Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЛОРЕНСКИЙ ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ





(1882 – 1937)

Для теоретической мысли “Столп Истины” это – достоверность… Достоверность удостоверяет меня, что Истина, если она достигнута мною, действительно есть то самое, чего я искал. Но что же я искал? Что разумел я под словом “Истина”? – Во всяком случае – нечто такое полное, что оно всё содержит в себе и, следовательно, только условно, частично, символически выражает своим наименованием <…>

истина”, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – “сущее”, подлинно-существующее… в отличие от мнимого, не действительно бывающего.<…>

Истина – это пребывающее существование; – это – “живущее”, “живое существо”, “дышущее”, т.е. владеющее существенным условием жизни и существования. Истина, как существо живое по преимуществу, – таково понятие о ней у русского народа. Не трудно, конечно, подметить, что именно такое понимание истины и образует самобытную характеристику русской философии. <…>

“Столп и утверждение истины”.

Том 1 (1). – М., 1990. – С. 15-17.

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

(1889 – 1976)

“Истина” – это не признак правильного предложения, которое высказывается человеческим “субъектом” об “объекте” и потом где-то, неизвестно в какой сфере, имеет силу, но истина есть раскрытие сущего, благодаря которому существует открытость. В открытое открытости перенесено всё человеческое поведение и отношение. Поэтому человек есть способ экзистенции. <…>



Сущность истины раскрывается как свобода… Свобода, понимаемая таким образом как допущение бытия сущего, наполняет и осуществляет сущность истины в смысле раскрытия сущего. <…>

“О сущности истины” // Философские науки. 1989, № 4. – С. 96-104.

Теория истины в философии и науке.

На каждом этапе познания человек имеет дело с относительно истинным знанием, неполным и неточным, в силу ограниченности числа каналов чувственного познания и субъективности, всегда в той или иной мере присущей рациональному познанию. Истина − как максимальная оценка степени соответствия мысли и объекта познания – плюралистична , так, как зависит от семиотического типа суждения(эмпирического, аналитического, фактуального или логического). Эмпирическая истинность присуща суждениям о материальных объектах; она устанавливается методами наблюдения, измерения, лабораторного эксперимента. Аналитическая истинность – есть характеристика суждения об идеальных объектах, и для ее установления используются методы анализа и синтеза, различения и обобщения.



Перечисленные эмпирические и аналитические методы могут оказаться недостаточно общими основаниями для обоснования собственных проблем какой-либо науки, и тогда привлекаются философские основания – универсальные принципы, законы и категории. Речь тогда идет о философской рефлексии как способе оценки научного представления объекта познания в сознании субъекта. При этом происходит восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот. Привлекается историко-логический метод и метод “раздвоения” единого. Все это − диалектические методы научного познания, когда то, что было первичным в естественноисторическом процессе, становится вторичным при его мысленном воспроизведении (оборачивание метода).

Например, в математике сначала осуществляют переход от конкретных вычислений к абстрактным исчислениям – дифференциальному и интегральному, а затем используют их аппарат в тех же конкретных вычислениях, но уже более богатых по своим возможностям. Оборачивание метода имеет также место, когда сложная проблема сводится к более простым вопросам, исходя из которых происходит дедуктивное возвращение к исходной задаче.


Тема 17. ПРОБЛЕМА ПРАКТИКИ

1. Практика[137] и познание.[138]



2. Функции практики: генетическая, целевая, критериальная.

3. Прикладная гносеология.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: 2003. С. 355 - 372;

Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. М.: 1972;

Введение в философию. Ч.2 / Фролов И.Т. и др. М.: 1990. С.269-289.

Петров Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. М.:1988.

Петров Ю.А. Теория познания: методы и приложения. М.: 1989.

Практика и познание. М.: 1973.

Симонян Е.А. Единство теории и практики. Философский анализ. М.:1980.

Философский словарь. М.: 2002. Статьи: “Практика”, “Познание”.

Философский энциклопедический словарь. М.: 1989. Статьи: “Практика”, “Познание”.

Философская энциклопедия в 5-ти томах. М.: 1960-1970. Статьи: “Практика”, “Познание”.

Хрестоматия по философии / Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. М.:2002. Раздел II.

Темы докладов:

1. Принцип практики в теории познания.

2. Практика как способ приложения знаний.

3. Связь вспомогательных критериев истинности с практикой.

4. Применение гносеологии для решения социальных проблем.

РАЗДЕЛ V__________________________________________________________

АКСИОЛОГИЯ[139]

 

Тема 18. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

1. Аксиологическая функция философии: бытие, познание, ценность.

2. Познавательный и ценностный подходы в познании

ЛИТЕРАТУРА

Брунер Дж. Психология познания. М.: 1977.

Ильин В.В. Аксиология. М.: 2006.

Лосский Н.О. Ценность и бытие. М.: 1994. Гл. 3.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. В двух томах. Т. 1. М.: 1988. С. 119-135.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к философии. М.: 2000.

 

Темы докладов:

1. Аксиологические проблемы философии.

2. Ценности и потребности как организующие факторы восприятия.[140]

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ ______________________________________Приложение 1 Т Е Р М И Н О Л О Г И Ч Е С К И Й С Л О В А Р Ь
№ п/n Т е р м и н О п р е д е л е н и е (объяснение) т е р м и н а Дополнительные определения (марксистская традиция)
         

А

Анализ Мысленное расчленение предмета на его свойства, отношения, части, ступени развития  

Б

Биосфера Совокупность всех живых организмов на планете, обитающих в воздухе, воде, на суше или в слоях земли.  
Бытие Философская категория, для обозначения универсума, в который входят объективная и субъективная реальность. Объективная реальность.

 

В

Взаимодействие Основа проявления любого свойства предмета внешнего мира и их отношений. Причина превращений.
Возможность Бытие нового в его потенциальном состоянии.  
Восприятие Целостный образ вещи, непосредственно воздействующей на органы чувств.  
Время Основная характеристика процесса изменения. Форма существования материи.

Г

Генезис Процесс возникновения и развития объекта познания.  
Гносеология Учение о познании. Важный раздел философии.  
Гносеологи− ческий образ След в психике человека в результате процесса познания  

 

Д

Движение Изменение. Время, переведенное на язык пространства или пространство, оцениваемое с точки зрения времени. Способ существования материи.
Дедукция Умозаключения, в которых вывод не выходит за рамки знания тех предметов, о которых шла речь в посылках.  
Детермини-рованность Подчинение закону причинной обусловленности.  
Действительное Все актуально существующее – в зародышевом, в зрелом и в увядающем состоянии.  
Дефиниция Разъяснение смысла термина через уже известные термины  
Диалектика Способ “организованности” объективного и субъективного миров в их противоречивом взаимодействии. Учение о развитии
Достовер-ность Полное соответствие суждения действительности. Синоним истины.

 

 

Е

Единичное Категория, выражающая то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.  

 

Ж

Жизнь Способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот. Отражение условий своего существования.

 

З

Закон Гносеологический образ закономерности в науке. Связь, носящая всеобщий, повторяющийся, имманентно присущий явлениям характер.
Закономер-ность Устойчивая, повторяющаяся, необходимо присущая явлениям материальной и идеальной действительности связь. То же, что и закон
Знание Совокупность гносеологических образов разной степени общности, соответствующих отображаемой реальности. Способ существования сознания, отличающийся истинностью (правдоподобием).  
Значение Предметная область для интерпретации языковых конструктов. Содержание (смысл) языкового феномена

 

И

Идеальное Гносеологический образ как феномен сознания. Материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней.
Изменение Качественно-количественная трансформация предмета.  
Индукция Тип умозаключения, обеспечивающий возможность переходов от единичных фактов к общим положениям.  
Интуиция Способность непосредственного постижения истины без предварительного рассуждения.    
Интерпрета-ция Процесс нахождения предметной области, являющейся значением данного языкового выражения. Истолкование.
Информация Отражение разнообразия свойств и отношений объекта материальной или идеальной природы; сведения о тех или иных событиях. Особое функциональное свойство высокоорганизованной материальной системы.
Истина Соответствие суждения реальному обстоянию дел. Знание, соответствующее действительности.

к

Категория Наиболее общее понятие  
Качество Одна из сторон объективной и субъективной реальности, противопоставляемая ее количественной определенности. Специфическая характеристика предмета.
«Качество-количество» Интегральный образ объекта.  
Количество Численно определимая интенсивность качества. Числовая характеристика объекта
Континуум Диалектическое единство частей, отличающееся свойством непрерывности; противопоставляется дискретности (прерывности).  
Континуаль-ность Непрерывность.  
Космология Наука о вселенной как едином связном целом.  

 

М

Мера Единство определенного качества и количества. Интервал, внутри которого количественные изменения не приводят к возникновению нового качества.
Метафизика Учение о неизменности и постоянстве вещей и их свойств. Учение об умопостигаемых сущностях.
Материя Философская категория, для обозначения объективной реальности. Объективная реальность.
Метод Познавательный прием Элемент методологии
Методоло-гия Применение мировоззрения на практике, в познании, в духовном творчестве человека. Один из разделов научной философии.
Мир Система, элементами которой являются: человек, общество, природа и идеальные феномены. “Я” и “Не-Я”.
Мировоззре-ние Система ценностей Система взглядов на мир и место человека в нем

Н

Наука Область духовного творчества, отвечающая условиям научности. Духовная деятельность человека, направленная на расширение знания.
Настоящее время Граница, отделяющая реальные события от их причинных предков (следы) и потомков (возможность). Граница между прошлым и будущим.
Необходи-мость Устойчивая, существенная связь явлений, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.  
Непосредственный пред-мет науки Проблемное поле науки. Система научных фактов.  
Непосредственный предмет философии Наиболее общие вопросы развития природы, общества и мышления.  

 

О

Обобщение Переход от единичных объектов, их конкретных свойств к сущностям, имеющим более общий характер.  
Оборачивание метода Мыслительный прием, когда то, что онтологически либо гносеологически было первым, становится вторым и наоборот. Один из диалектических методов познания.  
Объект познания Фрагмент объективной или субъективной действительности, попавший в круг познавательных или практических интересов субъекта познания. Изучаемый предмет материальной природы.
Объективная реальность Предметная область, на которой интерпретируется понятие “материя”. Вещественно-полевая и социальная материя.
Объектив-ность Независимость материального от идеального.  
Общее Категория, отражающая сходство либо тождество свойств, сторон объекта.  
Онтология Учение о бытии. Исходный раздел философии.
Опосредованный предмет науки Предметная область интерпретации непосредственного предмета науки. Множество абстрактных объектов, отражающих явления, которыми занимается данная отрасль знания.
Основание Принципы, законы, категории какой-либо науки. Мысль, из которой следует какая-либо другая мысль.
Особенное То, что отличает одно явление от другого.  
Отражение След в психике человекапри его взаимодействии с предметами любой природы. Свойство, заложенное в самой реальности.  
Отрицание Момент развития: отрицание и одновременно сохранение предшествующего.  
Ощущение человека Элементарный факт сознания. Отражение в психике человека отдельных свойств предметов, воздействующих на его органы чувств.

 

П

Плюрализм Мир плюралистичен, так как он, будучи един, диалектичен как онтологически, так и гносеологически в этом единстве. Абсолютизация плюралистичности мира.
Познание Процесс репрезентации объекта познания в сознании познающего субъекта. Процесс образования знания.  
Понятие Выражение языка, фиксирующее предмет (предметы) познания. Гносеологический образ, отображающий сущность объекта познания.
Понимание Усвоение идеи, заложенной в объекте познания.  
Правдоподобие Оценка степени соответствия суждения реальному обстоянию дел. Соответствие знания действительности.
Практика Материальная деятельность на основе гносеологических образов.  
Предметная область Множество объектов познания определенной природы  
Предмет науки Совокупность элементов некоторой предметной области, которую исследует наука. Объект познания.
Представление Образное знание об объектах, которые воспринимались нами в прошлом, но которые не воздействуют в данный момент на наши органы чувств.  
Принцип единства мира Положение о том, что мир един в его многообразии, то есть, что его плюралистичность может быть понята с единой точки зрения. Мир един в его материальности.
Природа объекта познания Сущность, субстанциональная основа объекта.  
Причина Явление, которое вызывает к жизни другое явление  
Причин-ность Такая имманентная связь между явлениями, при которой всякий раз, когда существует одно, за ним неизбежно следует другое.  
Проблема Фундаментальный вопрос. Знание о незнании
«Пространство-время» Целостный гносеологический образ континуального единства изменяющегося положения и длительности сосуществования физических материальных предметов.  
Пространст-во-время Поле проявления материальных процессов. Объективно-реальная форма бытия.
Противопо-ложности Разнокачественные стороны явлений, процессов, которые друг без друга не существуют, друг друга обусловливают и друг друга отрицают. Раскрывшиеся противоречия.
Противоре- чивость Содержание в объекте его собственного отрицания.  
Противо- речие Содержание в себе своего собственного отрицания.  
Психика человека Генетическая основа феномена сознания Высшая форма эволюции психики животного.

 

 

Р

Развитие Качественное изменение действительности, ведущее от простого к сложному, от низшего к высшему. Закономерный процесс качественных превращений в результате перехода противоположностей.
Различие Не развернувшееся противоречие Отрицание тождества.
Рациона-лизм Одностороннее преувеличение и абсолютизация роли мышления в познании  
Реальность Предметы материальной и идеальной природы. Все актуально существующее.
Репрезента-ция Способ научного и философского освоения мира.    

 

С

Свойство Сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними.  
Семиотика Наука о знаковых системах.  
Сенсуализм Преувеличение чувственного момента в познании.  
Синтез Сведение к единству многообразных свойств и отношений, обнаруженных в данных предметах.  
Скачок Момент преодоления одной противоположности другой, момент разрушения противоречия. Интервал, в котором происходит превращение одного качества в другое.
Следствие Результат действия причины.  
Случайное То, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может произойти так, а может совершиться и иначе.  
Снятие Одновременное отрицание и сохранение предшествующего  
Сознание Гносеологический образ идеального мира Свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга.
Содержание   Состав всех элементов объекта, единство его свойств, связей, противоречий и тенденций развития. Смысл и значение языкового выражения.
Субстанция Главное в процессах и объектах познания, предельное основание сведения многообразия изучаемых явлений к единой основе. Философская категория, используемая для характеристики единство мира.  
Субъект познания Отдельный человек (или группа людей), рассматриваемый с точки зрения исследования реальности. Ученый как представитель конкретной науки.  
Субъектив-ная реальность Гносеологические образы и экзистенциональные состояния человека Особое функциональное свойство самоорганизующейся системы.  
Суждение Мысль, оцениваемая с точки зрения ее истинности либо ложности.  
Сущность То в объекте познания, что важно субъекту познания, для решения поставленных задач. Причина возникновения объекта, законы его жизни, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства.

 

Т

Теория Правильное подмножество потенциальнобесконечного множества истинных (либо правдоподобных) суждений языка. Система предложений, связанных логикой.
Термин Языковое выражение понятия Элемент системы языка.
Трансцендентный Потусторонний, существующий вне времени и пространства  

У

Умозаключение Процесс выведения одних суждений (заключений) из других (посылок), определенная система суждений  
Универсум Максимально широкая предметная область, на которой интерпретируется предельно общее понятие “бытие”. Громадное множество объектов определенной природы.
Условия научности Совокупность непосредственных и опосредованных результатов, достигнутых на данном этапе познания. Круг вопросов и результатов, на которых базируется данная отрасль знания.

 

Ф

Философия Наука, имеющая предельно широкую предметную область Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
Форма Относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия. Способ внешнего выражения содержания.
Формали-зация Выделение формы в качестве особого предмета исследования независимо от содержания.  

Э

Эвристика Способ теоретического иссле-дования и отыскания истины  
Экзистенциональные состояния человека Состояния психики человека: любовь, вера, страх, надежда, справедливость и т.п. Психические феномены человека.
Эклектика Произвольное сочетание разных сторон предмета без выделения главного  
Энтропия Неспособность энергии к превращениям.  
Энергия Характеристика движения материального объекта вещественно-полевой природы. Количественная мера движения.

 

Я

Языковые конструкты Языковое выражение понятий, суждений и пр. Термины, предложения, теории, метатеории и пр.
Язык Множество высказываний разной степени правдоподобности. Знаковая система.

 


______________________________________Приложение 2

Темы рефератов

1. Современная постановка проблемы бытия в учебнике: Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: 2005.

 

2. Современная постановка проблемы материи в учебнике: Введение в философию / И.Т. Фролов и др. М.: 2004.

 

3. Современная постановка проблемы сознания в работе: Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: 2002.

 

4. Современная постановка проблемы познания в работе: Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: 2002.

 

5. Современная постановка проблемы правдоподобия в работе: Трудные времена философии: Юрий Александрович Петров. Борьба против профанации методологии науки. Отстаивание философской логики / Ред.-сост. Б.В. Бирюков, И.С. Верстин. М.: 2010.


_____________________________________Приложение 3

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ[141]

Как показывает заглавие, нас интересует здесь методологический аспект научной работы – студенческого реферата. Лишь с этой стороны для нас существенны характеристики научной работы. Такой методологический (а точнее, логико-методологический) подход мы будем применять и к определению других понятий.

Итак, что же представляет собой научная работа в ее логико-методологическом аспекте? Это (с логико-методологической точки зрения) правильно организованное обоснование некоторого утверждения (положения, тезиса), яв­ляющегося определенным научным результатом (или результатом научного исследования), который мы в дальнейшем будем для краткости называть просто результатом.

Наши методологические требования будут адресованы главным образом научным работам гуманитарного профиля, причем в тех случаях, когда существенным является не просто описание (а такие работы тоже правомерны), а доказательное обоснование результатов научного исследования.

Итак, специфической и существенной чертой научной работы является обоснование результата научного исследования. При этом неважно, оригинален или тривиален этот результат, является ли он результатом автора научной работы или взят у другого автора и т.д.

Теперь поясним некоторые другие характерные особенности научной работы.

а). В научной работе всегда ставится некоторый вопрос (проблема). Отличается он от обычных вопросов тем, что на него нельзя (или не имеет смысла) дать непосредственно достаточно полный и истинный (обоснованный) ответ. В противном случае необходимость в самой научной работе просто отпадает. Иначе говоря, вопрос, поставленный в научной работе, должен содержать какую-то неопределенность (энтропию) либо подразумевать таковую. А ответ на вопрос должен эту энтропию устранять, т. е. нести информацию, под которой и понимается то, что устраняет энтропию.

б). Ответ на вопрос в научной работе всегда обосновывается. Обычно при этом используются законы и правила науки, опытные данные и т.д. Чтобы получить достаточно полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос, называемый результатом (положением, тезисом) научной работы, как правило, приходится проводить научное исследование. Таким образом, научное исследование дает тот результат, на котором строится научная работа. Научная работа предполагает наличие такого результата. Вообще говоря, она является логически и методологически правильно организованным обоснованием результата научного исследования и без такого обоснования просто теряет смысл.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Результат исследования становится результатом научной работы, основанной на этом исследовании и являющейся в определенном смысле ее итогом. Научная работа и научное исследование не обязательно являются результатом деятельности одного и того же лица (автора). Автор научной работы может воспользоваться результатами научного исследования другого лица. Все зависит от того, каков статус научной работы. Поэтому результат научной работы может быть, а может и не быть результатом самого автора. Например, к студенческому реферату не предъявляется обязательное требование научной новизны результата. Это значит, что результат может быть взят у других авторов, но более или менее самостоятельно раскрыт и обоснован студентом в его реферативной работе.

 

______________________________________________Заключение

Исследовав пять философских проблем – бытия, материи, сознания, познания и истины − можно прийти к выводу, что все они в целом складываются в общее видение нашего современного мира, все эти пять фундаментальных вопросов являются одним, единым целым. Они дополняют друг друга, и именно они являются решением многих проблем: проблемы постижения жизни, познания мира, обнаружения фундаментальных закономерностей природы, общества и мышления. Изучив и исследовав все пять философских проблем, мы начинаем понимать, что философия в целом помогает осознать смысл и цели собственной жизни, развивать представления о мире и месте человека в нём.

 


_______________________________________Приложение 4

Экзаменационные вопросы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.