Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация как объект менеджмента: понятие, признаки. Формальные и неформальные организации





Неоклассическая школа менеджмента, ее основные положения

Основной вклад неоклассической школы:

  • применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности;
  • применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации с учётом наиболее полного использования потенциала работников.

    Школа «Человеческих отношений» (1930 – 1950) и Школа поведенческих наук (1950 – по настоящее время).

    В основе – достижения психологии и социологии (науки о человеческом поведении). В процессе управления предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании (то есть повышение эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов). Учёные бихевиористы (от англ.слова behaviour – поведение) – разработали теории мотивации. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллетт и Элтона Мэйо. В своих научных трудах они впервые обратили внимание на то, что далеко не всегда только высокая зарплата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчинённых со стороны руководителя. Кроме того, рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности. При этом каждое лицо оказывает влияние на других членов группы, одновременно находясь под их влиянием. Человек, работающий в коллективе, воспринимает требующие решения вопросы гораздо лучше, нежели указания руководства, поскольку на него оказывают влияние его коллеги. Вариантом развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру взаимоотношения между людьми в процессе производства продукции, явились поведенческие науки.

    Авторов данного научного направления (К.Арджирис и др.) в первую очередь заинтересовала проблема разработки методов оптимизации межличностных отношений, преодоления несовместимости целей организации и отдельной личности. Эффективность труда работника, по мнению учёных, в значительной степени зависит от знания руководителем мотивов его поведения. В свою очередь, грамотное использование научных методов науки о поведении человека может способствовать повышению эффективности деятельности организации.

    Вопросы для закрепления:
    1. В чем суть концепции неоклассической школы управления?
    2. Какой вклад в развитие менеджмента внесла неоклассическая школа?
    3. Какие две школы входят в состав неоклассической школы научного управления?
    4. Как с английского языка переводится слово behaviour?
    5. На что впервые обратили внимание М. Фоллетт и Э. Мэйо в своих научных трудах?

Современные подходы в менеджменте, их сущность





1. Количественный подход – 1950 – по настоящее время (школа науки управления или школа количественных методов) – возникла в результате развития точных наук, создавших среду для использования в науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других. С 1980г. использование моделей процесса управления (модель – схематическое отображение будущей реальной ситуации, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет конструировать всё более сложные модели. (Наиболее известные модели: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития).

2. Процессный подход - 20-е. годы 20-го. века по настоящее время. Основу данного подхода заложил А. Файоль. Управление рассматривается как непрерывный процесс, его основные базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции – в постоянной взаимной связи, между собой объединены процессами принятия решений и передачи информации.



3. Системный подход - 50-е. годы по настоящее время. Организация – это система, то есть единое целое, состоит из взаимосвязанных подсистем: отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих. Открытая система – взаимодействует с внешней средой. Организация – система со своим входом (цели и задачи); выходом (результаты работы); обратными связями (между персоналом и руководителями, внешними снабженцами и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.); внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).

4. Ситуационный подход – 60-е. годы – по настоящее время. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации. Так как на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов, то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Главным моментом подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Так как существуют множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует лучший единый способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. Следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

Вопросы для закрепления:
1. Изложите содержание количественного подхода?
2. В чем сущность процессного подхода?
3. В чем сущность системного подхода?
4. В чем отличие ситуационного подхода от остальных?

Организация как объект менеджмента: понятие, признаки. Формальные и неформальные организации

В мире бизнеса действует множество фирм, которые отличаются размерами, разнообразием продукции, способами владения собственностью. Они являются организациями. Организация – основа мира менеджеров, является причиной его существования.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
1. Наличие не менее двух человек, считающих себя данной группой;
2. Наличие, у этих людей, единой цели;
3. Эти люди намерено работают вместе, чтобы достичь цели. (Совместный труд).

Менеджмент связан, в основном, со сложными организациями – имеют не одну, а набор взаимосвязанных целей (в разных областях: качество услуг, кадров, разработка новой продукции).

Деятельность организации проходит ряд стадий (концепция жизненного цикла) – начиная с рождения, расцвета вплоть до прекращения существования или коренной модернизации.

Все организации характеризуются общими чертами:

1. Использование ресурсов (основные: человеческие – люди, капитал, информация);

2. Функционируют в определённой внешней среде и зависимы от неё (экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, действующие законы и т.д.);

3. Разделение труда – вся работа разделяется на отдельные специализированные задания, образуются подразделения (отделы или службы). Разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда (ГРТ). Классический образец ГРТ – разделение всей деятельности на основные виды: производство, маркетинг, финансы.

По горизонтали труд разделяется по признакам:
1. Функциональному (специализация работников по видам деятельности) – ИТР; функциональные специалисты: бухгалтеры, маркетологи; рабочие; служащие.
2. По товарно-отраслевому (связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций – специализация продавцов на продаже 1-го. какого-либо товара).
3. Квалификационному (при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации). Старший продавец, продавец, младший продавец.

Так как работа в организации разделена на части, кто-то должен её координировать, согласовывать. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделён от остального труда, такое разделение называется вертикальным.

Большие организации имеют громадный объём управленческой работы, которая также разделяется по горизонтали, во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители (начальник отдела маркетинга, финансового и т.д.) и по вертикали.

Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления: руководители высшего звена (принимают важнейшие решения; разрабатывают цели и стратегию), среднего (согласовывают усилия различных подразделений организации, разрабатывают тактику), низшего – выполняют ежедневные операции и действия.

Пирамида уровней управления. На каждом последующем уровне меньше людей, чем на предыдущем: 1. Институциональный уровень (руководители высшего звена – президент, вице-президент); 2. Управленческий уровень (руководители среднего звена – директора и их заместители);

3. Технический уровень (руководители низового звена – зав. производством, отделом).

Жизненный цикл организации - последовательность качественно различающихся стадий развития системы.

 

Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: 1. рождение организации: цель - выживание; руководство - единоличное; основная задача - выход на рынок; 2. детство и юность: цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; руководство - жестко контролирующее; основная задача - полный захват своего сегмента рынка; задача в области организации труда - увеличение заработной платы, расчет мотиваций персонала;

3. зрелость: цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; руководство - демократическое, делегирование полномочий; основная задача - завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, ориентация на высокую квалификацию персонала, оценка и поддержка индивидуальных результатов;
4. старение организации: цель - сохранение достигнутого; руководство - четкая координация действий; основная задача - стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;
5. возрождение: цель - оживление по всем функциям; рост организации достигается за счет сплоченности персонала; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, научной организации труда и премирование по результатам труда подразделения, отдела, цеха. Эта стадия при неудачном подходе может смениться стадией умирания (исчезновения), при которой снижается спрос на продукцию, убытки возрастают, квалифицированный персонал переходит в другие компании. При невозможности или нежелании руководства прилагать усилия для возрождения главная цель - ликвидация с наименьшими потерями.

Организация с официально установленными взаимоотношениями является

формальной (система отношений зафиксирована должностными инструкциями, положениями, приказами).

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации называются формальными.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей – неформальная группа или организация (отношения формируются на основе личных симпатий, общности взглядов, интересов, склонностей).

Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации, но надо знать, что внутри неё существуют и неформальные организации, которые влияют в определённой мере на политику формальной. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Менеджер должен научиться управлять неформальными группами.

Вопросы для закрепления:
1. Дайте определение организации.
2. Перечислите три требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией.
3. Какими общими чертами характеризуется организация?
4. По каким признакам делится труд по горизонтали?
5. Дайте определение жизненному циклу.


 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.