в бранях сердце становится отважным и обретает молитву, а сердце, обретшее молитву, быстро приходит к Спасению.
+ Тот, кто отважен и решителен от рождения, быстро обретает благодать, если не забывает о смирении; тот, кто преодолел свою трусость и робость, обретает двойную благодать, если хранит решимость в своем сердце.
+ Решительному, чтобы спастись, нужно разрушить все бастионы мысленного врага, а нерешительному всего лишь свою робость.
О ненависти
+ Ненавидеть хотя бы одного человека и думать, что живешь по Евангелию, ошибка.
+ Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, ошибка.
+ Ненавидеть хотя бы одного человека значит ненавидеть весь мир.
О неприязни
+ Иметь неприязнь хотя бы к одному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, ошибка.
+ Неприязненно относиться к ученикам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, ошибка.
+ Иметь неприязнь хотя бы к одному из последователей своего духовного отца значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.
О борьбе
+ Бороться хотя бы с одним человеком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.
+ Бороться с врагами Православия значит самому стать его врагом и врагом Евангелия.
+ Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или нациями за свою веру, стал добрым и смиренным.
+ За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.
+ Рядом с тем, кто борется за святость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, диавол.
+ Самая лучшая борьба стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.
ГЛАВА 6. Сердце мирское и духовное
«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?». (Мф. 6: 27)
Сердце мирское и духовное
+ Сердце, полностью порабощенное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, это мирское сердце.
+ Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единственным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.
Внимание и молитва
+ Внимание, обращенное в сердце, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.
+ Внимание, направленное в мир, приводит к забвению молитвы и делает сердце отстойником дурных помыслов, желаний и страстей.
Думать и молиться
+ Если думать и думать только о мире, погибнешь под его обломками, и он с готовностью похоронит тебя, как он сделал это со всеми своими почитателями.
+ Если молиться неустанно и сделать молитву сутью своей жизни, станешь свободен от мира сего и соединишься со Христом, еще живя на земле.
Блуждание и просвещение
+ Размышления это блуждание по безконечным лабиринтам безплодных и безблагодатных идей и представлений, ибо не имеет ничего общего с духовной жизнью.
+ Молитва это единственные узкие врата, выводящие душу из заблуждений и тупиков мира сего и просвещение сердца неизреченной благодатью милости Божией.
Мечтания и память Божия
+ Мечтания это нисхождение души во ад по ступеням обманчивых помыслов: их первая ступень якобы «добрые» представления, вторая ступень якобы «нейтральные» помышления и третья ступень откровенно безблагодатные и убивающие душу дурные помыслы.
+ Мечтания это прямой сговор с бесами, прельщающими ум обманчивыми «утешениями».
+ Память Божия это восхождение души к Престолу Божию в сияющий мир Божественной благодати по ступеням святого отречения: его первая ступень отречение от мира, дающее душе возможность безпрестанно молиться; вторая ступень отречение от помыслов, желаний и страстей, открывающее душе возможность чистой молитвы; и третья ступень отречение от самого себя или от своего эгоизма, благодаря такому отречению в сердце вселяется непрестанная память Божия неизреченная благодатная молитва.
+ Память Божия это совершенное и всецелое осияние души нетварным светом непрерывного присутствия Божия Пресвятой Троицы.
О рождении и боли
+ Чтобы прийти к Богу, нужно умереть душой и родиться духовно, но и умирание и рождение происходят через предельную боль души.
+ Кто решится пройти через такую боль, тот возродится в Боге вечно живым и никогда не гибнущим новым существом.
+ Вся история человечества это ожидание и воспринятие Богом новорожденных существ, прошедших через боль тленного бытия и родившихся для Вечности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|