Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков





Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

Техникум Пермского института (филиала)

 

 

 

Методические указания и контрольные задания

Для обучающихся заочной формы обучения

по дисциплине Основы философии

Специальность:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

Пермь 2015


 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Составитель: преподаватель техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова Семёнов Д.В.

 

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании ЦМК Общих, гуманитарных, социальных, экономических и естественно - научных дисциплин техникума ПИ(ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова

протокол № ______ « ___ » ______________ 2015 г.

 

Председатель ЦМК ____________ И.В. Жданкова



 


1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.

Задачи дисциплины:

- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;

- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.

В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

- основные категории и понятия философии;



- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



2. Содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  
 
1 2  
Раздел 1. История философии  
  Лекции  
Тема 1.1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества. Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.  
Тема 1.2. Становление философии. Основные этапы её исторического развития. Лекция 2. Происхождение философии. Основные этапы исторического развития философской мысли.  
  Практические занятия  
  Практическое занятие 1. Упражнение «Кто Я?», дискуссия на тему «Как я понимаю значение и роль философии в моей жизни».  
  Практическое занятие 2. Творческое мышление и философия. Упражнение «Скрепка», «Фигуры - правая и левая рука».  
  Самостоятельная работа  
Раздел 2. Теоретическая философия  
  Лекции  
Тема 2.1. Бытие как философская проблема. Лекция 3. Формирование представлений о бытии в истории философии. Общественное бытие и бытие духовного.  
Тема 2.2. Формы бытия материи. Атрибуты универсума. Лекция 4. Материя и субстанция.  
  Лекция 5. Научные, религиозные и философские картины мира.  
Тема 2.3. Сознание. Лекция 6. Сознание: его происхождение и сущность.  
  Лекция 7. Структура и функции сознания.  
  Лекция 8. Сознание и язык. Проблема бессознательного.  
Тема 2.4. Познание. Лекция 9. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм.  
  Практические занятия  
  Практическое занятие 3. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества. Дискуссия на тему: «Нужна ли мне интуиция и творчество? Возможно ли их развить?».  
  Практическое занятие 4. Дискуссия: «Научное, религиозное и философское мировоззрение. А что дальше?»  
  Практическое занятие 5. Дискуссия: «Познаваем ли мир?»  
  Самостоятельная работа  
Раздел 3. Социальная философия.  
  Лекции  
Тема 3.1. Природа и сущность человека. Лекция 10. Проблема смысла и бытия человека.  
Тема 3.2. Человек и общество. Лекция 11. Человек в системе социальных связей и отношений.  
Тема 3.3. Человек и проблема ценностей. Лекция 12. Мораль, справедливость и право в истории человечества.  
Тема 3.4. Внутренний мир человека. Лекция 13. Свобода и ответственность. Религия и свобода совести. Вера и знание.  
Тема 3.5. Глобальные проблемы человечества. Лекция 14. Сущность глобальных проблем. Диалог культур в условиях глобального кризиса.  
  Практические занятия  
  Практическое занятие 6. Дискуссия на тему: «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей».  
  Практическое занятие 7. Подготовить в письменном виде доклад о значении и функциях религии для человека и общества. Моё понимание роли и значения религии в моей жизни.  
  Практическое занятие 8. Просмотр видеоматериала «Социальные ролики о смысле жизни». Дискуссия на тему «Моё предназначение и смысл жизни».  
  Практическое занятие 9. Просмотр видеоматериала «Притчи». Дискуссия на тему «Возможно ли изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или то и другое должно осуществляться одновременно? Но возможно ли это?  
  Практическое занятие 10. Просмотр видеоматериала «Мир вокруг нас» Дискуссия на тему: «Каким я вижу мир вокруг себя и себя в этом мире».  

3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 10
в том числе:
лекции 6
практические работы 4
контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60
Аттестация в форме дифференцированного зачета

4. Содержание дисциплины «Основы философии»

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков

Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики). Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Вопросы для самоконтроля

1. Учение о бытии Парменида.

2. Диалектика Гераклита.

3. Сократ о нравственности.

4. Платон об идеях.

5. В чем цинизм Диогена.

6. Учение стоиков.

7. Сущность скептицизма.

8. Специфика философии средневековья.

9. Суть спора номиналистов и реалистов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.