Передаточные функции корпуса и топлива
Кафедра ракетно-космической техники и энергетических установок
Группа РКТ-98-1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Тема: Модальный анализ ракетного двигателя
Выполнили студенты
| гр.
| | Руководитель работы
| | Сальников А.Ф.
|
Пермь, 2002
Цель работы:
1. Определить собственные частоты элементов изделия.
2. Построить передаточные функции от элемента к элементу.
3. Определить величину разброса параметров виброакустических характеристик изделия и партии изделий.
Порядок выполнения работы:
1. Объект нагружают импульсной нагрузкой в различных точках (см. рис.).
Схема нагрузки:
1– наружная поверхность металлического цилиндра;
2– наружная поверхность торца цилиндра;
3– торец заряда;
4– канал заряда (напротив точки 1).
В точке 1 наносятся удары (импульсное нагружение) с помощью молотка. В точке 4 устанавливаем измерительный микрофон и определяем интегральный уровень шума, затем делаем спектральное разложение.
Замер производится аналогично в точке 3. Затем производится сравнение двух замеров (по собственной частоте).
2. Определение передаточных функций.
· Повторяем замеры в точках 2, 3 и 4.
· Осуществляем удар в точке 3, делаем замер в точке 1. Таким образом появилась пара 1–3 (3–1). На этой паре определяется передаточная функция «топливо–металл», «металл– топливо» по величине колебания амплитуд в спектре.
3. Определение величин разброса параметров.
· Проводим геометрическое исследование изделия (определяем размеры заряда и корпуса двигателя).
· Определяем разброс геометрических параметров.
· В каждой точке определяем математическое ожидание, дисперсию, среднеквадратичное отклонение.
· Определяем коэффициент корреляции (из условия замеров ударов в точках 1 и 2 при замере в точке 4).
Выполнение работы:
Таблица 1
Удар в точке 1, замер в точке 2 (1-й двигатель)
Частота пропускания фильтров, Гц
| Интегральный уровень шума, Дб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.5
|
| 31.5
| 31.5
|
|
| 53.5
| 53.5
|
|
| 53.5
| 54.5
|
|
|
|
Таблица 2
Удар в точке 1, замер в точке 3 (1-й двигатель)
Частота пропускания фильтров, Гц
| Интегральный уровень шума, Дб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 56.5
|
|
| 55.5
| 55.5
|
|
|
Таблица 3
Удар в точке 1, замер в точке 4 (1-й двигатель)
Частота пропускания фильтров, Гц
| Интегральный уровень шума, Дб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26.5
| 26.5
|
|
|
| 38.5
|
| 36.5
|
| 37.5
|
|
|
|
|
|
| 55.5
| 55.5
| 55.5
| 55.5
| 55.5
|
|
|
| Таблица 4
Удар в точке 2, замер в точке 4 (1-й двигатель)
Частота пропускания фильтров, Гц
| Интегральный уровень шума, Дб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 38.5
|
| 38.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 54.5
|
|
|
Таблица 5
Удар в точке 3, замер в точке 1 (1-й двигатель)
Частота пропускания фильтров, Гц
| Интегральный уровень шума, Дб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.5
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
2-й двигатель
Частота пропускания фильтров, Гц
| Условия замера (в 1-й точке– удар, во 2-й– замер)
| 1–2
| 1–3
| 1–4
| 2–4
| 3–1
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7
3-й двигатель
Частота пропускания фильтров, Гц
| Условия замера (в 1-й точке– удар, во 2-й– замер)
| 1–2
| 1–3
| 1–4
| 2–4
| 3–1
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.5
|
|
|
Таблица 8
4-й двигатель
Частота пропускания фильтров, Гц
| Условия замера (в 1-й точке– удар, во 2-й– замер)
| 1–2
| 1–3
| 1–4
| 2–4
| 3–1
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9
5-й двигатель
Частота пропускания фильтров, Гц
| Условия замера (в 1-й точке– удар, во 2-й– замер)
| 1–2
| 1–3
| 1–4
| 2–4
| 3–1
|
|
|
|
|
|
| 31.5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10
Геометрические параметры двигателей (см. рисунок)
Пара-метры, мм
| 1-й двигатель
| 2-й двигатель
| 3-й двигатель
| 4-й двигатель
| 5-й двигатель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Dпер
| 42.9
| 42.8
| 42.6
| 42.7
| 42.8
| 42.5
| 42.7
| 42.7
| 42.6
|
| 42.8
|
| 43.9
| 43.9
|
| Dзад
| 45.2
| 45.3
| 45.1
| 44.8
| 44.6
| 44.7
| 44.8
| 44.5
| 44.7
| 44.8
| 44.7
| 44.8
| 41.1
| 41.2
| 41.1
| Dрез
| 134.8
| 134.6
| 134.7
| 126.2
| 126.3
| 126.4
| 134.6
| 134.5
| 134.3
| 134.5
| 134.7
| 134.4
| 135.2
|
| 135.1
| Dкор
| 128.5
| 128.4
| 128.3
|
| 128.1
| 128.3
| 127.8
| 127.7
| 127.6
|
| 128.3
| 128.2
| 127.8
| 127.9
|
| Dзар
| 118.1
| 118.0
| 118.3
| 118.2
| 118.4
| 118.1
|
| 118.1
|
|
| 118.1
| 118.2
| 118.5
| 118.4
| 118.4
| LрезП
|
| 38.5
| 38.8
|
| 38.2
| 38.1
| 38.9
| 38.8
| 38.7
| 40.9
| 40.8
| 40.9
| 38.4
| 38.5
| 38.4
| LрезЗ
| 41.1
| 41.3
| 41.4
|
| 39.4
| 39.2
| 42.7
| 42.7
| 42.6
| 41.2
| 41.2
| 41.3
| 42.4
| 42.4
| 42.3
| Lдвиг
|
|
| 508.5
| 507.5
| 507.4
| 507.2
|
| 509.2
|
|
| 507.2
| 507.1
|
| 510.1
| 510.2
| Lзар
| 485.3
| 485.4
| 485.5
| 481.1
| 481.4
| 481.3
| 484.5
| 484.4
| 484.4
|
| 482.5
|
| 484.8
| 484.8
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 11
Средние геометрические параметры двигателей
Пара-метры, мм
| 1-й
двигатель
| 2-й
двигатель
| 3-й
двигатель
| 4-й
двигатель
| 5-й
двигатель
| Dпер
| 42.77
| 42.67
| 42.67
| 42.93
| 43.93
| Dзад
| 45.2
| 44.7
| 44.67
| 44.77
| 41.13
| Dрез
| 134.7
| 135.1
| 134.5
| 134.5
| 135.1
| Dкор
| 128.4
| 128.1
| 127.7
| 128.2
| 127.9
| Dзар
| 118.1
| 118.2
|
| 118.1
| 118.4
| LрезП
| 38.77
| 38.1
| 38.8
| 40.87
| 38.43
| LрезЗ
| 41.27
| 39.2
| 42.67
| 41.23
| 42.37
| Lдвиг
| 508.5
| 507.4
| 509.1
| 507.1
| 510.1
| Lзар
| 485.4
| 481.3
| 484.4
| 482.2
| 484.9
|
Таблица 12
Разброс геометрических параметров изделий
Пара-метры, мм
| 1-й двигатель
| 2-й двигатель
| 3-й двигатель
| 4-й двигатель
| 5-й двигатель
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| Dпер
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.089
| 0.009
| 0.094
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| Dзад
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| Dрез
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| Dкор
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| Dзар
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| LрезП
| 0.178
| 0.042
| 0.205
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| LрезЗ
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.133
| 0.027
| 0.163
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| Lдвиг
| 0.333
| 0.167
| 0.408
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.089
| 0.009
| 0.094
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| Lзар
| 0.067
| 0.007
| 0.082
| 0.111
| 0.016
| 0.125
| 0.044
| 0.002
| 0.047
| 0.222
| 0.056
| 0.236
| 0.089
| 0.009
| 0.094
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 13
Разброс геометрических параметров партии изделий
Параметры двигателей
| М
(математическое ожидание)
| Д
(дисперсия)
| s
(среднеквадратичное отклонение)
| Dпер
| 0.376
| 0.23
| 0.48
| Dзад
| 1.184
| 2.227
| 1.492
| Dрез
| 0.256
| 0.074
| 0.272
| Dкор
| 0.208
| 0.058
| 0.24
| Dзар
| 0.117
| 0.019
| 0.139
| LрезП
| 0.749
| 0.942
| 0.971
| LрезЗ
| 0.936
| 1.482
| 1.217
| Lдвиг
| 0.955
| 1.22
| 1.104
| Lзар
| 1.528
| 2.607
| 1.615
|
Вывод:
Так как дисперсия для партии изделий больше, чем дисперсия отдельных изделий, то для расчетов принимаем дисперсию партии.
Таблица 14
Передаточные функции корпуса и топлива
Частота пропускания, Гц
| 1-й
двигатель
| 2-й
двигатель
| 3-й
двигатель
| 4-й
двигатель
| 5-й
двигатель
| Т-К
| К-Т
| Т-К
| К-Т
| Т-К
| К-Т
| Т-К
| К-Т
| Т-К
| К-Т
|
| 0.1
| -0.1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.5
| 0.05
| -0.05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -0.05
| 0.05
| 0.05
| -0.05
| 0.05
| -0.05
|
|
|
|
|
| 0.199
| -0.2
| 0.115
| -0.12
| 0.385
| -0.38
| -0.05
| 0.05
|
|
|
| 0.064
| -0.06
| -0.07
| 0.071
| 0.148
| -0.15
|
|
| 0.067
| -0.07
|
| 0.369
| -0.37
| 0.033
| -0.03
| 0.091
| -0.09
| 0.094
| -0.09
| 0.086
| -0.09
|
| -0
| 0.003
|
|
| -1.53
| 1.53
|
|
|
|
|
Вывод:
При определении передаточных функций «топливо– металл», «металл– топливо» были получены пары значений одинаковых по величине и разных по знаку. Это говорит о том, что при отрицательных значениях передаточной функции происходит гашение виброакустического сигнала, а при положительном– его усиление.
Таблица 15
Разброс виброакустических характеристик изделий
(на примере 1-го двигателя)
Частота пропус-кания фильтра, мм
| Условия замера
| 1–2
| 1–3
| 1–4
| 2–4
| 3–1
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
| М
| Д
| s
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 31.5
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.36
| 0.36
| 0.60
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 2.30
| 5.81
| 2.41
| 1.36
| 1.66
| 1.29
| 0.80
| 0.84
| 0.92
|
| 0.09
| 0.02
| 0.15
| 0.56
| 0.34
| 0.58
| 0.52
| 0.44
| 0.66
| 1.09
| 1.27
| 1.13
| 0.72
| 0.80
| 0.89
|
| 0.65
| 0.62
| 0.79
| 2.16
| 6.01
| 2.45
| 0.45
| 0.28
| 0.52
| 0.84
| 0.83
| 0.91
| 1.37
| 2.70
| 1.64
|
| 0.62
| 0.49
| 0.70
| 0.48
| 0.24
| 0.49
| 0.25
| 0.05
| 0.22
| 0.55
| 0.34
| 0.58
| 0.57
| 0.43
| 0.65
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 16
Разброс виброакустических характеристик партии изделий
Параметры двигателей
| М
(математическое ожидание)
| Д
(дисперсия)
| s
(среднеквадратичное отклонение)
|
| 0.128
| 0.128
| 0.16
| 31.5
| 0.064
| 0.032
| 0.08
|
|
|
|
|
| 0.544
| 0.912
| 0.65798
|
| 3.1064
| 5.44376
| 3.888626
|
| 1.9424
| 6.35872
| 2.420359
|
| 2.068
| 6.16872
| 2.337601
|
| 6.8936
| 4.4794
| 8.217944
|
Определим коэффициент корреляции из условия замеров: удар в точках 1 и 2 при замере в точке 4 (см. таблицы 3 и 4). Для этого необходимо определить математическое ожидание и среднеквадратичное отклонение виброакустических параметров двигателей для данных видов нагружения (1–4 и 2–4).
Таблица 17
Разброс виброакустических характеристик изделий
(удар в точке 1, замер в точке 4)
Параметры двигателей
| М
(математическое ожидание)
| Д
(дисперсия)
| s
(среднеквадратичное отклонение)
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 31.5
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 2.30
| 5.81
| 2.41
|
| 0.52
| 0.44
| 0.66
|
| 0.45
| 0.28
| 0.52
|
| 0.25
| 0.05
| 0.22
|
Таблица 18
Разброс виброакустических характеристик изделий
(удар в точке 2, замер в точке 4)
Параметры двигателей
| М
(математическое ожидание)
| Д
(дисперсия)
| s
(среднеквадратичное отклонение)
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
| 31.5
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 0.00
| 0.00
| 0.00
|
| 1.36
| 1.66
| 1.29
|
| 1.09
| 1.27
| 1.13
|
| 0.84
| 0.83
| 0.91
|
| 0.55
| 0.34
| 0.58
|
, где r(x,y)–искомый коэффициент корреляции;
m(x,y)=M{[x-M(x)] [y-M(y)]}.
Таблица 18
Значение коэффициента корреляции
Частота пропускания фильтров, Гц
| r(x,y)
(коэффициент корелляции)
|
| 0.000
| 31.5
| 0.000
|
| 0.000
|
| 0.000
|
| 0.179
|
| 0.361
|
| 0.898
|
| 0.264
|
Построим графики зависимостей амплитуды колебаний от частоты пропускания фильтров для различных видов нагружения.
1-й двигатель
2-й двигатель
3-й двигатель
4-й двигатель
5-й двигатель
Вывод:
Из графиков видно, что амплитуды колебаний лежат в некоторой полосе значений. Так, для частоты пропускания фильтра 1000 Гц полоса изменения амплитуд колебаний составляет:
· для 1-го двигателя А=(27¸39) Гц;
· для 2-го двигателя А=(31¸38) Гц;
· для 3-го двигателя А=(32¸37) Гц;
· для 4-го двигателя А=(30¸38) Гц;
· для 5-го двигателя А=(31¸36) Гц.
Диапазон изменения амплитуд колебаний неодинаков (ширина полосы не постоянна). Так, максимальный диапазон изменения амплитуды происходит
· для 1-го двигателя при частоте пропускания 250 Гц;
· для 2-го двигателя при частоте пропускания 260 Гц;
· для 3-го двигателя при частоте пропускания 270 Гц;
· для 4-го двигателя при частоте пропускания 250 Гц;
· для 5-го двигателя при частоте пропускания 260 Гц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|