Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСЬ IV – СТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ





 

Понятие СТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ предложено Хайнцем Кохутом[1] (1913–1981) в 60-ые годы как центральный базис ПСИХОЛОГИИ Я и рассматривает уровень развития и степень зрелости психической структуры личности. Позднее важный вклад в развитие теории структурного уровня развития личности внес Отто Кернберг[2].

 

Хайнц Кохут Отто Кернберг

 

Структурный уровень отражает способность справляться с неизбежными конфликтами, учитывая существующие дефициты и ресурсы личности. Чем лучше человек может справляться с трудностями, тем выше структурный уровень развития личности. Структура – это обладание психическими функциями, необходимыми для организации Self в отношении с внутренними и внешними объектами. Структурные нарушения – это недостаточное обладание этими психическими функциями в большинстве случаев вследствие нарушений в отношениях в раннем детстве.

Теория структурного уровня по Хайнцу Кохуту служит основой современной психодинамической диагностики. Структурный уровень развития личности позволяет четко оценить Операциональная Психодинамическая Диагностика (OPD).



OPD выделяет четыре структурных уровня развития личности:

1. Хорошо интегрированный (эдипально-невротический) уровень – самый высокий уровень.

2. Умеренно интегрированный (средний или промежуточный) уровень – занимает промежуточное положение между невротическим и пограничным (Borderline) уровнями, его называют также «верхний Borderline» и «нарциссическим» уровнем.

3. Мало интегрированный или собственно пограничный уровень (Borderline), его называют также «нижний Borderline» и к нему относят шизоидов.

4. Дезитегрированный или психотический уровень.

Для каждого структурного уровня развития личности характерен центральный страх:

Хорошо интегрированный (эдипально-невротический) уровень Страх потери любви объекта
Умеренно интегрированный (средний или «нарциссический») уровень Страх потери или разрушения поддерживающего, направляющего объекта
Мало интегрированный (Borderline) уровень Страх уничтожения Self злым объектом или из-за потери хорошего объекта
Дезитегрированный (психотический) уровень.  

 



Структурный уровень развития личности определяется в OPD по шести критериям – доступным наблюдению функциям («способностям к …»):

1. Самовосприятие – это способность воспринимать себя как самостоятельную личность и критически к себе относится, способность к самопознанию и способность выразить это словами, способность говорить о своих различных чувствах (в самовосприятие входит: саморефлексия, образ себя, идентичность, дифференциация аффектов).

2. Саморегуляция – это способность управлять своими потребностями, чувствами, справляться со своим волнением (в саморегуляцию входит: толерантность к аффектам, регуляция самооценки, умение управлять своими желаниями (Impulssteuerung), способность предвидеть последствия своих поступков - Antizipation).

3. Защита – это способность сохранять психическое равновесие при конфликтах при помощи механизмов защиты (на что направлена защита – против внешней или против внутренней опасности, гибкость защиты).

4. Восприятие объекта – это способность различать между внутренней и внешней реальностью, способность к эмпатии, способность воспринимать других людей целостно и обладающими своими правами (в восприятие объекта входит: дифференциация между самим собой и объектом (self и objekt), эмпатия, целостное восприятие объекта, направленные на объект аффекты).

5. Коммуникация — это способность устанавливать контакт с другим человеком, понимать его, умение показать ему себя и способность понять его эмоциональные сигналы (в коммуникацию входит: как человек устанавливает контакты, как понимает аффекты, как показывает свои аффекты, взаимность - Reziprozität).



6. Привязанность– это способность создавать в себе внутренние репрезентации другого человека, способность в течение длительного времени сохранять отношения, умение расставаться и умение подстраиваться под отношения, которые протекают неравномерно (в привязанность входит: интернализация, сепарация, разнообразие отношений).

 

Литература

Michael Ermann: Psychosomatische Medizin und Psychotherapie : ein Lehrbuch auf psychoanalytischer Grundlage. 5., überarb. Aufl., W. Kohlhammer Verlag, Stuttgart 2007, ISBN 978-3-17-019664-3 . (S. 87-115, Kapitel 4: Psychoanalytische Entwicklungs- und Strukturdiagnostik)

Ernest S. Wolf: Theorie und Praxis der psychoanalytischen Selbstpsychologie. 1. Aufl., Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main 1998, Reihe: Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft Nr. 1395, ISBN 3-518-28995-0. (dt. Übers.; engl. Originaltitel: Treating the self)

Arbeitskreis zur Operationalisierung Psychodynamischer Diagnostik - Arbeitskreis OPD (Hrsg.): Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik OPD-2 : das Manual für Diagnostik und Therapieplanung. 1. Aufl., Huber Verlag, Bern (Schweiz) 2006, ISBN 3-456-84285-6.

Heinz Kohut: Die Heilung des Selbst. 1. Aufl. (Nachdruck; dt. Ausg. wurde vom Autor überarb. und ergänzt), Suhrkamp Verlag, Frankfurt am Main 2002, Reihe: Suhrkamp-Taschenbuch Wissenschaft Nr. 373, ISBN 3-518-27973-4. (dt. Übers.; engl. Originaltitel: The restoration of the self)


Operationalisierte Psychodynamische Diagnostik : Grundlagen und Manual / Arbeitskreis OPD (Hrsg.). Entwickelt und hrsg. vom Arbeitskreis zur Operationalisierung Psychodynamischer Diagnostik. – 2., korrigierte Aufl. – Bern ; Göttingen ; Toronto ; Seattle : Huber, 1998

1. Самовосприятие – это способность воспринимать себя как самостоятельную личность и критически к себе относится, способность к самопознанию и способность выразить это словами, способность говорить о своих различных чувствах (в самовосприятие входит: саморефлексия, образ себя, идентичность, дифференциация аффектов).

 

В OPD структурная составляющая «самовосприятие» включает в себя следующие структурные темы:

Саморефлексия (самовосприятие; дистанция к себе; использование саморефлексии).

Образ себя (интегрированный образ себя; соответствующий реальности образ себя; образ своего тела и переживание своего тела).

Идентичность (константонсть и когерентность (связанность) образа себя; способность к коррекции образа себя).

Дифференциация аффектов (интроспекция аффекта; ограниченное восприятие аффектов; аффекты с позиции регуляции деятельности; качества аффектов в соответствии со структурным уровнем).

 

В OPD составляющая «самовосприятие» описывает способность человека создавать образ самого себя (саморефлексия или рефлексия своей самости или рефлексия Self - Selbstreflexion). Далее она включает в себя способность константно и когерентно сохранять этот образ себя в плане своих психосексуальных и социальных аспектов (идентичность). Далее эта составляющая связана со способностью дифференцированно воспринимать внутрипсихические процессы, и прежде всего аффекты у самого сего (интроспекция).

 

 

Уровень: хорошо интегрированный

 

Возможно дифференцированное, рефлексированное восприятие самого себя; образ себя в основных своих качествах константен во времени и когерентен (идентичность и отдельно психосексуальная идентичность). Человек с интересом наблюдает за процессами, протекающими внутри своей психики, и может дифференцированно воспринимать сопровождающие их аффекты; наиболее часто переживаемые аффекты: радость, любознательность, гордость, с одной стороны, и страх, презрение, гнев, раздражение, отвращение, печаль, вина и стыд, с другой стороны. Перечисленные способности могут быть временно ограничены из-за конфликта, но полностью не исчезают.

 

Клинический пример:

Пациент может спонтанно, или отвечая на вопрос, назвать свойства и способности, которые характеризуют, что он о себе самом думает, какой образ себя у него сложился, «что он за человек и чем он при определённых условиях отличается от других людей». Он может воспринимать различные стороны своих эмоциональных переживаний и может об этом рассказать словами. У исследователя складывается впечатление, что у пациента развит интерес к рефлексии самого себя и он может это для себя использовать.

 

 

Уровень: умеренно интегрированный

 

Рефлексивное восприятие себя ограничено, оно направлено прежде всего на то, что человек сделал (на действующее Я). Когерентность образа себя становится неадекватной при ситуативных проблемах. Интроспекция собственных аффектов (прежде всего нежности и агрессивности) невротически ограничена. В аффективных переживаниях прежде всего характерны ангедонические аффекты: гнев, страх, разочарование, самоуничижение и депрессивность; характерно смешение между амбитендентными аффектами, например, радостью и презрением.

 

Клинический пример:

Отвечая на вопрос, пациенту труднее рассказать, кто он такой. Скорее пациент будет рассказывать, что он в определённых ситуациях делал или говорил. Приобретенный образ себя часто кажется нестабильным, неустойчивым, плоским или грубоватым, зависящим от настроения или ситуаций, пациент явно находится под влиянием настроения и ситуативных обстоятельств или пытается сохранить внутреннее равновесие, избегая аффекты.

 

 

Уровень: мало интегрированный

 

Рефлексивное самовосприятие невозможно; неразвито чувство психосексуальной и социальной идентичности, противоречивые аспекты личности могут диссоциированно сочетаться вместе; собственные аффекты могут восприниматься лишь малодифференцированно; для аффективных переживаний характерны хроническое презрение, отвращение, раздражение и гнев; внешне проявляются прежде всего презрение и отвращение; вместо аффективных переживаний могут выступать отчуждение, эмоциональная пустота, депрессивность; внутренняя и внешняя атрибутивность при возникновении аффектов не может четко различаться.

 

Клинический пример:

Даже при посторонней помощи пациент не в состоянии создать законченный образ своей личности или понятно описать исследователю свои аффекты, представления и фантазии. Описания себя настолько противоречивы и значительно отличаются в зависимости от внешних ситуаций и конфликтов, что даже не складывается связанного образа того, что в нем происходит. «Я сам одновременно являюсь многим и ничем по настоящему.» Образ себя производит впечатление искаженного, иногда грандиозно преувеличенного или обесцененного; иногда образ себя остается размытым, спутанным (диффузным), смешиваясь с образом важных значимых лиц (Bezugsperson). Внутренние предпочтения, включая сексуальные, остаются неопределенными. У исследователя может сложиться впечатление, что на следующей встрече несколько дней спустя перед ним сидит совершенно другой человек с другим образом самого себя, который опять же связывает с ним совершенно другие ожидания. У исследователя может сложиться впечатление, что пациент «не запомнился», забыт.

 

 

Уровень: дезинтегрированный

 

Невозможность дать себе характеристику; в зависимости от вида психоза, в значительной мере отсутствует социальная и сексуальная идентичность (шизофрения) или сверхидентификация с социальной ролью (маниакально-депрессивный психоз). За пределами психоза возможна компенсаторная нарциссическая переоценка собственной личности. В психозе может возникать новая бредовая идентичность (мания величия, мания вины, мания любви и т.п.).

 

Клинический пример:

Пациент мечется в своей самооценке между полной растерянностью относительно своего профессионального самоопределения, с одной стороны, и грандиозными представлениями о своих профессиональных возможностях, с другой стороны. Из-за отсутствия соответствующей мотивации он, например, считает, что может быть руководителем большой психотерапевтической организации.

 

 

2. Саморегуляция – это способность управлять своими потребностями, чувствами, справляться со своим волнением (в саморегуляцию входит: толерантность к аффектам, регуляция самооценки, умение управлять своими желаниями (Impulssteuerung), способность предвидеть последствия своих поступков - Antizipation)

 

В OPD структурная составляющая «саморегуляция» включает в себя следующие структурные темы:

Толерантность к аффектам (толерантность к ангедоническим аффектам).

Самооценка (сохранение, восстановление самооценки; условия обидчивости).

Умение управлять своими желаниями (умение интегрировать свои инстинктивные желания; умение справляться с агрессией; умение справляться с сексуальными желаниями; отсрочка удовлетворения; главенствующая роль личности над инстинктивными желаниями; структура Сверх-Я)

Способность предвидеть последствия своих поступков (внутреннее и внешнее согласование; реакции окружения).

 

ЗАДАНИЕ: «Выделить значимый конфликт»

0 - конфликт не характерен

1 — незначительно проявляется

2 — есть

3 — сильно выражен

9 — невозможно оценить

Отметьте также тип проявленного модуса.

 

Тип конфликта Степень проявления
нет мало есть Много невозможно оценить
(0) (1) (2) (3) (9)

 

Зависимость / автономия пассивный модус
активный модус
Подчинение, смирение / контроль пассивный модус  
активный модус  
Желание обслуживания / автаркия пассивный модус  
активный модус  
Конфликт самооценки (нарциссические конфликты, ценность себя / ценность объекта) пассивный модус  
активный модус  
Конфликты Сверх-Я и конфликты вины (эгоистические тенденции / просоциальные тенденции) пассивный модус  
активный модус  
Эдипально-сексуальные конфликты пассивный модус  
активный модус  
Конфликты идентичности (идентичность / диссонанс) пассивный модус  
активный модус  

 

Ограниченное восприятие конфликтов и чувств пассивный модус  
активный модус  
Временное конфликтное напряжение (стресс) пассивный модус  
активный модус  

 

Основной конфликт: ____________________ Второй по значимости конфликт: ___________________


ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

для получения квалификации
“психотерапевт по методу символдрамы”

В дипломной работе должно быть два диагноза: по МКБ-10 и по OPD.

В дипломной работе обязательно должны быть разделы:

1) Психодиагностика:

1. Ось II – ОТНОШЕНИЯ – по трем пунктам: желания, ожидания, опасения

2. Ось III – КОНФЛИКТ – ведущий и второй по значимости конфликты по всем шести критериям

3. Ось IV – СТРУКТУРНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ – определение структурного уровня развития личности по всем шести критериям

 

2) Психодинамика:

- как происходило развитие пациента на каждом этапе, начиная с беременности матери;

- какие были фрустрации и дефициты и какие структуры вследствие этого были нарушены;

- и как это повлияло на последующее развитие;

 

3) Диагноз:

- по МКБ-10

- по OPD

 


 

 

Я.Л. Обухов[3], М.В. Овсянников[4], Е.Н. Родина[5]

 


[1] Хайнц Кохут (родился 3 мая 1913 г. в Вене, умер 8 октября 1981 г. в Чикаго) – основоположник направления современного психоанализа ПСИХОЛОГИЯ Я, основы современного подхода в психотерапии ПАТОЛОГИЧЕСКОГО НАРЦИССИЗМА. Закончил в 1938 г. медицинский институт в Вене. После оккупации Австрии нацистской Германией эмигрировал из-за своего еврейского происхождения сначала в Англию, а затем в США (март 1940 г.), где основал собственную школу современного психоанализа.

[2] Отто Кернберг родился 10 сентября 1928 г. в Вене. После оккупации Австрии нацистской Германией эмигрировал из-за своего еврейского происхождения вместе с семьей в 1939 г. в Чили, где изучал сначала биологию и медицину, а затем психиатрию и психоанализ. В 1959 г. он приехал в США, где получил стипендию фонда Рокфеллера в Госпитале Джона Хопкинса для проведения исследований в области психотерапии. В 1961 г. он окончательно эмигрировал в США, где стал ведущим американским психоаналитиком. В 1974 стал профессором клинической психиатрии на отделении медицины и хирургии Колумбийского университета. В 1995-2001 гг. был президентом Международной Психоаналитической Ассоциации (IPA). Отто Кернберг был с докладами почти во всех странах, где развивается психоанализ. Автор многочисленных книг и статей, среди которых особенно важны его работы о нарциссизме, теории объектных отношений, пограничных нарушениях личности (Borderline), агрессии и любви. Отто Кернберг был женат на Паулине Кернберг (умерла в 2006 г.), известном детском психоаналитике.

[3] Обухов Яков Леонидович – психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU), член Центрального Совета Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), доцент и член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).

[4] Овсянников Марк Вадимович - врач-психиатр-нарколог-психотерапевт, д.м.н., доцент МОКПО, заместитель главного врача ГУЗ «Психоневрологический диспансер» Ростовской области, преподаватель кафедры психиатрии Ростовского государственного медицинского университета, руководитель центра реабилитации аддиктивных расстройств.

[5] Родина Екатерина Николаевна – психолог, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.