Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическое сознание и его уровни





Среди форм общественного сознания политическое сознание занимает особое место уже потому, что в нем наиболее выпукло, непосредственно проявляются экономические отношения и классовые интересы, те социальные связи, которые в других формах общественного сознания находят тем более опосредствованное проявление, чем значительнее они удалены от экономической основы, на которой в конечном счете зиждутся все проявления человеческого духа. Кроме того, специфика политического сознания, заключенный в нем социально-преобразующий потенциал обусловлены тем, что эта форма общественного сознания, во-первых, непосредственно затрагивает сферу государства и власти, охватывает «область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами» ', во-вторых, оказывает

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 79.

не только активное воздействие на экономику, борьбу и взаимоотношение классов, но и формирующее влияние на другие формы общественного сознания. Политическое сознание является социально-классовой доминантой философии, морали, искусства, литературы и т. д. Отражая сложившиеся в обществе политические отношения, политическое сознание реализуется в деятельности партий, классов, в массовых движениях, органически вплетаясь в существующую политическую систему, являясь фактором ее функционирования и развития.



В сфере политического сознания, и прежде всего в политической идеологии, отражаются и получают идейно-теоретическое обрамление социальные проблемы и противоречия эпохи, общества.

В конечном счете всегда побеждал тот класс, те общественные силы, которые выигрывали битву в умах людей и оказывались способными вести за собой большинство населения. Это определяет столь высокую роль политических идей в противоборстве классов и общественных систем, в социальном прогрессе человечества. «История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек — вот кто делает все это, всем обладает и за все борется» '.

Сознание активно включено в исторические действия. Оно взаимодействует со всеми экономическими, политическими и социальными факторами, определяя вместе с ними равнодействующую истории. Идеи, овладев сознанием миллионов, организуют и сплачивают на идеологических принципах большие массы людей, сражаются в исторических битвах, терпят поражения и одерживают победы. Причем речь идет не об одиссее некоего абстрактного духа, а о реальном политическом сознании классов и социальных групп, об их идеологических взглядах и умонастроениях, глубоко уходящих корнями в социально-экономическую почву своей эпохи, выражающих суть исторического времени. Вот почему в историческом движении «самое важное — это самосознание класса и его уверенность в своих силах» 2.



Самосознание класса, глубина понимания стратегических задач входят важнейшими определителями в политику, ложатся на весы истории, обусловливая во многом исход классовых битв, крупнейших событий, ход и темпы

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т, 2, с. 102,

2 Там же, т. 39, с. 27.

общественных преобразований. Идейно-политический потенциал, которым располагает общество (класс), имеет не меньшее значение, чем его экономическое богатство и могущество. Для пролетариата же фактор сознания и организованности играет особую роль. Свою силу в борьбе против эксплуататорских классов он черпает прежде всего в сфере политической идеологии и политической организованности. Его идейно-политические преимущества складываются раньше других источников силы — экономических, государственных, научно-технических. На стороне рабочего класса первоначально только высокая степень политической сознательности, пролетарской дисциплины и организованности. Консолидация пролетариата как класса, превращение его из «класса в себе» в «класс для себя» исторически начинается с осознания им своего объективного положения, своих коренных общих интересов и программных целей. Такое осознание не рождается, как известно, стихийно, повседневностью жизненных будней, а приходит только с приобщением к научной идеологии. В таком приобщении, в соединении стихийной тяги рабочего класса к социализму с идеями научного социализма и видели первую свою задачу основоположники нашего учения. Так именно решался вопрос о превращении «общественного сознания в общественную силу...»1.



При оценке внутреннего и международного положения молодой Республики Советов В. И. Ленин отмечал огромное значение идейно-сознательных факторов и подчеркивал, что моральное превосходство, сила духа «доказывается не словами, а делами...». При встрече с трудностями и препятствиями побеждает тот, кто сохраняет идейно-политические преимущества, у кого больше в запасе моральных сил, кто способен «не дать себя деморализовать, дезорганизовать, сохранить трезвую оценку положения, сохранить бодрость и твердость духа...»2.

В общеметодологическом плане этот тезис означает, что каждая сколько-нибудь значительная общественная ситуация должна рассматриваться и оцениваться с точки зрения не только социально-экономических, политических, но и идейно-моральных критериев. Забвение последних может привести к просчетам в оценке как текущего момента, так и перспективных тенденций общественного развития.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 198.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 44, с. 229, 300.

Связь политического сознания с общественным бытием носит сложный и противоречивый характер. Прежде всего само бытие отражается в сознании не в виде механических слепков с действительности, не в форме своего зеркального подобия. Процесс отражения носит активный характер, и эта активность может быть понята только через предметно-практическую деятельность общественного человека. Политическое сознание непосредственно связано с экономическими отношениями и вытекающими из них классовыми интересами, которые обусловливают характер политической деятельности. Но идеологический и социально-психологический факторы активно оказывают обратное воздействие на ход экономического развития. «Даже смертельная усталость и бессилие немецкого мещанина,— отмечал Ф. Энгельс,— обусловленные жалким экономическим положением Германии в период с 1648 по 1830 г. и выразившиеся сначала в пиетизме, затем в сентиментальности и в рабском пресмыкательстве перед князьями и дворянством, не остались без влияния на экономику» '.

Механизм взаимодействия экономики и политики многообразен. Все изменения в экономике, технике, условиях труда и быта проходят через человеческий фактор, отражаются в общественном сознании и настроениях. В свою очередь на экономическое развитие все более возрастающее воздействие оказывают идейно-политические и другие установки людей, мотивы и формы их трудового и общественного поведения, степень их общей культуры и профессиональной подготовки, социальной ответственности и моральной надежности. «...Все человеческие отношения и функции,— отмечал Маркс,— в какой бы форме и в чем бы они ни проявлялись, влияют на материальное производство и более или менее определяющим образом воздействуют на него»2.

По-разному формируется и специфически отражает мир политическое сознание на двух своих уровнях — обыденно-практическом и идеолозо-теоретическом.

Обыденное сознание возникает стихийно, вырастая непосредственно из практической деятельности как отражение эмпирических условий существования, труда и борьбы. Такой тип сознания не отделен от материального производства и не является результатом какой-либо специализированной деятельности; это — продукт коллективного

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 175.

2 Там же, т. 26, ч. I, с. 283.

социального творчества. По своему содержанию обыденное сознание представляет сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, сегодняшних представлений и сложившихся традиций, привычек, взглядов, мировоззренческих элементов. Наиболее широкое общественно-политическое звучание оно приобретает, проявляясь в умонастроениях людей.Ихтворцом выступает класс в целом, все его представители, которые при этом исходят из своей непосредственной деятельности, основываются на своем повседневном опыте.

В системе житейских координат сложившееся таким образом сознание выражает политические отношения, в которые включены представители данного класса, практику их контактов с государственной властью, другими классами, социально-психологическую реакцию на важнейшие политические события, законы и другие правовые установления. Общественные отношения выступают в обыденном сознании именно так, как они проявляются в тысячах фактов повседневной жизни, на уровне практики и опыта рядовых членов класса. Обыденное сознание, являясь первой ступенью в духовно-практическом освоении мира, оперирует не теоретическими формулами, философскими категориями и социологическими понятиями, а «первичными мыслительными формами» практического обихода.

Концентрируясь вокруг непосредственных нужд и забот человека, обыденное сознание осмысляет мир под углом зрения практической полезности, являясь повседневным средством ориентации в непосредственно окружающей социальной среде. Нормы, каноны обыденного сознания, правомерные для практического обихода, далеко не всегда применимы на уровне теоретического знания. В то же время было бы ошибкой ограничивать сферу обыденного сознания только мелкими вопросами бытия.

Выражая непосредственную реакцию человека на общественные явления и события, оно может затрагивать самые широкие общественные вопросы, глобальные проблемы, оценивать и определять к ним отношение с точки зрения непосредственного житейского опыта и практических интересов, значение которых в политике, идеологии и пропаганде величина немалая.

По своему характеру и содержанию обыденное сознание полно драматизма, неся в себе сложнейшие общественные противоречия, все многообразие повседневных жизненных коллизий. Как точно заметил Т. И. Ойзерман,

«обыденное сознание представляется идиллически спокойным, безмятежным и, пожалуй, даже беззаботным, поскольку оно рассматривается в гносеологическом плане, то есть как осознание внешней среды или же как эмпирическое самосознание... Но взятое с другой стороны, а именно как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии мыслителей эпохи эллинизма» 1.

Драматизм обыденного сознания — это драматизм самой жизни. Марксисты всегда придавали принципиальное значение глубокому осмыслению повседневных, будничных фактов и того, как они преломляются в сознании миллионов, тщательному изучению и учету умонастроений людей, видя в них чуткий социальный индикатор общественных процессов. К тому же организующая и сплачивающая сила идеи приводится в действие тогда, когда она сопрягается с интересами масс. «...Самым высоким идеалам цена — медный грош,— писал В. И. Ленин,— покуда вы не сумели слитьих неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе, слить с теми «узкими» и мелкими житейскими вопросами данного класса, вроде вопроса о «справедливом вознаграждении за труд», на которые с таким величественным пренебрежением смотрит широковещательный народник» 2.

Идея, отделенная от интереса, превращается в фразу, обречена на бездействие, а все, что в общественном организме бездействует, начинает раньше или позже регрессировать. Установить живую связь между идеалами и практическим сознанием, программными целями и повседневной работой — одна из главных задач политического воспитания. Но при этом важно учитывать, что одни и те же будничные факты по-разному преломляются в сознании различных групп в зависимости от политического опыта, идейно-политической зрелости, уровня культурно-духовного развития. Указать конкретный путь, ведущий от повседневных интересов, от обыденного сознания к самым высоким идеалам, к научно обоснованным целям,—

' Ойзерман Т. П. Философия и обыденное сознание.— Вопросы философии, 1967, № 4, с. 127.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 408.

значит, говоря ленинскими словами, соединить «нашу науку» с «наукой жизни»1.

Идеология, теоретическое знание не изолированы от обыденного сознания, питаются теми же жизненными источниками. Ибо, не имея выхода на практику, теоретическое знание было бы обречено вращаться в замкнутом кругу общих понятий и абстрактных определений. Вместе с тем оно критически анализирует содержание обыденного сознания, стихийно сложившиеся взгляды и представления, подводит под них определенную идеологическую базу, активно влияет на общественное мнение, на общественную психологию. В то же время нельзя недооценивать воздействия общественной психологии на развитие идеологии2. Эту обратную связь тем более важно учитывать в настоящее время, когда решается задача психологической перестройки на всех уровнях, вызванная потребностями ускорения социально-экономического развития страны. Как было подчеркнуто на XXVII съезде КПСС, огромные возможности ускорения социально-экономического развития заложены в соединении инициативы и самодеятельности масс с научно обоснованным творческим подходом к решению назревших проблем. Речь идет, таким образом, о необходимости соединения социально-психологического фактора, связанного с собственным опытом масс, и идейно-теоретического знания, связанного с научным поиском оптимальных путей в совершенствовании общества. Сегодня это один из важных источников ускорения общественного прогресса в целом.

Отношение к социальной психологии, к сознанию, функционирующему на массовом, практическом уровне, в условиях современного состояния советского общества — это вопрос о доверии к собственному политическому опыту масс, их способности судить о всех общественных явлениях. Ведь социальная психология — это взгляд на жизнь миллионов людей, а политика всегда начинается там, где в активное действие вступают миллионы. «Мы не исполним своего долга,— писал В. И. Ленин,— если направим все свои взоры «кверху» и прозеваем то, что идет, растет, приближается и надвигается внизу» 3.

Классовые интересы, выражаемые политическим сознанием, не есть нечто произвольное, они имеют объектив-

' См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 10, с. 357.

2 Подробнее об этом см.: У ледов А. К. Общественная психология и идеология,с.20.

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 13, с. 197.

ное содержание, вытекающее из социально-экономического положения того или иного класса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы» ', подчеркивал Ф. Энгельс. Субъективистская социология, неспособная увидеть развитие жизни в движении реальных противоречий, принимает объективные противоречия в интересах за противоречия или ошибки теоретических концепций и доктрин, административных мероприятий. Марксизм же, напротив, «судит об «интересах» на основании классовых противоречий и классовой борьбы, проявляющихся в миллионах фактов повседневной жизни» 2.

«Миллионы фактов повседневной жизни» обусловливают содержание политического сознания на его «первичном» уровне, выражаясь в различных образах, чаяниях надеждах, умонастроениях, определяя восприятие и оценку событий, целенаправленность устремлений.

Осуществление политической линии партии и государства немыслимо без постоянного сопоставления стратегии и тактики с уровнем реального общественного сознания, со способностью не только авангарда, но и основной массы трудящихся воспринять в данное время те или иные лозунги. Отсюда задача перевода теоретических формул и политических выводов на язык реальной жизни, подготовка масс к принятию тех или иных призывов, переориентация общественного сознания в период качественных изменений в жизни общества.

Такая перестройка всегда трудна. Например, после «красногвардейской атаки» на капитал трудно было сразу перестроиться в психологическом отношении на будничную работу, связанную с овладением знаний, освоением техники, культуры, без которых было бы невозможно решать созидательные задачи социалистической революции. Партией была проведена огромная работа по разъяснению и претворению выдвинутых тогда лозунгов в жизнь. Начало Великой Отечественной войны потребовало коренной перестройки психологии мирного времени, подчинения всех сил, помыслов и чувств одной цели — «все для фронта, все для победы».

В настоящее время с переводом народного хозяйства на путь интенсификации возникает не менее сложная задача ломки устаревших взглядов и привычек, переориен-тации политико-экономического мышления и психологи-

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 271.

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 233.

ческих установок на качественные критерии в производственной деятельности, на укрепление дисциплины и порядка. Психологическая перестройка предполагает преодоление инерции в сознании, готовность к нестандартным, творческим решениям. «Повернуть общество к новым задачам, обратить на их решение творческий потенциал народа, каждого трудового коллектива,— подчеркнуто в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду,— таково первейшее условие ускорения социально-экономического развития страны» 1.

Чем более трудна, чем более велика, чем более ответственна новая историческая задача, тем больше людей необходимо привлечь к самостоятельному участию в ее решении2. К этой мысли В. И. Ленин возвращался вновь и вновь, ибо задача убеждения, развития политического сознания и творческой энергии миллионов не является одноразовой. Она возобновляется на каждом историческом этапе общественного развития с его новыми задачами и проблемами, с вступлением в жизнь подрастающих поколений.

В. И. Ленин нацеливал партию на постоянное тщательное изучение умонастроений, уровня сознательности всех общественных групп, подчеркивая, что она как политический авангард трудящихся должна правильно выражать то, что народ сознает 3. Реакция рабочих и крестьян на самые, казалось бы, рядовые, буднично-житейские факты служила Ленину основанием для самых широких политических обобщений, для выдвижения лозунгов стратегического порядка. Вот только один поучительный эпизод, рельефно раскрывающий ход ленинской теоретической мысли в ее связи с практическим сознанием.

После июльских дней 1917 года В. И. Ленину пришлось скрываться от преследований Временного правительства в подполье. «Прятал нашего брата,— вспоминает он,— конечно, рабочий. В далеком рабочем предместье Питера, в маленькой рабочей квартире подают обед. Хозяйка приносит хлеб. Хозяин говорит: «Смотри-ка, какой прекрасный хлеб. «Они» не смеют теперь, небось, давать дурного хлеба»... Меня поразила эта классовая оценка июльских дней. Моя мысль вращалась около политического значения события, взвешивала роль его в общем ходе

' Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 86.

2 См.: Ленин, В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 446.

3 См. там же, т. 45, с. 112.

событий, разбирала, из какой ситуации проистек этот зигзаг истории и какую ситуацию он создаст, как должны мы изменить наши лозунги и наш партийный аппарат, чтобы приспособить его к изменившемуся положению. О хлебе я, человек, не видавший нужды, не думал. Хлеб являлся для меня как-то сам собой, нечто вроде побочного продукта писательской работы. К основе всего, к классовой борьбе за хлеб, мысль подходит через политический анализ необыкновенно сложным и запутанным путем. А представитель угнетенного класса, хотя из хорошо оплачиваемых и вполне интеллигентных рабочих, берет прямо быка за рога, с той удивительной простотой и прямотой, с той твердой решительностью, с той поразительной ясностью взгляда, до которой нашему брату интеллигенту, как до звезды небесной, далеко»'.

Партия, по Ленину, не может удовлетворяться пассивным изучением существующих умонастроений. Она — «авангард класса, и задача ее вовсе не в том, чтобы отражать среднее состояние массы, а в том, чтобы вести массы за собой» 2. Политика партии, ее твердая линия «тоже есть фактор настроения»3, фактор, активно формирующий общественное сознание, которое не ограничивается в своем развитии социально-психологической сферой. Социальная потребность в осознании объективных интересов и общественного положения класса может быть реализована только на уровне идеологии, систематизированного теоретического знания.

Политическая идеология возвышается над строем чувств и верований, образов и мыслей, прозрений и заблуждений, рождаемых повседневной житейской практикой, именно потому, что она призвана осознать, выразить интересы и положение класса в обобщенной форме. Это требует обращения к теоретическому анализу положения класса, его роли в общественном производстве, выявления взаимоотношений с другими классами и социальными группами, а следовательно, анализа интересов этих классов. Политическое сознание класса, представленное в идеологии, выступает как система взглядов, теоретическое осознание программных целей и стратегических задач, выражение его интересов как единого целого4. Политическая

' Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 322—323.

2 Там же, т. 35, с. 94.

3 Там же, т. 34, с. 411.

4 Подробнее об этом см.: Яковлев М. В. Идеология. М., 1979; Биккенин Н. Б. Социалистическая идеология. М., 1983.

идеология — это прежде всего теоретическая интерпретация всей системы общественных отношений с определенных классовых позиций.

Исторически политическая идеология возникла вместе с государством как специфическая теоретическая форма представления его взглядов в качестве всеобщих, единственно разумных и общезначимых'. С отделением духовного производства от материального, умственного труда от физического сознание как бы раздваивается на обыденно-практическое и идеолого-теоретическое, вырабатываемое идеологами на профессиональном уровне.

Если в первобытном обществе духовное общение людей является еще непосредственным порождением их материальных условий, то с расколом общества на антагонистические классы картина меняется. Отношения выступают теперь в форме идей, воспроизводятся в идеальной форме, происходит отрыв общественного сознания от личного опыта людей.

Создание идеологий, утверждение мыслей господствующего класса в качестве главенствующих является прерогативой духовного производства, которое осуществляется специальными, относительно самостоятельными группами людей—«идеологическим сословием», «идеологическими составными частями класса»2, «литературными представителями класса»3. Их деятельность обособляется, создается иллюзия ее абсолютной независимости от материальных условий бытия, относительная самостоятельность развития идеологических форм начинает представляться как всеобщий источник их бытия.

Каждый класс выдвигает своих представителей, которые выступают в «качестве мыслителей этого класса... это — его активные, способные к обобщениям идеологи...» 4. Их обязанность состоит в том, чтобы в теоретической форме выразить реальное положение своего класса в системе существующих общественных отношений, его интересы и цели.

По уровню развития, образования, индивидуальному положению, социальному происхождению и т. п. идеологические представители могут быть далеки от общего

' См.: Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 61.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч.I, с, 281, 280.

3 См. там же, т. 8, с. 148.

4 Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с. 60.

уровня своего класса, как небо от земли. Тем не менее каждый класс формирует идеологов по своему образу и подобию. В работах «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Нищета философии» К. Маркс дал образцы социологического анализа этого сложного взаимодействия, раскрыв как социальную обусловленность мышления идеологических представителей объективным положением и ролью своего классана различных этапах исторического развития, так и те требования, которые каждый класс предъявляет им.

На выработку идеологического сознания не могут не влиять личностные качества идеологических представителей класса (интеллектуальная честность, научная проницательность, политическая принципиальность, способность быть в научно-теоретическом и моральном отношении на высоте задач своего времени). И марксизм при изучении конкретных идеологий отнюдь не абстрагируется от личностного аспекта, от индивидуальных характеристик их создателей. К. Маркс и Ф. Энгельс дали запоминающиеся социально-психологические портреты мыслителей эпохи Возрождения, которые во всем были титанами; показали бесстрашие разума и силу революционных чувств идеологов французской революции 1789 года; нарисовали яркую картину интеллектуального и морального измельчания «идеологического сословия», когда буржуазия утратила былые прогрессивные позиции. Что же касается идеологов передового класса, то, по словам Маркса, их «умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа» '.

Специфическая задача идеологов — теоретическое осмысление интересов класса как целого и формирование программы политической борьбы этого класса. На базе программных целей и общеклассовых интересов, выраженных в политической идеологии, происходит сплочение, консолидация класса, формируется классовое самосознание, в котором класс разграничивает, отличает себя от других классов, осознает свои собственные исторические задачи. Поэтому идеология призвана дать целостную картину положения различных классов во всей системе общественных отношений.

Развитие политического сознания в ходе исторического процесса зависит от остроты классовых противоречий, конкретной общественной атмосферы, на него накладывают отпечаток культурно-исторические традиции и т. д. Осознание классом своего положения в обществе неотрывно

' Маркс К; Энгельс Ф. Соч., т. 33, с. 147.

от определения его отношения к другим классам и социальным группам. Важно, подчеркивал Ленин, «наблюдать каждый из других общественных классов во всех проявлениях умственной, нравственной и политической жизни этих классов...» 1.

Утрата классом прогрессивной исторической роли ведет к возникновению противоречия между социальными функциями идеологии и познавательными задачами, к внутреннему кризису данного типа социально-политического сознания. Так, современная буржуазная идеология, нарушая законы научного анализа социальной действительности, во многом утратила познавательные возможности. Если в пределах специальных исследований (скажем, разработка буржуазной социологией мер для приспособления результатов современной научно-технической революции к потребностям монополий) буржуазные ученые могут давать позитивные результаты, то, согласно подтвержденному практикой ленинскому выводу, ни одному их слову нельзя верить там, где речь идет об общих, принципиальных установках и обобщениях. Лениным сформулирована и позиция ученых-марксистов в этом вопросе — уметь использовать конкретные результаты специальных исследований и в то же время «уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» 2.

Политическая идеология — это не только система образов, понятий, мыслей, но и определенный институт общества, с помощью которого она функционирует в массовом сознании. Каждая идеология имеет свою организацию, представляющую социальный механизм с четко выраженной классовой направленностью и определяемую системой существующих социально-экономических отношений. Характер, содержание идеологии обусловливает и тип пропаганды, методы и формы идеологического влияния. Так, буржуазной идеологии соответствует пропагандистская практика манипулирования массовым сознанием. В противоположность ей социалистическая идеология ориентирует общественное сознание на овладение знанием об объективных закономерностях общества.

Идеологические институты — неотъемлемая часть политической надстройки общества.Их задача — производ-

' Ленин В. И. Полн. собр, соч., т. 6, с. 69.

2 Там же, т. 18, с. 364.

ство идей, обосновывающих правомерность (закономерность) данного общественного порядка, распространение и утверждение идей данного класса в массовом сознании, разработка социальных технологий, образцов поведения, идеологических методов влияния на сознание, на формирование общественного мнения.

С помощью соответствующего аппарата они разрабатывают и внедряют регулятивные общественные нормы, моральные предписания и кодексы, ритуалы, символику, которые призваны духовно, морально обеспечить функционирование данных обществ. Социальное значение этой деятельности определяется тем, что идеологические формы регуляции массового сознания не могут быть сколько-нибудь эффективно и полноценно замещены какими бы то ни было другими средствами и методами (административными, правовыми и т. д.).

«Идеологическое сословие» по-разному выглядит в разных обществах, соответствуя своим социальным и профессиональным обликом, конкретной формой своих занятий различным этапам развития духовного производства, его основным историческим типам.

Так, в рабовладельческих азиатских деспотиях формой «идеологического сословия» явилась каста жрецов и писцов. Здесь, как отмечал Маркс, «политическое государство есть не что иное, как частный произвол одного-единственного индивида; другими словами, политическое государство, наравне с материальным, есть раб» '. Этот основной факт государственной жизни и отражался в политическом сознании. Его обоснование составляло существо политической идеологии общества, согласно которой в центре мировоззрения находится царь-бог, а различные касты и сословия представляют лишь его функциональные органы, лишенные инициативы и самостоятельности. Эта идея воспроизводилась всем идеологическим аппаратом как в религиозно-мифологической, так и в светско-правовой форме, составляя основное содержание политического сознания.

В античном обществе из духовного производства в качестве отдельной, самостоятельной отрасли выделяется производство законов, правовых норм, то есть политико-правовое сознание в собственном смысле слова. В деятельности идеологических аппаратов античных демократий появляется такая собственно идеологическая функ-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 255.

ция, как формирование общественного мнения свободных граждан, для осуществления которой использовались многообразные идеологические средства. Такие из них, как массовые собрания и зрелища, открытые диспуты, ораторское искусство, находятся в арсенале средств и методов и современной пропаганды.

Римское право дало юридически-правовое обоснование института частной собственности, возвело принцип частной собственности в ранг господствующей идеи, заложив тем самым основы политико-правового сознания всех антагонистических обществ, и прежде всего буржуазного.

Доминирующая черта политического сознания в феодальном обществе — его погруженность в религию. Догматы религиозной идеологии выступают здесь как изначальные, непререкаемые политические аксиомы и вечные правовые каноны. Сама политическая идеология приобретает теократический характер, демонстрируя абсолютную зависимость светской власти от церкви. Ф. Энгельс отмечал, что «верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» '.

Становление и развитие буржуазного политического сознания прослежено и критически проанализировано основоположниками марксизма-ленинизма. Они не только вскрыли сущность буржуазной идеологии, но и показали своеобразие ее проявления на различных этапах развития капитализма и у разных слоев буржуазного общества.

По своим социальным источникам, содержанию и направленности общественное сознание, в том числе и политическое, в современном мире характеризуется тремя классовыми типами: социалистическое (пролетарское), буржуазное и мелкобуржуазное. Каждый из этих типов политического сознания отражает положение и специфическую общественно-историческую практику, конкретные формы жизнедеятельности своего класса.

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360—361.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.