Тема II. Земельные правовые нормы (нормы земельного права) и земельные правовые отношения (земельные правоотношения). Механизм реализации норм земельного права и земельных правоотношений
ОПД.Ф.11 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
С ОСНОВАМИ ГРАЖДАНСКОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Практикум
Специальности: 120301 Землеустройство; 120302 Земельный кадастр;
Городской кадастр
Уфа 2010
УДК 378.147: 349.4
ББК 74.58+67.407
М 54
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета землеустройства и лесного хозяйства (протокол №7 от 15.04. 2010 г.)
Составитель: к.ю.н., доцент Балашов Е.В.
Рецензент: к.ю.н., доцент Владимиров И.А.
Ответственный за выпуск: д.ю.н., профессор Ханнанов Р.А.
Общие методические указания
Дисциплина «Земельное право» - одна из учебных дисциплин, составляющих основу специальных знаний в области права. Знание земельного права, умение разрешать конкретные жизненные и хозяйственные ситуации на основе норм действующего земельного законодательства - необходимое условие подготовки специалиста с высшим образованием.
Настоящие указания предназначены для студентов аграрного университета, приступивших к изучению курса «Земельное право». Одной из форм изучения этого учебного курса является самостоятельная работа, на выполнение которой рабочими программами выделен значительный объем часов. Целью пособия является оказание помощи студентам в самостоятельном изучении важнейших вопросов курса, облегчение поиска нормативного материала и юридической литературы, необходимых для решения задач и подготовки студентов к практическим и семинарским занятиям. Сборник также содержит задачи, которые рекомендуется решить для лучшего освоения темы, и ряд заданий по некоторым темам курса.
Изучение каждой темы должно начинаться с уяснения основных понятий и проблемных вопросов. Для этого рекомендуется внимательно прочитать и усвоить лекционный материал, ознакомиться с соответствующей учебной литературой, найти и изучить дополнительно научные статьи и монографии, рекомендованные по теме. Усвоив прочитанное, необходимо просмотреть содержание рекомендованных к этой теме нормативных актов.
Дальнейшая форма самостоятельной работы студента зависит от того, какой вид занятия - теоретические семинар или практическое занятие - проводится по соответствующей теме дисциплины.
Теоретические семинары представляют собой занятия, на которых обсуждаются содержащиеся в литературе взгляды и концепции по наиболее актуальным проблемам российского права, относящиеся к теме семинара. Для этого на основе изучения литературных источников, правовых материалов и практики студент должен быть готов высказать собственные суждения по обсуждаемым вопросам.
Готовясь к семинарскому занятию студент должен не только ознакомиться с рекомендованной литературой, но и составить краткие конспекты тех работ, которые он прочитал. На каждый вопрос темы необходимо также составить краткий ответ, который может быть использован в выступлении на занятии.
Теоретические семинары чаще проводятся в форме докладов. В зависимости от лимита времени преподаватель определяет 4-6 докладчиков, которых предстоит выслушать на семинаре. Подготовка докладчика должна быть более основательной: она предполагает углубленное изучение литературы и составление текста выступления. Доклад необходимо строить по плану, с распределением материала по небольшим вопросам. По возникающим в связи с подготовкой вопросам рекомендуется обращаться за консультацией к преподавателю. Он даст необходимый совет по вопросам подбора литературы, разработки плана доклада и по другим вопросам.
Выступление докладчика должно начинаться с объявления темы доклада и сообщения слушателям вопросов, которые он намерен освятить, т.е. плана доклада. Целесообразно сказать, какие литературные источники и законы использованы автором. Все это позволит слушателям лучше воспринимать содержание излагаемого материала. После этого докладчик последовательно раскрывает каждый вопрос своего доклада со ссылкой на прочитанные им источники, высказывая попутно свое мнение, если оно у него сложилось. После рассмотрения каждого вопроса желательно сделать краткое заключение, подытожить сказанное. По окончанию выступления докладчик отвечает на вопросы группы и преподавателя.
К семинару должны быть готовы не только докладчики, но и другие студенты группы, так как любому из них преподаватель вправе задать вопрос по обсуждаемой теме.
В отличие от теоретических семинаров, практические занятия предназначены в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах, большинство которых взяты из реальной практики деятельности аграрных формирований.
Решение задачи представляется в письменном виде и проверяется преподавателем, ведущим практические занятия. Все содержащиеся в решении выводы должны быть мотивированны, теоретически обоснованны, содержать ссылку на конкретные нормы закона или иного правового акта.
Пособие содержит вопросы, задания и задачи как по основным темам курса «правоведение», так и вопросы по особенностям правового регулирования будущей профессиональной деятельности. В зависимости от специфики изучаемой специальности студент должен дополнительно ознакомиться с теми или иными нормативными актами, изучение которых предопределено его будущей профессией.
При решении задач по земельному прав необходим придерживаться следующего образца:
Образец решения учебного дела (задачи) по земельному праву
Задача
В соответствии с Постановлением Правительства РФ было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития о безвозмездном гранте для финансирования Проекта «Сохранение биоразнообразия» в размере 20,1 млн. долларов США.
Фирма, которой было поручено текущее администрирование Проекта, объявила тендер (конкурс) на участие в выполнении работ по Проекту. При уточнении технического задания на выполнение работ по подразделу Проекта «Современная нормативная база охраны и рационального использования ресурсов живой природы и биоразнообразия» между экспертами возникли разногласия в отношении содержания терминов «биологическое разнообразие» и «биологические ресурсы» (далее — «биоразнообразие», «биоресурсы»).
Первый эксперт считал, что эти термины следует понимать исходя из духа и буквы Национального доклада Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России: выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии» 1997 г. Эксперт ссылался на то, что согласно введению к данному документу «...авторы избегали использования неофициальной информации, по ключевым вопросам сохранения биоразнообразия были привлечены специалисты и материалы из министерств и ведомств, которые отвечают на национальном уровне за отдельные аспекты проблемы, в т.ч. из: Минсельхозпрода России, Госкомэкологии России, Рослесхоза, РАН, Госкомзема России, Миннауки России и др.».
Второй эксперт призывал использовать устоявшиеся научные термины и определения, ссылаясь, в частности на работу Н.Ф. Реймерса.
Третий эксперт указывал, что цели и характер исследований имеют правовую направленность (обнаружение пробелов в законодательстве, обоснование рекомендаций органам исполнительной власти по его применению и пр.). Следовательно, единственно возможным путем является опора на т.н. «легальные», то есть сформулированные в законе, термины и определения. При этом он ссылался на, что: а) такие определения имеются в Конвенция «О сохранении биоразнообразия» от 5 июня 1992 г.; б) Конвенция вступила в силу в 1993 г.; в) Россия в 1995 г. ее ратифицировала и, следовательно, данная конвенция стала частью правовой системы России, источником права.
Является ли названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками экологического права?
Является ли источником экологического права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры?
Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?
Решение
1. Установление характера правоотношений. Можно различить следующие виды правоотношений: а) связанных с порядком подготовки актов органов федеральной исполнительной власти, признаваемых источниками российского права, в том числе земельного; б) связанных с признанием международных договоров источниками права; в) связанных с признанием конкретного международного договора источником экологического права; г) экологические (в широком смысле слова), а в их числе — связанные с сохранением биоресурсов и биоразнообразия.
2. Определение круга нормативных правовых актов, подлежащих применению. Исходя из определения характера правоотношений для решения данного спора необходимо использовать следующие группы нормативных правовых актов:
2.1. Конституцию Российской Федерации 1993 г.2 как акт, обладающий высшей юридической силой, прямым действием и применяющийся на всей территории Российской Федерации.
2.2. Акты, определяющие порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а именно:
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации 1997 г. (далее — Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти).
2.3. Акты, определяющие место международных договоров Российской Федерации в системе российского права, порядок их заключения, ратификации и вступления в силу, именно:
2.4. Акты, устанавливающие факт признания Российской Федерацией конкретного международного договора частью правовой системы РФ, источником национального права, в т.ч. экологического.
2.5. Акты экологического (в широком смысле слова) законодательства, а именно: Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г.; Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон Российской Федерации «О недрах» 1992 г. в ред. 1995 г.; Водный кодекс Российской Федерации 1995 г.; Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.; Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. и др.
3. Определение теоретических основ решения спора. Теоретической основой решения данного спора являются три группы научных положений.
3.1. Первая из них касается понятия «источник права». Оно в теории права традиционно рассматривается в двух значениях, как: собственно источник права (место нахождения норм права, «резервуар», в котором они пребывают) и как форма права (то, в чем норма права выражается внешне, в объективной реальности; то, что придает ей формальную определенность, стабильность и пр.). При этом подчеркивается, что термин «форма права» является менее удачным, так как является весьма многозначным), что оба эти термина могут употребляться в одном и том же значении.' Таким образом, в теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве .
3.2. Вторая группа относится к понятию «источник экологического права». Это понятие является частным по отношению к понятию «источник права». В силу этого ему присущи все основные общие черты источников российского права. Однако оно обладает рядом особенностей (далее идет изложение основных положений со ссылкой на любой доступный источник, лучше — на учебник экологического права МГУ или иной учебник и (или) монографию).
3.3. Третья группа относится к понятию международного договора, порядку распространения содержащихся в нем правил для регулирования национальных отношений, в данном случае — экологических (далее идет изложение основных положений со ссылкой на любой доступный источник, лучше на учебник по теории права, международного права или монографию — по аналогии с п.3.1.).
4. Определение круга материалов судебной практике по данной категории споров. Материалов, характеризующих судебную практику по данным вопросам не найдено.
5. Обоснование решения спора и или ответов на поставленные вопросы. С учетом: а) определения и уточнения характера возникших правоотношений; б) выбора соответствующих нормативных правовых актов; в) опираясь на имеющиеся в теории права взгляды по возникшим проблемам предлагается следующее решение возникшего спора:
5.1. Применительно к вопросу: Является ли названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками земельного права?
5.1.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) правовую систему Российской Федерации образуют: а) Конституция Российской Федерации, как акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяющийся на всей территории Российской Федерации; б> законы и иные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации; в) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
При этом: а) законы подлежат официальному опубликованию;
неопубликованные законы не применяются; б) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; в) если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
5.1.3. Как следует из материалов дела, Национальный доклад был подготовлен рядом федеральных органов исполнительной власти и является совместным актом этих органов, подготовленным в рамках выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообразии, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 669 «О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии» // СЗ РФ, 1995, № 28, ст. 2690.
Согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются — нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их
компетенции.
Согласно пункту 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Таким образом, анализируемые Правила содержат исчерпывающий перечень форм («видов») нормативных правовых актов. Такой формы («вида») как «доклад» они не содержат.
Исследуемое Положение содержит так же ряд специальных правил принятия, опубликования и регистрации нормативных правовых актов (см.: п. 3-9, 10-19). Рассматриваемый Доклад этим правилам не
соответствует.
Следовательно: хотя названный Национальный доклад и издан на основе и во исполнение указанного выше постановления Правительства и опубликован, но по форме («виду»), процедурам принятия, опубликования и регистрации он не может быть признан нормативным правовым актом — источником права.
5.2. Применительно к вопросу: Является ли источником земельного права Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. и иные международные договоры?
5.2.1. Конвенция вступила в силу в 1993 г.
5.2.2. Федеральным законом от 17 февраля 1995 «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» названная Конвенция была ратифицирована и вступила в силу для Российской Федерации.
5.2.3. Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 31) международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.
5.2.4. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.15) такие международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой сисгемы.
Следовательно: Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. подлежит выполнению Российской Федерацией, является составной частью ее правовой системы и, применительно к данному спору, —
источником экологического права.
5.3. Применительно к вопросу: Какое определение терминов «биоресурсы» и «биоразнообразие» в данной (или аналогичной) ситуации предложили бы Вы?
В данной ситуации наиболее правильным было бы использование определений, данных в Конвенции о биологическом разнообразии. 6. Итоговые выводы:
1. Названный Национальный доклад, иные аналогичные документы (например, ежегодные Государственные доклады о состоянии окружающей среды) источниками экологического права не являются.
2. Конвенция «О сохранении биоразнообразия» 1992 г. является источником экологического права. Иные международные договоры являются источником экологического права, если они вступили в силу и признаны Российской Федерацией в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
3. В данной ситуации наиболее правильным было бы использование определений, данных в Конвенции о биологическом разнообразии.
7. Материалы, подготовленные по итогам решения задачи. По итогам решения задачи предлагается использовать следующие термины и определения:
«Биологическое разнообразие» — вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем)'.
«Биологические ресурсы» — включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества»2.
4. Поскольку данные определения содержат ряд терминов, также нуждающихся в определениях, следует дать их из того же источника, а именно:
«Генетические ресурсы» — генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность»3.
«Генетический материал» — любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности4».
«Экосистема» — динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое»'.
8. Законодательство:2
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». С изм., внесенными Законами Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992 г., № 10, ст.457; № 10, ст. 459; 1993, № 29, ст.1111.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ,
1995, № 9, ст.713.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ, 1995, № 12, ст.1024.
Земельный кодекс РСФСР. Принят 25 апреля 1991 г. В ред. Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г., Указов Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 и от 24 декабря 1993 г. № 2287 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991, № 22, ст.768; ВСНД РФ и ВС РФ, 1993, № 21, ст. 748; САПП РФ, 1993, № 51, ст. 4935; № 52, ст. 5085.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. «О недрах». В ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» // ВСНД РФ и ВС РФ, 1992, № 16, ст.834; СЗ РФ, 1995, № 10, ст.823.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // СЗ
РФ, 1995, № 47, ст.4471.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. // СЗ
РФ, 1997, № 5, ст.610.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» // СЗ
РФ, 1995, № 17, ст. 1462.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ, 1995, № 49, ст. 4694.
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» // СЗ РФ, 1996, № 28,ст. 3348.
Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» // СЗ РФ, 1995, № 8, ст. 601.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗРФ, 1995, № 29, ст. 2757.
Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ, 1994, № 6, ст. 436.
Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 436 «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации // ВСНД РФ и ВС РФ, 1992, № 19,ст.1048.
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 1996 г. № ИЗО «О подписании соглашений между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития»// СЗ РФ, 1996, № 40, ст. 4671.
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. В ред. Постановлений Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. № 1538 и от 6 ноября 1998 г. № 1304 // СЗ РФ, 1997, № 33, ст. 3895; № 50, ст. 5689; 1998,№ 47, ст. 5771.
9. Литература:
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. T.I. M., 1981, с. 81, 315;
Т. 2. М., 1982, с. 212-213.
Экологическое право России. Учебник / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Издательство БЕК. 2001. (Глава III. Источники экологического права).
Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. М., 1998, с. 133.
Первый Национальный доклад Российской Федерации «Сохранение биологического разнообразия в России: выполнение Россией обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии». М.: Центр охраны дикой природы СоЭс. 1997.
Поскольку аграрное право является комплексной отраслью российского права, изучение правового положения аграрных формирований, правового режима их имущества, договорных отношений в сельском хозяйстве и других тем аграрного права следует начать с изучения состояния правового регулирования аналогичных вопросов в рамках базовых отраслей (конституционного, гражданского, трудового и других отраслей права).
2 Тематика и содержание самостоятельной работы
Тема I. Предмет и система земельного права
1. Предмет земельного права — общественные земельные отношения.
2. Земля как объект общественных земельных отношений.
3. Земельная реформа в Российской Федерации (общая характеристика).
4. Задачи, метод земельного права.
5. Принципы земельного права.
6. Понятие, становление и развитие земельного права как отрасли права, науки, учебной дисциплины. Его система.
7. Место земельного права в системе права, его взаимодействие с другими отраслями права.
Задача 1. В Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ), принятом Государственной Думой 11 июня 1997 г. и одобренного Советом Федерации 30 июля 1997 г. (п.1 ст. 10) земельные отношения были определены как «общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами».
Президент Российской Федерации в письме Председателю Государственной Думы и Председателю Совета Федерации по поводу отклонения ЗК РФ, указал, что в кодексе «неправомерно и неточно определены земельные отношения. Земельными отношениями следует считать отношения в области использования и охраны земель, что же касается отношений, связанных с земельным участком, признаваемым недвижимым имуществом, то они являются имущественными отношениями». Президент предложил внести в кодекс соответствующие изменения.
В чем заключается специфика общественных отношений, объектом которых является земля
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 19937'25'-яек., № 237.
Земельный кодекс РФ 2001г.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ //СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; 1996, № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471.
Письмо Президента РФ от 21 июля 1997 г. № Пр-1223 «О Земельном кодексе Российской Федерации» // Росс. вести, 1997, 5 августа, № 143.
Литература:
Земельное право России. Учебник по специальности «Правоведение» / Под ред. Петрова В.В. М.: Стоглавъ. 1995. С. 4-15.
Земельное право России. Учебник / Под ред. В.В. Петрова. 2-е изд., перераб. Отв. ред. 2-го изд. А.К. Голиченков. М.: Зерцало. 2001. Гл. I.
Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник/ Отв. ред. проф. Суханов Е.А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК. 1998. С. 1—12, 25—30.
Осокин Н.Н. Земельное право в отраслевой классификации // Ве-стн.Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1994. № 2.
Петров В.В. Форма земельной собственности и предмет земельного права// Вестн.Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1992. № 5.
Суханов Е.А. Земля как объект гражданского права // Там же.
Задача 2. Для разработки проекта Земельного кодекса Российской Федерации, альтернативного «думскому» проекту (далее — Кодекс), одним из федеральных министерств была приглашена группа экспертов.
Прежде, чем приступить к написанию текстов статей Кодекса, эксперты сформулировали и предложили для обсуждения основные положения Концепции Кодекса.
Исходным являлось положение, согласно которому предметом правового регулирования должны быть земельные общественные отношения, то есть отношения по поводу использования и охраны земли как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации.
В силу этого предлагалось разрабатывать Кодекс как акт земельного законодательства, построенный на разграничении публично-правового и частноправового регулирования по следующим основным правилам:
— к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;
— собственники земельного участка вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте;
— совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства.
Какие нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации составляют правовую основу понятия земельных отношений?
Каковы возможные критерии отграничения земельных общественных отношений от гражданских, административных и других?
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
Земельный кодекс РФ 2001г
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ, 1994, № 32. ст. 3301; 1996, No 9 ст 773; 1996, № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471.
федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ст.13 // СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 411.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767. С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287, от 25 января 1999 г. № 112 // САПП РФ, 1993, № 44, ст. 4191; 1993, № 52, ст. 5085; СЗ РФ, 1999, № 5, ст. 651.
Литература:
Волков Г.А., Голиченков А.К„ Козырь О.М. Рынок земли: правовой аспект// Государство и право. 1998. №2. С.50—58.
Голиченков А.К. Земельное право России. Лекции для студентов юридического факультета МГУ в 2000-2001 уч. г. (на правах рукописи). Лекция 1. М, 2001.
Голиченков А.К., Волков Г.А., Козырь О.М. Земельный тодекс Российской Федерации. Основные положения Концепции альтернативного проекта // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1996-2000 гг. / Под ред. А.К. Го-личенкова. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева. 2-е изд., дополнен.
М.: Зерцало. 2001.
Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданского права Российской Федерации при переходе к рыночной экономике // Государство и право.1994. № 1. С.26.
Задача 3. При обсуждении основных подходов к разработке проекта Экологического кодекса Российской Федерации (ЭК РФ) возникла дискуссия по вопросу о предмете его правового регулирования. Сторонники разработки ЭК РФ утверждали, что общественные земельные отношения — суть разновидность общественных экологических отношений. Равным образом экологическими по своей сущности являются и другие природоресурсные отношения (горные, водные, лесные, фаунистические и др.). Следовательно, включение земельных отношений в предмет регулирования межотраслевого кодификационного акта — ЭК РФ (на базе и вместо земельного и других природоресурсных кодексов) возможно.
В обоснование приводились следующие доводы: а) общепризнанно, что термины, производные от слова «экология» (от греч. ekos — дом, жилище и logos — знание), указывают на отношения живых организмов, включая человека с естественной средой своего обитания; б) сама эта среда состоит из компонентов, находящихся между собой в системе естественных связей; в) к числу таких компонентов относится и земля; одной из форм таких отношений является землепользование.
Сторонники традиционных взглядов на земельное право и законодательство, формы кодификации последнего указывали на следующее: а) общественные экологические отношения понимаются только как отношения по охране природы (окружающей природной среды);
б) сама окружающая природная среда в доктрине и в законодательстве традиционно рассматривается как самостоятельный объект охраны, наряду с такими природными объектами, как земля, недра, воды, леса, животный мир и др.; в) следовательно, общественные земельные отношения являются самостоятельным видом общественных отношений, однопорядковыми с общественными экологическими отношениями.
Каково соотношение понятий «общественные экологические отношения», «общественные природоохранительные отношения», «общественные природоресурсные отношения», «общественные земельные отношения», «общественные горные (по использованию и охране недр) отношения», «общественные водные отношения», «общественные лесные отношения», «общественные фаунистические (по использованию и охране животного мира) отношения»?
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». В ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ; от 2 января 2000 г. № 20-ФЗ // ВСНД РФ и ВС РФ, 1992, № 16, ст. 834;
СЗ РФ, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141.
Земельный кодекс РФ 2001г
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4471.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1462.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767. С изм. И доп., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287, от 25 января 1999 г. № 112 // САПП РФ, 1993, № 44, ст. 4191; 1993, № 52, ст. 5085; СЗ РФ, 1999, № 5, ст. 651.
Письмо Президента РФ от 21 июля 1997 г. № Пр-1223 «О Земельном кодексе Российской Федерации» // Росс. вести, 1997, 5 августа, № 143.
Литература:
Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристь. 1999. С.26-42.
Крассов О.И. Земельное право: Учебник. М.: Юристь. 2000. С.23—47. Голиченков А.К. Основные подходы к разработке концепции проекта Экологического кодекса РФ // Право и политика. 2000. № 10. С.123— 131.
Тема II. Земельные правовые нормы (нормы земельного права) и земельные правовые отношения (земельные правоотношения). Механизм реализации норм земельного права и земельных правоотношений
1. Земельные правовые нормы.
2. Земельные правоотношения.
3. Механизм реализации норм земельного права и земельных правоотношений
Задача 1. В 1993 г. гражданин Мишин, как член товарищества садоводов, получил в собственность земельный участок. В 1998 г. он умер. Наследниками данного земельного участка являлись две его взрослые дочери. Причем одна дочь в 1993 г. вступила в брак с гражданином другого государства и затем приобрела гражданство мужа, предварительно осуществив выход из гражданства Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации «О гражданстве». С момента открытия наследства обе дочери — каждая самостоятельно — подали заявления в нотариальную контору по месту нахождения имущества наследодателя (включая земельный участок) о выдаче свидетельства о праве на наследство. Нотариус отказался выдать свидетельство дочери Мишина, являющейся гражданкой другого государства, указав на то, что тем самым он нарушит российское законодательство. Тогда она обратилась в правление товарищества садоводов с заявлением о вступлении в члены товарищества с переводом прав на участок. Но также получила отказ, мотивированный тем, что она является гражданкой другого государства и поэтому не может быть членом товарищества.
Может ли иностранный гражданин наследовать земельный участок, предоставленный для ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства?
Если бы одна из дочерей Мишина являлась гражданкой Республики Беларусь, унаследовала ли она данный земельный участок?
Могут ли иностранные граждане быть членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений?
Решите дело.
Законодательные и иные нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Росс. газ., 1993, 25 дек., № 237.
Земельный кодекс РФ 2001г
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. 51-ФЗ. С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; 1996,№ 34,ст. 4026;1999,№ 28,ст.3471.
Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».С изм.и доп., внесенными Федеральным законом от 22 ноября 2000 г. № 137-ФЗ // СЗРФ, 1998, № 16, ст. 1801; 2000, № 48, ст. 4632.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан» // СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2215.
Литература:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|