Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «Земля - наш космический корабль».





Содержание: изобретение очков для наблюдения за солнечным затмением.

Противоречие: Очки должны быть прозрачными, чтобы сквозь них наблюдать затмение солнца, и не должны быть прозрачными, чтобы не испортить зрение от яркого света.

Приём «Изменение свойств». Изменение окраски и степени прозрачности. Вместо стекол используется старая засвеченная фотопленка.

 

Тема: «Путешествие по карте полушарий».

Противоречие: Глобус удобен для знакомства со всей земной поверхностью и неудобен при транспортировке.

Прием «Переход в другое измерение». Используется плоскостное изображение земной поверхности - карта полушарий.

Тема: « Лес и человек ».

Противоречие: Лес и его обитатели являются богатейшим ресурсом, но при его нерациональном использовании исчезают редкие виды растений и животных.

Прием «Вынесение». Из всей природы выделяем отдельные участки – заповедники для сохранения первозданной природы.

Тема: « О почве ».

Противоречие: Тракторы нужно использовать для обработки почвы, но тяжелая техника уплотняет землю, что наносит большой вред.

Прием «Антивес». Сам трактор движется над почвой, и только его рабочий орган соприкасается с землей.



Тема: Лес - природное сообщество.

РТВ - Личностная аналогия (эмпатия).

Игра « Если бы я был грибом…» (ромашкой, божьей коровкой, кузнечиком и т.д.)

«Если бы я была грибом, то я была бы мухомором. У меня была бы красная шляпа в белый горошек, ажурная белая юбочка. Я была бы пластинчатым грибом. В солнечную погоду я красовалась бы на полянке вместе со своими подружками. Грибники проходили бы мимо меня, а вот лось меня любит. Я готова ему помочь как доктор - выгнать из его организма всех глистов. Я люблю помогать другим». Лаврова В.

Тема: « Растениеводство в нашем крае»

Противоречие: Французский агроном Пармонтье убеждает сограждан в полезности использования картофеля в пищу, но сограждане отвергают призывы ученого.

Прием «Наоборот». Пармонтье приказывает охранять поля с картофелем,

что привлекает внимание простых людей, и интерес к картофелю возрастает.

Тема: «Отрасли животноводства».

Противоречие: В далеком прошлом люди разоряли жилища диких пчел и забирали весь мед, а пчелиная семья погибала и не давала больше урожая.



Приемы «Дробление», «Вынесение». Современные пчеловоды делят урожай меда и забирают одну часть себе, а другую часть оставляют пчелам для питания.

Использование ТРИЗ – педагогики имеет большие достоинства:

- существенно повышается вероятность решения творческих задач учащимися благодаря использованию системы специальных алгоритмов, методов и приемов;

- снимается психологический барьер боязни нового, неизвестного;

- обеспечивает гуманистический характер содержания обучения, основанный на решении актуальных для общества проблем;

- жизненные проблемы воспринимаются не как непреодолимое препятствие, а как очередная задача, которую надо решить.

ТТРИЗ позволяет осуществить в уроке интеграцию различных видов обучающей деятельности: игровой, конструктивный, исследовательский, изобретательский. Использование элементов ТРИЗ делает обучение увлекательным, творческим.

 

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. « Найти идею »- Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.

2. Модестов С.Ю. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ»- СПб, « Издательство Акцидент », 1998

3. Плешаков А.А. Природоведение-4. – Москва, « Просвещение», 1997.

4. Учителям о ТРИЗ. Сборник метод. материалов по преподаванию ТРИЗ в начальной школе. Выпуск 2 .- СПб ЗАО «Атос», 1997.

 

Урок по ОБЖ на тему: « Правила безопасности при использовании бытовой химии» (4 класс)

Задачи урока.

Образовательные:

- познакомить учащихся с составом моющих веществ, их историей и возможным будущим;

- научить соблюдению правила безопасности при использовании веществ бытовой химии.



Воспитательные:

- воспитывать стремление соблюдать экологические нормы при использовании средств бытовой химии;

- учить взаимодействию в микроколлективе.

Развивающие:

- развивать способность оценивать идею по критериям: новизна, значимость;

- воспитывать умение творчески подходить к поставленной задаче.

Ход урока.

1.Беседа о распространённости и видах средств бытовой химии с демонстрацией выставки.

В настоящее время в жилище человека можно увидеть разнообразные средства бытовой химии: для стирки белья и мытья посуды, выведения пятен, дезинфекции и полировки и т.д.

2.Системный оператор (заполнение экранов происходит в процессе беседы с учащимися)

 
 

 

 


? Продумать дома, какими в будущем могут быть моющие средства. Использовать ступенчатый алгоритм.

3.Игра «Хорошо - плохо»

Все средства безопасны при условии их правильного хранения и использования, но стоит нарушить эти правила, как все эти вещества становятся опасными.

Чтение правил пользования на флаконах.

Разделите страницу на две части и запишите в графу «Хорошо - плохо»- все ваши размышления.

Хорошо Плохо
1. Чистит 2. Моет 3. Не нужно прикладывать усилия мышц 4. Вкусно пахнет 5. Красивая упаковка 6. Красит 7. Мыльные пузыри 8. Отбеливает 1. Разъедает кожу 2. Стоит дорого 3. Нужно прятать от детей 4. Вредно для организма 5. Вызывает аллергию 6. Портит белье 7. …

 

4. Составление противоречий

Средства бытовой химии опасны для маленьких детей.

Техническое противоречие 1: Красивая упаковка привлекает покупателя, но заинтересовывает детей.

Техническое противоречие 2: Некрасивая упаковка не привлекает покупателя, но не интересует детей.

 

Должна привлекать покупателя


Упаковка

 
 

 


Не должна интересовать детей

 

Задание: Используя уже знакомые методы ТРИЗ, попробуйте изобрести новую упаковку для средств бытовой химии, содержащих ядовитые вещества.

5. Ярмарка изобретений.

Каждая творческая группа предлагает свои изобретения. Другие творческие группы имеют право задавать вопросы.

Группа №1. Вещество издает неприятный, но не вредный запах, что отпугивает детей ( принцип посредника).

Группа №2. С одной стороны упаковка красивая, с другой отпугивающая (разделение в пространстве).

Группа №3. Коробка непривлекательная, флакон внутри нее интересный (принцип матрешки).

Контрольный ответ.

В Англии однажды был проведен конкурс на изготовление такой бутылки для хранения ядовитых жидкостей, чтобы исключить возможность случайного выпивания их взрослыми или детьми. Было предложено изготавливать бутылки- «кактусы»- колючие бутылки, легко узнаваемые на ощупь, т. к. взрослые не всегда смотрят на этикетки, а дети не захотят играть с неприятной на ощупь « колючкой».

6.Домашнее задание.

Придумать будущее системы «моющие средства»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.