Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 6. Правительство Российской Федерации 6 глава





6. Федеральная судебная система в соответствии с Конституцией включает в себя в настоящее время суды трех видов юрисдикции: Конституционный Суд, который осуществляет конституционное судопроизводство (см. комментарий к ст. 125); возглавляемые Верховным Судом суды общей юрисдикции, осуществляющие гражданское, административное и уголовное судопроизводство (см. комментарий к ст. 126); арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство по делам, вытекающим из экономических споров (см. комментарий к ст. 127).

Понятие "судебная система" применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали - на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).

Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечения каждому возможности обратиться к суду за защитой (ст. 46 Конституции) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы нереален.



Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст. 46 Конституции), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в ч. 3 ст. 50 Конституции. Таким образом, нормы гл. 2 Конституции предопределяют иерархическое построение судебной системы. Это затем находит отражение в ст. 126 и 127 Конституции, посвященных двум отделенным друг от друга, иерархически построенным подсистемам федеральных судов - судам общей юрисдикции и арбитражным судам.



7. Действующее конституционное регулирование не предусматривает существования наряду с федеральной судебной системой также региональных судов, создаваемых самими субъектами РФ на основе их законов. Самостоятельность последних в установлении системы собственных представительных и исполнительных органов власти (см. комментарий к ч. 1 ст. 77) не распространяется на сферу судоустройства (п. "о" ст. 71). Конституция принципиально не предполагает ни разграничения между Федерацией и ее субъектами полномочий в этой сфере, ни какого-либо их делегирования с федерального на региональный уровень на основе федеральных законов либо договоров (п. 2 мотивировочной части Определения КС РФ от 12.03.1998 N 32-О*(1114)). Закрепляя существование единой федеральной судебной системы, действующей на основе единого федерального процессуального законодательства и обеспечивающей защиту прав и свобод граждан по единому федеральному стандарту (см. комментарий к ст. 19), Конституция не допускает в субъектах РФ замену федеральных судов судами, не входящими в федеральную судебную систему, но имеющими такую же компетенцию и осуществляющими правосудие именем РФ.

Вместе с тем не противоречит Конституции, если в учредительных актах субъекта Федерации под его судебной системой понимаются федеральные суды, чья подсудность определяется пределами его территории и которые действуют в соответствии с предписаниями Конституции и федерального законодательства (см. п. 9 мотивировочной части Постановления КС РФ от 01.02.1996 N 3-П*(1115)). Включение же в конституции и уставы субъектов Федерации положений о том, что федеральные суды, существующие в соответствующих административно-территориальных единицах этих субъектов, образуются и действуют в соответствии не только с федеральным законом, но и с законом субъекта РФ, противоречит Конституции, так как установление системы федеральных судов и порядка их деятельности относится к исключительному ведению Федерации и определяется Конституцией и Законом о судебной системе РФ (см. п. 7 мотивировочной части Постановления КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).



8. Закон о судебной системе РФ предусмотрел создание в субъектах Федерации не только федеральных судов, но также двух видов судов субъектов РФ, а именно конституционных (уставных) судов и мировых судей.

Их компетенционные, организационно-правовые, статусные, функциональные особенности, как и предусмотренные Законом о судебной системе РФ учредительные полномочия субъектов РФ в отношении этих видов судов, различаются более кардинально, чем у федеральных судов, относящихся к разным видам юрисдикции.

9. Конституционные (уставные) суды создаются согласно Закону о судебной системе РФ исключительно по усмотрению конституционного законодателя субъекта Федерации, который свободен при установлении их компетенции в области конституционного судопроизводства и его процедур, определении требований к судьям, сроков их полномочий, порядка назначения, а также финансирования суда.

Единый федеральный масштаб в этом виде конституционного контроля, осуществляемого судами субъектов РФ, действует постольку, поскольку в нем должно обеспечиваться самостоятельное и независимое осуществление судебной власти на ее конституционно-правовой основе, закрепленной в Конституции; критерием судебной проверки выступает учредительный акт субъекта Федерации; предметом проверки является нормативно-правовое регулирование субъекта РФ, а решения таких судов имеют обязательную силу и не могут быть пересмотрены иным судом, в том числе федеральным (ст. 27 Закона о судебной системе РФ). Таким образом, конституционные (уставные) суды не вписаны в иерархически выстроенную судебную систему ни в субъекте Федерации, ни по федеральной линии.

Поскольку ни один суд в Российской Федерации не освобожден от обязанности следовать Конституции и федеральному закону, судебный конституционный контроль в судах субъектов Федерации реально служит - при всей их формальной обособленности в судебной системе России - охране ее Конституции и может развиваться в этом его значении как предваряющий федеральное конституционное судопроизводство и помогающий Конституционному Суду РФ более экономно и эффективно выполнять соответствующую задачу. Согласно немецкому опыту региональным конституционным судам доверено и распространение позиций Федерального конституционного суда ФРГ в области защиты прав и свобод, исходя из единого их каталога на уровне федеральной и местных конституций*(1116).

10. Мировые судьи в субъектах Федерации создаются на основе Закона о мировых судьях; на них распространяются гарантии статуса судьи, установленные Законом о статусе судей и иными федеральными законами (ст. 28 Закона о судебной системе РФ, ст. 2 Закона о мировых судьях).

Учреждение мировых судей является обязанностью законодателя субъекта РФ, только Федерация определяет их компетенцию, общее число мировых судей и судебных участков (хотя и по согласованию с субъектом Федерации), минимальные требования, предъявляемые к мировым судьям, альтернативные виды процедур назначения или избрания на должность, минимальные и предельные сроки полномочий, размеры должностных окладов и социальных выплат, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 3-8, 10 Закона о мировых судьях).

Особое положение мировых судей определяется тем, что они являются первым (низшим) звеном судебной системы РФ, относятся к судам общей юрисдикции, возглавляемым Верховным Судом РФ, т.е. организационно и инстанционно встроены в судебную иерархию, где непосредственно вышестоящим по отношению к ним является федеральный районный суд, проверяющий судебные акты мировых судей в качестве суда апелляционной инстанции (ст. 21 Закона о судебной системе РФ). Мировые судьи выносят свои судебные акты именем Российской Федерации.

К ведению субъектов Федерации согласно названным федеральным законам относятся: установление дополнительных требований к мировым судьям, создание и упразднение на основе своих законов судебных участков, где дислоцируются мировые судьи, и их должностей (при соблюдении установленного Законом их числа); выбор процедуры - из предложенных Законом вариантов - назначения на должность мирового судьи, организация его аппарата, сотрудники которого отнесены к государственным служащим субъекта РФ, и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Таким образом, мировые судьи, не являясь федеральными судами, не могут быть признаны и относящимися исключительно к судебной системе судов субъекта Федерации - в отличие от их конституционных (уставных) судов. Принципиально, что область судоустройства, связанная с определением параметров мировой юстиции, не выводится из ведения Федерации (п. "о" ст. 71), что полномочия ее субъектов по отношению к мировым судьям осуществляются в рамках, установленных федеральным законом.

Поскольку в сфере организации судов не признается ни совместное ведение РФ и ее субъектов, ни тем более исключительные прерогативы последних, то парадигма разграничения законодательного ведения относительно мировой юстиции более всего аналогична делегированию конкретизации первичного федерального регулирования в строгих рамках, определенных федеральным законом, при достаточно узких возможностях субъектов Федерации.

 

Статья 119

Конституционно-правовой статус судей (ст. 119-122 Конституции) предопределяется тем, что они решают публично-правовые задачи судебной власти, представителями которой являются. Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий и постороннего влияния, и в этих целях Конституция закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей, чем обеспечивается самостоятельность судебной власти. Наличие такой регламентации на конституционном уровне, как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 07.03.1996 N 6-П*(1117), отличает правовой статус судей от статуса граждан и тех должностных лиц, которые согласно ст. 91 и 98 Конституции обладают неприкосновенностью.

1. Непосредственно комментируемой статьей закреплены четыре основных требования, предъявляемые к судье:

- наличие гражданства РФ. Отсутствие гражданства РФ, безусловно, означает невозможность назначения судьей. На всей планете исключения здесь крайне редки, например, в Княжестве Андорра предпочтение при назначении на судейские должности, кроме постов магистратов, отдается гражданам Андорры, однако при отсутствии таких кандидатов на эти посты могут назначаться на паритетной основе также граждане Испании и Франции*(1118). Прекращение гражданства РФ, равно приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в силу подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей (в ред. ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) является основанием досрочного прекращения полномочий судьи. С принятием 25 декабря 2008 г. Федерального закона N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"*(1119) судьей в нашей стране может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- достижение 25-летнего возраста. Формально данное требование относится к моменту назначения кандидата в судьи судьей; фактически же требуется достижение определенного возраста кандидата в судьи еще на первом этапе движения к должности судьи - на стадии представления необходимых документов в соответствующую экзаменационную комиссию при квалификационной коллегии судей, что предопределяет необходимость данный момент закрепить в законодательном порядке;

- наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном образовании по специальности "Юриспруденция" или "Правоведение" вне зависимости от формы обучения (очное, очно-заочное (вечернее), заочное, экстернат), полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Естественно, сюда же относятся и вузы советского периода, и вузы в Российской Федерации, действующие в правовом поле до введения государственной аккредитации вузов, и вузы иностранных государств (в этом случае необходимо представление документа о нострификации диплома). Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобрнауки России полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи*(1120). Органы судейского сообщества России придерживаются иного мнения и полагают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи*(1121). Учитывая факт присоединения нашей страны к Болонской конвенции и переход в ближайшее время к двухуровневой (бакалавриат - магистратура) системе высшего образования и исходя из соображений необходимости обладания судьей повышенного правового профессионализма, необходимо законодательно закрепить положение, согласно которому кандидат на должность судьи должен - без всяких исключений - иметь высшее профессиональное юридическое образование, полученное в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по юридическим специальностям, подтвержденное присвоением ему квалификации "дипломированный специалист" или "магистр" по специальности "Юриспруденция" или "Правоведение";

- наличие стажа работы по юридической специальности не менее пяти лет. В данный стаж, как это установлено Законом о статусе судей (п. 5 ст. 4 в ред. от 25.12.2008) включается время работы: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и РФ, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. Особенности учета и исчисления данного стажа определяются в соответствии с Рекомендациями, одобренными Комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, и Рекомендациями Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) РФ. Посчитав, что стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего образования, Верховный Суд РФ обратился с этим вопросом в Конституционный Суд РФ, который, однако, Определением от 08.06.2004 N 214-О*(1122) эту позицию не поддержал, сославшись на отсутствие неопределенности, в том числе в названных выше Рекомендациях, и указал на п. 5 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, согласно которому в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Все четыре конституционных требования распространяются на судей как федеральных судов, так и судов субъектов РФ.

В Российской Федерации судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией и законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, при этом все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией; особенности же правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 11, ст. 12 Закона о судебной системе РФ). Присвоение судье квалификационного класса, что производится в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. Численность судей федеральных судов утверждается (за исключением судей Конституционного Суда РФ, где эта численность - 19 судей - закреплена непосредственно ч. 1 ст. 125 Конституции) федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; таким образом, штатная численность судей федеральных судов по состоянию на 31 декабря 2008 г. составляла: 23297 судей федеральных судов системы судов общей юрисдикции, в том числе 125 судей ВС РФ; 4083 судьи арбитражных судов, в том числе 90 судей ВАС РФ. Штатная численность судей судов субъектов РФ определяется: для мировых судей - федеральными законами, для судей конституционных и уставных судах субъектов Российской Федерации - законами субъектов РФ; по состоянию на 31 декабря 2008 г. в 16-ти действующих конституционных и уставных судов субъектов РФ штатная численность составляла 75 судей; штатная численность мировых судей в РФ составляла 7440. Таким образом, в стране должно быть 39102 судьи , однако по различным причинам далеко не все должности укомплектованы, например, мировых судей на 1 января 2009 г. работало 6802.

2. Федеральными законами, которыми могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ, о чем говорится во втором предложении комментируемой статьи, в настоящее время являются: Законы о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о военных судах; Законы о статусе судей, о мировых судьях; "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"; Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Конституционный Суд РФ в Определениях от 08.06.2004 N 214-О и от 02.02.2006 N 37-О *(1123) сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин "дополнительные требования" означает, что законодателю предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции не упоминаемые (как это сделано, например, в ст. 8 Закона о Конституционном Суде РФ), так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией. Это относится к судьям как федеральных судов, так и судов субъектов Федерации. Действующее федеральное законодательство закрепляет дополнительные требования в обоих смыслах.

В частности, Законом о статусе судей (в ред. от 25.12. 2008) установлено, что судьей может быть гражданин РФ, не имеющий или не имевший судимости или уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям (п. 2 ч. 1 ст. 4), а кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления (ч. 4 ст. 4). Это - дополнительные требования по отношению ко всем судьям. Но есть дополнительные требования применительно к различным ветвям судебной власти и звеньям судебных систем. Так, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 Закона о Конституционном Суде РФ).

В системе судов общей юрисдикции судьями могут быть: районного суда и гарнизонного военного суда - гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда - гражданин, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; Верховного Суда РФ - гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет (ч. 2 ст. 4 Закона о статусе судей). Особенностями статуса судьи военного суда системы судов общей юрисдикции являются, в частности: а) наличие преимущественного права на назначение на должность судьи военного суда военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, пребывающего в запасе или находящегося в отставке; б) наличие права военнослужащего, назначенного судьей военного суда или судьей военной коллегии ВС РФ, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы (соответственно ст. 27, ч. 3 ст. 26 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" - в ред. от 29.06.2009.

В системе арбитражных судов судьей арбитражного суда субъекта РФ (низового звена четырехзвенной системы арбитражных судов страны) может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; судьей апелляционного арбитражного суда и судьей федерального арбитражного суда округа (кассационной инстанции) - гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей Высшего Арбитражного Суда РФ - гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет (ч. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, абз. 2 ч. 2 ст. 8 Закона об арбитражных судах). Обязательным - дополнительным - требованием к судье арбитражного суда субъекта РФ и к судье апелляционного арбитражного суда является его проживание в месте постоянного пребывания соответствующего арбитражного суда или в месте пребывания постоянного судебного присутствия (ч. 4 ст. 52 Закона об арбитражных судах).

Судьями судов субъектов Федерации, как это закреплено федеральным законодательством, могут быть:

- мировым судьей - гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ; при этом от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет (ч. 1 ст. 5 Закона о мировых судьях);

- судьей конституционного (уставного) суда субъекта Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о статусе судей).

Вместе с тем законами субъектов РФ могут устанавливаться повышенные, по сравнению с закрепленным федеральным законодательством, требования к судьям указанных судов субъектов Федерации.

Так, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в упомянутом Определении от 02.02.2006 N 37-О, федеральный законодатель может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным органам субъектов РФ. Кроме того, действующее законодательство, предусматривающее лишь минимальные требования к лицам, претендующим на должности судей конституционных (уставных) судов РФ, само по себе не препятствует назначению на эти должности лиц, имеющих продолжительный стаж работы по юридической профессии, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию.

Вместе с тем относительно мирового судьи возможность такого дополнительного требования, как доверие населения соответствующего судебного участка к конкретному кандидату, могущее быть выраженным в избрании им конкретного мирового судьи (ст. 6 Закона о мировых судьях предусмотрено, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным органом субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ), не реализована - как отмечается в литературе*(1124), ни в одном из субъектов Федерации не нашла закрепления наиболее демократичная процедура непосредственного избрания мирового судьи населением судебного участка.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. сформулировано поручение подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей, "поскольку решение этой задачи, несмотря на необходимость определенных трат, позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти".

Наличие законодательно закрепленного возрастного ценза судей различных судов означает не только определение нижней возрастной границы, по достижении которой можно стать судьей. Оно означает также:

- установление продолжительности пребывания в должности судьи. Судья федерального суда, за исключением судей высших судов, в первый раз назначается на должность на три года, а мировой судья - на пять лет; по истечении этих сроков судья федерального суда может быть назначен на должность без ограничения срока полномочий, а мировой судья - в соответствии с законом субъекта РФ - может быть назначен (избран) повторно (и неоднократно) на срок, не могущий быть меньше пяти лет. При этом председатели и заместители председателей федеральных судов (всех, за исключением Конституционного Суда РФ) назначаются на должность на шесть лет и могут быть на этот же срок назначены повторно, но лишь один раз; Председатель же Конституционного Суда РФ и два его заместителя по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок (абз. 3 ст. 23 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" - в ред. от 02.06.2009;

- установление верхней возрастной границы пребывания в должности судьи. Для всех судей федеральных судов и мировых судей эта граница сегодня - 70 лет, а срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации устанавливается законами соответствующих субъектов РФ. Конституционный Суд РФ в Определении от 03.10.2002 N 233-О*(1125) указал, что норма закона, устанавливающая предельный возраст, по достижении которого прекращаются полномочия судьи федерального суда, не может рассматриваться как ограничивающая какие-либо конституционные права и свободы. Предельный возраст претендента на должность судьи какими-либо правовыми предписаниями не определен, на практике же крайне редко, когда на эту должность претендуют граждане старше 65 лет;

- установление того обстоятельства, что судья, достигший предельного возраста, не теряет статуса судьи автоматически. В силу подп. 4 п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона о статусе судей по достижении судьей предельного возраста пребывания в должности судьи он уходит в отставку, при этом за лицом, пребывающим в отставке, каковой признается почетный уход или почетное удаление судьи в отставку, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, ему также обеспечивается надлежащее материальное содержание.

Скрупулезное закрепление в Конституции и в федеральном законодательстве различных обязательных требований статусного характера к судьям разных судов не прихоть законодателя - только лицу, соответствующему всем установленным к должности судьи требованиям, общество может доверить осуществление правосудия; лицо же, наделенное полномочиями судьи с нарушением этих требований, не вправе осуществлять правосудие; состав суда, в котором такое лицо заседает, незаконен изначально, а вынесенный им судебный акт подлежит безусловной отмене. Присвоение властных полномочий суда в силу п. 5 ст. 5 Закона о судебной системе РФ наказывается в соответствии с уголовным законом. И здесь следует назвать сравнительно новый для нас институт исполнения обязанностей судьи - ст. 7.1 Закона о статусе судей (введена Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ) установлено, что к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий, и такое привлечение производится председателем суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Вместе с тем Конституционный Суд Постановлением от 16.07.2009 N 14-П указал, что ст. 7.1 Закона о статусе судей в той части, в какой допускается привлечение находящегося в отставке судьи, полномочия которого были прекращены по истечении первоначального срока полномочий и который не был назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий к осуществлению правосудия в качестве судьи федерального суда, не соответствует Конституции, ее ст. 46 (ч. 1). 47 (ч. 2), 119 и 120 (ч. 1).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.