Сделай Сам Свою Работу на 5

Социалистическое сознание





Возникновение марксистской идеологии, обосновавшей всемирно-историческую миссию рабочего класса, явилось поворотным пунктом в духовной жизни человечества, стало подлинной мировоззренческой революцией. Объективное положение пролетариата в системе капиталистических отношений, характер и цели его классовой борьбы порождают потребность в научном сознании, в идеологии нового типа. Это определяется и принципиальным отличием социалистической революции от всех предшествующих. Наряду со сломом старой государственной машины, ликвидацией капиталистического политического строя она призвана осуществить позитивную программу грандиозных социально-исторических масштабов — революционное преобразование всех сторон общественной жизнедеятельности. Решить такую задачу под силу только такому общественному движению, которое опирается на научное знание 1.

Социалистическая идеология возникает и развивается именно как наука, как критическое освоение и творческое продолжение всех достижений человеческого гения, подчиняясь закономерностям функционирования научного знания. Идеи, принципы, вырабатываемые в рамках научной идеологии, воспринимаются массовым сознанием не в качестве привычной догмы или слепой веры, а на основе проверки их истинности общественной практикой, рево-



' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 362—363.

люционным опытом. В основе социалистической идеологии рационалистический, научный принцип — знать и понимать, чтобы верить и действовать. Базирующаяся на данном принципе идейная убежденность, вера в торжество коммунистических идеалов является неотъемлемой чертой социалистического политического сознания.

Социалистической идеологии как научному знанию присуща проективно-конструктивная деятельность, способность развернуть перед практикой научно обоснованную программу действий, исходя из соответствующих идеалов, общих принципов и политических программ.

На заре пролетарского революционного движения в России В. И. Ленин раскрыл во всем величии демократический и социалистический идеал рабочего класса, показал условия, при которых он будет иметь целеполагающее значение для общественной практики. Идеалы, подчеркивал Ленин, не будут химерой «лишь тогда, когда они выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни заставляют действовать в определенном направлении» '.



Вырабатываясь на основе научного анализа действительности с позиций передового класса — пролетариата, для которого реализация ведущей тенденции общественного развития является смыслом всей жизнедеятельности, целью борьбы, вытекающей из его объективного положения в системе капиталистических отношений, социалистический идеал выступает в качестве программной установки на будущее, выражающей как историческую необходимость, так и действия передовых общественных сил, направленные на ее реализацию.

Научно обоснованные идеалы играют организующую роль и в революционной борьбе, и в строительстве нового общества, воодушевляя и сплачивая массы, открывая перед ними историческую перспективу действия, раскрывая социальное значение их повседневной деятельности. В социалистической практике идеал играет двоякую роль: с одной стороны, он показывает недопустимость прагматического практицизма, с другой — несостоятельность волюнтаризма, опасность забегания вперед, когда пытаются ввести новые общественные формы, не считаясь со степенью зрелости материальных условий и достигнутым уровнем общественного сознания, перепрыгнуть через объективно необходимые ступени и фазы исторического развития.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 101.

Научная идеология дает возможность постоянно сопоставлять действительность с идеалами, сверять каждый практический шаг в социалистическом строительстве с программными принципами, четко фиксировать то, что сделано, и то, что предстоит сделать. При этом, разумеется, нет и не может быть абсолютного совпадения во всех частностях и деталях теоретической модели социализма с его живой реальностью.



Марксизм-ленинизм отличается не только научной трезвостью в проектировке будущего, но и глубоким политическим реализмом в понимании путей, ведущих к нему. Как бы ни были привлекательны идеалы, Коммунистическая партия исключает всякое забегание вперед, исходит из четкою разграничения «сущего» и «должного». Каждая последующая ступень развития обосновывается с точки зрения готовности материальных и моральных предпосылок, и в первую очередь экономических, ибо различные этапы, периоды, ступени социализма отличаются прежде всего степенью экономической зрелости.

Решая вопрос о перспективах коммунистического строительства в нашей стране, КПСС выдвинула программу ускорения социально-экономического развития общества. В настоящее время стали необходимыми глубокие качественные изменения в производительных силах и производственных отношениях, что окажет определяющее воздействие на политическое сознание, на всю надстройку общества.

Выдвижение в качестве программной задачи ускорения развития общества имеет принципиальное значение для конкретного содержания идеологической деятельности, которая вместе с социально-политической направлена на максимальное развертывание и использование всех возможностей и преимуществ социализма, реализация которых прямо зависит от уровня политической сознательности и социальной активности трудящихся, от степени их реальной включенности во все экономические и общественно-политические преобразования, которые имеют общегосударственное значение.

Социалистическая идеология есть теоретическое самосознание рабочего класса: в ее рамках он самоопределяется идейно и политически, осознает свои классовые интересы, цели и задачи.

В политическом сознании пролетариата нет национальной узости или классовой ограниченности, оно чутко ко всем изменениям в общественно-политической жизни, ка-

кого бы класса или социального слоя они ни касались. Вся обширная панорама общественной жизни, ее развития находится в поле его восприятия и деятельности. И в этом смысле идеология рабочего класса, как наиболее прогрессивной силы современности, выражает не только его интересы, но и интересы общественного развития в целом.

Ленинская концепция внесения социалистического сознания в стихийное рабочее движение восходит к кардинальной идее К. Маркса и Ф. Энгельса, что, только сплачиваясь «вокруг революционного социализма», «вокруг коммунизма», пролетариат обретает собственное свободное историческое движение'. Проблема соединения научного социализма с рабочим движением неотрывна от создания самостоятельной революционной партии пролетариата — политического и идейного авангарда рабочего движения, способного осознать и выразить его исторические цели и коренные интересы.

В ленинской концепции научной идеологии нашла свое решение проблема «стихийного» и «сознательного» в формировании и развитии общественного сознания. Эта концепция исключает их метафизическое противопоставление, абсолютное противополагание: «...«стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности» 2. И задача состоит в том, чтобы развить эту зачаточную форму, довести ее до идеологического осознания всеобщности классовых интересов, что можно сделать только на путях соединения социалистической идеологии с собственным опытом масс.

Проблема соотношения «стихийного» и «сознательного» в видоизмененной форме встает и в условиях социалистического общества. Было бы упрощением полагать, что участие масс в общественно-политической практике и трудовой деятельности может базироваться только на тех знаниях, которые усваиваются через различные каналы пропаганды, что эти знания функционируют в практической деятельности, так сказать, в стерильно чистом виде, не «обрастая» опытом, почерпнутым из жизни.

Этот практический опыт чрезвычайно многообразен и сложен. Вся гуща жизни, непосредственное окружение, семья, школа, трудовой коллектив, вся совокупность социальных фактов, с которыми человек имеет дело на производстве, в сфере обслуживания, в быту, по-своему про-

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 91.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 29—30.

свещают, обучают и формируют личность. В сложном переплетении и взаимодействии всей совокупности общественных влияний на сознание участвуют отнюдь не только позитивные, но и негативные факты и тенденции. И это не может не накладывать свой отпечаток на общественное сознание и настроение масс.

Формирование социалистического сознания, воспитательная практика имеют дело не с чистыми абстракциями бытия, а с реальными жизненными явлениями, с их положительными и отрицательными сторонами. Возьмем такой простейший пример, как индивидуальные подсобные хозяйства, в которых общество испытывает на современном этапе экономическую потребность. С одной стороны, они оказывают положительное воздействие и на общественное сознание, противодействуя иждивенческим настроениям, приучая подрастающее поколение к трудолюбию, уважению к земле, к рачительности и бережливости, с другой — при определенных условиях, при забвении приоритета общественных интересов, они могут порождать стремление к накопительству и приобретательству, частнособственнические устремления.

Сложность проблемы в практическом ее преломлении заключается в том, что в реальной жизни эти две стороны явления существуют не каждая сама по себе, а как части единого целого, и от конкретного сочетания многих объективных и субъективных факторов, от микроситуации не в последнюю очередь будет зависеть, какая сторона в том или ином конкретном случае возьмет «верх», станет доминирующей. Из противоречивых жизненных явлений нельзя механически изъять «дурную» сторону и оставить только «хорошую». Такие рецепты в свое время сочинял Прудон, который был едко высмеян Марксом за абсолютную метафизичность и утопичность мышления. Суть проблемы в широком плане состоит в том, чтобы правильно использовать противоречия в качестве источника и стимула поступательного развития социализма, своевременно их обнаруживать и разрешать.

Решая проблему приобщения масс к передовой идеологии, развития их политического сознания, марксистско-ленинская теория и социалистическая практика опираются на известный тезис Маркса: как жизненные обстоятельства формируют людей, так и люди своим трудом и борьбой творят обстоятельства своего бытия, в революционной практической деятельности преобразуют не только материальные условия, но и свое сознание. Отсюда вывод: для

повышения уровня политического сознания трудящихся необходимо взаимодействие идеологической деятельности с социально-экономической политикой. Экономика, производство, быт, культура имеют свои специфические политико-идеологические аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на политическое сознание. Без максимально полного и реалистического учета этих аспектов в идеологической деятельности нельзя правильно определить конкретное содержание, тон пропаганды, факторы, непосредственно влияющие на ее восприятие и обусловливающие ее действенность.

Доходчивость пропаганды, ее влияние на политическое сознание и, следовательно, на деятельность людей определяются не в последнюю очередь тем, насколько глубоко раскрывается суть явлений, убедительным показом того, как решаются большие и малые проблемы, как преодолеваются трудности и изживаются негативные явления, что сделано в этом направлении и что предстоит еще сделать. Реализм пропаганды — в ясности ее теоретического содержания, в умении раскрыть связь высоких идеалов и больших целей с насущными, повседневными делами людей.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК, XXVII съезд КПСС со всей определенностью указали, что идеологической работе продолжают мешать формализм и назидательность, пустословие, неумение говорить языком правды, в результате чего человек порой слышит одно, а в жизни видит другое. «Отрыв слова от земнои основы серьезно обесценивает идеологические усилия» '.

Позитивные изменения в общественном сознании сопряжены с изменениями в общественных отношениях, укреплением всех социалистических принципов, лежащих в основе образа жизни людей. Задача совершенствования социалистического образа жизни, той объективной основы, на которой развивается политическое сознание, требует активного преодоления иждивенческо-потребительской, мещанско-эгоистической психологии, всех негативных явлений, которые мешают формированию личности социалистического типа.

Эффективность идеологической работы в немалой степени зависит от того, насколько прочно она подкрепляется социальными факторами, оказывающими прямое воздействие па политическое сознание, умонастроения и психологию людей, на мотивы и формы их поведения. Раскры-

\ Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 86.

вая значение социальных факторов, их место в концепции формирования нового человека, К. Маркс и Ф. Энгельс особо подчеркивали, что любые попытки изменить сознание изолированно от общественных отношений обречены и не могут квалифицироваться иначе как «идеологическое бахвальство»'.

Социализм как воплощение реального гуманизма положил в основу общественных отношений принцип социальной справедливости, многое сделал для того, чтобы человек мог жить и работать в соответствии с ее высшими законами. Для советских людей стали естественными такие фундаментальные социальные ценности социализма, как труд, образование, право на жилище, медицинская помощь, единство прав и обязанностей, равенство всех перед законом, единая дисциплина и единые требования для всех членов общества, уважение к достоинству личности. На справедливых началах, на полном доверии и при фактическом соблюдении равноправия развиваются в нашей стране национальные отношения.

Социальные завоевания социализма обеспечили политическую стабильность нашего общества, формирование и укрепление социалистического политического сознания. Стратегия партии на ускорение социально-экономического развития страны предполагает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, всемерное обогащение ценностей социализма.

Именно потому, что уровень политического сознания во многом обусловлен социальными факторами, в фокусе идеологической работы партии находится весь спектр социальной жизни народа, страны: от производства и распределения до досуга и культуры, от совершенствования национальных отношений до реформы школы и улучшения условий жизни пенсионеров. Здесь все наполнено большим смыслом — и изменение характера труда, улучшение его условий и расширение возможностей профессионального роста, сближение условий труда и быта в городе и деревне, соединение умственного и физического труда, повышение степени удовлетворения потребностей в материальных благах, духовном развитии личности.

Политическое сознание развивается под воздействием не только социальных, но и моральных факторов. Харак-

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 376—377.

тер этого взаимодействия решается конкретно-исторически в зависимости от содержания политики и морали. Для марксистской теории и политики это проблемы научной объективности и нормативности в социальном познании, классового и общечеловеческого в морали, цели и средств в политике, политических, деловых и моральных качеств личности.

Политическое и моральное сознание при всей их специфичности, относительной самостоятельности отнюдь не автономны.

Политическое сознание, будучи непосредственным выражением классовых интересов, определяет конкретное социальное ядро той или иной системы морали, социальную направленность тех или иных моральных взглядов и оценок, придает историческую конкретность категориям справедливости, добра и зла, ставит их в определенные социально-исторические рамки, не отрицая, однако, самозначимости простых норм нравственности, их общечеловеческого смысла. При этом сами простые нормы нравственности неотделимы от классово-политической сущности той или иной формы морали. «У республиканца,— отмечал К. Маркс,— иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего...» ' В. И. Ленин убедительно показал, что классовое и общечеловеческое в коммунистической морали не противоречат друг другу. Коммунистическая мораль служит борьбе за укрепление и завершение коммунизма, тому, чтобы человеческому обществу подняться выше 2. И в этом ее прогрессивный политический смысл.

Не только политика оказывает свое влияние на мораль, но и от морального сознания идут обратные токи к политическому. В политическом анализе, в его результатах всегда присутствуют нормативность, моральные характеристики. Другое дело, что моральная нормативность должна не предвосхищать политико-экономическое и социальное исследование (в этом случае она выродится в бесплодное абстрактное морализирование), а рождаться как результат такого исследования.

Само политическое сознание рабочего класса выражает не только его объективные классовые интересы; оно содержит чаяния и надежды трудящихся, их моральные оценки и представления. Эти последние, будучи своеобразным отражением (более или менее точным) жизненной

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 6, с. 140.

2 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 313.

реальности, всегда служили для марксистов индикатором, социальным симптомом идущих в обществе процессов. История дает немало примеров, когда импульсы морального порядка, основанные на представлениях трудящихся о социальной справедливости, служили сигналом для научного изучения тех или иных явлений, принятия важных решений политического характера.

Критерием моральности политики является ее честность, искренность, понимаемая как соответствие слова и дела. Сколь велико значение моральной стороны политики, говорит тот факт, что именно с честностью связана ее сила. Эта сила, по словам Ленина, «в заявлении правды» 1. Полуправда же, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики.

Проблема морали в политике не исчерпывается соотношением политических целей и средств. Правая цель требует не только достойных средств для ее осуществления, но и людей, способных не допустить разлада между величием цели и средствами ее достижения. Потому закономерно, что коммунистическое воспитание решает задачу формирования высоких политических, деловых и моральных качеств личности в их единстве.

Итак, проблема формирования классового политического сознания и воспитания нового человека решается в триединой плоскости — передовые идеи, внесение их в массовое сознание и общественная практика.

«Сознание есть тоже сила...» 2, «...Слово тоже есть дело..';» 3. В этих афористичных формулах классиками марксизма-ленинизма определено значение научного знания, правдивого слова в политическом просвещении и организации рабочего класса, широких народных масс.

Партия исходит из ленинского понимания социализма как живого творчества самих народных масс. Непосредственный практический опыт не только закрепляет знания, но и вырабатывает общественные навыки и политическую культуру, без которых невозможна никакая сознательная общественно-политическая деятельность, реальное участие в делах государства и общества.

Во всей предшествующей марксизму идеологии, в буржуазном миросозерцании, в частности, политика всегда была оторвана от экономики, политическая деятельность — от самодеятельности миллионных масс, от их уча-

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 328.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 424.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 11, с. 59.

стия в делах государства и общества. Все домарксистские концепции так или иначе, в более открытой или завуалированной форме силу государства отождествляли с его репрессивными возможностями, способностью удержать массы в рамках созданных господствующим классом законов и установлений. Социалистическое государство с первых дней своего возникновения связало свою политику с самодеятельностью, общественно-политическим творчеством миллионов трудящихся, свою силу — с повышением их информированности, сознательности и организованности, со все более широким участием масс в управлении производством, всеми государственными и общественными делами.

Социализм, связав воедино силу и мощь нового государства с общественно-политической и трудовой активностью народных масс, их практическим участием в определении и реализации политики, начал практически осуществлять социалистическое самоуправление народа. Углубление и совершенствование социалистической демократии, все новые формы участия граждан и трудовых коллективов в общественной и производственной жизни являются практическим развитием этого процесса, в котором значение уровня сознательности и организованности трудящихся приобретает все больший политический вес.

Развитие социалистического самоуправления народа во всех его формах, повышение роли Советов, активизация деятельности всех общественных организаций актуализируют проблему политической культуры, выдвинутую В. И. Лениным вскоре после победы Октября. Политическую культуру определяют в нашей литературе как уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан и как содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. Можно сказать, что политическая культура — это синтез знаний, опыта и непосредственного практического действия; это — форма, способ человеческой деятельности в социально-политической сфере, умение использовать политические знания, воплощать их в практику управления обществом, государством, трудовыми коллективами '. Иначе говоря, это практически действующее политическое сознание общества, класса, личности,

' Подробнее об этом см.: Марксистско-ленинская теория культуры. М., 1984, с. 245-251.

основанное на определенных принципах, знаниях, традициях, навыках, опыте. И вполне понятно, что выработка политической культуры не может быть делом лишь одного политического просвещения. Она возможна только на основе все расширяющегося практического участия масс в государственных и общественных делах.

Социалистическая политическая культура призвана активно воздействовать на все общественно-политические процессы, открывать простор для здоровых интересов и, напротив, противостоять их извращению — ведомственности и местничеству, противопоставлению интересов коллектива и общества, гипертрофии и перерождению личных интересов. Наше общество вступило в такой период, когда в огромной степени возрастает значение человеческого фактора, личностного и творческого аспектов человеческой деятельности, связанных с культурой.

Обогащение социалистического сознания масс, составляющее суть идеологической деятельности, предполагает, во-первых, дальнейшее укрепление социальных, идейных и моральных основ нашего образа жизни, во-вторых, все более широкое вовлечение масс в управление делами общества, государства, коллектива и, в-третьих, совершенствование содержания, стиля и методов самой политики, политико-воспитательной работы. Это взаимосвязанный комплекс, который определяет уровень идейности, политической сознательности и организованности людей.

Политическое воспитание — воспитание на всех фактах внутренней и международной жизни, включающее в себя улучшение информированности людей, глубокий анализ и классовую оценку общественных явлений. Среди идейно-политических качеств, которые необходимы для созидания нового общества, В. И. Ленин на первый план выдвигал такие, как сознательность, идейность, самоотверженность, настойчивость 1. Значение этих качеств еще более повышается с ростом масштабности экономического строительства, углублением социалистической демократии, усилением идеологической борьбы на международной арене. Поэтому столь большое внимание в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, в новой редакции Программы КПСС придается улучшению идеологической деятельности, органической увязке ее с практическим решением актуальных общественных проблем.

' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с.

171.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правовое сознание изучается в рамках различных научных дисциплин, соответственно в разных ракурсах, под разными углами зрения. Правоведы исследуют его преимущественно как совокупность представлений, мотивирующих правомерное (либо противоправное) поведение, как систему взглядов, служащих источником для законотворческого процесса, включенных в деятельность по реализации законодательства, применению и соблюдению права. Психологи усматривают в правосознании особое формообразование психики, содержание которого отражает воспринимаемый людьми мир права и регулирует их поступки в нем. Культурологов оно привлекает в качестве одного из заметных и выразительных проявлений социальной культуры классового общества. У историков оно предстает прежде всего в облике исторически развивающегося феномена. Понятно, что каждая из научных дисциплин, избирающих правосознание объектом своего внимания, разрабатывает соответствующий круг проблем, используя подобающие ее теоретическому профилю приемы и средства описания правосознания, методы его анализа и объяснения.

Социально-философский подход к правосознанию, в рамках которого оно трактуется как определенная форма общественного сознания, имеет свою специфику. Он предполагает, разумеется, использование результатов и специальных научных исследований. Однако здесь авансцену занимают вопросы, которые в принципе находятся вне компетенции специальных дисциплин. Они касаются соотношения общественного бытия и правосознания, обстоятельств порождения (производства) правосознания, его смыслового ядра, структуры и уровней, его связей с другими формами общественного сознания, каналов влияния на общественную практику. Этот круг вопросов и предстоит здесь рассмотреть.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.