Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия, наука, мировоззрение





Отношения философии с наукой и отношение ее к науке — важный, ставший традиционным, способ выявления предмета и особенностей философии, определения ее места и роли в духовной жизни общества. Как правило, именно в этом разрезе рассматривается и вопрос о мировоззренческом значении философского знания, что подтверждается и в наши дни.

Многие современные западные теоретики пытаются преодолеть сциентистскую идеологию, вскормленную неопозитивизмом на протяжении последних полутораста лет и выражающую претензию науки на роль единственного средства решения всех фундаментальных проблем человеческого бытия. Отсюда возросший интерес западных теоретиков к мировоззренческой и идеологической значимости философии. Как верно заметил Б. Т. Григорьян, наблюдается заметная социологизация постпозитивистских концепций, поворот от логико-методологического нормативизма к своеобразному социологическому детерминизму' (такая тенденция характерна для западной философии вообще в исследовании проблематики сознания и его отдельных форм). На этом фоне марксистский анализ взаимоотношений философии и науки, того, как они складывались исторически, прежде чем обрели современную форму, вызывает особый интерес.



' См : Григоръян Б Т Что такое философия и зачем она? Вопросы философии, 1985, № 6, с 115.

Сопоставление ранних форм существования философии с ее позднейшим развитым состоянием позволяет усмотреть специфику философского знания в рефлексии, причем не только по отношению к знанию, но и ко всем видам человеческой деятельности. И если показателем незрелости античной философии является невыделенность рефлексии как самостоятельного вида теоретизирования из состава совокупного знания эпохи, то именно эта невыделенность составляет известное преимущество античных философов по сравнению, скажем, с мыслителями XVII— XVIII веков. Последние фиксировали рефлексию преимущественно в ее особенных формах, главным образом как рефлексию науки, но отнюдь не в форме всеобщности, что было характерно как раз для античности '. Между тем именно рефлексия в форме всеобщности более полно выражает содержание философии, чем любые особенные формы этой рефлексии. Например, замкнутая на себя рефлексия науки, столь характерная для ранней буржуазной философии, исходит, явно или неявно, из представления об абсолютной самоценности науки, о научности как единственном и уж во всяком случае наилучшем ориентире человеческого бытия и действия. Но уже в XVIII веке возникает сомнение в незыблемости этого представления. Становится ясно, что человек в своем поведении руководствуется отнюдь не одним только научно-трезвым расчетом и само научное отношение к миру подчинено реализации иных, нежели собственно научные, целей человека.



Так, в ходе поступательного развития самого знания была зафиксирована потребность в дополнении его научно-теоретического содержания ценностно-мировоззренческими представлениями, что, естественно, заставляет иначе подойти к определению статуса философии как формы сознания. Для характеристики последней чрезвычайно важное значение приобретает положение К. Маркса о различии теоретического (понятийного) и так называемого духовно-практического способа освоения мира 2.

Но прежде чем такое различие будет раскрыто, необходимо показать несостоятельность попыток превратить философию в «особую науку» и даже в «науку наук», якобы возвышающуюся над всем остальным знанием. На чем

' Понимание философии как учения о всеобщем, «теоретическом» представлено уже у Аристотеля, у которого всеобщие характеристики бытия являются предметом так называемой «первой философии».

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 38.

основывается тенденция и соблазн подобного «возвышения» философского знания?



Видимо, сыграла свою роль попытка в натурфилософском «оформлении» выразить стремление человека к целостному знанию. Это стремление в условиях недостаточно развитого научного знания удовлетворяется путем измышления отсутствующих связей и умозрительно-спекулятивного построения целостной картины мира. Задача построения такой картины и возлагается на философию. В то же время осознание необходимости участия философии в выработке научного знания приводит к выводу в духе гегелевского тезиса о том, что любая наука есть лишь прикладная логика — не более того.

Но историческая практика развития знания и сознания поставила под сомнение и претензию философии быть «наукой наук», и попытки будущих позитивистов превратить ее в «науку без знания», и распространенные ныне представления о ней как о «совокупности предельных обобщений», что будто бы и определяет ее методологическую функцию и значимость. Ясное понимание и самой общественной потребности в философском знании, и особого места и роли философии в составе культуры, а тем самым и круга интересующих ее проблем (ее предмета) впервые было достигнуто в марксизме.

Классики марксизма-ленинизма никогда и нигде не возлагали на философию функцию и обязанность строить из результатов «положительных наук» некую обобщенную картину — систему «мира в целом» и тем более не связывали с подобным построением мировоззренческое значение философии. Научное мировоззрение, с их точки зрения, заключено и воплощено отнюдь не в системе отвлеченных философских положений, а в системе реальных научных знаний, в «самих реальных науках», включая и философию. Поэтому любую попытку воздвигать над (или рядом) положительными науками еще и особую науку о «всеобщей связи вещей» Ф. Энгельс расценивает как затею в лучшем случае излишнюю и бесполезную. Опыт показывает, что такая «философия» неизбежно превращается в тяжелый балласт, в гири на ногах науки и активно мешает реальным наукам двигаться вперед, поскольку, будучи обобщенным описанием сегодняшних результатов исследования, она всякий шаг науки за пределы этих результатов, естественно, рассматривает как покушение на свои собственные построения, как их расшатывание и «ревизию».

В то же время такая, позитивистски ориентированная, философия остается порой безучастной и снисходительной к действительной ревизии устоев философского материализма и философской диалектики, когда эта ревизия производится под флагом выводов «из современного естествознания», из «новейших открытий» в физике или астрономии, которые для позитивиста всегда имеют значение высшего критерия «философских» истин. Он всегда рад «исправить» философские понятия в угоду «новейшему открытию» и применительно к нему 1.

Отвергая идею возведения рядом со зданием научного мировоззрения, то есть совокупности реальных («положительных») научных знаний о мире, еще и некой особой философской, «мировоззренческой» картины мира, классики марксизма-ленинизма вовсе не отрицали необходимость самой обобщенно схематизированной картины мироздания. Напротив, они исходили как раз из того, что всякое научное изображение (идет ли речь об отдельной науке или о всей совокупности наук) представляет собой так или иначе схематизированное отображение окружающего мира. И настаивали на том, что создание обобщенной системы представлений о мире под силу лишь всей совокупности реальных, положительных наук, выясняющих свои взаимные связи и переходы в составе единого, целостного миропонимания, тем самым вооружающих людей уразумением универсальной связи вещей и знаний об этих вещах, показывая и доказывая эту связь как в целом, так и в частностях. Например, диалектику в природе не только может, но и обязано вскрывать полностью и без остатка естествознание, так же как диалектику общественно-исторического процесса призвана выяснить вся совокупность общественных наук — политэкономия, теория государства и права, психология и т. д. и т. п.

И сама марксистская, диалектико-материалистическая философия не есть философия в старом смысле этого слова. Она не взваливает на свои плечи задачу, посильную только всему научному познанию, и то лишь в перспективе. Если прежняя философия ставила перед собой эту утопическую задачу, то единственным оправданием ее претензий была историческая неразвитость других наук. Но «как только перед каждой... наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний

1 Подробнее об этом см.: Ильенков д. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980.

о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней» 1. Этот тезис Ф. Энгельс проводит и в «Анти-Дюринге», и в «Диалектике природы», и в «Людвиге Фейербахе,..», прямо связывая его с самой сутью материализма. Речь идет о материализме диалектическом, являющем собой научное мировоззрение — такую совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении, которая может быть построена лишь дружными усилиями всех наук, включая и научную философию.

В. И. Ленин рассматривал диалектику прежде всего как универсальный метод, действительную логику развития понятий в ходе конкретного исследования тех конкретных областей действительности, которыми, в частности, занимались основоположники коммунистического мировоззрения. Он всячески подчеркивал, что суть материалистической диалектики заключается не в том, что она есть совокупность «наиболее общих утверждений» относительно «мира в целом», а в том, что она есть логика развития научного мировоззрения, реализованного К. Марксом и Ф. Энгельсом в виде научно-материалистического понимания конкретных законов развития общества на определенной конкретно-исторической стадии его развития: в виде научной политической экономии; конкретно сформулированных принципов стратегии и тактики борьбы пролетариата; теоретического понимания закономерностей революционного процесса преобразования капиталистического общества в социалистическое. При социализме научное мировоззрение, основу которого составляет марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов, становится господствующим в духовной жизни общества2.

Что же касается материалистической диалектика, то ее специфика состоит в том, что всеобщие законы мышления понимаются ею как отраженные научным познанием — и проверенные тысячелетиями человеческой практики — всеобщие законы природы и истории. Это отличает марксистскую диалектику не только от диалектики гегелевской, но и от всякой иной. Теория и практика, то есть отражение и действие на основе отражения, связываются здесь в один процесс, управляемый одними и теми же диалектическими

' Маркс К.., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 25.

2 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 52.

законами теоретического познания и практической деятельности. Поэтому диалектика и выступает как наука о теоретическом и практическом освоении мира общественным человеком. В этом и заключается ее первостепенное мировоззренческое значение, роль и функция, a не в попытках решить задачу, которая посильна только всей совокупности «реальных наук».

У философии есть свой основной вопрос — вопрос об отношении мышления к бытию, который определяет особенности ее подхода к миру и лежит в основе разрабатываемых ею метода и логики познания. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если основной вопрос в ней прямо и не формулируется. Но отсюда вовсе не следует, что предметом философии является только основной философский вопрос. Помимо основного философия занимается многими другими вопросами, вне которых ее нельзя представить, а ее собственное содержание было бы существенно и заметно обеднено. Другое дело, что именно основной философский вопрос составляет необходимую предпосылку решения всех других философских проблем. Нельзя не согласиться со следующим суждением Т. И. Ойзермана:

«Если предмет философии и основной философский вопрос одно и то же, значит, предмет философии исторически не изменялся, несмотря на коренные социально-экономические перемены и великие научные открытия. В таком случае или философия не ставит никаких новых вопросов, или постановка таких вопросов выходит за границы ее предмета. Получается, что предмет философского исследования отрывается от исторических условий, которые определяют развитие философии и познания вообще. Создается идеалистическая иллюзия, будто бы философия существовала независимо от событий своей эпохи, возвышалась над ними и т. д... Отождествление предмета философии с основным философским вопросом если не прямо, то косвенно отвергает развитие философии, которое сводится в таком случае лишь к различным модификациям основного философского вопроса, различным ответам на этот вопрос» '.

Теоретическое познание явлений окружающего мира невозможно без мышления, развитого в логическом отношении. Но логические категории и законы в силу истори-

' Ойзерман Т. И. Главные философские направления. М., 1984, с. 19.

чески сложившегося разделения труда между науками разрабатывались именно философией. Марксистско-ленинская философия развила и последовательно провела материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, оплодотворив его диалектическим воззрением, построив диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» '.

Рассматривая логические формы и закономерности как осознанные и проверенные всей человеческой практикой формы и законы развития природных и общественно-исторических процессов, марксистско-ленинская философия снимает различение между онтологией, логикой и теорией познания. Совпадение диалектики, логики и теории познания — основной принцип философии диалектического материализма. Тем самым философская теория марксизма представляет собой конкретно развернутое, проведенное через все детали диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Логические формы и закономерности предстают здесь как отраженные в сознании человека универсальные формы и закономерности протекания любого естественно-природного и общественно-исторического процесса, как ступени теоретического воспроизведения предметов в согласии с их действительным развитием.

Итак, марксистская философия исходит из понимания науки как полноправного способа отыскания объективной истины и формирования научного мировоззрения. Поэтому философия не может и не должна никоим образом противопоставлять себя научному познанию, включенному во всю систему общественно-производственных и культурных отношений. Будучи теоретической формой выработки научного мировоззрения, марксистско-ленинская философия осуществляет эту свою функцию в тесной связи со всеми другими положительными науками, не противопоставляя себя им и не подменяя их собственную мировоззренческую значимость. Иначе говоря, научная философия может успешно развиваться лишь в органическом взаимодействии с науками — естественными и общественными, ибо только научно обоснованная, объективная картина мира может

1 Лчнин В. И. Полп. собр. соч., т. 29, с. 84,

быть фундаментом выработки смысложизненных регулятивов, определяющих и раскрывающих смысл и назначение человеческого бытия'.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.