Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение «Действия в уме».





Упражнение направлено на усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

«

Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: Пишите!

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

1 класс — «Даны два числа: 6 и 3... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... пишите!..» (3)

«Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!..» (ответ: 8)

2 класс — «Даны два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 4)

«Даны два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!..» (ответ: 2)



3 класс — «Даны два числа: 54... и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 5)

«Даны два числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!..» (ответ: 27)

Б) Тренировка распределение внимания

Упражнение 1.Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать количество ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получа­ют, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия и победители поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.



Упражнение 2.Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиа­скопом.

Возможны три варианта работы:

а) с таблицей №1; б) с таблицей № 2; в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1, а после перерыва в 10 минут с таблицей № 2). Время работы ограничено: с таблицей №1-3 мин, с табли­цей №2 -7 минут.

Учитель сообщает детям: «Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на ко­тором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без оши­бок». Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только коли­чество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапа­зон — от 1 до 30. В результате занятий при получении хороших ответов диапазон применения чисел может быть существенно расширен: до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизмен­ным — 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.

Таблица №1   Таблица №2  

 

 

 

 

В) Развитие навыка переключения внимания

Упражнение 1. Одну вычеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет на­оборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем".

Например, "1-я часть работы: "С" — подчеркиваем, "О"- вычеркиваем, по команде «Внимание» проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву «С» теперь вычеркиваем, а букву «О»- подчеркиваем.



Рос цветочек золотистый,

Стал он круглый и пушистый,

Внимание!

Саша дунет, засмеется,

 

Пух по ветру понесется.

Там, куда упал султанчик,

Будет новый одуванчик.

Для тренировки переключения внимания используются уп­ражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таб­лицы" (см. методика "Красно-черная таблица").

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Поря­док же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимо поочередно искать числа черного цвета
в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.

После того, как у ребенка будут удовлетворительные резуль­таты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от 1 до 24, красные — от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном. Поскольку это зада­ние сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных — 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице крас­ные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастаю­щем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел — букв. Работа идет таким образом: Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее краснея цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н...

Таблица к заданию "Красно-черные пары"

З-А 11-И 4-С 6-Г 10-Б
5-М 8-Е 2-Н 9-К 4-Ф
12-Р 1-В 8-Ч 8-М 7-Н
7-Ф 5-Б 11-Л 2-Т 10-Е
9-А 3-К 1-В 6-Х 12-И

 

При успешной работе детей количество пар может быть уве­личено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черных пар чисел — букв.

Упражнение 2.Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 возрастающем порядке числа, расположенные в случайном по­рядке в 12 клетках квадрата № 1. В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

Табл.№1 Табл.№2

         
       
       

 

Приложение 3.

Игры, направленные на развитие произвольной памяти.

Разведчик»

Цель: развитие зрительной памяти.

Проведение: ведущий выбирает одного из участников – «разведчика». По команде ведущего вся группа замирает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» выходит за дверь. В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке. После того, как изменения сделаны, «разведчик» возвращается. Его задача – обнаружить все перемены.

Домино»

Проведение: участники сидят вокруг стола. У ведущего должен быть набор карточек от детского лото. Каждому раздают по несколько карт. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия – все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинку вещь. Затем участник передает право рассказа соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, игра продолжается до тех пор, кока не выйдут все картинки. По окончанию игры ведущий переворачивает карты рубашкой вверх и предлагает группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

Калейдоскоп»

Выбирают ведущего. Все остальные становятся перед ним и называют ведущему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем ведущий отворачивается, в это время игроки меняются местами. Когда ведущий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет понравился. Следующим водящим становится тот участник, чей цвет не угадали.

Трудное – запомни»

Учитель показывает ученикам на 20 – 30 секунд 10 слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

5. Запомни и зарисуй фразы: лев, нападающий на антилопу; собака, виляющая хвостом; миндальное печенье в коробке; пятно на любимой рубашке; капли дождя, сверкающие на солнце; крик ужаса в ночи.

Домик лесника»

Нарисуй домик лесника на лесной опушке. Домик маленький, яркий. Его видно издалека. Крыша у домика красная, сам домик желтый, дверь синяя, около домика синяя скамейка, перед домиком растут две маленьких елочки, за домом растет еще одна елочка. Вокруг дома зеленая трава.

Повтори про себя, а затем рисуй.

Тахистоскоп»

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасят свет, и стоящие внутри круга участники принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включают и тут же выключают свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие возвращаются на свои места. Затем включают свет и остальные члены группы совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых они находились во время вспышки. Затем натурщики демонстрируют свои истинные позы.

Путанка»

Выбирают водящего. Остальные игроки, взявшиеся за руки, образуют круг. Водящий должен запомнить кто с кем рядом стоит. Затем он выходит. В это время игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком порядке изначально стояли игроки.

Заметь и запомни»

Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной -двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.) - Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант — предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким образом подобное упражнение открывает широкое поле для творческого воображения учителя.

Запомни и повтори»

Ученики сидят в кругу. Учитель демонстрирует им различные упражнения: два раза хлопнет в ладоши, три раза топнет ногой, один раз подпрыгнет и т. д. Эти упражнения в заданном порядке ученики сначала повторяют все вместе, затем каждый в отдельности. После выполнения этих упражнений в заданном порядке, ученики по сигналу учителя выполняют их в обратном порядке. Количество упражнений увеличивается постепенно.

Запомни место и позу»

Ученик проигрывает одну из мелодий, во время которой ученики расходятся по классу. С последней нотой этой мелодии каждый из них должен остановиться и замереть в определённой позе. При этом каждый ученик должен запомнить не только позу и место, но и саму мелодию, под которую он двигался. После проигрывания нескольких мелодий он должен будет вспоминать, услышав фрагменты мелодии, в какой позе он находился, в какой позе был его сосед.

Хлопки»

Ученики должны повторить ритмы, состоящие из 5 хлопков в любом их сочетании. Ученик повторяет ритм в после каждого похлопывания.

 

Приложение 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.