Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Комплектование, учёт и хранение в Курьинском районном историко-краеведческом музее





Комплектование фондов музея

 

Любой музей начинается с коллекционирования памятников истории и культуры, документирующих общественные процессы, явления, события и факты во всех областях человеческой деятельности. От того насколько полно они отражают действительность, от их репрезентативности, способности привлечь внимание посетителя, заинтересовать его, обращаясь к разуму и чувствам, зависит притягательная сила музея, его популярность. В этом плане музей МОУ СОШ № 84 г. Барнаула не стал исключением. Первый директор музея, учитель истории школы № 84, Болдырев Николай Михайлович, начал именно с поисково-собирательной работы. Комплектование фондов школьного музея началось еще на стадии отбора музейных предметов. Это и было на первых этапах его основной деятельностью. Работа над сбором экспонатов началась задолго до открытия музея. Фонд музея представляет собой совокупность всех материалов, которые в соответствии с установленными правилами поступали на постоянное хранение в музей. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность.[5]

Содержание фондов должно соответствовать профилю музея. Исходя из этого директор и актив музея, подошли очень основательно к комплектованию фондов.



В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула существует два фонда: основной фонд и фонд научно-вспомогательных материалов. В основной фонд музея входят экспонаты преимущественно по краеведению. В научно-вспомогательный фонд входят особо редкие, ценные экспонаты не по профилю музея, но, тем не менее, значимые экспонаты.

Комплектование фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула происходит комплексным путём. [9]

Комплектование фондов школьного музея происходило в основном путём дарения. Именно так поступил в запасники музея первый экспонат. Им стал тульский самовар. Его принёс житель Индустриального района г. Барнаула Николай Григорьевич Овчинников. Самовар уникален в своём роде. Изготовлен он был в 1892 году. Об этом свидетельствовала проставленная на нём дата. На его боках можно увидеть множество медалей. Фонды музея активно пополняются архивными материалами, фотодокументами, предметы материальной культуры, принесенными в дар учениками школы, их родителями, жителями района. Так, например Е.А. Кузнецов подарил музею коллекцию фотографий с видами г. Барнаула. Р.А. Осипова подарила коллекцию полотенец с собственной вышивкой.



Второй путь комплектования фондов музея – поступление предметов, найденных в ходе поисковой работы, организованной музеем.

В ходе экспедиции ведётся полевая документация. К данной документации относятся полевой дневник и полевая опись. Ведение «полевого дневника» имеет большое значение. В него последовательно заносится весь ход поиска. Полевая опись служит для описания предметов, предназначенных для учёта и хранения в музее. Каждому отряду поисковой группы целесообразно вести черновик дневника, сведения из которого оперативно переносятся в «полевой дневник» группы. В заголовках всех полевых документов должны найти отражения следующие данные:

1. Название группы и ее принадлежность к школе или внешкольному учреждению;

2. Тема поисковой работы;

3. Маршрут поиска, сроки его проведения;

4. Состав поисковой группы;

5. Руководитель поисковой группы;

6. Ответственный за ведение данного документа;

7. Дата начала и окончания ведения документа.

 

Комплектованием фондов занимаются директор музея и группа «Поиск», состоящая из учащихся 7-9 классов школы № 84 г. Барнаула. В процессе посещений ветеранов Великой Отечественной войны проводились беседы с ними, интервьюирование родственников, сбор интересных экспонатов. В результате фонды музея пополнились такими предметами как фотографии участников Великой Отечественной войны, каски, гильзы, письма с фронта, старинные монеты и т.д.



Комплектование фондов музея включало несколько стадий:

- первая стадия - это концепция комплектования. В неё входит разработка направленности комплектования и обоснованность этой направленности.

- вторая стадия - план комплектования.

К 2006 году число экспонатов основного фонда равнялось 373. Число экспонатов научно-вспомогательного фонда равнялось 74.

Сейчас основной фонд музея насчитывает около 464 предметов, из них 300 - подлинных, а вспомогательный - около 124 предметов.

Среди материалов фондов музея наибольшее количество составляют письменные источники (письма, воспоминания), фотоисточники, документальные источники (удостоверения), также награды (медали, грамоты, благодарности) и личные вещи фронтовиков (фуражка, шинель и др.).

В 1997 году в фонды музея поступило 43 экспонатов: 28 из них это личные вещи, письма, благодарности, которые принесла сестра ветерана Великой Отечественной Войны Фунтикова М. С., и 15 монет.

В 1998 году музей пополнился 9 экспонатами, из них 4 экспоната это личные вещи ветерана войны Г.Д. Мамонова, и 5 - награды М.П. Самородова.

В 1999 году в фонды музея поступило 24 предмета: Н.Е. Болдырев передал музею фотографии с видами г. Барнаула конца XIX – 70-х гг. ХХ в., 19 экспонатов было найдено в результате поисковой деятельности актива музея.

 

В 2001 году музей стал обладателем коллекции из 41 монет советского периода различного достоинства, которую передал П.И. Аникин. [4]

Согласно книге поступлений за 2002 год поступлений не было.

На 2003 г. поступление музейных предметов составило - 54 экспонатов. В числе которых: коллекция из 5 утюгов, переданная музею Л.Н. Куриленко, 1 самовар и 7 салфеток переданных Е.Г. Цембер.

В 2004 году музею были переданы 22 предмета: 7 деревянных ложек (А.А. Петренко), чернильница (Т.П. Исаченко), 15 предметов хохломы.

В 2005 году в музей поступил набольшее количество предметов - 59. В их числе: коллекция столовых приборов в количестве 29 штук. Это ложки, ножи, тарелки, стаканы, вилки (Л. А. Баранова), 30 экспонатов передали ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в Индустриальном районе г. Барнаула А.Т. Горбачёв, М.И. Иванов, Е.А. Федорова, М.Г. Фомин.

В 2007 году было еще одно крупное поступление - это 15 экземпляров бумажных денег дореволюционного и советского периода, которые музею подарил В.П. Тимошенко.

В 2009 году было 9 поступлений: это полотенца и салфетка, подаренные музею З.А. Иванченко, 4 фотографии ветеранов Великой Отечественной войны .[4]

Таким образом, можно сделать вывод, что комплектование фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула носит тематический характер. Всего в музее более 500 предметов, среди которых воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, фотографии, газетные статьи, документы, награды, личные вещи фронтовиков, остатки с мест сражений и др. Фонды пополнялись благодаря обходу, дарению. Огромная роль в комплектовании фондов принадлежит поисковым группам и активу музея.


Учет фондов музея

 

В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула учётом занимается директор музея Е.Н. Тарасова. Учет музейных предметов в данном музее начинается с того, что на все поступившие предметы заключается акт приема на хранение. Акт подписывается лицом, доставившим этот предмет, директором музея и скрепляется печатью школы.

Акт - юридический документ, удостоверяющий факт получения представителем музея предмета музейного значения и научно-вспомогательного материала от их владельцев с целью принятия в фонды музея на постоянное или временное хранение. Одновременно с этим составлялась легенда музейного предмета. В неё входили: сведения о предмете, сведения его бытования, способы применения предмета. Далее давали оценку ценности музейного предмета. [25]

Позднее к акту в обязательном порядке прилагается коллекционная опись, являющаяся вспомогательной формой учета. В коллекционной описи указывается:

1. Время поступления материалов.

2. Количество описанных предметов.

3. От кого и по какому документу получены материалы.

4. Фамилия, имя, отчество составителя описи.

Коллекционная опись составляется в двух экземплярах: один в качестве приложения к акту приема остаётся вместе с собранными материалами остаётся в музее, второй передается сдатчику.

Заполняя акты приема от руки, научный сотрудник должен писать разборчивым почерком, без сокращений, оставляя интервал в одну строчку между пунктами.

В акте заполняются следующие графы:

1. Место и дата составления акта.

2. От кого получены материалы.

3. На каких условиях материалы передаются в музей: в постоянное или во временное пользование.

4. Наименование и краткое описание предмета. [14] Акты в школьном музее раскладываются по годам. Музей для учета своих фондов использует 2 основные книги, это книга поступлений основного фонда и книга вторичного учёта.

В книгу основного поступления предмет заносится после того, как на него составлен акт. Книга поступлений Основного фонда содержит следующие графы: порядковый номер, наименование предмета, краткое описание предмета, материал изготовления, сохранность, примечание. Она прошнурованы, скреплены печатью, листы их пронумерованы. В этой книге предмету присваивается номер. Этот же номер проставляется и на самом предмете.

Также в книге поступлений дается описание предмета: внешний вид и наличие всех дефектов. Так, например, в книге поступлений за 2000 год дается описание дефекта кружки: 2 царапины и трещина на ручке.

В книгу поступления основного фонда заносятся все предметы по мере поступления, а в книгу вторичного учёта в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула: фотографии, нумизматика, этнография, вещественные экспонаты, документы, и предметы в них заносятся в зависимости от свойств экспоната.

Помимо записи в книгу учета фонда на каждый предмет наносится инвентарный номер, который необходим для правильного счета и для удобства. Требования к описанию собранных материалов во всех документах поступления одинаковы.

На заключительном этапе на предмет заводится карточка, номер которой совпадает с номером предмета в книге поступлений и номером на самом предмете. В карточке дается полное описание предмета: фамилия его бывшего владельца, дата поступления предмета в музей, описание его внешнего вида, дефектов, указание его месторасположения. [14]

Таким образом, в данном школьном музее ведётся первичная и вторичная регистрация музейных предметов. В ходе первичной регистрации на предмет составляется акт, и он заносится в книгу основного фонда, в результате чего экспонату присваивается инвентарный номер. В ходе вторичной регистрации предмет заносят в книгу вторичного учёта. В музее не ведётся третья форма регистрации, хотя имеются монеты и ордена, содержащие серебро.

Хранение фондов музея

 

Поступившие в фонды музейные предметы нуждаются в специальных условиях хранения, предупреждающих их искусственное повреждение и замедляющих процесс естественного старения. Хранение фондов осуществляется на основе режима и системы хранения в целях безопасности физической сохранности и доступности для использования музейных предметов.[24]

Большое значение имеет правильный выбор помещений для фондохранилищ. Они должны быть изолированными, отвечать требованиям защиты музейных предметов от всех возможных нарушений режима их хранения. Основными требованием к ним является хорошее состояние помещения в целом, а также его отопительной и вентиляционной систем. Пол хранилищ должен выдержать значительные нагрузки. Их размеры должны позволять размещение в них всех фондов музея. [24]

В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула такого помещения нет. Для музея в школе выделено два смежных кабинета. Поэтому, под фондохранилище используется всего одна комната размером примерно 10 м2. [1]

В музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула используется комплексная система хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хранения основывается на усредненных показателях. Не соблюдается в фондохранилище тепловой режим, так как в нём отсутствует отопительная система. Кондиционер там тоже отсутствует, но с загрязнением воздуха борются влажной уборкой. Её активисты музея проводят минимум два раза в неделю, и не только в фондохранилище, но и в выставочном зале. Летом влажная уборка проводится реже. Влажная уборка также предотвращает распространение на музейных предметах бактерий и плесени.

Нарушается в музее световой режим, т.к. в комнате находится всего одна лампа. Для предотвращения механических повреждений стараются соблюдать правила работы с музейными предметами.

Фондохранилище не оснащено ни сигнализацией, ни решетками на окнах, ни железной дверью, что может привести к хищению музейных экспонатов, для предотвращения пожара был приобретен огнетушитель. [1] Для сохранности музейных предметов посетителей в фондохранилище не пускают. Для хранения ценных экспонатов - орденов и медалей с содержанием драгоценных металлов - в музее имеется сейф.

Давая оценку качеству хранения фондов музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, можно сказать, что этот процесс находится на достаточно низком уровне, почти все режимы хранения не соблюдены или соблюден только минимум.

Таким образом, было выявлено, что комплектование в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула ведётся с помощью, дарения, обхода, поисковых экспедиций, непрерывно, с самого основания музея. Полученные предметы проходят две степени регистрации, в ходе которых на экспонат составляется акт, он заносится в книгу основного фонда и в книгу вторичного учёта и ему присваивается инвентарный номер. Специально оборудованного помещения для хранения предметов в школьном музее нет.


Заключение

 

Автором была изучена литература по комплектованию музейных фондов, теоретические аспекты данного процесса, освещены современные проблемы комплектования фондов, была рассмотрена научно-фондовая деятельность музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула. Исходя из этого можно сделать вывод: учетная документация в музее ведется в ненадлежащем виде. Проанализировав книги поступлений музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула, автор пришел к выводу, что пополнение фондов данного музея идет за счет дарения экспонатов жителями Индустриального района г. Барнаула. Так же фонды музея пополнялись методом поквартирного обхода в Индустриальном районе г. Барнаула, ограниченного улицами Энтузиастов, Георгиева, Малахова, Павловским трактом. В данном музее комплектованием занимаются директор музея, которая не имеет специального образования и актив музея, состоящий их учеников 7 – 9 классов, что влияет на правильное ведение учета и систематическое комплектование фондов.

Несмотря на недостатки комплектования, учета и хранения, фонд музея МОУ СОШ № 84 г. Барнаула продолжает пополняться за счет научно-практической деятельности, что немаловажно для дальнейшего развития музея как центра исторического наследия. Активно способствуют пополнению фондов музея учащиеся школы, которые приносят интересные предметы и совместно с директором музея посещают ветеранов Великой Отечественной войны с целью сбора экспонатов.

Ещё одним источником пополнения фондов являются поисковые экспедиции, которые музей иногда проводит.

За период с 1997 по 2009 годы общее количество принятых музеем экспонатов составило 588 предметов.

Учет в музее МОУ СОШ № 84 г. Барнаула ведется не на должном уровне, но даже ведение книг основного фонда и научно-вспомогательного фонда позволяет говорить об организации учетной деятельности музея, что бывает не во всех школьных музеях. А низкий уровень хранения в первую очередь обусловлен нехваткой денежных средств, были бы деньги, было бы и специально оборудованное помещение, и возможность обеспечения специальных условий хранения. Не смотря, на все проблемы музей активно, развивается.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.