Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. Правительство Российской Федерации 15 глава





При этом важной является правовая позиция КС РФ, сформулированная в Постановлении от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации"*(1189), в силу которой предусмотренное ст. 125 Конституции полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда РФ; по смыслу ст. 125-127 Конституции суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, указал в этом Постановлении Конституционный Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции федерального закона или закона субъекта Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Суд с запросом о проверке конституционности этого закона; обязанность обратиться в Суд с таким запросом, по смыслу ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции.



В отличие от других звеньев арбитражно-судебной системы страны Высший Арбитражный Суд РФ получил конституционное оформление - в комментируемой статье. Более детально его статус и полномочия закреплены в Законе об арбитражных судах, отдельного закона о ВАС РФ нет (хотя его принятие целесообразно). При этом нужно учесть, что в арбитражно-судебной системе России нет такого важного органа, как Судебный департамент при ВС РФ, его функции для арбитражных судов всей страны выполняет непосредственно ВАС РФ.

2. Функции, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ можно разделить на несколько групп.



Прежде всего, Высший Арбитражный Суд РФ - судебный орган первой инстанции. Он рассматривает в соответствии со ст. 10 Закона об арбитражных судах в первой инстанции: а) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов; б) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; в) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Однако какого-либо специального подразделения типа Кассационной коллегии в Верховном Суде РФ (такие коллегии есть и в высших судах ряда зарубежных государств, в частности - в Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь) Высший Арбитражный Суд не имеет, и жалобы на судебные акты, принятые ВАС РФ в качестве арбитражного суда первой инстанции в рамках своей компетенции, рассматривает Президиум ВАС РФ в процессуальном режиме надзорной инстанции.

Далее, Высший Арбитражный Суд РФ - судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны (в отличие от системы судов общей юрисдикции). Он рассматривает заявления в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России. При этом следует отметить, что ст. 304 АПК, перечисляющая основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, не содержит такого важного основания, как фундаментальная или существенная судебная ошибка, в отличие от ГПК. Как бы то ни было, в 1992 г. из 3 тыс. поступивших в Суд заявлений (представлений) о пересмотре судебных актов в порядке надзора, Президиумом ВАС РФ было рассмотрено 333, в 1993 г. из 7,7 тыс. - 2021, в 2000 г. из 14,5 тыс. - 606; в 2005 г. из 16 тыс. - 379, в 2006 г. из 16,5 тыс. - 296, в 2007 г. из 21 418 - 339, в 2008 г. из 21 023 - 324. Динамика очевидна.



Кроме того, в соответствии с названным Законом Высший Арбитражный Суд обращается в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции. Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Высший Арбитражный Суд РФ также аналитический центр системы: он изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, ВАС РФ - организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ (прежде всего в части отношений с высшими хозяйственными, экономическими и арбитражными судами государств - участников СНГ); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-ресурсному, финансовому, информационному и иным видам обеспечения, т.е. выполняет функции, аналогичные функциям Судебного департамента при ВС РФ, но с учетом того обстоятельства, что региональных - в этом смысле - структур у него нет, а также обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Кроме того, теперь ВАС РФ решает и вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов - как судов субъектов Федерации, так и апелляционных.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет меры по кадровому обеспечению арбитражных судов системы, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов. А федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны оказывать содействие ВАС РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Структурно ВАС РФ в настоящее время состоит из: а) Пленума; б) Президиума; в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений (как видно, отдельной коллегии по разрешению дел в качестве арбитражного суда первой инстанции в ВАС РФ нет). Заслуживает интереса то, что в составе Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь помимо Пленума и Президиума действуют: кассационная коллегия, судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебная коллегия по банкротству и судебная коллегия по налоговым спорам. Правда, Законом об арбитражных судах предусмотрено, что в составе ВАС РФ по решению его Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, но пока такие не создавались. Каждая из названных структур ВАС РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.

Пленум ВАС РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и судей ВАС РФ. В настоящее время, точнее - с 1 июля 1995 г., в его состав председатели арбитражных судов системы не входят, да и сам Пленум ВАС РФ арбитражные дела не рассматривает - ни по первой инстанции, ни в порядке надзора. Но в заседаниях Пленума ВАС РФ в соответствии с законом вправе принимать участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель КС РФ, Председатель ВС РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях Пленума могут принимать участие также судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум ВАС РФ, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; в) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров; г) избирает по представлению Председателя ВАС РФ секретаря Пленума ВАС РФ из числа судей этого суда; д) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ, а также судей, входящих в состав Президиума ВАС РФ; д) утверждает места постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов и арбитражных кассационных судов; е) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел; ж) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет места их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов; з) утверждает по представлению председателя арбитражного суда системы судей этого суда, входящих в состав президиума данного суда; и) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов и т.д., и при этом по вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов России. Созывается Пленум ВАС РФ Председателем по мере необходимости, но не реже 2 раз в год; при этом Пленум ВАС РФ правомочен решать вопросы при наличии не менее 2/3 его состава. Его постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем ВАС РФ и секретарем Пленума.

Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя ВАС РФ, его заместителей и председателей судебных составов ВАС РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи ВАС РФ сроком на два года; при этом, как и в арбитражных судах всех других уровней звенности системы, один и тот же судья может быть введен в состав Президиума ВАС РФ неоднократно. Кроме того, в заседаниях Президиума ВАС РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а по приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях могут принимать участие председатели других высших судов России, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и иные лица.

Президиум ВАС РФ: а) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов страны; б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум ВАС РФ проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум фактически заседает раз в неделю, хотя в законе сказано (п. 1 ст. 17), что он созывается Председателем ВАС РФ по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума, а постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума, причем члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования. Постановления Президиума подписываются Председателем ВАС РФ. Сам же порядок работы Президиума ВАС РФ по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в России определяется АПК.

Судебные коллегии ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя ВАС РФ. Но Председатель ВАС РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлечь судей одной судебной коллегии для рассмотрения дела в состав другой судебной коллегии. В функции судебной коллегии ВАС РФ входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д.

В судебных коллегиях ВАС образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию и специализирующихся на арбитражных делах определенных категорий. Эти составы формируются Председателем ВАС РФ и возглавляются председателями составов, которых утверждает Пленум ВАС РФ сроком на три года, но при этом один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Четко определены полномочия Председателя ВАС РФ и его заместителей. Так, Председатель ВАС РФ, являясь судьей, осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК и организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов по всей стране; созывает Пленум и Президиум ВАС РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению; осуществляет общее руководство аппаратом ВАС РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата ВАС РФ; распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей ВАС РФ судебные составы ВАС РФ; выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов страны вопросы, отнесенные законом к его ведению; представляет ВАС РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами; вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, федерального Правительства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Заместители же Председателя ВАС РФ, являясь также судьями, осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК, и в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата ВАС РФ и системы арбитражных судов в России. В случае отсутствия Председателя ВАС РФ его полномочия по поручению Председателя ВАС РФ осуществляет один из заместителей Председателя (ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в редакции от 7 мая 2009 г. N 1-ФКЗ).

Действующим с 1995 г. органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, функционирующий при ВАС РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов России. Для реализации принятых им решений Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Одновременно при ВАС РФ (как и при арбитражных кассационных судах) действует Научно-консультативный совет, задачами которого являются подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов, и разработка предложений по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждаются Председателем ВАС РФ.

3. Главное, что характеризует деятельность всех арбитражных судов России, включая ВАС РФ, состоит в следующем.

Во-первых, они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательством, т.е. вершат именно экономическое, и никакое иное, правосудие. Масштабы этой деятельности внушительны, хотя в целом динамика роста числа дел, рассматриваемых арбитражными судами, неровная: в 1992 г. всеми судами системы было рассмотрено 380 тыс. дел, в 1994 г. - 217 тыс., в 2000 г. - 571 тыс., в 2005 г. - 1,5 млн, в 2006 г. - 1,1 млн, в 2007 г. - 905 тыс., в 2008 г. - 97 тыс.

Во-вторых, при осуществлении экономического правосудия они руководствуются арбитражно-процессуальным - специализированным именно для разрешения экономических споров - законодательством, которое состоит не только из АПК, но и из процессуальных норм, содержащихся в иных федеральных законодательных актах, в частности - в законодательстве о несостоятельности (банкротстве).

В-третьих, основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: а) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) содействие укреплению законности и пред упреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В-четвертых, деятельность их строится на основе принципов: законности; независимости судей; равенства организаций и граждан перед законом и судом (в соответствии с этим принципом правосудие в арбитражном суде осуществляется на началах равенства перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а граждан - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств); состязательности и равноправия сторон, на основе которых осуществляется само судопроизводство в арбитражном суде; гласности разбирательства дел (в соответствии с этим принципом разбирательство дел в арбитражных судах открытое; слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 01.12.2007), а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной тайны и в других случаях, установленных федеральным законом, при этом о разбирательстве дела в закрытом заседании выносится определение, а само разбирательство дел в нем ведется с соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде).

В-пятых, вступившие в законную силу решения, определения и постановления арбитражных судов (их именуют обобщенно - судебные акты) обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Установлено, что неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В-шестых, в значительной мере вопросы внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними, вопросы организации работы арбитражных судов, формирования и деятельности судебных коллегий и судебных составов, организации проведения судебных заседаний, формирования и функционирования президиумов арбитражных судов всех уровней системы и Пленума ВАС РФ, а также Совета председателей арбитражных судов регулирует Регламент арбитражных судов, утверждаемый Пленумом ВАС РФ.

 

Статья 128

1. Содержание ч. 1 и 2 комментируемой статьи повторяет предписания п. "е" ст. 83 и п. "ж" ст. 102, в которых определены полномочия Президента РФ и Совета Федерации по назначению судей. Однако в отличие от этих предписаний, которые не обозначают ни необходимость, ни формы регулирования порядка осуществления полномочий по назначению судей, комментируемая статья обязывает законодателя, во-первых, урегулировать отношения, связанные с назначением судей как высших, так и всех других судов на основе федерального закона и, во-вторых, определить полномочия, порядок образования и деятельности всех федеральных судов в федеральном конституционном законе. Последнее согласуется с ч. 3 ст. 118 Конституции, обязывающей установить судебную систему РФ - в дополнение к судам, учреждаемым самой Конституцией, - именно таким законом. Из этих конституционных положений вытекает, что в отличие от порядка назначения федеральных судей и осуществления конституционных полномочий Президента и Совета Федерации по их назначению, определяемого федеральным законом (см. Закон о статусе судей), вопросы судебной организации составляют предмет федерального конституционного закона (см. Закон о судебной системе РФ).

2. В действующем законодательстве, однако, указанное разграничение сфер регулирования, осуществляемого в федеральных законах и федеральных конституционных законах, проводится недостаточно последовательно. В Законе о судебной системе РФ закреплено, как того требуют конституционные предписания, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, высших судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, районных судов, военных судов, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, а также специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Вместе с тем доконституционное законодательство об устройстве судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, до сих пор не обновлено, и в отношении их полномочий, порядка образования и деятельности продолжает действовать Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", т.е. эта область не урегулирована федеральным конституционным законом. Единственное исключение представляет собой Закон о военных судах. Военные суды согласно ст. 22 Закона о судебной системе РФ, являясь федеральными судами общей юрисдикции, создаются по месту дислокации вооруженных сил, т.е. по территориальному принципу. Причем данный Закон регулирует полномочия всей системы военных судов, в том числе полномочия Президиума ВС РФ по делам, подсудным военным судам, Военной коллегии ВС РФ, его председателя и заместителей, т.е. и должностных лиц, и структурных подразделений высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции. В результате в этой части их полномочия легитимированы актом уровня федерального конституционного закона, в то время как аналогичные полномочия Президиума ВС РФ и его коллегий по гражданским и уголовным делам не имеют закрепления в федеральном конституционном законе.

В то же время процедура внесения актуальных изменений в доконституционное законодательство о судоустройстве должна учитывать требования комментируемой статьи о форме актов, устанавливающих полномочия, порядок организации и деятельности федеральных судов. С момента вступления в силу Конституции внесение таких изменений, как и новое урегулирование в данной области, - предмет федеральных конституционных законов соответственно тому, как определяются в федеральном конституционном законе, например, аналогичные параметры судебной организации применительно к системе арбитражных судов*(1190). Иное противоречит как ст. 128 Конституции, так и принятому на ее основе Закону о судебной системе РФ.

3. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.01.2004 N 1-П*(1191) дал толкование требованиям комментируемой статьи о закреплении полномочий, порядка организации и деятельности судов в актах уровня федерального конституционного закона.

Конституционный Суд исходил из того, что такие законы отсутствовали в правовой системе РФ до вступления в силу Конституции 1993 г. и что согласно ее "Заключительным и переходным положениям" другие правовые акты, действовавшие ранее на территории РФ, не противоречащие Конституции, признаются действующими и применяются, а согласно ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ проверка конституционности нормативно-правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции, производится Судом только по содержанию норм, и потому Конституционный Суд не устанавливает соответствие таких актов Конституции по форме, в том числе в зависимости от того, являются ли они федеральными или федеральными конституционными законами.

Следовательно, принятые до вступления в силу Конституции акты, которыми определяются полномочия, порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции, не могут быть признаны неконституционными лишь на том основании, что по форме они не являются федеральными конституционными законами.

В то же время Конституционный Суд признал, что законодатель, не закрепив полномочия, порядок организации и деятельности судов в федеральном конституционном законе, не выполнил требования ст. 128 Конституции. Причем такая позиция была сформулирована Судом при проверке конституционности норм ГПК в части закрепления полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению нормоконтроля, т.е. при определении предметной подсудности дел. Отсюда следует, что Конституционный Суд достаточно широко толкует понятия "полномочия" и "порядок деятельности" судов: ими охватываются не только данная в Законе о судебной системе РФ общая характеристика различных судов общей юрисдикции как судов определенной инстанции и их иерархическое соотношение как вышестоящих и нижестоящих, но и подведомственность дел, которая до сих пор определяется в российском процессуальном законодательстве - УПК и ГПК.

Изменения, вносимые в доконституционные законы по предмету, указанному в ст. 128 Конституции, также требуют их принятия в форме федерального конституционного закона. Согласно приведенной правовой позиции КС РФ, он рассматривает данную форму акта как необходимую даже при регулировании полномочий судов общей юрисдикции, закрепленных в процессуальном законе. Отсюда фактически следует, что принятию процессуальных кодексов должно предшествовать определение в федеральном конституционном законе полномочий (подсудности) судов, что согласно ст. 128 составляет предмет не только процессуального, но и судоустройственного регулирования*(1192).

4. Понятие "полномочия, порядок организации и деятельности" судов не включает в себя учреждение конкретного судебного органа, который создается и упраздняется (согласно ст. 4 Закона о судебной системе РФ) федеральным законом. Акты данного уровня закрепляют образование, реорганизацию или ликвидацию конкретного суда, например, при увеличении числа судов, или их слиянии в связи с изменением административно-территориального деления или числа субъектов Федерации. В таком же федеральном законе могут быть решены вопросы дислокации, переименования, штатной численности суда.

Требование решения этих вопросов только федеральным законом, а не подзаконными актами, так же как и предписания ст. 128 Конституции о необходимости принятия актов по перечисленному в ней предмету регулирования в форме федеральных конституционных законов, является гарантией субъективного права каждого на рассмотрение его дела судом, к компетенции которого оно отнесено законом (см. комментарий к ст. 47), а также гарантией независимости и стабильности судебной власти и судебной системы.

 

Статья 129

1. Слово "прокуратура" произошло от procuro (лат.) - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. Впервые в истории Российского государства прокуратура учреждалась тремя указами Петра I 1722 г., в частности от 12 января "О должности сената" ("...быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортировать генерал-прокурору"). Несмотря на отсутствие законодательного закрепления принципа разделения властей, прокуратура в России была создана прежде всего как властный контрольный и надзорный орган. Хотя Судебная реформа 1864 г. и свела функции прокуратуры в большей степени к участию в суде, надзору за предварительным следствием и дознанием, "общенадзорные" полномочия прокуратуры были сохранены: "Прокурор - чиновник, наблюдающий по суду или губернии за верным применением и точным исполнением законов"*(1193). Но даже при изменении функций прокуратура сохранялась как властный орган, осуществляющий надзор за исполнением законов, уголовное преследование и участие в суде.

С момента возникновения прокуратуры и до наших дней в России складывались и ныне законодательно закреплены следующие направления прокурорской надзорной деятельности: а) надзор за исполнением законов и законностью правовых актов; б) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; г) участие в рассмотрении дел судами (с осуществлением уголовного преследования, а также реализацией полномочий как стороны в процессе). В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. 1995 г.) закреплена еще одна отрасль - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которая поглощается предметом надзора и полномочиями прокурора в приведенных выше отраслях надзора, где права и свободы защищаются равным образом.

Таким образом, история создания и развития прокуратуры показывает, что поскольку прокуратура наделена соответствующими надзорными и другими полномочиями, управомочена государством на осуществление его задач и функций, действует в установленном законом порядке, то, как следствие, она является государственно-властным органом.

Однако Конституция 1993 г. закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10), тогда как понятие прокурорской власти в ней не употребляется, система прокурорских органов рассматривается с позиции организации прокурорской деятельности. Конституционный аспект в правовой теории остался неразработанным: нормативная регламентация деятельности органов прокуратуры ограничилась лишь указанием в ст. 129 на ее единую централизованную систему и порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.