Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»
Техникум Пермского института (филиала)
Методические указания и контрольные задания
Для обучающихся заочной формы обучения
по дисциплине Основы философии
Специальность:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Пермь 2015
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: преподаватель техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова Семёнов Д.В.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании ЦМК Общих, гуманитарных, социальных, экономических и естественно - научных дисциплин техникума ПИ(ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова
протокол № ______ « ___ » ______________ 2015 г.
Председатель ЦМК ____________ И.В. Жданкова
1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель дисциплины: дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре, понятие об исторических типах философии, концепциях и направлениях философской мысли, воспитывать культуру разумного мышления.
Задачи дисциплины:
- ознакомить обучающихся с ролью философии в жизни человека и общества, основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать обучающимся знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа общественных явлений, системы ценностных ориентацией и идеалов.
В результате изучения дисциплины «Основы философии» обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| | | 1
| 2
| | Раздел 1. История философии
| | | Лекции
| | Тема 1.1. Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества.
| Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре.
| | Тема 1.2. Становление философии. Основные этапы её исторического развития.
| Лекция 2. Происхождение философии. Основные этапы исторического развития философской мысли.
| |
| Практические занятия
| |
| Практическое занятие 1. Упражнение «Кто Я?», дискуссия на тему «Как я понимаю значение и роль философии в моей жизни».
| |
| Практическое занятие 2. Творческое мышление и философия. Упражнение «Скрепка», «Фигуры - правая и левая рука».
| |
| Самостоятельная работа
| | Раздел 2. Теоретическая философия
| | | Лекции
| | Тема 2.1. Бытие как философская проблема.
| Лекция 3. Формирование представлений о бытии в истории философии. Общественное бытие и бытие духовного.
| | Тема 2.2. Формы бытия материи. Атрибуты универсума.
| Лекция 4. Материя и субстанция.
| |
| Лекция 5. Научные, религиозные и философские картины мира.
| | Тема 2.3. Сознание.
| Лекция 6. Сознание: его происхождение и сущность.
| |
| Лекция 7. Структура и функции сознания.
| |
| Лекция 8. Сознание и язык. Проблема бессознательного.
| | Тема 2.4. Познание.
| Лекция 9. Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм.
| |
| Практические занятия
| |
| Практическое занятие 3. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества. Дискуссия на тему: «Нужна ли мне интуиция и творчество? Возможно ли их развить?».
| |
| Практическое занятие 4. Дискуссия: «Научное, религиозное и философское мировоззрение. А что дальше?»
| |
| Практическое занятие 5. Дискуссия: «Познаваем ли мир?»
| |
| Самостоятельная работа
| | Раздел 3. Социальная философия.
| | | Лекции
| | Тема 3.1. Природа и сущность человека.
| Лекция 10. Проблема смысла и бытия человека.
| | Тема 3.2. Человек и общество.
| Лекция 11. Человек в системе социальных связей и отношений.
| | Тема 3.3. Человек и проблема ценностей.
| Лекция 12. Мораль, справедливость и право в истории человечества.
| | Тема 3.4. Внутренний мир человека.
| Лекция 13. Свобода и ответственность. Религия и свобода совести. Вера и знание.
| | Тема 3.5. Глобальные проблемы человечества.
| Лекция 14. Сущность глобальных проблем. Диалог культур в условиях глобального кризиса.
| |
| Практические занятия
| |
| Практическое занятие 6. Дискуссия на тему: «Роль и место философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей».
| |
| Практическое занятие 7. Подготовить в письменном виде доклад о значении и функциях религии для человека и общества. Моё понимание роли и значения религии в моей жизни.
| |
| Практическое занятие 8. Просмотр видеоматериала «Социальные ролики о смысле жизни». Дискуссия на тему «Моё предназначение и смысл жизни».
| |
| Практическое занятие 9. Просмотр видеоматериала «Притчи». Дискуссия на тему «Возможно ли изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или то и другое должно осуществляться одновременно? Но возможно ли это?
| |
| Практическое занятие 10. Просмотр видеоматериала «Мир вокруг нас» Дискуссия на тему: «Каким я вижу мир вокруг себя и себя в этом мире».
| | 3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 70
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 10
| в том числе:
|
| лекции
| 6
| практические работы
| 4
| контрольные работы
| 1
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 60
| Аттестация в форме дифференцированного зачета
| 4. Содержание дисциплины «Основы философии»
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему философия как любовь к мудрости?
2. Соотношение знания и мудрости в философии.
3. Сущность основного вопроса философии.
4. Специфика языка философии.
5. Источники философии.
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики). Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Вопросы для самоконтроля
1. Учение о бытии Парменида.
2. Диалектика Гераклита.
3. Сократ о нравственности.
4. Платон об идеях.
5. В чем цинизм Диогена.
6. Учение стоиков.
7. Сущность скептицизма.
8. Специфика философии средневековья.
9. Суть спора номиналистов и реалистов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|